Обобщение опыта работы по теме "Личностно ориентированное обучение на уроках географии и во внеурочное время"
Обобщение опыта работы по теме "Личностно ориентированное обучение на уроках географии и во внеурочное время"
В основе личностно - ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделённого своим неповторимым субъективным опытом. Содержанием термина «субъективный» фиксируется принадлежность опыта конкретному человеку без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции общественного исторического познания. В рамках этого подхода ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Следовательно, образование – это не только обучение (воспитание), но и учение как особая индивидуальная деятельность ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Личностно ориентированное обучение на уроках географии и во внеурочное время" »
Будасова Елена Валентиновна
Управление образования
муниципального образования Ленинградский район
муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия
Автор опыта:
Будасова Елена Валентиновна
учитель географии
высшей квалификационной категории
2012 год
Содержание.
Сведения об авторе. 3
Условия возникновения опыта. 4-5
Актуальность, цель, задачи, средства, формы, методы и условия опыта. 5-6
Теоретическое обоснование опыта. 6-7
Технология опыта. 8- 17
- Формирование устойчивой мотивации к учению. 8
- Факторы, влияющие на познавательный интерес. 8- 10
- Дифференцированный подход к учащимся на уроках географии. 10-11
- Виды ученической деятельности на уроках географии при
личностно ориентированном обучении. 11-12
- Отслеживание результатов. 13-17
6. Результативность опыта. 17
7. Перспективы развития опыта. 17
8. Библиографический список. 18
9. Приложения к опыту. 19
…Человеку трудно с достаточной быстротой
ответить «да» или «нет». А почему?
Потому что самое трудное для человека
- это сделать выбор. Даже самый
маленький выбор для него –
микро- трагедия. А почему?
М. Анчаров.
Однозначно ответить на поставленные писателем М. Анчаровым вопросы, означало бы решить проблему поиска общего для всех смысла жизни. Как показывает опыт мировой философии, окончательно решить её нельзя, но отказаться от поиска – невозможно. Обучение этому поиску составляет одну из основных задач современной педагогики, решение которой облегчает бесконечный путь познания. Личность ищет смысл своей жизни, познавая различные смыслы бытия, обогащается, наполняясь культурой, т.е. всем тем, что было создано специально для развития человека.
Условия возникновения опыта.
Гимназия была основана в 1993 году на базе Ленинградского педагогического колледжа. В настоящее время является частью Сельского центра непрерывного образования и творческого развития личности: Детский сад «Лучик» - Прогимназия – Гимназия – Ленинградский государственный педагогический колледж. Ежегодно гимназию посещают около 320 учащихся (14 классов-комплектов). Двухэтажное здание гимназии постройки 1908 года расположено в центре станицы Ленинградской. Все 15 учебных кабинетов учреждения оснащены современными техническими средствами обучения и наглядными пособиями. В 2006 году муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия – победитель конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, получила грант в размере 1000000 рублей, что позволило значительно улучшить материально-техническую учебную базу: приобретено 3 интерактивных предметных кабинета, кабинет русского языка и литературы, 2 кабинета английского языка, кабинет математики, кабинет истории и обществознания, кабинет МХК и много другой современной техники. В 2008 году гимназия повторно приняла участие в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и стала победителем.
Ведущее направление гимназии — гуманитарное образование. Оно представлено:
* увеличением количества часов русского языка и литературы;
* введением дополнительных учебных дисциплин (риторика, русская словесность, стилистика и культура речи).
С 2004 года гимназия участвует в эксперименте по введению профильного обучения.
I этап (2004-2005 уч. год) - в эксперименте участвуют учителя и учащиеся 9-х
предпрофильных классов;
II этап (2005-2006 уч. год) -в эксперименте участвуют учителя и учащиеся 9-х и 10-х кл.;
III этап (2006-2007 уч. год) - в эксперименте участвуют учителя и учащиеся
9-х, 10-х и 11-х классов. Предпрофильное обучение на второй ступени и “мягкое” профилирование учебных дисциплин на третьей ступени обучения осуществляется по двум направлениям: гуманитарное, естественно-математическое.
Ежегодно выпускники гимназии успешно проходят итоговую аттестацию, показывая высокие результаты ЕГЭ.
В 2005-2006 учебном году, участвуя в конкурсе инновационных проектов, гимназия получила статус краевой экспериментальной площадки по теме «Совместная деятельность гимназии и семьи по творческому развитию и самореализации учащихся». Процесс внедрения проекта осуществляется через проведение мероприятий в соответствии с системой развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности в условиях организационного взаимодействия микросоциума.
В гимназии создаются условия для формирования у школьников потребности к саморазвитию через обучение исследовательской деятельности:
осуществляется работа творческих мастерских при методических объединениях, где реализуются содержание и организационные формы, направленные на обучение гимназистов исследовательской деятельности;
продолжается работа научного общества «Сократ».
Дополнительное образование в гимназии является логическим продолжением учебного процесса и позволяет расширить поле свободного выбора учащихся в соответствии с их потребностями и интересами. Включение учащихся в дополнительное образование повышает их общекультурный уровень, углубляет знания учащихся в различных областях.
Актуальность выбора темы обусловлена
модернизацией образования, где одним из направлений является качество знаний, связанное с повышением эффективности обучения по предметным дисциплинам;
переходом на новый Базисный учебный план 2004 года;
введение новой формы итоговой аттестации учащихся – ЕГЭ;
Цель:
воспитание личности, способной к творческой, самостоятельной деятельности через современные информационные технологии, интерактивные формы и методы обучения и развития.
Задачи:
дать систему прочных знаний и умений;
сформировать навыки диалогового общения, работы в группах;
развить интерес к исследовательской деятельности;
дать возможность каждому ученику реализовать свои способности.
Средства:
материальная база кабинета;
учебно-методический комплекс по географии.
Формы:
традиционные и нетрадиционные творческие;
самостоятельная работа;
уроки – семинары, деловые игры, конференции, путешествия и так далее.
Методы:
метод дискуссий;
метод проектов;
метод проблемного изложения материала;
интерактивный метод;
исследовательский метод.
Условия:
Индивидуальный, дифференцированный подход и подбор новых интерактивных форм учебных занятий и специальных развивающих заданий.
Теоретическое обоснование опыта.
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения Якиманской Ираиды Сергеевны особое значение придаётся такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова почти не учитывается, игнорируется – субъективному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социально-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Субъективность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребёнка. Её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъективного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.
Способ учебной деятельности – это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.
В способах учебной работы отражается субъективная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребёнка, то её методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует учитель на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.
Нами было проведено анкетирование среди старшеклассников. Хотя треть учащихся на вопрос «Как, на Ваш взгляд, нужно организовать учебный процесс, чтобы было интереснее учиться?», ответили: «Мне и так интересно», или «Меня всё устраивает», были и такие предложения:
проводить больше игровых уроков, конкурсов и викторин;
показывать видеофильмы по тематике уроков и использовать другие современные средства обучения;
применять тестовую форму опроса;
проводить больше творческих заданий.
А ведь если разобраться, ребята желают раскрываться лично, а не в общей массе. А это и есть основная мысль личностно - ориентированного обучения.
По анкетам учащимся больше нравятся игровые формы, поисковые задания и групповые формы работы на уроках. Задания творческого характера даются ребятам не часто. Это понятно, ведь нужно понимать и принимать точку зрения учащегося, пускай даже и неверную. А это всегда сложно (приложение 1).
Технология опыта.
Современность диктует необходимость изменить установившуюся систему образования. Раньше на изучение сложной темы отводилось 10 часов, и этого было достаточно, чтобы практически все учащиеся её усвоили хорошо; сейчас же это количество сократилось вдвое или даже больше; раньше ученику достаточно было послушать учителя на уроке и прочитать дома учебник – он сможет ответить на вопросы учителя так как необходимо, сейчас, как правило, учебники мало в этом могут помочь и требуется использовать дополнительные средства обучения ; раньше мы в основном требовали пересказ материала, так как все экзамены проводились в устной форме и необходимо было научить ребёнка правильно излагать свои мысли, сейчас же устная форма заменена на письменную, тестовую , где от ученика требуется запоминание большего объёма информации, способности его обобщить и умение выбирать главное и нужное. Учиться стало намного труднее, а учить?
Всё чаще мы, учителя, говорим, что заинтересовать детей трудно, им ничего не нужно, они ничего не хотят. А действительно ли это так?
В основе личностно - ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделённого своим неповторимым субъективным опытом. Содержанием термина «субъективный» фиксируется принадлежность опыта конкретному человеку без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции общественного исторического познания. В рамках этого подхода ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Следовательно, образование – это не только обучение (воспитание), но и учение как особая индивидуальная деятельность ученика.
Основная цель личностно ориентированного обучения – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Поэтому учебные предметы, которые наряду с тем, что остаются объектами изучения, всё больше становятся средствами развития учащихся. Задача школы учить не столько фактам теории, сколько общим методам мышления, повышать развивающий эффект обучения.
Формирование устойчивой мотивации к учению.
Цель современной педагогики заключается в воспитании всесторонне-развитой личности и в развитии познавательной деятельности школьников.
Для успешного усвоения новых видов познавательной деятельности, необходим мотив. Если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, необходимо завлечь учащихся.
Мотивация - установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения (способность воспринимать информацию, слушать, осмысливать, запоминать).
Мотивы - внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию: желание, стремление учиться и так далее.
Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю.
Если у ребенка появляется интерес к предмету, то развиваются и мотивы к учению.
Факторы, влияющие на познавательный интерес
Содержание предмета Личность учителя Средства обучения
Познавательный интерес
к предмету
Методы обучения
Формы организации обучения
Другие факторы
Виды познаватель-
ной деятельности
Материальные условия обучения
Итак, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на:
1) Разъяснение школьникам практическогозначения географических знаний, их роль в повседневной жизни каждого человека (прогнозы погоды, сведения о плодородии почвы, ориентирование в пространстве, а также по плану и карте, читать карты различного содержания).
Мотивацией учебной деятельности может служить опора на знания и умения, приобретенные в жизни: при работе на огороде; наблюдения за погодой; ориентирование по народным признакам.
2) Ознакомление школьников с профессиями, для которых необходимы знания географии (геологи, метеорологи, гидрологи, работники транспорта, экологи).
3) Привлечение внимания школьников необычными фактами,процессами, феноменами природы. Это все возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, любознательность, пробуждает эмоциональную сферу личности (образование нашей планеты; землетрясения; цунами; миражи).
4) Привлекают учеников и исторические факты (история географических путешествий и открытий; изучение судеб народов; развитие отдельных территорий).
5) Большую роль в мотивации играет организация учебнойдеятельности с различными источниками информации: учебники, карты, справочники, приборы, гербарии, коллекции горных пород. Всё это материальное обеспечение способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи.
6) Методы обучения также влияют на мотивы учения (частично-поисковый, исследовательский, создание проблемной ситуации), побуждают школьников к активной деятельности.
7) Немалое влияние оказывает на мотивацию и личность учителя, его мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов учеников.
8) Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит проблемное обучение, которое в методике географии рассматривают как принцип, подход к обучению. Необходимо чтобы учащиеся умели добывать знания самостоятельно, находя при этом сначала способы их получения. Возникает у школьников познавательная потребность - самый эффективный мотив, побуждающий его к учению.
Проблемное обучение – обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся.
9) Еще одно направление создания мотивации – увеличение информативной емкости урока. В начале каждой темы я обрисовываю общую картину всей темы, рассказываю о связи отдельных частей между собой, раскрываю практическую значимость, роль новых знаний в целостной картине мира.
10) Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. На своих уроках использую нестандартные способы контроля за результатами обучения: зачеты по контурной карте, тестирование разного содержания, взаимопроверка, самопроверка, устные и письменные фронтальные опросы.
Таким образом, мотивация учебной деятельности обеспечивает понимание ценности географических знаний, ведет к сознательному отношению к их усвоению, вызывает эмоциональный подъем, облегчает формирование познавательных интересов и в целом всей учебной деятельности школьников.
Дифференцированный подход к учащимся на уроках географии
Каждый ребенок – индивид, значит, и подход к каждому ребенку на уроке должен быть индивидуальным.
Дифференцированный подход – это особый подход учителя к различным группам учеников, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему, сложности, методикам, приемам и так далее.
Схематично всех учащихся можно разделить на группы (в личностных проявлениях с точки зрения учителя):
Дифференцированные группы учащихся
Ученики- отличники
Способные ученики
Хорошие ученики
Конфликтные ученики
Неопределённые ученики
Ученики- отличники, сотрудничающие с учителем. Гордость учителя. Учитель доверяет этим ученикам, надеется на них.
Ученики этой группы являются лидерами в классе и моими помощниками по работе с отстающими учащимися. Они помогают отстающим ребятам. Общаясь со своими одноклассниками, «отстающие» учащиеся становятся уверенней, ведь ни каждый ребенок находит в себе смелость сказать учителю о том, что ему не понятно (стесняются).
Ученики, которых учитель считает способными, но в определенном смысле трудными (недисциплинированные, работающие не систематически, не использующие свои природные задатки).
Таких учеников стараюсь чаще загружать дополнительными заданиями и систематически спрашивать, даю важные поручения в виде индивидуальных заданий
Хорошие ученики, благодарные учителю за каждое проявление симпатии и помощи, но считающиеся малоспособными.
Таким учащимся даю посильные задания, чтобы они не потеряли уверенность в себе и сохранили уровень успеваемости.
Конфликтные ученики, с которыми возникают противоречия. На уроке ими можно управлять только зная их психологические особенности.
Наблюдая за их состоянием, делаю выводы о работе с данными учащимися (либо дать отвечать устно, либо дать индивидуальное задание).
Неопределенные ученики, не привлекающие внимание учителя. Но я стараюсь, чтобы таких ребят у меня не было.
Чтобы лучше узнать каждого ученика, я выделяю консультационные дни. В эти дни учащиеся могут прийти по любому вопросу: не поняли тему; желают получить дополнительную оценку; пересдать зачет и тому подобное. В такой неофициальной обстановке дети раскрепощаются и нет никаких преград для общения.
Постоянные наказания, недооценка, выговоры, демонстративное проявление недоверия не способствуют успешному развитию способностей у учеников. Чтобы успешно шло изучение темы, развитие интереса у ребят необходимо продумывать задания для каждой группы учащихся. Используя задания, соответствующее реальным возможностям школьников, учитель вселяет уверенность у учеников в свои силы (даже в самого слабого ученика), побуждая тем самым у него желание учиться. Однако, если все время давать более слабым ученикам легкие задания, нельзя рассчитывать на их рост и на переход в группу, стоящую на ступень выше. Поэтому одно и тоже задание может выполняться самостоятельно одной группой учащихся и при помощи учителя – другой группой учеников. На проверочных и зачетных уроках я стараюсь давать дополнительные задания (вопросы) для более сильных ребят, и если «средний ученик» пытается эти задания выполнить, значит, процесс обучения в действии. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из слабой группы в более сильную.
На современном уроке учитель должен перестать ориентироваться на «среднего ученика» и стараться так вести обучение, чтобы создать оптимальные условия для развития и продвижения, как сильных учащихся, так и слабых школьников к более высоким целям.
Виды ученической деятельности на уроках географии
при личностно ориентированном обучении.
При личностно ориентированном подходе в обучении используются различные виды ученической деятельности на уроках, но я отдаю предпочтение следующим:
игровая форма, она всегда приветствуется, но при личностно ориентированном обучении это больше будет не совместная игра по командам, а ролевая, при которой каждый учащийся может высказать свою точку зрения. К тому же, предлагаемые мною темы всегда применимы в жизни, так как именно это прививает интерес к предмету и стремление к познанию. Например, в 6 классе – фрагмент урока «Условные знаки» - работа «Письмо домовёнка Кузи»(приложение 2); в 7 классе – урок обобщающего повторения в форме ролевой игры «Конференция по материку Африка»; 10 класс – урок по странам Зарубежной Европы «Туристическое бюро предлагает…» (приложение 3);
групповая форма – но отличие этого метода от традиционного состоит в том, что группы формируются по способностям – слабые, средние и сильные. При этом и задания даются разного уровня сложности, который соответствует реальным возможностям школьников. Таким образом вселяется уверенность учеников в свои силы ( даже в самых слабых), побуждая тем самым у них желание учиться. Но при этом я всегда учитываю, что если всё время давать более слабым ученикам лёгкие задания, нельзя рассчитывать на их рост и переход в группу, стоящую на ступень выше. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из слабом группы в более сильную. К тому же применение групповой формы способствует раскрытию и творческого потенциала учащихся. Например, в 8 классе у меня уже стали традиционными уроки – экскурсии по заповедникам России, где ребята получают задания и о хорошо известныхохраняемых территориях (для слабых ребят) так и о мало знакомых ( задание сильным ребятам). Итогом их работы является целая книга «По местам заповедным» (приложение 4).
самостоятельная работа, но в отличие от традиционной формы, я применяю разно - уровневые задания. Каждый учащийся может выбрать для себя задание по своим силам и способностям. Конечно, бывает так, что сначала ребята выбирают либо слишком сложные вопросы, завышая свою самооценку, или наоборот, слишком простые, если ребёнок не уверен в своих силах. Но периодичное применение этого метода со временем всё расставляет на свои места, и ребята впоследствии правильно оценивают свои возможности. Этот метод я очень часто применяю в 8-х и 9-х классах (приложения 5).
Развитию самостоятельности очень способствует использование современных информационных технологий и интерактивных форм обучения, которые позволяют разнообразить и объяснение нового материала, и осуществление обратной связи (приложения 6). Часто на своих уроках я применяю готовые мультимедийные уроки:
в частности – тестовую форму контроля, предлагаемую ими;
практические задания;
а так же создаю свои собственные презентации и флипчарты для интерактивной доски.
Такая форма работы очень увлекает ребят, и они сами через время тоже создают свои презентации и флипчарты, подготовка которых подразумевает использование и сети Интернет. Материалы Интернет я применяю и в течение уроков, благодаря тому, что в моём кабинете есть возможность выхода напрямую в эту информационную сеть.
Особого внимания заслуживают проблемные задания исследовательского характера, которые позволяют развивать логику учащихся, применять полученные знания, умения и навыки на практике, чувствовать практическое значение изучаемых предметов и явлений. Наиболее удачно это проходит при изучении объектов на местности в 7-х и 8-х классах, когда ребята исследуют окружающую среду и выявляют степень антропогенного влияния на неё (приложения 7, 8).
Отслеживание результатов.
Контроль уровня усвоения содержания образования, достигнутого учащимися, является неотъемлемой составной частью процесса обучения вообще и географии в частности.
Учебный процесс – это взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Учитель осуществляет обучающую деятельность, воздействует на учащегося. Испытывая это воздействие, ученик в результате учебной деятельности, переходит в качественно иное состояние, характеризующееся усвоением некоторого объема материала. Для продолжения учебного процесса учителю необходима информация о новом состоянии ученика. Единственный способ получения такого рода информации – осуществление проверки и контроля, или «обратной связи».
Таким образом, проверка и контроль, замыкая круг взаимодействия учителя и учащегося, являются важнейшим звеном учебного процесса. Без «обратной связи» учитель не может адекватно руководить учебной деятельностью учащегося.
Проверка носит не только контрольную, но и обучающую и развивающую функции. Во время ответа школьник учится логически мыслить, развиваются его воображение, внимание, другие познавательные процессы. Результаты обучения являются одним из главных критерием качества образования.
Познание – вид деятельности. Всякая деятельность представляет собой некоторую совокупность действий. Усвоенные учащимися действия должны быть результатами обучения, а значит, и главными объектами контроля.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ПРОГНОЗИРОВАТЬ
НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ
ОПИСЫВАТЬ
ОПРЕДЕЛЯТЬ (ИЗМЕРЯТЬ)
ОБЪЯСНЯТЬ
Это действия, которые должны выполнять учащиеся на уроках географии. Рассмотрим примеры некоторых действий:
Называть и показывать: виды горных пород, источники питания рек, основные области оледенения, старо- промышленные районы мира и т. д.
Однако чтобы назвать или показать по карте различные географические объекты, необходимо, прежде всего, знать это. Таким образом, фактически на этом уровне проверяется знание, а не действие.
Определять (измерять): азимут, географическое положение объектов, особенности размещения отраслей хозяйства, коэффициент увлажнения по картам и т. д.
Данные действия носят общий характер. Учащиеся показывают умения работать с различными источниками информации, определять тенденции развития объектов и явлений.
Описывать: деятельность ледников, миграционные процессы отдельных стран, погоду в циклонах и антициклонах..
Для выполнения этого действия необходимо существование в сознании учащегося соответствующих представлений или образов. Представления как результат чувственного познания являются, наряду с фактами, составной частью эмпирических знаний.
Объяснять: влияние оледенения на природу Земли, воздействие теплых и холодных течений на климат, изменение ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Здесь подразумевается способность учащегося раскрывать причинно-следственные связи, которые являются одним из важнейших компонентов теоретических знаний.
Прогнозировать: изменение природных объектов под воздействием человеческой деятельности; темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира.
Данное действие, является наиболее сложным, замыкает систему требований к подготовке учащихся. Здесь идет речь об обоснованных прогнозах, которые можно осуществить, имея в виду современное состояние объекта, или явления, а также тенденции его развития. Без знаний этого прогнозирование невозможно.
Таким образом, четыре из пяти действий, которым должны овладеть учащиеся основаны на знании. Но в одних случаях проверяется знание на уровне воспроизведения информации («называть»); в другом на уровне понимания («объяснять»), и наконец, применять знания, осуществляя действия «прогнозировать».
В методике преподавания географии сформировалась позиция, согласно которой необходимо использовать различные формы и способы проверки. При их сочетании образуются основные виды контроля, как устные, так и письменные.
Как уже говорилось выше, учебный процесс подразумевает взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося. Оценить знания учащегося, полученные на уроке – это значит, получить «обратную связь». Без обратной связи нет результатов, а значит, могут появиться пробелы в знаниях
Чтобы разнообразить учебный процесс, необходимо разнообразить формы контроля.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНТРОЛЯ
УСТНЫЕ СПОСОБЫ
ПИСЬМЕННЫЕ СПОСОБЫ
ЗАЧЕТЫ ПО КАРТАМ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
ТЕСТИРОВАНИЕ РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ
ВЗАИМОПРОВЕРКА
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Рассмотрим некоторые формы контроля.
Индивидуальный устный опрос. Школьник имеет возможность доказательно и лаконично построить свой ответ, выразить свою личную точку зрения.
Фронтальный устный опрос. Эта форма контроля позволяет вовлечь в беседу большинство учащихся. Беседа проходит оживленно, никто из ребят не расслабляется: «Вдруг и меня спросят!?».
Зачет по картам. Чтобы владеть общей географической информацией, давать характеристику стране, континенту и т. д. необходимо знать карту. Учащемуся предлагается выйти к доске и показать на карте географические объекты, которые называют учащиеся класса. Такую работу можно проводить в любой параллели: 6 класс - проверяются знания крупных форм рельефа; 7 класс – проверяются знания физических географических объектов по континентам (горы, равнины, реки, моря); 8 класс- географические объекты России (формы рельефа, внутренние воды, моря и океаны, омывающие Россию); 9 класс – состав экономических районов нашей страны, крупнейшие промышленные центры); 10 класс – проверяются знания политической карты мира.
Взаимопроверка. Такую работу удобнее проводить в паре с соседом. Эту форму я использую при проверке определений, знания фактического материала, или номенклатуры.
Письменная проверочная работа. Эта форма позволяет проверить глубину знаний по конкретно заданным вопросам, которые помещаются на доске. Учащиеся имеют возможность последовательно и четко изложить свои знания на бумаге за определенный промежуток времени.
Тестирование. Данная форма имеет широкое распространение в современной школе, так как направлена не только для проверки фактического материала, но и на подготовку к ЕГЭ. Кроме того эта форма не требует больших временных затрат на проверку. Но нельзя забывать, что тесты ни в коем случае не должны проводиться на слух, у каждого ребенка тест должен лежать перед глазами.
Фронтальная письменная работа. Данная работа рассчитана на быстрые односложные ответы. Учащимся диктуются вопросы, на которые необходимо быстро отвечать на бумаге. Такую работу можно проводить при проверке терминологии или каких-либо географических или исторических фактов.
Географический диктант. Это письменная форма зачета по карте. Учитель диктует под номерами географические объекты, а учащиеся обозначают эти объекты на карте цифрами. Такая форма экономит время зачета и быстро проверяется.
Индивидуальная работа. Эта форма работы может проводиться как в устной форме, так и в письменной. Учащимся предлагается подготовить устно индивидуальное сообщение или доклад и выступить с ним на уроке. Либо предлагается написать реферат или доклад и также выступить с ним на уроке. Такой вид работы развивает умения работать с дополнительными источниками информации: энциклопедии, справочники, газеты и т.д.
Таким образом, используя различные формы контроля, урок становится оживленным (скучать некогда) и результативным.
Идя на мой урок, каждый учащийся знает - «Опрос будет! Вот только в какой форме?» Поэтому готовиться к уроку стараются всегда.
Результативность опыта:
повысился познавательный интерес и активность учащихся (до 86 %);
увеличилась заинтересованность учащихся к образовательному процессу;
- увеличилось число учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью
улучшился результат участия гимназистов в научно-практических конференциях разного уровня (приложение 10):
2010-2011 г. – 1 призёр краевой конференции
«К тайнам природы»
2011-2012 г. – 1 призёр краевой конференции
«К тайнам природы»;
- 3 призёра районной
научно-практической конференции
учащихся «Эврика»
- 3 призёра зональной
научно-практической конференции
учащихся «Эврика»
2012-2013 г. – 1 призёр районной
научно-практической конференции
учащихся «Эврика»
Перспективы развития опыта:
перевести диалоговую форму общения с учащимися в процессе обучения на более высокий уровень;
воспитывать личности, способные к творчеству и самостоятельной деятельности;
накапливать методический и дидактический материал по применению современных информационных технологий (приложение 11).
Библиографический список.
С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина «Современный урок». Часть 1: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей ОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК.; издательство «Учитель», 2005г., 286 стр.
С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина Современный урок. Часть 2: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей ОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК.; издательство «Учитель», 2005г., 288 стр.
Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии»: учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации; редакция «Народное образование», Москва, 1998 г., 256 стр.