Просмотр содержимого документа
«Отработка навыков выполнения учащихся контролируемых элементов содержания ВПР»
Смирнова Ю.А.
Отработка навыков выполнения учащихся контролируемых элементов содержания ВПР
Всероссийские проверочные работы - это часть комплексной итоговой оценки обучающихся. Если говорить о подготовке к ВПР, можно выделить три составляющие готовности к ним:
Информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения и т.д.);
Предметная готовность (готовность по предметам, умение выполнять задания);
Психологическая готовность (эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия). Ко всему этому детей нужно подготовить.
За многие годы учителя уже выработали определенный алгоритм работы. С чего начать подготовку к ВПР? Прежде всего, необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы, описание работы по предмету, демоверсии, методические рекомендации по подготовке к проведению ВПР и другие материалы).
Учителю необходимо самому в начале ознакомиться с критериями оценивания заданий и обращать внимание детей на выполнение задания в полном объёме. Работа по подготовке к ВПР ведётся постоянно, но не нужно часто употреблять эти магические буквы, чтобы дети ни нервничали, не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы и знания.
Подготовку к ВПР начинаем с начала учебного года, с учетом результатов проверочных работ в предыдущем учебном году. В соответствии с этим вводим в план уроков задания, подобные которым могут встретиться в ВПР.
В конце сентября проводятся входные проверочные работы. После проведения анализа этих работ определён круг пробелов в знаниях учащихся. С учащимися проводится работа над ошибками. Это тоже определенный шаг по подготовке к ВПР
При изучении предмета объясняем учащимся, какой объем материала они должны изучить, обращаем их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти. Даем учащимся возможность оценить их достижения в учебе. Обсуждая с учащимися пройденный материал, делаем акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставим перед ними учебные цели и объясняем, как достижение этих целей отразится на подготовке к ВПР. Включаем в уроки различные задания из демоверсии, т.к. подготовка к ВПР как правило осуществляется на уроке. В своей работе используем различные учебные пособия и источники. Своих учеников также приучаем работать с разными источниками информации. Самостоятельная работа – важнейшее условие успешности обучения и подготовки к проверочным работам в том числе.
Следует отметить важность выработки у учащихся умения внимательно читать предложенное задание. Очень часто ребята не прочитав задание, пытаются догадаться, что нужно сделать и упускают детали, которые при проверке влияют на оценку работы
При подготовке к ВПР используем индивидуальные и групповые формы работы, включаем разнообразные методы и приёмы. Используем тестовые работы, индивидуальные и групповые карточки, презентации, творческие задания, проекты, познавательные задачи. Все это позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.
Не секрет, что, в каждом классе есть слабые дети, которые требуют к себе особого внимания и времени. Такие дети находятся на индивидуальном контроле. Им можно организовать дополнительные занятия, в индивидуальном порядке проработать демоверсии, отдельные задания.
Прежде всего, отрабатываем навыки работы типичными заданиями: с фактическим материалом, персоналиями, умениями выстраивать причинно-следственные связи, давать определения понятиям, выделять их основные признаки. Важно научить детей работать с текстом документа, осуществлять поиск нужной информации. Эти работы проводятся практически на каждом уроке. Учим ребят работать с критериями оценки заданий. Показываем простой пример демонстрационного задания и разбираем подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание. Отдельная группа заданий касается вопросов по краеведению. Поэтому целесообразно на уроках при изучении различных исторически периодов включать информацию из истории родного края, давать детям задания (сообщения об известных земляках, памятных датах и событиях, исторических местах малой родины).
Не стоит показывать беспокойства по поводу предстоящих ВПР. ВПР, безусловно, испытание, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, Негативные эмоции заразительны. Нужно объяснять, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять. Нужно чаще хвалить своих учеников. Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Регулярно делимся с коллегами информацией по подготовке учеников к ВПР. Используя ресурсы профессионального сообщества, знакомимся с передовым опытом, идеями и разработками, применяем их на практике. Часто обсуждаем с учащимися важность здорового образа жизни. Хороший сон и правильное питание, научная организация труда вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
Важно поддерживать связь с родителями. Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждаем с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома. Также они помогут воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.
Литература:
1.Всероссийские проверочные работы. Информационный портал.
2.Стандарты образования. Электронный журнал об образовании и воспитании.