«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».
«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».
Вопрос « Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».»
«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».
м
Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.
Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно.
Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи.
Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.
К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью.
Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь.
Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.
Так что же характеризует детей коррекционных классов?
•Высокая эмоциональность
•Задержка психического развития
•Быстрая утомляемость
•Незрелость эмоционально-волевой сферы
•Педагогическая запущенность
•Трудности распределения и переключения внимания
•Конфликтность
•Неуравновешенность психики
•Трудность общения
•Низкая мотивация
•Пониженная познавательная активность
При работе в коррекционных классах учитель обязан владеть разнообразными методами и приемами, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.
На сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю правильно и эффективно организовывать работу в классах коррекции:
Технологий много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала.
Учитывая, что учащиеся классов коррекции отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.
Важно знать, что в таких классах материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой.
Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.
Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема. Но все же, какую бы технологию вы не выбрали для работы в классах коррекции, в конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.
Преимущества игровых технологий:
Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
•Осуществляются межпредметные связи, интеграцию учебных дисциплин.
•Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных
условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Недостатки игровых технологий:
Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
Игра можно рассматривать как феномен без опаски выражать эмоции;
• понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние
ресурсы;
•осваивает новые способы поведения;
• быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в
повседневной действительности обретает возможность оперативно анализировать собственные реакции.
Остановимся подробнее на некоторых коррекционно-развивающих заданиях.
Примеры заданий с опорой на жизненный опыт ребенка.
При изучении темы: «Атмосфера» можно предложить учащимся обсудить следующие проблемные вопросы:
•Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?
•Почему вода в реках летним вечером как парное молоко?
•Почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы?
•Объясните поговорку « Много снега - мало хлеба»
•Объясните слова из песни: « Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».
Географические загадки на развитие внимания:
Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли дети?
Край снегов, морозов, вьюг
Называем словом юг.
Знает каждый капитан:
Волга – это океан!
Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас – гора!
Со времен далеких и поныне
Льют дожди, как из ведра в пустыне.
Игра «Составь несколько слов из одного слова»: ученики соревнуются, кто больше знает географических терминов:
Задание «Подбор прилагательных»: на уроке вводится новое понятие, а на этапе заключения и обобщения знаний учащимся предлагается подобрать определения к термину:
Земная кора: Ветер:
Материковая - холодный
Океаническая - теплый
Твердая - сильный
Тонкая - слабый
Толстая - южный
Подвижная - северный
Задание «Собери фразу»: ребята делятся на две группы. Каждая группа получает по абзацу из параграфа, читает его и находит основную мысль. Выписывает главную фразу на бумажную полоску, выданную учителем, и разрезает на определенное количество частей. Группы обмениваются заготовками и пытаются правильно восстановить чужую фразу. Это способствует тренировке внимания и памяти.
Технология знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В последующем они активно используются учащимися в процессе обучения.
Если есть время и возможность, применяю на уроках ребусы по географии:
Эта технология облегчает восприятие, хранение и воспроизведение информации, у учащихся происходит активная работа с образами, развивается эмоциональная сфера и речь.
Физкультурная минута (разминка) по теме “Мировой Океан”, 6 класс, а также любой урок аналогичной тематики.
Останавливаю урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)
“Полный штиль!” – руки без движения;
“Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками;
“Волны сильнее!” – движение более сильное;
“Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;
Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз).
“Диктант в ладоши” для 5-7 класса. В конце фронтального опроса, для перехода к уроку, предлагаю детям выполнить “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список большим, названия произносятся громко внятно и достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города
Итак, применение разных форм и методов работы в коррекционных классах, в конечном итоге, должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и развивать самостоятельную деятельность учащихся.
Самостоятельность может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая невозможна без прочного и сознательного усвоения знаний.
Самостоятельность является основой мотивации учения, повышающей качество обучения.
Обучение географии предполагает и требует применение большого количества знаний для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета.