kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская работа " Кто верит в разрушенный храм?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Можно по-разному относиться к религии и Церкви, но бесспорно одно: храм на селе всегда был не только религиозным центром, но и очагом культуры, символом единой русской цивилизации. Сеть храмов как система кровеносных сосудов охватывала всю страну, связывала ее в общий организм».[1]

Тема мой исследовательской работы – Кто верит в разрушенный храм?

Храм – это место встречи человека с Богом. Во многих городах, сёлах, округах присутствуют храмы. Для верующих он всегда был святыней, местом успокоения души. хНо были времена, когда религия притеснялась, верующи преследовали, уничтожали книги и, конечно, разрушали храмы. Но люди всё равно сохраняли свою веру, скрывали от других, объединялись, для того чтобы сохранить оставшиеся иконы, книги, святыни.

[1] Статья «Церкви России: преодоление разорения» 6 абзац. 1-2 предложение.

«Можно по-разному относиться к религии и Церкви, но бесспорно одно: храм на селе всегда был не только религиозным центром, но и очагом культуры, символом единой русской цивилизации. Сеть храмов как система кровеносных сосудов охватывала всю страну, связывала ее в общий организм».[1]

Тема исследовательской работы – Кто верит в разрушенный храм?

Храм – это место встречи человека с Богом. Во многих городах, сёлах, округах присутствуют храмы. Для верующих он всегда был святыней, местом успокоения души. Но были времена, когда религия притеснялась, верующи преследовали, уничтожали книги и, конечно, разрушали храмы. Но люди всё равно сохраняли свою веру, скрывали от других, объединялись, для того чтобы сохранить оставшиеся иконы, книги, святыни.

[1] Статья «Церкви России: преодоление разорения» 6 абзац. 1-2 предложение.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа " Кто верит в разрушенный храм?"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарский лицей»









Исследовательская работа по теме:

«Кто верит в разрушенный храм?»









Выполнила, учащаяся

10 социально-гуманитарного класса,

Калин Оксана Юрьевна

Руководитель:

Учитель географии

Погорелова Г.А.

2017 г.



Содержание

Введение 3

Глава1. Богучарский район в Воронежской области и его храмы: 5

1.1.История развития Богучарского района. 5

1.2.Невосстановленные храмы на территории Богучарского района. 7

Глава II .Восстановленные храмы на территории Богучарского района. 11

Заключение 14

Список используемой литературы 15




























Введение

«Можно по-разному относиться к религии и Церкви, но бесспорно одно: храм на селе всегда был не только религиозным центром, но и очагом культуры, символом единой русской цивилизации. Сеть храмов как система кровеносных сосудов охватывала всю страну, связывала ее в общий организм».1

Тема мой исследовательской работы – Кто верит в разрушенный храм?

Храм – это место встречи человека с Богом. Во многих городах, сёлах, округах присутствуют храмы. Для верующих он всегда был святыней, местом успокоения души. хНо были времена, когда религия притеснялась, верующи преследовали, уничтожали книги и, конечно, разрушали храмы. Но люди всё равно сохраняли свою веру, скрывали от других, объединялись, для того чтобы сохранить оставшиеся иконы, книги, святыни.

История и время безжалостны к любым зданиям, в том числе и культовым сооружениям. Варварское разрушение, которому подверглись тысячи церквей по всей территории России, в том числе и в нашем Богучарском районе.

Войны и революции привели к разрушению значительной части российского культурного наследия, особенно в XX веке, однако после Великой Отечественной войны разрушительные процессы постепенно стали сходить на нет, и началось восстановление утраченного. В наше время каждый год восстанавливаются сотни храмов и иных объектов.

Сейчас в нашей стране свобода идеологии и выбора веры. Человек сам выбирает свой путь, свою идеологию. Люди, чья вера сильна, предоставляют свою инициативу, чтобы разрушенный храм был восстановлен и снова был действующим. Удивительно, сколько людей не равнодушны к этому, сколько доказывают свою веру не только словами, но и поступками.

В моём районе тоже присутствуют разрушенные храмы, каждый имеет свою историю и значимость в своём посёлке или селе. Всё чаще можно услышать или прочитать в газете, что начали восстанавливать храм, что люди принимают активное участие в его восстановлении, что многие присутствовали на его открытии, и, что многим очень не хватало этого храма, в особенности людям, которые видели его ещё до разрушения.

Я считаю, что эта тема является актуальной, потому что духовная жизнь у человека всегда была главной составляющей. История храма – это не просто его описание. Это часть истории села, людей, которые в нём проживали и проживают. Церковь хранит в себе духовную часть истории села, что сложно объяснить в обычной биографии или исторической книге. Храм и человек и по сегодняшний день остаются неразрывно связаны друг с другом верой и историей.

Таким образом, целью моего исследования является - изучить разрушенные храмы Богучарского района и доказать духовное и культурное значение церкви в жизни сёл и их жителей.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю развития Богучарского района в Воронежской области.

  2. Дать характеристику и значение разрушенных храмов района.

  3. Изучить восстановленные храмы от начала восстановления и до сегодняшнего дня.

  4. Сделать вывод о духовном и культурном значении храма.

В своей работе я буду использовать информацию, взятую из книг и официальных сайтов сёл, в которых находится храм, чтобы в конце сделать вывод о культурной и духовной значимости храмов для людей.

























Глава1. Богучарский район в Воронежской области и его храмы: 1.1.История развития Богучарского района.

Для того чтобы приступить к изучению храмов, необходимо сначала познакомиться с историей самого Богучарского района. Район находиться на юге Воронежской области в бассейне реки Дон. Граничит с Кантемировским, Россошанским, Верхнемамонским и Петропавловским районами. На юге граничит с Ростовской областью. В источниках р. Богучар, давшая название городу, впервые упоминается в конце XVI в. в «Росписи польским дорогам». Однако, административное определение земель в бассейне Богучара произошло только после четверти XVII столетия. В это время на территории Воронежского уезда было заведено 17 ухожев2, среди которых были и Богучарский, просуществовавший до конца XVII в. и охватывающий пределы современных Богучарского и Кантемировского районов. Заселение района началось в середине XVII в. и было связано с попытками казаков основать в бассейне реки свои населённые пункты. Так, существовал «Богучар-городок» - небольшой деревянный острожок, в котором в летнее время жили промысловики3.

Новый этап в истории хозяйственного освоения земель относится к началу XVIII в. и тесно связан с ликвидацией опасности со стороны крымских татар в результате Азовских походов Петра I. События, связанные с восстанием К. Булавина в 1708-1709 гг., привели к разрушению многих казачьих поселений и к запрещению селиться на Богучаре без специального разрешения.

Решающим событием в заселении этих мест стало основание в 1717 г. слободы Богучар – сюда были переведены казаки Острогожского полка, из которых была образована Богучарская сотня. К середине XVIII в. было основано большинство сел современного Богучарского района. В территориально-административном отношении все население на р. Богучар относилось к городу Острогожск и входило с 1765 г. в состав Острогожской провинции Слободско-Украинской губернии. В 1779 г. Богучарский уезд был выделен в самостоятельную территориально-административную единицу и вошёл в состав Воронежского наместничества. В 1779 г. центр уезда получил статус города. В 1797 г. отошёл к Слободско-Украинской губернии. В 1802 г. в Воронежскую губернию включён в её состав как административная единица.

В середине XIX – начале XX вв. уезд включал в себя пределы современных Богучарского, Кантемировского, Петропавловского, Калачеевского, Воробьёвского, Россошанского и Верхнемамонского районов. Население уезда занималось хлебопашеством, скотоводством. Развито было ремесленное производство. В XIX-начале XX вв. в сёлах уезда развивалось прядение и ткачество. Промышленное производство было представлено кирпичными, маслобойными, салотопенными, кожевенными заводами.4 В езде ежегодно проводились ярмарки. Торговля была ориентирована на сбыт в Воронеж, Острогожск, Область Войска Донского. Во второй половине XIX-начале XX вв. возросло количество предприятий, торгующих холстами, пенькой, верёвками, канатом.

Советская власть была установлена в Богучаре 25 февраля 1918 г. Территория района и г. Богучар неоднократно переходила из рук в руки белогвардейских войск генерала П.Н. Краснова (осень 1918 г.), А.И.Деникина (лето 1919 г.).5 Войсками Красной Армии Южного фронта южные районы Воронежской губернии, в том числе и Богучарский, были освобождены к январю 1920 г. Большую помощь Красной Армии оказало антикрасновское восстание, вспыхнувшее в 1918 г. После окончания гражданской войны и вплоть до 1922 г. Богучарский район стал ареной массовых выступлений крестьянства против политики «военного коммунизма».

В годы Великой Отечественной войны территория района стала ареной тяжёлых боёв. С 10 июля по 19 декабря 1942 г. Богучар был оккупирован. Освобождение района произошло в период зимнего наступления советских войск на Среднем Дону в декабре 1942 г.

Район входит в состав области с 1934 года. При разделе Центрально-Чернозёмной области на Воронежскую и Курскую области в 1934 г. включён в Воронежскую область. Границы и размеры района неоднократно изменялись. В 1954 г. территория района отошла в Каменскую область. При ликвидации последней в 1957 г. вновь передан Воронежской области. Современные граница района сложились в 1970 году. В административно-территориальном отношении разделён на 13 сельских советов. На 1 января 1982 г. в нём насчитывалось 52 населённых пункта, среди которых – 1 город, 34 села, 5 посёлков и 12 хуторов.6

1.2.Невосстановленные храмы на территории Богучарского района.

Итак, для начала я хотела бы изучить разрушенные храмы района, их строение и расположение.

Первый храм находиться в селе Дьяченково. Возникло село в 30-е годы XVIII в. название получило по первопереселенцу. Здесь находится церковь Николая Чудотворца, построенная в 1860 году. Кирпичные стены первоначально были покрыты обмазкой. Верхние ярусы колокольни и завершения угловых глав храма утрачены. Это характерный типовой пример сельской церкви с элементами русского стиля и барокко.

Ядро композиции - массивный двусветный четверик с пологим куполом и пятью главами. Центральная луковичная глава – на цилиндрическом световом барабане, барабаны угловых глав – глухие. К четверику примыкают небольшая трапезная, вытянутая с севера на юг, и пятигранный алтарь с пониженными прямоугольными объёмами жертвенника и дьяконника. К трапезной примыкает первый ярус колокольни. Углы всех объёмов выделены пилястрами. Фасады основного четверика разделены пучками пилястр на три прясла. Арочные входы оформлены порталами, проёмы с лучковыми перемычками – красочными наличниками. Окна забраны решётками с волнисто-ромбическим рисунком.7

На сегодняшний день храм находится в полуразрушенном состоянии, отсутствует колокольня, на окнах нет решёток с ромбическим рисунком, внутри храма тоже ничего не сохранилось. Церковь заросла различными кустарниками и деревьями. Здание никак не используется.

Далее следует храм в селе Терешково. Расположено на правом берегу р. Дон, чуть ниже впадения в него реки Богучарка. В 1838 году в центре села была построена каменная церковь Вознесения Господня. Расположена в центре села. Кирпичное здание оштукатурено. Утрачены заверше­ние колокольни, кровля основных объемов.

 Полукруглый алтарь, трапезная и вытянутое с севера на юг повышенное ядро храма состав­ляют крестообразную композицию. Основанием главы храма слу­жит низкий восьмерик. Глава состоит из цилиндрического светового барабана со сферическим куполом и луковичной главкой на глухом барабанчике.

В лаконичном де­коре выделяются более нарядные фасады основного объема храма с портиками из четырех пилястр (сдвоенных по краям). Внутри бесстолпный центральный объем храма перекрыт сфери­ческим куполом и открывается в окружающие его помещения подпружными арками. Трапезная, ветви креста и ячейки первого яруса колокольни имеют полуциркульные своды. Апсида перекрыта конхой.8

 На данный момент здание полуразрушено. У колокольни разрушена верхняя часть, на удивление, купол сохранился, внутри основная часть разрушена, сохранились чертежи. Здание используется под склад стройматериалов.

Следующий храм находится в селе Твердохлебовка. Основано в 1720 году донским казаком Леонтием Твердохлебовым. Церковь Михаила Архангела, которая была возведена в1833г. Строительство велось на средства и по инициативе местного прихода, взамен старой деревянной церкви. Расположена на окраине села на высоком холме.

Исторических документов рассказывающих об истории прихода не сохранилось, старожилы близлежащих деревень также ничего особенного не рассказывают, кроме того, что закрыли ее перед началом Великой Отечественной Войны, по распоряжению советской власти, как и большинство церквей ее передали под хозяйственное использование в качестве склада. С тех пор богослужения здесь не проводились.

Кирпичные стены покры­ты обмазкой. Утрачены завершение и боковые портики четверика храма. Необычная композиционная структура включает в себя квадрат­ную в плане храмовую часть с уплощенным прямоугольным алта­рем, близкую в плане к квадрату небольшую трапезную и колоколь­ню.  Восточная стена алтаря оформлена как пилястровый портик с фронтоном. На низком полуярусе с полукруглыми резонаторами воздвигнут пологий купол со шпилем. Все проемы церкви прямоугольные. Северный и южный фасады трапезной про­резаны в центре трехчастными оконными проемами.

На сегодняшний день церковь практически разрушена, сохранилась колокольня, однако крыша церкви практически разрушена, внутри практически ничего не сохранилось, так как её использовали, как склад для зерна. Восстановительные работы проводить не планируется.

В селе Плесновка, которое входит в состав Первомайского сельского поселения, находится Церковь Покрова, которая расположена в низине и на окраине села. Выстроена она в 1868 г. на средства капитана И. В. Грекова и его матери и освящена в честь Покрова Богородицы.

Это характерный пример кирпичной сельской церкви середины 19 в.  Повышенный объем четверика храма завершен четырехгранной кровлей с луковичной главой на цилиндрическом световом барабане. К ядру храма с четырех сторон примыкают: равновысокие прямо­угольные апсиды, трапезная и боковые ветви креста. В западную часть трапезной встроена двухъярусная шатровая колокольня, завер­шенная луковичной главкой. Гладкие фасады церкви со следами штукатурки прорезаны круп­ными арочными проемами с килевидными архивольтами.

В про­емах сохранились металлические ажурные оконные решетки и ме­таллические дверные полотна. Прекрасно сохранилась до наших дней кованая дверь центрального входа. Внутренняя отделка практически утрачена, обнаружено несколько фрагментов фресок в различимом состоянии.

Судя по порядку внутри и снаружи здания, местные жители присматривают за церковью, наводят порядок, но, несмотря на все усилия, здание постепенно разрушается, а по данным на сегодняшний день восстановительные работы проводить не планируется.

В селе Поповка расположена Церковь Владимирская, которая расположена в центре села. Выстроена она из кирпича в 1880 г. по проекту Воронежского архитектора Д. В. Знобишина.

 В объемной композиции доминирует четверик храма с высоким четырехгранным со срезанными углами световым барабаном. Прямоугольные в плане трапезная и апсида несколько уже и значительно ниже четверика. К трапезной примыкает повы­шенный первый ярус колокольни с боковыми объемами, выступаю­щими на юг и север. Лаконичный декор церкви восходит к формам классицизма. Над входами в храм размещены арочные окна второго света, над осталь­ными проемами — накладные кольца. Проемы трапезной и апсиды с лучковыми перемычками. Внутренняя планировка имеет трехчастную структуру из распо­ложенных на одной оси помещений. Трапезная и алтарь перекрыты цилиндрическими сводами, первый ярус колокольни — четырехгран­ным сводом, световой барабан — восьмилотковым сомкнутым сводом. Утрачены вер­хние ярусы колокольни, завершение барабана храма, кровля четве­рика храма и апсиды. Церковь находится в разрушенном состоянии, заброшена.

В селе Липчанка, которое возникло во 2-й половине XVIII века, как хутор слободы Богучар, в 1875 году была построена Церковь Иоанна Богослова. Находиться храм в центре села.

Основной объем в плане четверик со световой башенкой, торцевые пристрои прямоугольной формы, в левом устроено помещение трапезной с примыкающей трехъярусной колокольней, от которой до наших дней сохранился лишь нижний ярус. Наружная отделка представлена обрамлениями окон и проемов, а также здание было оштукатурено и выкрашено в белый цвет. Интерес к этой церкви привлекает сохранившаяся фрагментами внутренняя отделка - фрески и росписи в удовлетворительном состоянии.

В настоящий момент здание неплохо сохранилось, серьезных разрушений не обнаружено, возможно благодаря тому, что в середине двадцатого века, когда после закрытия прихода, церковь передали колхозу были проведены работы по замене крыши ( в настоящий момент кровля всех зданий не оригинальная), что предотвратило разрушение от погодных явлений.

Сейчас церковь заброшена, богослужения не проводятся, несмотря на то, что в девяностых ее вернули Воронежской Епархии. Восстановительные работы проводить, также не планируется.

В 1844 г. в селе Лофицкое, которое возникло в середине XVIII века на правом берегу реки Богучарка, названо по фамилии сотника Лофицкого, в центре села на возвышенности была построена Церковь Александра Невского.

По архитектурному стилю здание можно отнести к стилю эклектика, с ярко выраженным влиянием стилей барокко и русского стиля. Основной объем представлен двухэтажным четвериком с двойным сферическим куполом, увенчанным некогда кованым крестом. Помещение трапезной, примыкающее по левую сторону от центрального входа с кованой дверью, работы девятнадцатого века в прекрасном состоянии, имеет весьма небольшие размеры. Колокольня при церкви была трехъярусная, со сферическим куполом (в настоящее время разрушена до первого яруса). Наружная отделка представлена кладочным обрамлением арочных оконных проемов, коваными решетками с достаточно грубым рисунком. Также кладка была оштукатурена и выкрашена в белый цвет, сегодня практически полностью облупившаяся. Внутренняя отделка полностью утрачена, фресок и росписей не обнаружено.

Восстанавливать церковь Александра Невского в настоящий момент не планируется.

Глава II .Восстановленные храмы на территории Богучарского района.

К сожалению, в нашем районе очень мало восстановленных церквей, но это не говорит о том, что в сёлах нет церквей, и люди утратили свою веру. В каждом посёлке существует хотя бы одна церковь.

Конечно, очень радует, что всё-таки жители стремятся к тому, чтобы восстановить разрушенные церкви. В районе находится только 2 восстановленные церкви, в Сухом Донце и Журавке.

В Сухом Донце Церковь Богоявления расположена на высоком правом берегу реки Дон в центре села. Построена она в 1832 году. Однако, во время Великой Отечественной войны была разрушена восточная часть колокольни и боковые объёмы. Утрачены перекрытия всех объемов.

Кирпичное оштукатуренное здание — ха­рактерный памятник классицизма. Основной кубический двухсветный объем увенчан массивным цилиндрическим световым барабаном с куполом. К кубу примыкают пониженные прямоугольные в плане апсида и трапезная. Колоколь­ня, встроенная в западную часть трапезной, сохранила остатки двух четвериков и цилиндрического третьего яруса. В лаконичном декоре выделяются более нарядные фасады четверика храма, завершенные фронтонами. Проемы объединены подоконной полкой. Окна светового барабана заключе­ны в арочные ниши. Внутри, центральное помещение, с тромпами при переходе к ба­рабану, перекрыто полусферой купола, трапезная — корытчатым, а апсида — четырехгранным сомкнутым сводом. Фрагментарно сохранились росписи конца 19 в.

Церковь начали восстанавливать в 2013 году, за средства местного жителя.

Чин освящения куполов, молебен и таинство причащения христиан провел епископ Россошанский и Острогожский Андрей. Все желающие смогли позвонить в колокола, и приложиться к крестам, которые вместе с куполами были воздвигнуты на храм.

– С этого момента ваше село будет находиться под особой защитой, но и вы сами должны захотеть, чтобы сила Божья вас оберегала, вести правильный образ жизни, воздерживаться от пьянства, распущенности и, конечно же, молиться, – сказал владыка Андрей 22 мая 2014 года.9

Инициатором восстановления храма стал уроженец Сухого Донца, частный предприниматель Александр Васильевич Гиевский. Он же отдал свой дом, чтобы в будущем там жил священник. Так же он стал и спонсором работ. Так, например, за свои деньги Александр подвел воду и электричество, а еще потратил много времени на поиски специального качественного кирпича.

Кроме того, когда строители расчищали территорию перед храмом, они обнаружили массивные каменные плиты, предположительно лежавшие над могилами священников. На них выгравированы кресты и надписи, но, к сожалению, прочитать их не удалось, видно только, что сделаны они, были очень давно. На время плиты были перенесены в другое место перед храмом, там же установлен крест, сообщающий всем, что здесь находится погост. Но, когда работы завершились, плиты вернули назад.



В Журавке восстанавливается Церковь Сретенья Господня. История церкви имеет два основных периода - первый - возведение в 1800 году по проектам неизвестных архитекторов  и второй - реставрация и перестройка здания архитекторами Знобишиным и Мысловским, когда были достроены пристрои, трапезная и колокольня.  Храм был окончательно закрыт в 1932 году, с него сняли колокола и изъяли церковную утварь под предлогом сбора средств на борьбу с голодом. В 1942 году храм был сильно поврежден немецкими артснарядами.

Здание, находящееся ровно посередине села, имело весьма плачевное состояние: основной объем в форме четверика с восьмигранным барабаном имел серьёзные повреждения купола и кладки стен, в пристроях и трапезной обвалились крыши, колокольня утрачена до первого яруса. Внутренняя отделка не сохранилась, штукатурка осыпалась.

В селе ходят рассказы о подземных ходах соединяющих церковь с некогда стоящими в селе еще двумя церквями, рассказы вполне правдивы учитывая особенности возведения церквей в те времена, однако надеяться на сохранность этих ходов не приходиться, скорее всего они уже давно засыпаны.

В 2016 году жители села Журавка приступили к восстановлению полуразрушенного храма. Первый анализ объекта приглашенные из Воронежа реставраторы провели в пятницу, 3 июня 2016г. Храм Сретенья Господня был вторым по величине в Богучарском уезде.

Первый, визуальный, анализ состояния храма, по словам экспертов, позволяет надеяться, что его восстановление возможно. Более детальное обследование покажет, сколько сил, времени и денег потребуется для реализации проекта. 

Пока жители очистили помещения внутри храма и территорию вокруг него. Также пригласили поисковиков, чтобы найти могилы священников, захороненных внутри церковной ограды.

Поисковики отряда «Память» обнаружили захоронения пяти священников.

Командир поискового отряда Николай Новиков рассказал: «Эксгумировать такие захоронения запрещено, поэтому мы доходим до склепов, выясняем, сохранилась ли там погребальная домовина, фиксируем находку, вновь все засыпаем и передаем данные главам поселений или священникам, курирующим этот приход. В дальнейшем могилы будут воссозданы, над ними по православному обычаю появятся кресты. Возможно, число захоронений у храма Сретенья Господня окажется и больше пяти. Пока еще не вся заалтарная территория, где хоронили священников, очищена и обследована».10

Для оперативного управления процессом восстановления храма и сбора пожертвований в Журавке создана православная община, поданы документы на ее регистрацию и будет открыт целевой счет.

В Журавке теперь каждую субботу проходят субботники, жители села очень экономно относятся к тем денежным средствам, которые поступают от жертвователей, и ту часть работы, которая не требует квалифицированных специалистов, стараются выполнить сами. Жители Журавки надеются, что возвращение к жизни их трёхпрестольной церкви поможет возрождению и самого села.

















Заключение

Итак, как я смогла убедиться в моём районе очень много разрушенных храмов, которые или заброшены или используются для других нужд. Но самое главное, что никто не стирает с лица земли эти храмы, хоть они и разрушены, они всё равно существуют и оберегаются.

Так же я заметила, что все храмы района очень схожи по строению и находятся, либо на окраине, либо в центре села. Жители ценят эти святыни, устанавливают памятные кресты, проводят служения у этих храмов.

Жаль, что восстановленных храмов крайне мало, но, ведь, восстановить храм требует немалых усилий и средств, которые не многие могут выделить. безусловно, важно участие жителей в этом, ведь это их обитель, но без инициаторов, правильного разграничения сил и средств, выстроенного порядка действий, одного желания будет мало. Поэтому не каждый согласится на такое важное и ответственное дело. Но такие люди есть, и пока будут такие люди в стране, мир будет преобразовываться не только в духовном и религиозном плане, но и в целом.

Таким образом, я пришла к выводу, что в моём районе высокий дух веры, которая есть не только в словах, но и делах. Жители активно принимают участие в реставрации храмов, в крестных ходах, религиозной жизни района. Не только взрослое поколение в этом участвует в этом, молодёжь так же присутствует в храмах, помогает на церковных праздниках, часто выполняют свою роль, как волонтёры. Духовное и культурное значение церкви в районе процветает и не теряет своей важности.



















Список используемой литературы



  1. http://www.2rf.ru/rest/5869

  2. http://sobory.ru/article/?object=12929

  3. Статья «Церкви России: преодоление разорения»

  4. Гос. архив Воронежской области, ф6, оп.I

  5. Токмаков И.Ф. Город Богучар Воронежской области и его уезд. Историко-статистическое и экономическое описание.

  6. Борьба за светскую власть в Воронежской губернии 1917-1918 гг.

  7. Воронежская область: Административно-территориальное деление. 1982г.

  8. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии.

  9. ЦГИА СССР. Ф.799, оп.33, д.255

  10. Myboguchar.ru.

  11. Riavrn.ru.



1 Статья «Церкви России: преодоление разорения» 6 абзац. 1-2 предложение.

2 Угожье – сдаваемая в аренду незаселённая территория.

3 Гос. архив Воронежской области, ф6, оп.I, д.178, л.172

4 Токмаков И.Ф. Город Богучар Воронежской области и его уезд. Историко-статистическое и экономическое описание.

5 Борьба за светскую власть в Воронежской губернии 1917-1918 гг. с. 218-245

6 Воронежская область: Административно-территориальное деление. 1982г. с.19-20.

7 Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. С 39.

8 ЦГИА СССР. Ф.799, оп.33, д.255, л.123

9 Myboguchar.ru. Статья о освящении и установке колоколов. 3 абзац.

10 Riavrn.ru/ Статья «Жители богучарской Журавки приступили к восстановлению церкви». Абзац 4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно-исследовательская работа " Кто верит в разрушенный храм?"

Автор: Погорелова Галина Александровна

Дата: 18.09.2017

Номер свидетельства: 428582

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства