Номинация: Лучшее профориентационное мероприятие Внеклассное мероприятие «География в профессиях»
Номинация: Лучшее профориентационное мероприятие Внеклассное мероприятие «География в профессиях»
Я, Никитина Любовь Анатольевна, учитель географии, представляю разработку внеклассного мероприятия по географии «География в профессиях»
В целях изучения, распространения и внедрения педагогического опыта мною было проведено внеклассное мероприятие по географии состязательного характера, игра проводилась между командами учащихся 8 - 9 классов. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всех учащихся, позволяет детям раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Данная форма дала возможность оптимально использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Номинация: Лучшее профориентационное мероприятие Внеклассное мероприятие «География в профессиях»»
«Основная общеобразовательная школа № 13» - филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя образовательная школа №7 имени Героя Советского Союза
Петра Акимовича Рубанова».
Городской конкурс методических материалов
«Мастерская профориентации – 2023»
Номинация: Лучшее профориентационное мероприятие
Внеклассное мероприятие «География в профессиях»
Целевая аудитория: учащиеся 8- 9 классов
Выполнил: Никитина Л.А.,
учитель географии
Аннотация
Я, Никитина Любовь Анатольевна, учитель географии, представляю разработку внеклассного мероприятия по географии «География в профессиях»
В целях изучения, распространения и внедрения педагогического опыта мною было проведено внеклассное мероприятие по географии состязательного характера, игра проводилась между командами учащихся 8 - 9 классов. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всех учащихся, позволяет детям раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Данная форма дала возможность оптимально использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой.
Цель проведенного внеклассного мероприятия: активизация деятельности и повышение заинтересованности у учащихся к предмету география. Как педагог я предполагала решить следующие задачи:
Расширять знания учеников по курсу географии.
Формировать у учащихся умения работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению.
Оценить уровень знаний через игровые ситуации.
Мероприятие проводилось на базе основной школы № 13, в кабинете географии, где были предоставлены учащимся все условия для решения поставленных задач.
Учащиеся были поделены на три команды, в каждой команде присутствовали представители каждого класса для того чтобы суммы знаний в каждой команде были равны. Жюри подсчитывали заработанные баллы.
Игра - соревнование состояло из семи этапов знакомства с профессиями, каждая команда заполняла свой маршрутный лист.
С учащимися осуществлялась групповая форма работы, поэтому во время поиска решения задач каждый ученик - это не пассивный наблюдатель, а активный участник игры. Работая в группах - командах, учащиеся должны не только назвать правильный ответ задачи, но и обосновать его, что способствует развитию логического мышления учащихся и их речи.
Задачи подобраны таким образом, чтобы прослеживалась связь между их содержанием и выбранной формой игры.
Каждая команда перед игрой выбирала название, девиз, проявляя при этом творческую смекалку и чувство юмора. В ходе игры ведущая (в роли которого была я) вела переговоры с представителями команд. Таким образом, еще и проигрывается жизненная ситуация, формируются навыки социализации личности.
Интенсивность хода игры в целом была активной, позитивной и достигалось за счет скорости ответа на вопросы, временного регламента, внимание учащихся сосредотачивалось на каждом вопросе и задании.
Были реализованы условия для достижения развивающих целей, а именно во время игры учащиеся были активны, смекалисты, сообразительны и стремились быть лидерами и выиграть приз. Также, я думаю, удалось достичь воспитательной цели, так как, безусловно, у учащихся пробудился интерес к географии в ходе состязания.
Содержание самой игры в свою очередь полностью отвечало требованиям темы мероприятия. Что же касается своего профессионального видения, то я достаточно ответственно подошла к подготовке теоретической составляющей мероприятия – подготовила вопросы и задания с учетом пройденного материала и возраста учащихся.
Все цели были достигнуты по итогам реализации мероприятия за счет стремления каждой из групп к победе, активности самих учащихся и умелом направлении деятельности учеников. Исходя из общих результатов, оцениваю проведенное мероприятие положительно. Идея соревновательно - игровой формы проведения географического занятия будет хороша не только как форма внеклассного мероприятия, она подойдет для любого урока - соревнования с учениками 8 - 9 классов.
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Пояснительная записка
В настоящее время важнейшим социальным требованием к образовательной организации является ориентация образования не только на усвоение обучающимися программного материала, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цель современного образования - развитие личности школьников, а чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность.
В этой связи определены задачи: вооружить школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, создать условия для присвоения ребенком ценностных ориентаций: труд, творчество. Включение учащихся на уроке в решение комплекса познавательных задач, основанных на применении и взаимодействии различных видов деятельности, представляет собой вектор их развития (личностного, умственного, коммуникативного, социального).
Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит школьному учебнику географии.
Актуальность
География - основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. Чтобы поднять престиж географии нужно культивировать профессию географа, способствовать достижению обществом понимания того, что действительно «без географии вы нигде!»
Цели: помочь учащимся в профессиональной ориентации, расширить круг представлений о профессиях посредством школьного предмета «география». Задачи: познакомить учащихся с профессиями, связанными с географией, расширив тем самым представления о применении знаний по данному предмету в различных сферах деятельности.
Методические рекомендации: В ходе предварительной подготовки класс делится на три группы, каждая из которых готовит проект о профессии, связанной с географией.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, заготовки для заданий даны в приложении к сценарию.
Планируемый результат: Внеклассное мероприятие - путешествие по миру профессий, связанных с географией даст учащимся импульс для обдумывания вопроса о будущей профессии. Выбор профессии - дело ответственное, к нему нужно относиться сознательно, и задумываться над своим будущим никогда не рано.
Своевременно оказанная профориентационная помощь учащимся выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно-воспитательного процесса. Такие внеклассные мероприятия, помогают направить работу на становление профессионального самоопределения учеников, формирование профессиональной мотивации, развитие умений осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Основная часть
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие ребята и гости!Сегодня у нас необычная встреча! Вы на пороге невероятных открытий. Да, да не удивляйтесь, ведь взрослая жизнь и выбор профессии - это мир открытий.
Профессий много на Земле,
Но выбирай любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая важна.
Если вы в душе романтик, хотите много путешествовать, познавать природу во всех ее проявлениях, наслаждаться красотой земных ландшафтов, то какая наука вам поможет, ребята? Верно – география. Я предлагаю вам послушать Гимн географов – «Глобус».
Показ видеоролика «Глобус». В конце учитель на «дереве профессий» на корень ставит табличку география.
Введение в тему внеклассного мероприятия.
О том, как важно не ошибиться в выборе профессии, вы, конечно, знаете. Невыносимо, когда работа бывает в тягость, не приносит удовлетворения. Есть притча об отношении к труду.
Один путешественник во время долгого пути встретил людей, которые по дороге несут камни. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь?» Мужчина ответил: «Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой!». Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением ответил, что он строит собор.
Беседа с классом.
Как вы поняли смысл притчи?
- Ребята, а вам нравится география? Поднимите, пожалуйста, руки те, кому нравится.
- А в будущем вы бы хотели связать свою жизнь с географией?
Кто желает, поднимите руки.
- Кто планирует сдавать экзамен по географии?
Учитель: В этом году из 31 девятиклассников, 29 сдают географию. Но они задают себе вопрос: «Кем я могу стать в будущем?».
С 1 сентября 2018 года в школах по инициативе В.В. Путина запущен профориентационный проект «Билет в будущее».
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (о профессиях)
- Правильно, тема «География в профессиях»
(на слайде выходит тема «География в профессиях»).
Какую цель мы поставим перед собой?
(Ответы детей: изучить профессии, связанные с географией).
Учитель: География – одна из интереснейших наук в школьном образовании. Современная география превратилась во множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки. Две ветви единой географии, физическая и общественная, состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50.
- Ребята! Какие профессии вы знаете, связанные с географией?
(ребята перечисляют)
Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет, тропинка твоя- Это тебе доказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли, Может, ты станешь железо ковать. Вырастешь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны – Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе, Поверь в свои силы, в победу поверь.
Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об особенностях их труда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии. Сегодня мы узнаем, какие профессии связаны с географией, где могут быть необходимы географические знания. Но сначала давайте поговорим о том, что такое профессия и как ее выбирают.
Послушайте, что написано в энциклопедии: "Профессия - род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования".
Практическая работа в группах.
Задание 1. Назовите любые профессии, которые вы знаете. Но не просто так, а на каждую букву алфавита. Запишите их на листах и прочитайте (3 мин.)
Работают в группах, советуются, записывают названия профессий, которые им известны.
Затем представитель от каждой группы крепит свой лист на магнитную доску, зачитывает названия профессий.
1 группа:
А – архитектор, артист, археолог, агроном, автомеханик;
Б – бухгалтер, библиотекарь, брокер, биолог, бактериолог;
В – визажист; водитель, военный, воспитатель, ведущий;
Г – геодезист, гидролог, генетик, географ, гид; геолог;
Представители групп, прочитайте, что у вас получилось (жюри подводит итоги)
Вы убедились в том, какое разнообразие профессий существует в мире. В настоящее время насчитывается до 40 тысяч различных профессий.
- Подумайте, что объединяет большинство профессий?
Мир профессий подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч профессий. Получить представления о профессиях можно уже в школе, на разных уроках, а также от родителей, знакомых и из книг.
Как человек выбирает профессию?
При выборе профессий необходимо учитывать состояние здоровья, а также существующие семейные традиции. Правильно выбранная, соответствующая интересам и склонностям человека профессия приносит радость и удовольствие.
В древности человеку не нужно было думать о выборе профессии - профессий не было. Он должен был, чтобы выжить, уметь делать все необходимое для своего жизнеобеспечения.
Но вот в человечестве произошло первое крупное разделение труда. Людям стало понятно, что лучше заниматься одним делом, но делать его хорошо, а затем обменяться результатами труда. Так стали появляться первые профессии.
Задание 2.
Вспомните пословицы и поговорки о профессиях. Каждая группа получает напечатанные на листках поговорки, состоящие из двух частей. Надо к первой части подобрать вторую (1 мин.)
Команда № 1
Человек рожден для труда
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Что потрудился, то и поел
Воля и труд дивные всходы дают
Команда № 2
Не потрудиться, так и хлеба не добиться
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться
Труд человека кормит, а лень портит
Наше счастье в общем труде
Команда № 3
Кто трудиться, тот и пользуется
Без труда нет добра
Без труда меду не едят
Трудовая денежка — мозольная
(Проверяем и подводим итоги конкурса)
Все науки родом из географии. География - обширная наука, состоящая из многих частных наук. Поговорим о профессиях, связанных с ними.
Учитель: Среди профессиональных географов были и есть известные генералы, адмиралы, мореплаватели-путешественники, государственные деятели, писатели и актеры, дипломаты и даже главы государств.
- Попробуйте вспомнить известных географов, за правильный ответ 1 балл команде.
(жюри следит за ответами команд и подводит итоги)
Вот далеко не полный список известных личностей современности:
Артур Чилингаров (полярник с мировым именем);
Николай Дроздов (ведущий телепрограммы “В мире животных”, эколог с мировым именем)
Александр Беляев («главный телесиноптик» на телевидении РФ (НТВ)
Иван Затевахин (теле- и радиоведущий программ о животных);
Федор Конюхов (мореплаватель и путешественник - одиночка с мировым именем);
Юрий Лоза (музыкант, композитор (помните шлягер “На маленьком плоту”)
Из зарубежных звезд можно отметить следующих географов:
Жак-Ив Кусто (изобретатель акваланга, океанограф с мировым именем);
Тур Хейердал (путешественник и этнограф с мировым именем)
Учитель: Итак, ребята, я думаю, что вы заинтересовались наукой «География». Профессий, для которых география вообще не нужна, мало. И неважно, кто вы: метеоролог, отслеживающий пути воздушных течений, военный, анализирующий возможный театр военных действий, архитектор, привязывающий проект здания к местности, или даже дипломат, изучающий перспективы сотрудничества со странами-соседями – география пригодится практически любому человеку. Важно как можно больше узнать об интересующей вас специальности.
Сегодня у вас есть возможность реально попробовать свои силы путем профессиональных проб в ходе ролевой игры “Мы работаем с планом города”.
Известно, что все города строятся по разработанным проектам. У нас 3 проектные организации. Каждый из вас будет в роли специалиста, и от вашего решения конкретного вопроса будет зависеть правельность его выполнения.
Начальники проектных организаций, получите конверты с заданиями. Предупреждаю, что время работы ограничено – 5 минут. (Получают конверты с условными знаками и планы местности)
3. Работа в группах, профориентационная лаборатория «Мы работаем с планом города» – 3 проектные организации.
(Состав группы: начальник проектной организации, главный инженер, эколог, архитектор, метеоролог, геоморфолог, картограф).
Задание по командам:
Команда № 1
Что значит ориентироваться на местности?
Поставьте точку А и проведите от неё направление на север, юго-восток, северо-запад и запад.
Начертите топографические знаки хвойного леса, озера и колодца.
Что называется масштабом? Для чего нужен масштаб?
Высота холма 14 м. Северо-восточный склон – крутой, юго-западный – пологий. Изобразите этот холм горизонталями через 3 м.
Команда № 2
Как можно определить направление на запад по полярной звезде?
Поставьте точку А и проведите от неё направление на юго-восток, северо-восток, запад и север.
Начертите топографические знаки смешанного леса, лесной дороги и луга.
Что называется планом местности?
Высота холма 17 м. Северный склон – крутой, южный – пологий. Изобразите этот холм горизонталями, проводя их через 3 м.
Команда № 3
В каком направлении двигалась группа туристов, если в полдень Солнце светило им в глаза?
Поставьте точку А и проведите от неё направление на юго-восток, северо-восток, запад и юг.
Начертите топографические знаки кустарника, дома лесника, оврага.
Что называется относительной высотой местности?
Высота холма 19 м. Юго-западный склон – крутой, северо-восточный – пологий. Изобразите этот холм горизонталями через 5 м. (Учащиеся работают в группах 10 минут, выполняют задания, учитель проверяет и направляет. Далее проектные организации показывают и защищают свои работы, сдают специалистам).
Изучение нового материала
Учащиеся слушают рассказ специалистов выбранных профессий, смотрят презентацию (с каждой команды по 3 выступающих, общее время не более 5 минут)
Все науки родом из географии. География - обширная наука, состоящая из многих частных наук. Поговорим о профессиях, связанных с ними.
Команда № 1
С ней связаны профессии: геолог, сейсмолог, вулканолог, спелеолог.
Геоло́гия (от др.-греч. «Земля» + «учение, наука») — совокупность наук о строении Земли, её происхождении и развитии, основанных на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы всеми доступными методами с привлечением данных других наук и дисциплин. Коротко геологию можно определить как науку о составе, строении и закономерностях развития Земли и изучение её поверхности.
Геолог (геологический работник) — профессия у людей занимающихся геологическими науками. Геологи изучают строение, свойства и развитие Земли и других планет. Кроме поисков полезных ископаемых геологи решают другие теоретические научные (Науки о Земле) и практические (Горные науки) задачи.
Сейсмолог – это специалист, изучающий причины, подготовку и процесс землетрясений, а также составляющий долгосрочный прогноз очагов их возникновения, силы и повторяемости.
Вулканолог или ученый-вулканолог, - это геолог, который занимается изучением образования и вулканической активности вулканов. Вулканологи часто посещают вулканы, иногда активные, для наблюдения и мониторинга извержений вулканов, сбора продуктов извержения, включая тефру (например, пепел или пемзу), образцы горных пород и лавы.
Спелеологи - это исследователи пещер. Они открывают новые подземные ходы, добывают образцы воды, породы, насекомых, проводят под землей эксперименты.
Работа спелеологов помогает понять, каким был климат миллионы лет назад, как жили предки человека, как эволюционировала планета и организмы. Для этого совсем не обязательно быть ученым, но нужно как минимум научиться спускаться, подниматься и передвигаться по пещере.
Команда № 2
Гидрология - это научное исследование движения, распределения и управления водой на Земле и других планетах, включая круговорот воды, водные ресурсы и устойчивость дренажных бассейнов. Специалист по гидрологии называется гидрологом.
Гидрологи - это ученые, изучающие науку о Земле или окружающей среде, гражданское строительство или экологическую инженерию, а также физическую географию. Используя различные аналитические методы и научные методы, они собирают и анализируют данные, чтобы помочь решить проблемы, связанные с водой, такие как сохранение окружающей среды, стихийные бедствия и управление водными ресурсами.
Океанолог (океанограф) – учёный, специализирующийся на изучении океана. Океанолог занимается изучением физических, химических и биологических процессов, протекающих в морях и океанах, закономерностей круговорота веществ и энергии, взаимодействия океана с атмосферой, водами суши, литосферой и биосферой.
Биогеография - наука, изучающая географические закономерности в размещении растительного и животного мира, природных зон, специалист высшего уровня квалификации в области медицины и физической географии. Проводит научно-исследовательскую работу, разработку и совершенствование теорий и методов в области экологической и медицинской географии. Изучает очаги возникновения и пути распространения разных болезней и их переносчиков.
С ней связаны профессии: биолог, зоолог, фенолог, эколог, почвовед.
Биолог изучает особенности растительного и животного мира Земли. Это очень интересная профессия, ведь она связана с окружающим нас миром, это ученый, который проводит исследования в области биологии. Биологи заинтересованы в изучении жизни на Земле, будь то отдельная клетка, многоклеточный организм или сообщество взаимодействующих популяций. Они обычно специализируются в определенной отрасли биологии (например, молекулярная биология, зоология и эволюционная биология) и имеют определенную исследовательскую направленность (например, изучение малярии или рака).
Зоолог изучает животных, птиц, рыб, насекомых, морских животных, это ученый, который изучает животный мир. Задачами современных зоологов являются изучение уже существующих видов животных, поиск новых видов, защита животных, которые находятся под угрозой исчезновения, исследования болезней животных. Зоологи работают как в лабораториях, так и в полевых условиях – в среде естественного обитания животных. Востребованы зоологи в сфере животноводства, экологии, медицины и ветеринарии.
Фенолог - специалист, изучающий сезонные изменения, происходящие в растительном и животном мире планеты. Наблюдает за сезонными изменениями в окружающей среде. Такой специалист следит за всеми процессами, происходящими в природе: распускание почек, листопад, ледоход, половодье на реках, первые встречи птиц весной, первые заморозки. Фенологические наблюдения — это исследовательская работа, которая позволяет увидеть реакцию живой природы на изменения климата и изменения в природе в целом.
Эколог - специалист, который хорошо разбирается в вопросах загрязнения окружающей среды, это специалист, который ведет наблюдение за окружающей средой в контексте влияния на неё человеческой деятельности и техногенных факторов. Он изучает состояние природных ресурсов (водных, земельных, воздушных), и их влияние на общее здоровье населения. Занимается взятием проб и их анализом, определением состава веществ, ведет регистрацию полученных данных.
Почвовед – это специалист, ученый, который изучает почвенный покров, его происхождение, состав, свойства, строение. Его цель – определить наиболее рациональное использование почв. Наука почвоведение появилась именно в России, так как здесь наиболее большие в мире массивы плодородной земли, специалист, занимающийся изучением верхнего слоя коры (почвы), особенности которого необходимо учитывать при строительстве, сельском хозяйстве, определении средств по экологической безопасности и здравоохранению. Почвовед изучает строение, состав, происхождение, развитие, свойства, географическое распространение и рациональное хозяйственное использование различных почв.
Минутка на размышление. Отгадай ребус «Профессия» (не более двух минут)
Команда № 1
Ветеринар
Команда № 2
Водолаз
Команда № 3
Зоолог
Синоптик
Преподаватель
Каждой команде выдаётся по 2 ребуса(время решения 2 минуты)
Защита проектных работ учащимися (не более 5 минут на каждую команду)
Узнавая о мире профессий, связанных с географией, вы подготовили свои проектные работы, интересные вопросы и задания для своих одноклассников.
Команда № 1 «Метеорологи».
Метеорология – от греческого «небесные явления», наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях.
Метеорологи — люди со специальным образованием. Среди них есть метеонаблюдатели, операторы метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники.
Местом работы метеоролога могут быть Метеорологические станции и посты, научно-исследовательские суда. Гидрометеорологическая служба России, информационный центр погоды, аэропорты, морские порты, аэрологические станции, градостроительные организации, научно-исследовательские институты.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии – Наблюдательность. Терпение. Настойчивость. Точность и тщательность при проведении измерений. Склонность к монотонной работе. Умение переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество. Способность анализировать и сопоставлять факты; умение прогнозировать ситуацию. Основой профессии метеоролога выступают школьные знания по географии; математике; физике; химии.
Инженер – метеоролог – занимается анализом материалов различных наблюдений и даёт заключение о состоянии атмосферы в целом, о развивающихся в ней физических процессах, обнаруживая закономерности в изменении погоды и их влиянии на деятельность той или иной отрасли народного хозяйства.
Существует три основные специальности, по которым готовят метеорологов – инженер-метеоролог, агрометеоролог и климатолог. Внутри метеорологической специальности есть множество специализаций: синоптическая, аэрологическая, морская метеорология, авиационная, спутниковая, метеорологического приборостроения. Например,
синоптик – это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных физических процессов и предсказания будущего состояния погоды. Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта (в настоящее время, в основном, в электронном виде), то есть географическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве. По-гречески «синоптикос» - обозревающий все вместе. Это греческое слово и дало название профессии метеоролога-синоптика, синоптической карте погоды и науке о предсказании погоды – синоптике.
Аэрологи — занимаются изучением состояния атмосферы на высотах, морские метеорологи — обеспечением метеорологической информацией морского транспорта, а авиационные метеорологи — воздушного транспорта. Радиометеорологи разрабатывают вопросы использования различных радиотехнических средств для исследования атмосферы.
Вопросы к группам:
Как называется этот график? (Роза ветров).
Что можно по нему определить?(Какие ветры преобладали).
Как называется этот метеорологический прибор?(Флюгер)
Что узнают с его помощью? (Направление ветра).
Команда № 2 «Геодезисты».
Топография и геодезия - науки о способах изучения рельефа местности, измерение высот и глубин, описание неровностей земной поверхности. С ними связаны профессии: топограф, геодезист, картограф-составитель.
Картограф-составитель.С картами и планами местности мы уже знакомы. Есть карты мира, карты отдельных стран, карты небольших населенных пунктов. Карта - точный документ, но прежде чем её напечатать, проводится большая подготовительная работа. Это дело кропотливое. На основе материалов съемки местности составляется проекты карты, затем наносят координатною сетку, географические объекты - реки, озера, населенные пункты, дороги. От картографа требуются точность, аккуратность, склонность к черчению. Каждая карта – это труд многих людей. На основе измерений и съёмок, проведённых с помощью сложной техники, инженеры-картографы составляют подробнейшие планы данного участка и разрабатывают проект карты. Затем в работу вступают картографы-составители. С помощью специального прибора – координатографа – они строят координатную сетку: километровую или сетку параллелей и меридианов. Программу для этого прибора составляют картографы-математики. После нанесения сетки картограф-составитель с большой точностью (до десятой доли миллиметра) вычерчивает карту. Эта работа может длиться до полугода и требует от специалиста предельного внимания и сосредоточенности.
Когда оригинал карты составлен, над ним начинает работать ещё один специалист – корректор. Он всё проверяет и вносит необходимые дополнения и поправки. После этого карта попадает к картографу-чертёжнику, который готовит издательский оригинал карты для типографии. Чертёжники-картографы работают в больших залах. Там всегда тишина, хотя в одном помещении могут работать по 20 – 30 человек.
Квалифицированного картографа отличает развитый глазомер, усидчивость, собранность, умение с большой точностью дозировать мышечные усилия (твёрдость руки). Профессия картографа может привлечь человека, любящего работу конкретную, кропотливую, аккуратную. Она подойдёт человеку не очень общительному, избегающему резко меняющихся условий труда. Не одну карту невозможно составить без работы инженеров-геодезистов.
Людей этой профессии можно назвать истинными первопроходцами. Чтобы измерить и показать на карте высоты гор, глубины впадин, течение рек, уровни морей и озёр, геодезисты с нивелиром, рейками и теодолитом, делая всевозможные замеры, пешком исходили всю страну. Контуры, высоты и другие характеристики природных объектов, изображённые на картах, используются проектировщиками и строителями. Поэтому геодезисты первыми появляются на строительных площадках, где в дальнейшем вырастут города и заводы, возникнут плотины и линии высоковольтной электропередачи, пролягут железные и шоссейные дороги. В процессе строительства они осуществляют геодезический контроль за взаимным расположением промышленных, жилых, гидротехнических и прочих сооружений, применяя новейшую контрольно-измерительную аппаратуру. Геодезисты работают в тайге и в тундре, на высокогорных плато и в каменистых степях, в пустынях и крупных городах. Основная задача геодезиста – инструментальная съёмка и различные расчёты, связанные с составлением планов и карт.
Каждый желающий посвятить себя геодезии должен хорошо знать математику и географию, иметь острое зрение, обладать физической закалкой, быть выносливым, смелым и хладнокровным человеком.
Вопросы к группам.
Определите по карточкам условные топографические знаки.
Составьте небольшой рассказ с их помощью.
Команда № 3 «Почвоведы».
Почвоведы работают в основном в сельском хозяйстве. Они занимаются повышением плодородия почв, исследуют возможность применения тех или иных удобрений, дают рекомендации по мелиорации, борются с эрозией, осуществляют экономическую оценку земель. Данные почвоведения используются также при строительстве дорог, различных сооружений, при проведении мероприятий по санитарной охране почв (от засорения сточными водами, твердыми отбросами). Структуру и свойства почв исследуют самыми разными методами: экспедиционными, стационарными, лабораторными (физико-химические, рентгенографические, радиоизотопные).
Важная функция почвоведа - составление почвенных карт, необходимых для агротехнических и мелиоративных рекомендаций. Требования к индивидуальным особенностям специалиста почвоведа это:
спокойный, уравновешенный характер;
самостоятельность мысли и способность принимать важные решения;
склонность к кропотливой лабораторной работе;
концентрация, устойчивость и избирательность внимания (без которых невозможна успешная исследовательская работа);
логическое мышление (помогает обеспечить последовательность научных разработок при исследованиях).
Профессия почвоведа имеет и медицинские противопоказания. Это кожные и аллергические заболевания и бронхиальная астма.
Почвовед должен знать:
особенности и категории грунтов и их свойства;
задачи по развитию сельского хозяйства;
основы земельного законодательства;
агрономию; мелиорацию.
Получить профессию почвоведа можно на биологических и биолого-почвенных факультетах университетов, во всех сельскохозяйственных и многих лесотехнических вузах.
Работать специалисты почвоведы могут в проектных и научно-исследовательских институтах, агентствах недвижимости, строительных компаниях, фермерских хозяйствах, экологических службах.
Вопросы к группам. Назовите главное свойство почвы. (Плодородие).
Какие почвы преобладают на равнинной части нашего края? (Черноземы).
Определите, профиль какой почвы показан на рисунке.(Чернозем).
Как вы это определили? (По мощному гумусовому горизонту).
Профориентационная беседа.
Учитель:Вы побывали в роли различных специалистов, от мнения которых зависел проект в целом. Что объединяло всех вас? (Общее дело, география).
- Какие, на ваш взгляд, науки должен знать географ? (Должен знать математику, физику, геологию, биологию, почвоведение, химию).
- Какие профессионально важные качества присущи географам? (Любознательность; склонность к исследовательской деятельности; глазомер; развитая память; хорошая ориентация на местности; неприхотливость; умение анализировать и логически мыслить; физическая выносливость).
- Как вы считаете, есть для этой профессии медицинские противопоказания? (Инфекционные и кожные заболевания; неврозы; психические и нервные заболевания; плохие зрение и слух).
7. Угадать профессию, связанную с географией. Приведи в соответствие.
(Учащиеся работают по группам, каждой группе по 4 загадки, не более двух минут)
Команда № 1
Загадка
Ответы
Занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также изучают картографируют местность. Людей этой профессии в царской России называли землемером.
Шахтёр
Специалист, который изучает состав и строение горных пород, найти или произвести разведку месторождений полезных ископаемых. Профессиональный праздник был учрежден 31 марта 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Праздник был призван отметить на государственном уровне достижения советских людей в деле создания минерально-сырьевой базы страны и успехи в разведке недр
Почвовед
Это слово пришло к нам из Германии, так называли работников предприятия, на котором производилась добыча полезных ископаемых . Стартовой точкой в истории данной профессии можно считать 18 век, когда стала активно развиваться горная промышленность. Профессия относится к числу самых опасных. Он работает на большой глубине, нередко в условиях очень высокой температуры.
Геодезист
Специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли, является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Планировка, организация и проведение полевых и лабораторных исследований почв, анализ выращиваемых культур и вносимых в почву удобрений, разработка системы удобрений в хозяйстве, ведение фенологического наблюдения
Геолог
Команда № 2
Загадка
Ответы
“ Мы вулкана сыны… Кратер гремит маня.
Выведать мы должны тайны бога огня "
Архитектор
Во все пещеры ты проник, не пропуская ни одной.
Встречала каждая из них тебя как отчий дом родной.
Но повторяться не с руки - свою пещеру ты найди!
Вулканолог
Специалист по изучению водной поверхности Земли, её свойств, распространению и протеканию в ней процессов. Профессия связана как с климатом, так и с рельефом.
Спелеолог
Специалист, осуществляющий проектирование, включая разработку объемно-планировочных и интерьерных решений. Профессия тесно связана со строительством, поэтому эта профессия является одной из самых древних. Во всем мире существует множество уникальных дворцов, храмов, ратушей, жилых зданий, мостов, построенных в различных стилях. По этим стилям мы можем определить эпоху строительства, нравы жителей городов, их традиции или достаток Красота той или иной постройки, может вызывать у людей определенные чувства и настроение.
Гидролог
Команда № 3
Загадка
Ответы
Работа основана на любви к животным и соблюдении этических норм, ведь его пациенты не могут говорить и жаловаться. Человек этой профессии, занимается лечением и профилактикой заболеваний у животных, осуществляет экстренную помощь вследствие получения различных травм его пациентами. Кроме того, специалист этого направления занимается вакцинацией, проводит анализы, соответствующие направлению его деятельности и компетенции
Агроном
Это специалист сельского хозяйства в области растениеводства, земледелия, селекции, агрохимии и прочих наук. Он контролирует весь цикл производства, от закупки семян и подготовки почвы к севу до хранения собранного урожая.
Лесник, егерь
Работник государственной охраны. Профессия эта одна из самых старейших, а знакомятся с ней нередко ещё с детства: лесной обход; контроль за соблюдением правил пастьбы скота, сенокошения, вырубки леса, охоты. Также нужно в случае возникновения проблем с пожарами и браконьерами оповещать о них и руководить их разрешением. А ещё вести среди населения разъяснительную работу по поводу охраны и защиты леса, объяснять, почему не надо его губить, а надо любит
Ландшафтный дизайнер
Это сложная и ответственная профессия. Специалист в этой области должен быть как хорошим теоретиком, так и отличным практиком. Основная задача заключается в том, чтобы превратить обычный дачный участок в необыкновенный оазис. Переговорив с клиентом, выяснив все технические детали, сделав необходимые обмеры, специалист представляет клиенту эскизы будущего «райского уголка», выполненные от руки или на компьютере. Квалификация в этой профессии играет немалую роль в карьерном росте, поскольку руководитель даёт зеленый свет для дальнейшего продвижения по работе.
Ветеринар
Подведение итога задания «Угадать профессию, связанную с географией».
Учитель:Какова была цель нашего внеклассного мероприятия? Как вы думаете, выполнили ли мы ее?
7. Рефлексия.
Учитель: Какие новые профессии географов вы узнали? О каких профессиях, вы хотели бы еще узнать? Вы бы в будущем хотели стать географом? Поднимите руки те, кому наше мероприятие помогло выбрать будущую профессию. А кто заинтересовался этими профессиями? Вы бы могли посоветовать вашим друзьям? Почему так важен выбор жизненного пути?
Учитель: Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы! В заключении хочется вернуться к притче: «На строительстве собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают. Один ответил: «Камни ношу». Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить». А третий воскликнул восторженно: «Мы строим собор!».
Пусть и для вас труд будет радостью служения великой цели. «Человек, лишь там может чего-то добивается, где он сам верит в свои силы». Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и выбрать свой профессиональный путь. Я буду очень рада, если в этом вам поможет наука «География». (Жюри подводит итоги и объявляет победителя)
(В заключение ученик читает стихотворение Юрия Левитанского):
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.
Заключение.
Уникальность школьной географии заключается в том, что она, как ни один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в ближайшем окружении, в разных странах, в глобальных масштабах, учит пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, роли географии в их решении, в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях. Без географических знаний и умений, без развитого пространственного представления о земной поверхности в сознании учащихся не может быть создана научная картина мира. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.
Изучение курса географии очень важно для профессионального самоопределения учащихся. География способна раскрыть причины и следствия безработицы, обозначить требования к современному работнику в условиях рынка труда, сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.
Данное внеклассное мероприятие расширило кругозор учащихся в профессиональной сфере. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Проблема выбора оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению, и хочется надеется, что это внеклассное мероприятие принесло учащимся пользу. У школьников расширилось представление о мире профессий. В процессе профориентационной работы возникло доверительные отношения между учителем и учащимся, ведь преподаватель помогает в сложной ситуации выбора дальнейшего пути. Как следствие уроки географии проходят с повышенным интересом.
Список литературы.
1.Программы начального и основного общего образования. Технология. – М.: Вентана Граф, 2012. – С. 183. 2.Аверичев Ю.П. Ориентация школьной молодёжи на рабочие профессии//Сов. педагогика, 2010,№ 2.-С.25-30.
Изучение нового материала. Выступление специалистов выбранных профессий.
Минутка на размышление. Отгадай ребус «Профессия»
Защита проектных работ учащимися.
Угадать профессию, связанную с географией. Приведи в соответствие.
ИТОГО:
Задание 1. Назовите любые профессии, которые вы знаете, начиная на каждую букву алфавита. Запишите их на листах и прочитайте.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я
Задание 2.
Вспомните пословицы и поговорки о профессиях. Каждая команда получает напечатанные на листках поговорки, состоящие из двух частей. Надо к первой части подобрать вторую.
Команда № 1
Человек рожден для труда
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Что потрудился, то и поел
Воля и труд дивные всходы дают
Команда № 2
Не потрудиться, так и хлеба не добиться
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться
Труд человека кормит, а лень портит
Наше счастье в общем труде
Команда № 3
Кто трудиться, тот и пользуется
Без труда нет добра
Без труда меду не едят
Трудовая денежка — мозольная
Задание 5.
Угадать профессию, связанную с географией. Приведи соответствие.
(Учащиеся работают по группам, каждой группе по 4 загадки)
Команда № 1
Загадка
Ответы
Занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также изучают картографируют местность. Людей этой профессии в царской России называли землемером.
Шахтёр
Специалист, который изучает состав и строение горных пород, найти или произвести разведку месторождений полезных ископаемых. Профессиональный праздник был учрежден 31 марта 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Праздник был призван отметить на государственном уровне достижения советских людей в деле создания минерально-сырьевой базы страны и успехи в разведке недр
Почвовед
Это слово пришло к нам из Германии, так называли работников предприятия, на котором производилась добыча полезных ископаемых . Стартовой точкой в истории данной профессии можно считать 18 век, когда стала активно развиваться горная промышленность. Профессия относится к числу самых опасных. Он работает на большой глубине, нередко в условиях очень высокой температуры.
Геодезист
Специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли, является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Планировка, организация и проведение полевых и лабораторных исследований почв, анализ выращиваемых культур и вносимых в почву удобрений, разработка системы удобрений в хозяйстве, ведение фенологического наблюдения
Геолог
Команда № 2
Загадка
Ответы
“ Мы вулкана сыны… Кратер гремит маня.
Выведать мы должны тайны бога огня "
Архитектор
Во все пещеры ты проник, не пропуская ни одной.
Встречала каждая из них тебя как отчий дом родной.
Но повторяться не с руки - свою пещеру ты найди!
Вулканолог
Специалист по изучению водной поверхности Земли, её свойств, распространению и протеканию в ней процессов. Профессия связана как с климатом, так и с рельефом.
Спелеолог
Специалист, осуществляющий проектирование, включая разработку объемно-планировочных и интерьерных решений. Профессия тесно связана со строительством, поэтому эта профессия является одной из самых древних. Во всем мире существует множество уникальных дворцов, храмов, ратушей, жилых зданий, мостов, построенных в различных стилях. По этим стилям мы можем определить эпоху строительства, нравы жителей городов, их традиции или достаток Красота той или иной постройки, может вызывать у людей определенные чувства и настроение.
Гидролог
Команда № 3
Загадка
Ответы
Работа основана на любви к животным и соблюдении этических норм, ведь его пациенты не могут говорить и жаловаться. Человек этой профессии, занимается лечением и профилактикой заболеваний у животных, осуществляет экстренную помощь вследствие получения различных травм его пациентами. Кроме того, специалист этого направления занимается вакцинацией, проводит анализы, соответствующие направлению его деятельности и компетенции
Агроном
Это специалист сельского хозяйства в области растениеводства, земледелия, селекции, агрохимии и прочих наук. Он контролирует весь цикл производства, от закупки семян и подготовки почвы к севу до хранения собранного урожая.
Лесник, егерь
Работник государственной охраны. Профессия эта одна из самых старейших, а знакомятся с ней нередко ещё с детства: лесной обход; контроль за соблюдением правил пастьбы скота, сенокошения, вырубки леса, охоты. Также нужно в случае возникновения проблем с пожарами и браконьерами оповещать о них и руководить их разрешением. А ещё вести среди населения разъяснительную работу по поводу охраны и защиты леса, объяснять, почему не надо его губить, а надо любит
Ландшафтный дизайнер
Это сложная и ответственная профессия. Специалист в этой области должен быть как хорошим теоретиком, так и отличным практиком. Основная задача заключается в том, чтобы превратить обычный дачный участок в необыкновенный оазис. Переговорив с клиентом, выяснив все технические детали, сделав необходимые обмеры, специалист представляет клиенту эскизы будущего «райского уголка», выполненные от руки или на компьютере. Квалификация в этой профессии играет немалую роль в карьерном росте, поскольку руководитель даёт зеленый свет для дальнейшего продвижения по работе.
Ветеринар
5.Минутка на размышление. Отгадай ребус «Профессия»