kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья на тему: "Современно островное ландшафтоведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье расскрываются современные методы изучения физико-географичекского районирования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: "Современно островное ландшафтоведение"»

Подготовила Пруцкова В.А., учитель географии и биологии МОАУ «СОШ №76»

Современно островное ландшафтоведение


Острова, их своеобразная природа всегда привлекала внимание исследователей разных областей науки. На протяжении двух последних веков ученые пытались систематизировать и объяснить специфику островной

природы. Это порождало много революционных идей в науках о Земле, биологических и смежных с ними науках (ссылка). Так, основой островной науки послужила биогеография, затем сформировались островные геохимия

и биогеохимия, затем почвоведение и т.д. И только в конце 80-х годов ХХ века, когда на смену отраслевым знаниям пришел комплексный подход, сформировалось островное ландшафтоведение.

Остров представляет собой модель природной системы, очень удобный

для изучения. Этим изолированным участкам суши свойственно сочетание

элементов замкнутых географических систем, что и определяет особенности

их ландшафтов (ссылка).

Изучив историю развития отечественного островного ландшафтоведения можно выделить несколько периодов. Первый период связан с организацией экспедиций АН СССР на судах «Дмитрий Менделеев» и «Каллисто», по результатам которых Г.М. Игнатьев написал монографию и показал специфику организацию островных геоситем. Именно с появлением этой монографии начинается ландшафтоведение.

Второй этап можно охарактеризовать как накопление теоретического материала. В 1980-е были организованы еще 4 экспедиции НИС АН СССР

на о. Фиджи, архипелаг Тонга, Западное Самоа, Сейшельские о-ва и острова шельфа Вьетнама. Результатом этих экспедиций стало составление ландшафтных карт и профилей, выявлено, что конденсация влаги, приходящей с воздушным течением, определяет верхний уровень границ леса, который варьируется на островах разной площади. Определено, что острова малой площади достигают своей относительной зрелости гораздо раньше. нежели острова с большей площадью, и что на разных стадиях развития основных геосистем различны условия равновесия и степень устойчивости к внешним воздействиям. Этот накопленный материал помог дальнейшему развитию ландшафтоведению.

Третий этап – этап развития островного ландшафтоведения в 1990-е годы.

В этот период появляются первые учебные пособия, монографии по островному ландшафтоведению и природному природопользованию, а также расширяется география исследований. Этот этап можно охарактеризовать как переход от количественных накоплений в качественное, что позволило перейти от характеристики особенностей ландшафтной структуры отдельных островов к формулированию эмпирических закономерностей на региональном уровне.

Развитие ландшафтоведение продолжилось и в 21 веке. Появляются публикации по островам арктических и дальневосточных морей. В трех основанных научных центрах (северном, дальневосточном и московском) развиваются идеи островного ландшафтоведения. В целом этап можно охарактеризовать как переход к формулированию основных эмпирических закономерностей, предшествующий формированию развернутой теории.


На данном этапе ученые, изучающие островные системы анализируют пространственно-временное строение ландшафтов, раскрывают свойства островных геосистем. Подобное изучение позволяет делать прогнозы в планировании природных и хозяйственных структур государств, расположенных на островах. Экологические изучения ландшафтов позволяют установить экологический потенциал островных ландшафтов, к воздействиям на них деятельности человека. Практическим результатом в ландшафтно-экологических исследованиях является экологический каркас территорий. Он является охраной ценнейших природных ландшафтов и окружающей среды.

Такой практический и научный интерес вызывает изучение ландшафта Японского архипелага.

Японские острова представляют собой систему островных дуг, огибающих Азию с востока. Представлены следующие острова: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, образующие Большие Японские острова.

Отделенность Японии от материковой части осуществляется посредством Восточно-Китайского, Японского и Охотского морями, но расстояние главных Японских островов от азиатского побережья незначительно (220 км. через Корейский пролив). С востока и юго-востока Япония омывается водами Тихого океана, на юге Японского архипелага между островами Хонсю, Сикоку и Кюсю расположено Внутреннее Японское море.

Важной особенностью природы Японии считается преобладание приморского положения с горными ландшафтами. Большая часть территории архипелага занята горами и возвышенностями, с горными узлами или горными цепями.

Высокая сейсмичность и вулканизм оказывают большое влияние на хозяйственную деятельность населения. Каждый год в Японии отмечается примерно 1500 землетрясений с разной балльностью. В районе Токийского залива со столицей и рядом других густонаселенных городов находится высокая сейсмоопасная зона. В Японии насчитывается 67 «живых» вулканов, спящих, которые могут проснуться (гора Фудзияма 3776 м.) и 15 действующих. На северо-востоке островов Хонсю и Хоккайдо в глубоководных впадинах наблюдаются моретрясения, вызывая огромные волны и цунами.

Благоприятные климатические условия создают для Японии комфортные условия для проживания и ведения хозяйства. Выделяются 4 климатические зоны:

Зона умеренного океанического климата с холодным летом – о. Хоккайдо.

Зона умеренного океанического климата с тёплым летом - часть о. Хонсю.

Зона влажного субтропического климата - южная часть о Хонсю, о. Сикоку, о. Кюсю, северная част архипелага Рюкю.

Зона тропического климата - южная часть архипелага Рюкю, о. Окинава.

Страну восходящего солнца стремятся посетить многие туристы из-за ее уникальной культуры, удивительной красоты мест. Посещение нужно начинать с необыкновенно величественной горы Фудзияма.

Рядом с Фудзиямой находится национальный парк Фудзи-Хаконэ-Идзу, его площадь составляет 1227 кв.км. Он включается в себя Фудзи и Пять озер Фудзи. Его визитной карточкой являются старинные храмы, горячие источники. Например, в храме Хаони, построенном в 757 году, можно познакомиться со старинные обрядами и пройти омовение. Символом этого храма является Дракон, изображение которого можно встретить даже в мелких деталях храма.

Примечательным является парк Аокигахара. На 35 кв.км. около токио под горой Фудзи раскинулся лес, поражающий своей природной красотой. На скалистой местности можно встретить пещеры и горные углубления, крепкие деревья делают этот парк впечатляющим. Ходить одному по туристическим маршрутам не рекомендуют, так как легко можно заблудиться, лес практически не проницаем для солнца и звуков. Водятся дикие животные, что может быть опасно для посетителей. Парк привлекает своей восточной мистикой, там не показывают компасы, деревья кажутся живыми призраками. Именно этот лес притягивает к себе самоубийц.

В центре острова Хоккайдо находится национальный парк Дайсецудзан (его площадь 226 тыс. га.). Японцы стараются сохранить в этом парке первозданную природу, на огромных равнинах и холмах находятся заповедники, которые окружают горы. Можно встретить черного японского медведя. Всей этой красотой можно полюбоваться с высоты канатной дороги.

Для сохранности горных массивов Оу был основан национальный парк Бандай-Асахи. Его территория 18600 га, разделена на четыре части вокруг горных вершин. Обилие лесов, впадин, озер и животных делают парк особенно привлекательным.

В Японии огромное количество красочных мест, которые, безусловно, не оставят равнодушными даже самых взыскательных туристов.



Список источников и литературы

  1. Вовженяк, И. С. Ландшафтное изучение острова Русский (Приморский край) / И. С. Вовженяк, А. Р. Погорелов, 2018 – с. 83-87

  2. Физическая география материков и океанов [ Электронный ресурс]- URL http://ecosystema.ru/08nature/world/geoworld/05-8-7-4.htm ( дата обращения 15.04.2022)

  3. Studbooks.net [Электронный ресурс]- URL https://studbooks.net/1805421/geografiya/geograficheskoe_polozhenie_prirodnye_usloviya_resursy_yaponii ( дата обращения 15.04.2022)

  4. Мир туриста [ Электронный ресурс]- URL https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/parki-yaponii.html ( дата обращения 15.04.2022)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научная статья на тему: "Современно островное ландшафтоведение"

Автор: Пруцкова Виктория Андреевна

Дата: 08.12.2022

Номер свидетельства: 619548


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства