Обобщение педагогического опыта по теме " Самостоятельная работа как один из методов обучения географии при переходе на новые ФОГС."
Обобщение педагогического опыта по теме " Самостоятельная работа как один из методов обучения географии при переходе на новые ФОГС."
При использовании метода самостоятельной работы учитель создает ситуации, заставляющие учащихся самостоятельно думать, не дает готовых решений, а помогает учащимся в поиске правильных ответов на поставленные задачи. «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению» (К.Д. Ушинский).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме " Самостоятельная работа как один из методов обучения географии при переходе на новые ФОГС."»
Обобщение педагогического опыта. Сергеева М.Е
Самостоятельная работа как один из методов обучения географии
при переходе на новые ФОГС.
Формирование самостоятельности учащихся на школьных уроках и в частности, на уроках географии, в сложившихся условиях образования, приобретает особую актуальность. В связи с переходом на новые ФГОС важнейшим методом обучения становится метод самостоятельной работы. Главная задача учителя – научить ребенка учиться, самостоятельно добывать информацию, применять полученные знания в окружающей жизни.
В педагогической литературе существует множество трактовок и классификаций понятий самостоятельной работы. Что же может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего - самостоятельно мыслить, испытывать в этом потребность, способность ориентироваться в новой ситуации, формулировать вопрос и найти способ его решения.
Сегодня мы наблюдаем у большинства детей неустойчивость внимания, слабо развитые творческие способности, познавательную пассивность, в целом, потерю интереса к учебе.
Самостоятельная работа позволяет вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся, развивать творческое мышление. В конечном счете, наряду с другими методами обучения, самостоятельная работа способствует осовремениванию урока.
Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30 %, от наблюдения явления или предмета – 50%, а от практического действия учеников с учебным материалом дают 90% усвоения материала.***
При использовании метода самостоятельной работы учитель создает ситуации, заставляющие учащихся самостоятельно думать, не дает готовых решений, а помогает учащимся в поиске правильных ответов на поставленные задачи. «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению» (К.Д. Ушинский).
Самостоятельная работа формирует у учащихся ряд умений и навыков, необходимых при переходе на новые стандарты обучения, а именно:
-отбирать необходимую информацию; изучать разнообразные источники информации;
- давать собственную оценку по изучаемой проблеме.
В своей работе, на уроках географии метод самостоятельной работы реализую через разнообразные формы обучения.
Работа с текстом.
Считаю, что это самый продуктивный метод обучения. Современный школьник, к сожалению, мало читает, порой даже параграф учебника остается неизученным. Поэтому на каждом уроке включаю обязательную работу с текстом. Например, в 10 классе при изучении темы «Страны Азии. Общий обзор» предлагаю ряд числовых данных, значение которых нужно узнать, прочитав параграф.
(38 – количество суверенных государств в Азии;
27,7 – млн. км.², площадь Азии;
3, 75 – млрд. чел, численность населения Азии
¾ - орошаемых земель мира, и т.д.)
Другой вариант этого вида работы – найти числовые значения некоторых данных. Например, 8 класс, тема «Байкал – жемчужина Сибири»:
Количество островов - …27
Максимальная глубина озера - …1620м
Длина озера - …620 км.,
Возраст озера - …15-20 млн. лет, и т.д.
Составление схем, таблиц, диаграмм, графиков.
Данная форма самостоятельной работы развивает практические умения и навыки (регулятивные УУД). Например, при изучении исследователей и открывателей материков и отдельных территорий (7-8 класс) учащиеся заполняют таблицы:
Дата открытия, исследования
Имя исследователя, открывателя
Результат исследования
Еще один из самых распространенных видов изучения подобных тем – составление докладов, рефератов, при этом формируются познавательные УУД.
Для систематизации изученного материала можно предложить учащимся заполнить схему или, более сложный вариант, самим составить подобную схему.
Пример, 6 класс, обобщение по теме «Гидросфера»:
Гидросфера
Воды суши
Изучение географической номенклатуры.
Большие возможности применения метода самостоятельной работы дает возможность работы с контурными картами. Здесь развиваются умения не только соотносить объект контурной карты с физической, но и умения графически оформлять работу, ученик приучается к аккуратности, развивается внимательность, включается зрительная память. Диапазон заданий здесь самый обширный: нанесение границ территорий, природных объектов, показ торговых, экономических связей, обрисовка экологических ситуаций и многое другое.
Творческие работы на уроках географии.
Данный вид работы способствует повышению интереса к изучению предмета, активизирует познавательную деятельность учащихся, создает ситуацию успеха, способствует повышению самооценки. Примеры таких работ следующие.
Создание географических моделей. Например, в 6 классе это могут быть модели вулкана, модель речной системы. Для этого используется самый разнообразный подручный материал: пластилин, соленое тесто и др.
Создание творческих альбомов, буклетов. Например, 9 класс, урок по теме регионального компонента «Пищевая промышленность Хакасии». Учащиеся в течение некоторого времени собирают этикетки от товаров, производимых в республики, а затем оформляют альбом. Таким образом, данную тему учащиеся осваивают практически.
Создание «геокуба». Такую работу можно применять при закреплении или обобщении материала по изучению материков в 7 классе. Ученики изготавливают куб (из любого материала, например, из картона). Каждая грань отображает пункт плана ФГП материка: рельеф, климат, растительный и животный мир, природные зоны и т.д.
Проектная деятельность.
В 6 классе, при изучении сфер Земли можно создавать проекты. При этом работать можно как в парах, так и небольшими группами. Каждая группа получает план работы, перечень, заданий, источники литературы… Учитывая тот факт, что на преподавании географии в 6 классе отводится 1 час в неделю, данный вид самостоятельной работы существенно расширяет границы изучаемых тем, способствует формированию познавательных и коммуникативных УУД. Примерные проекты: «Пять недель на воздушном шаре», «Две тысячи лье под водой», «Дневник несостоявшегося путешествия».
Самостоятельная работа с использованием ИКТ.
Обучение с использованием ИКТ – активный метод, в процессе которого учащиеся решают не только поставленные цели, но и получают необходимые навыки работы с компьютером, с различной информацией. Особой популярность у учащихся пользуется создание электронных презентаций, видеороликов. В качестве контроля – можно использовать электронные тесты, что позволяет сразу выставлять оценку, независимую от учителя.
Таким образом, самостоятельная работа, как метод обучения позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность. Вместе с этим дает возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания. Самостоятельная работа позволяет формировать метапредметные и личностные результаты, веру в себя и высокую самооценку при стремлении к постоянному росту.
Литература
Ёсипов Б.П. «Самостоятельная работа учащихся на уроках».- М.:Учпедгиз, 1961.
Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении». – М, 1980
Учителю – Стандарты образования – Начальная школа – Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.