kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Описание обобщенного опыта работы по теме: "«Применение метода проектов в обучении географии как средства самореализации обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема опыта: «Применение метода проектов в обучении географии как средства творческой самореализации обучающихся».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Описание обобщенного опыта работы по теме: "«Применение метода проектов в обучении географии как средства самореализации обучающихся»»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


учителя географии Кумаритовой Татьяны Александровны


«Применение метода проектов в обучении географии как средства самореализации обучающихся

Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя.


Г.Галилей




1. Информационный блок


Тема опыта: «Применение метода проектов в обучении географии как средства творческой самореализации обучающихся».


Человеку, соприкасающемуся с процессом развития ребенка, дано наблюдать за самым уникальным – становлением отдельных составляющих его личности. Если учителю удается привить ребенку любовь и жажду познания,


раскрыть все то лучшее, что заложено природой, помочь, на основе этого,


полнее и ярче реализовать себя, цель обучения и воспитания будет достигнута.


Одной из самых тонких, необъяснимых и глубоких граней личности является творческая, развитие которой невозможно предсказать, сформировать до конца, в полном объеме. Этот процесс шире урока и внеклассной работы. Но именно развитие творческой составляющей личности ребенка и является для меня самым увлекательным в процессе преподавания.


В данной работе освещен вопрос использования метода проектов для развития творческой составляющей личности обучающихся. Именно в ученических проектах разного масштаба вижу неисчерпаемый источник для исследований, реализации идей, выражения эмоций.


Огромный поток информации, который обрушивается на подростка сегодня, дезориентирует и заставляет его искать способы отстранения. Научить свободно чувствовать себя в этом потоке, приобретать, отбирать,


структурировать, преподносить информацию – задача, современней которой нет. Метод проектов нацелен на решение этой задачи, на мой взгляд, как никакой другой. А в том случае, когда процессу работы с информацией задан творческий вектор, актуальность этого направления деятельности становится очевидной.

Учебными программами по географии предусмотрены определенные виды работ, наилучшим способом решения которых являлись бы ученические проекты. Потенциал географии в этом смысле неисчерпаем. Я вижу


противоречие в том, что невозможно, однако, предусмотреть в программе использование метода проектов, как невозможно заставить человека принять видение определенного вопроса как свое. При определенных четких общих методических рекомендациях по применению проектирования в учебной деятельности процесс выбора тем, форм работы, подхода к экспертизе конечного продукта будет субъективен для каждого отдельного педагога.


Побуждая учащихся заниматься созданием творческих работ, реализую и собственную потребность в творчестве. Учащиеся увлекаются и потому, что это направление является естественным и органичным для меня самой.


Цель опыта: отбор эффективных приемов и форм работы в рамках создания учебных проектов по географии для удовлетворения потребностей обучающихся в творческой самореализации.


Отсюда выделяю для себя следующие задачи:


  1. Выявить особенности использования метода проектов на уроках географии для развития творческой культуры учащихся.


  1. Использовать потенциал географии для создания творческих проектов как средства самообучения.


  1. Создать условия для реализации краеведческого принципа обучения географии через систему долгосрочных проектов.


  1. Проследить результативность использования метода проектов на разных этапах организации познавательной деятельности обучающихся для раскрытия творческой составляющей их личности.



2. Описание технологии опыта


Ведущая идея опыта состоит в том, что участие обучающихся в проектной деятельности по географии способствует не только овладению

комплексом знаний, умений и навыков по предмету, но и создает условия для творческой самореализации.


Вопрос развития творческих способностей учащихся достаточно хорошо освещен в педагогической литературе. Поясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский определял, что «творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое… творчество – необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека»[1, с.8]. Психолог Я.


Пономарев понятие «творчество» определял как «механизм продуктивного развития» и не считал «новизну» решающим критерием творчества [2, с.23].


В своей практике я придерживаюсь мысли психолога В. Моляко,


согласно которой «под творчеством понимают процесс создания чего-то нового для данного субъекта» [3,с.13]. Из этого следует, что творчество в той или иной форме не является талантом «избранных», оно доступно каждому.


Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.


ІІ и ІІІ ступени общего среднего образования как нельзя лучше подходят для формирования осознанной потребности к творчеству, к проявлению себя в творчестве, а также обобщению полученных знаний в творческой форме. Как же наилучшим образом организовать творческую работу на уроке? В процессе осознания и «примерки» различных форм организации учебного процесса,


наиболее органично я чувствовала себя при использовании технологии развития критического мышления, технологии педагогических мастерских,


технологии интерактивного обучения. Познакомившись с особенностями проектного обучения, я провела параллель с принципами работы с использованием вышеуказанных технологий и сделала вывод о том, что можно выделить общие принципы работы, согласующиеся с общими задачами географического образования.



4

«Общность дидактических принципов проектного обучения с


технологиями педагогических мастерских, интерактивного обучения, ТРКМ»


Таблица


Технология

Технология

ТРКМ

Проектное обучение

педагогических

интерактивного

через чтение и


мастерских

обучения

письмо


[4, с.189]

[5, с. 31-38]

[6, стр.8-10]

[4, c.145-146]

Принцип равенства

Принцип

Ученик –

-Принцип

всех участников

взаимодействия

полноправный

детоцентризма

образовательного

(партнерские,

субъект учения


процесса

паритетные отношения)



Принцип

Принцип

Принцип активности

-Принцип опоры на

добровольного

деятельностного

учащихся в учебном

субъектный опыт

включения в

подхода

процессе

учащихся

поисковую



-Принцип учета

деятельность



индивидуальности




учащихся

Принцип

Принцип

Принцип творческой

-Принцип

проблемности в

смыслотворчества

переработки,

свободного выбора

обучении


интерпретации

-Принцип трудной



информации

цели

Принцип

Принцип полилога и

Принцип поиска

Принцип

диалогичности

диалога

компромиссных

кооперации



решений



Согласованность этих принципов дала мне возможность сочетать элементы отдельных технологий и использовать проектное обучение не только как самостоятельную технологию, но и в рамках уроков, где я комбинирую методы работы.


В основе моей системы работы в рамках проектного обучения как средства стимулирования свободного творчества лежит следующая схема. Она демонстрирует увеличение масштаба возможного использования проектов:


Таким образом, проект может выступать как форма организации работы на уроке. Тогда он должен быть реально выполним за 20-30 минут.


Проект может являться средством для самообучения, когда ученик работает над ним дома, для закрепления темы урока. Долгосрочные проекты и проекты средней продолжительности могут быть не связаны с уроком и выполняются,

5

как правило, учащимися, осознавшими потребность в творческой деятельности как личностно значимую.


Особенностью использования метода проектов на уроках географии является необходимость учитывать возрастные особенности обучающихся. В


начальном курсе географии я только знакомлю учащихся с азами проектной деятельности. В 6-7 классах использовать этот метод мне помогают присущие этому возрасту любознательность и непосредственность. В 8-9 классе учащиеся уже более осознанно работают над проектами. Их главным мотивом, на мой взгляд, является потребность в самовыражении и желание самоутверждения.


При условии системной работы устойчивый навык самостоятельных проектных действий сформируется лишь в 10-11 классах. Данному уровню присуще выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения,


логического анализа и догадки, открытия нового способа выполнения проекта.


Этот уровень предполагает, что ребята сами определяют проблемы, намечают пути их решения с последующей самостоятельной реализацией, делают выводы, необходимые обобщения. Но даже в этом случае координирующая роль учителя сохраняется. Его задача заключается в направлении деятельности,


советах по выполнению, косвенном руководстве и создании условий для экспертизы полученного продукта.


Краткосрочные проекты, реализуемые на уроках, имеют некоторые особенности:


-они действительно краткосрочны, поэтому планируемый результат должен быть выполним в рамках одного (реже двух-трех) уроков;


-зачастую это предметные проекты, т.е. для их выполнения достаточно географических знаний и умений. Реже они являются межпредметными.


Это обусловлено тем, что география объединяет в себе знания смежных дисциплин;


-работа носит парный или групповой характер; -учитель распределяет роли при работе над проектом, особенно в 6-7


классах (это поможет сэкономить время);


6

-поскольку главной целью краткосрочных проектов является овладение в креативной форме неким знанием или умением, то не стоит предъявлять


строгие требования к оформлению результатов.


Темы проектов стараюсь предлагать разнообразные (Приложение 1.1).


Результат, продукт проектной деятельности на уроке может иметь


различные творческие формы: рисунок, маршрутный лист, схема, кроссворд,


логическая цепочка, словарь понятий по теме, отчет, сценарий рекламного ролика.


Поскольку уроки с использованием технологии критического мышления я провожу достаточно часто, особенно в старших классах, то некоторые виды работ во время урока мы с учащимися переводим в форму проекта. На стадии


вызова предлагаю сформулировать проблему, вызванную чаще всего


недостатком информации у учащихся по тому или иному вопросу. Эта проблема ликвидируется на уроке на стадии осмысления во время работы с текстом (др. источником информации), его маркировки. Но для того, чтобы поддержать познавательную активность и разнообразить виды деятельности учащихся, предлагаю на стадии рефлексии представить результаты в виде творческой работы. Особенно удачно проходят такие уроки при наличии компьютеров и доступа к ресурсам Интернет. В этом случае творческие группы могут составить до конца урока небольшие (на 6-10 слайдов) презентации.


Например, по теме «Мировое хозяйство и его отраслевая структура.


Международная экономическая интеграция» (11 класс) учащиеся в конце урока представили 2 презентации «Международные межрегиональные интеграционные союзы» и «Региональные интеграционные союзы».


Некоторые формы представления результатов на стадии рефлексии, такие как Fishbone или глоссарий, организую как проект.


Энтузиазм учащихся вызывает создание синквейна, акростиха на заданную тему. Акростих использую как парную форму творческой работы.


Например, на первом уроке в 10 классе предлагаю выразить свое отношение к



7

Беларуси в форме акростиха. Как правило, получаются довольно патетические


строки:


Богата ты людьми своими!


Есть чем гордиться каждому из нас. Легендами, преданьями живыми.


А сколько красоты и не окинет глаз! Рекой спокойной жизнь струится.

У нас уютно каждому, клянусь!


С тобою в будущее мысль стремится, родная и святая БеларусЬ!

Одной из самых продуктивных форм работы являются внутрипредметные


межкурсовые проекты. По предложению одиннадцатиклассников нами был


осуществлен проект «Лесная промышленность». Особенность построения программы по географии в 7 и 11 классе дала возможность ученикам 11 класса выступить в роли обучающих для семиклассников. Группа из 5


одиннадцатиклассников участвовала в разработке урока для 7 класса вместе со


мной. Затем на уроке они выполняли роль учителя. Остальные учащиеся 11


класса выступали как консультанты при организации парной работы.


Предлагаю технологическую карту этого урока (Приложение 1.2).


Переход от краткосрочных урочных проектов к следующей стадии –


использованию творческих проектов для самообучения – закономерный


процесс. Рамки урока ограничены, а сдержать творческий полет невозможно.


    • выделяю особенности домашнего задания в форме творческого:


– выполняется исключительно по желанию учащихся;


– носит среднепродолжительный характер (неделя до следующего урока,


две-три недели до урока обобщающего повторения);


– может быть как прикладным, так и исследовательским, однако исследование будет носить поверхностный характер;


– при необходимости на промежуточной стадии работы учитель организовывает консультации;


обязательно афишируется кратко на уроке каждый проект.



8

Так, например, учащимся задаю на дом изготовить макет вулкана,


подготовить инсценировку от имени вернувшегося путешественника, карту


«недостающего» на Земле материка. Дети увлекаются и такими простыми, на первый взгляд, проектами, как создание маршрута путешествия с кратким описанием достопримечательностей. Особенно целесообразно задавать на дом такие проекты при изучении географии материков и океанов и, конечно,


географии Беларуси. Изучение темы «Рекреационные ресурсы Беларуси» провожу на основе таких проектов. Прошу учащихся оформить свой маршрут не в виде презентации, а в виде плакатов, маршрутных листов, буклетов и пр.


наглядного материала (Приложение 1.3). На уроке происходит защита проектов. В ходе обсуждения, учащиеся-эксперты выбирают самые привлекательные маршруты. Обсуждение, порой, не менее интересно, чем сами проекты.


Самым радостным для меня является момент «рождения» задания для проекта спонтанно самими учащимися. Эту потребность детей – продолжить работу, произвести творческий продукт, я считаю самым ценным результатом уроке. Примером служит такой ученический проект, как «Азбука. Животные Австралии». Толчком к нему послужила работа на уроке по теме «Австралия:


природные зоны». Урок был спроектирован на основе технологии интерактивного обучения с использованием метода «Алфавит». Заполняя технологическую карту в виде алфавита, учащиеся подбирали на каждую букву названия уникальных животных Австралии. Некоторые строки остались незаполнены. Образовалась творческая группа, которая к следующему уроку представила проект (Приложение 1.4).


Реализация долгосрочных по продолжительности и исследовательских по характеру деятельности творческих проектов невозможна на уроке либо факультативе. Несмотря на то, что география имеет широкие возможности в плане выбора тем, сегодня востребованы темы, основанные на смежных науках,


не изучаемых в школе: краеведении, топонимике, экономике, социологии.


Поэтому чаще всего проекты, реализуемые совместно с учителем географии,


9

касаются этих направлений. Я в своей практике делаю упор на работу по


созданию творческих продуктов, посвященных родному городу.


Особенности долгосрочного проекта:


направление работы продиктовано социальным заказом (необходимостью участия в конкурсах, выставках, конференциях). Тема в рамках этого направления определяется в зависимости от интересов учащихся;


– требует более тщательного подхода к формированию групп;


– ориентирован на длительное сотрудничество учащихся и учителя;


– планируемый и конечный продукт могут существенно отличаються, т.к. только в процессе работы формируется целостная картина изучаемого вопроса;


– целесообразно вести бортовой журнал, где фиксируются идеи, промежуточные стадии работы над проектом;


– афиширование должно представлять собой торжественное мероприятие (особенно в случае, если проект создавался не для участия в конкурсе).



Создание долгосрочных творческих проектов – трудоемкий процесс,

который можно разделить на несколько основных этапов:


1.

Формирование группы.


5.

Формирование

конечного

2.

Определение объекта изучения.


продукта.


3.

Изучение

объекта,

сбор

6.

Афиширование

результатов


материала.




деятельности.


4.

Обработка

и систематизация

7.

Подведение итогов.



материала.



8.

Обсуждение планов и перспектив.


Отдельные пункты этого алгоритма могут, в процессе работы, сливаться


либо отсутствовать. К примеру, если тема исчерпана и дальнейшая работа


именно с этим объектом бесперспективна, то последним этапом является 7.


Считаю сам процесс создания определенного творческого проекта полем для


формирования творческих качеств личности (Приложение 1.5).


На первом этапе большую помощь мне оказывает психолог гимназии, с


помощью тестов и диагностик. Наблюдая за учащимися 5-11 классов на уроках,




10

делаю выводы об их способностях нестандартно мыслить, стремлении к самореализации.


Серьезным способом отбора детей для создания творческих краеведческих проектов является гимназический конкурс знатоков родного края «Город над Сожем», который долгое время проводится мной среди учащихся 8-11 классов. Мероприятие дает возможность в конкурсе творческих работ выявить учащихся, заинтересованных в изучении родного края и имеющих к этому вопросу нетривиальный подход. В результате формируется команда единомышленников, мотивированная не просто изучать свой город, но и создать новый креативный продукт.


Крайне интересным считаю работу по определению объекта деятельности. Как правило, у каждого члена группы есть какие-либо идеи. В


форме мозгового штурма эти идеи обсуждаются и обязательно фиксируются секретарем, поскольку не всегда работа по изучению какого-либо объекта своевременна. А к записанным идеям можно вернуться впоследствии. Как правило, наши творческие проекты приурочены к знаменательным датам,


событиям. Однако, как и у всех творческих людей, толчок может быть самым необычным. Например, на создание работы, посвященной гомельскому заводу


«Электроаппаратура», вдохновила покупка обыкновенного утюга. Именно «с


утюгом в руках» мы и прошли следующие два этапа: поиск и сбор материала,


его обработка и систематизация.


Иногда процесс поиска, систематизации, обработки информации


приводит к написанию исследовательской работы. Например, первоначально работа «Улицы города» задумывалась, как фотогаллерея лиц, именами которых названы улицы Советского района г.Гомеля, с краткой информацией о каждом из них. В процессе работы с информацией возникла потребность классифицировать этих знаменитых людей, провести исследование о способах увековечивания их памяти. В итоге был проведен историко-топонимический анализ, социологический опрос, и работа приобрела характер исследовательской.

11

Индикатором творческих способностей гимназистов является этап формирования и афиширования конечного продукта. Творческая группа,


работающая над проектом, занимается поиском интересного, свежего способа подачи материала. С этой целью участники проекта мной делятся на группы:


  • «теоретики» - представляют весь собранный теоретический материал;


  • «корреспонденты» - представляют результаты исследования общественного мнения и собранный фото- и/или видеоматериал;


  • «редакторы» - отбирают необходимый материал, выстраивают структуру будущего продукта;


  • «креативщики» - отвечают за творческую подачу материала, выбор средств для наиболее удачного афиширования проекта.


Являясь «генеральным директором», координирую работу всех творческих групп. Как показывает практика, в наибольшей поддержке нуждаются группы теоретиков и редакторов, т.к. им приходится работать с большим объемом материала. Что касается двух других групп, то им достаточно обозначить вектор действия, чтобы включить их креативность, побудить к творчеству. Распределение ролей позволяет максимально проявиться ребятам с разнообразными способностями.


На этапе формирования конечного продукта возникают самые неожиданные идеи о способах подачи материала. Так, для представления результата проекта по изучению ОАО «Электроаппаратура» гимназисты предложили создать видеофильм «Падарожжа ў краіну карысных рэчаў».


Другой пример креативного решения подачи краеведческого материала – создание в 2013 году проекта « букварь». Это иллюстрированное издание адресовано младшим школьникам и гостям города. Буквы алфавита представлены в виде городских достопримечательностей. Каждая страничка букваря содержит авторскую фотографию и стихотворение, посвященное данному объекту, а также его описание. Издание было оформлено и напечатано.


Параллельно теоретиками была рассчитана рентабельность выпуска таких букварей в массовом порядке. Эти наработки редакторами были

12

систематизированы. В таком виде работа приняла участие и стала призером городского конкурса инвестиционных проектов «Родному городу на процветание».


Творческие проекты по краеведению, на мой взгляд, должны быть ориентированы на широкую аудиторию. Они являются не только способом самовыражения гимназистов ІІІ ступени общего среднего образования, но и служат делу приобщения учащихся І и ІІ ступени к познанию географии, истории, культуры малой Родины.


Результативность и эффективность опыта.



В качестве критериев и показателей результативности и эффективности опыта выделены: уровень сформированности познавательной активности учащихся 10-11 классов (приложение 2.1), рост результативных выступлений учащихся на конкурсах проектов различного характера (приложение 2.2).


Из всех видов тестирований, проводимых в гимназии психологом, на мой взгляд, показательной в смысле результативности применения метода проектов является «Отношение к предметам». Знакомясь с результатами этой диагностики, традиционно обращаю внимание только на 3 вопроса. Изменение результатов за последние 2 года считаю достаточно веским основанием для оптимизма:


На каком предмете вам не скучно? Процент выборов «география» в 2013 г. вырос по сравнению с 2012 г. в 6 – 7 классах на 5% и составил 61%, в 8-9 на 4% и составил 67%, в 11 классе на 3% и составил 60%.


Домашние задания по какому предмету вы выполняете с удовольствием?


Пусть незначительно, в среднем только на 3 %, но процент выбора географии вырос.


На каком предмете вы задаете больше всего вопросов? То, что тут также




13

дети активно выбирают географию, для меня является отрадным, т.к. считаю вопрос порождением мысли, а процесс мышления – результат погружения в предмет.


То, что учащиеся все чаще по географии выбирают такой способ выполнения д/з, как творческий проект, предлагают свои идеи для проектов,


связанных с темой урока, говорит об определенной сформированности навыков проектной деятельности, динамике творческой активности.


Учащимся было предложено в стихотворной форме сформулировать основные принципы работы над творческими проектами. Теперь эти два акростиха дополняют на стенде алгоритм работы над проектом.


Проведи подготовку, спланируй, исследуй.


Работу оформи в творческом виде.


Оценив результат и источник изведав,


Если нужно, доделай, проблему увидев.


Кто сегодня творчески к делу подходит,


Тех успех и удача в жизни находят.


Проект мы для того и создавали,


Работы чтоб представить весь объем.


О том, что сделано, расскажем кратко.


Еще ответим на вопросы по порядку.


Какой получен нами результат,


То каждый в группе рассказать вам рад!


На эффективность данного опыта положительно влияют следующие


факторы:


– география представляет широкий круг проблем и возможность выбора тем на первоначальном этапе проектирования, обусловленных программным содержанием и ее связью с жизнью;


– специфические для географии методы исследования (проектирование, географический прогноз, мониторинг, сравнительно-географические, работа со статистическим материалом) являются благоприятным инструментом для реализации исследовательского этапа и этапа систематизации.


Условия, ограничивающие использование метода проектов в процессе


обучения географии:


– нехватка времени на уроке на творческую проектную деятельность вследствие перегруженности содержательного компонента географического образования;

14

– трудоемкость работы учителя при подготовке к урокам с использованием метода проектов;


– субъективизм в оценке продуктов проектной деятельности при участии в конкурсах различного уровня.


3. Заключение


При анализе эффективности использования метода проектов в


организации учебно-познавательной деятельности учащихся я пришла к


следующим выводам:


  1. Проектная деятельность по географии на уроке может принимать различные формы, использоваться на разных его этапах и стимулировать творческую самореализацию.


  1. Вершиной проектной деятельности учащихся и главным показателем сформированности проектной культуры является создание надпредметных учебно-исследовательских работ.


  1. Совместная творческая проектная деятельность учителя и учащихся способствует поиску новых форм и методов работы, самосовершенствованию всех участников процесса.


Дальнейшая работа по использованию проектной деятельности как средства творческой самореализации как обучающихся, так и самого учителя может быть продолжена по следующим направлениям: разработка проектных заданий и методических рекомендаций по каждому географическому курсу; исследование изменения уровня ценностно-потребностной сферы учащихся при использовании метода проектов в обучении географии.


Рекомендации по использованию метода проектов в обучении географии: учитывая специфику предмета и требования здоровьесбережения учащихся, на уроках использовать данную технологию фрагментарно, в виде отдельных элементов; долгосрочных проектов использовать не более 3 в течение года.


Трансляция опыта осуществлялась через серию уроков в


МБОУ СОШ№8, семинаров и мастер-классов для

учителей географии района.




Библиографический список


  1. Антонов Д.А. Развитие творческой активности учащихся при работе над математическим текстом.// Математика в школе.-1980.-№3.-С.7-10


  1. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.:


Педагогика, 1976. – 280 с.


3. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. – К.: Знание, 1978. -


46 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Татьяна Александровна Кумаритова

Дата: 27.02.2023

Номер свидетельства: 626741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства