kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мировые ландшафтные концепции

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 20-е и 30-е гг. господство хронологической концепции в буржуазной географии не могло не отразиться на положении физической географии, которая рассматривалась в качестве суммы отраслевых дисциплин. Одной из центральных тем буржуазной довоенной географии выступало ландшафтоведение. Большинство ведущих географов рассматривали ландшафт в качестве интегрального объекта географии. Вопросам ландшафтоведения была посвящена специальная сессия Международного географического конгресса в Амстердаме в 1938 г. В то же время наблюдалась неразбериха во взглядах на сущность ландшафта. Ему придавался пейзажный или физиогномический смысл. Он рассматривался в качестве механического набора не связанных между собой взаимной обусловленностью компонентов природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мировые ландшафтные концепции»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО ВГУ)



Факультет географии, геоэкологии и туризма







Доклад



На тему: «Мировые ландшафтные концепции»


Специальность «021000 – География»

























Воронеж 2014

В 20-е и 30-е гг. господство хронологической концепции в буржуазной географии не могло не отразиться на положении физической географии, которая рассматривалась в качестве суммы отраслевых дисциплин. Одной из центральных тем буржуазной довоенной географии выступало ландшафтоведение. Большинство ведущих географов рассматривали ландшафт в качестве интегрального объекта географии. Вопросам ландшафтоведения была посвящена специальная сессия Международного географического конгресса в Амстердаме в 1938 г. В то же время наблюдалась неразбериха во взглядах на сущность ландшафта. Ему придавался пейзажный или физиогномический смысл. Он рассматривался в качестве механического набора не связанных между собой взаимной обусловленностью компонентов природы.

В 20-е гг.учение о природных ландшафтах развивал немецкий географ З. Пассарге. Он обосновал таксономия ландшафтных пространств в составе: «части ландшафтов», «частичные ландшафты», ландшафты и ландшафтные области, блоки и зоны. З. Пассарге отмечал взаимосвязь ландшафтоведения, общего землеведения, страноведения. Ландшафтоведение, по его мнению, представляет «ствол географического дерева», физическое землеведение – его «корни», а страноведение – «крону» (Исаченко, 1971, с.293). В то же время ландшафт, в понимании З. Пассарге, - не целостная материальная система, а результат наложения отдельных земных пространств. В понимании структуры ландшафта у него отсутствовал генетический подход. Становление ландшафтоведения в буржуазной географии происходило в упорной борьбе со сторонниками хронологического направления, которые пытались дискредитировать саму идею ландшафтных исследований.

В 30-е гг. большой интерес вызывали проблемы природного районирования. Так, в 1934 г. Ассоциация американских географов провела специальную конференцию о районах. Британская ассоциация географов создала особую комиссию для разработки классификации районов мира. По-прежнему одной из сложнейших проблем выступало само определение сущности района, объективности или субъективности его границ. Сложность решения этой проблемы привела к тому, что некоторые видные теоретики географии (например, Р. Харитош и Э. Гентингтон) вообще отрицали возможность комплексного районирования.

В то же время отсутствие элементарных теоретических основ часто приводило к одностороннему подходу. Например, в 1940 г. У. Этвуд провел «физиографическое» районирование Северной Америки на основе учета контрастов в рельефе. В этих условиях была сделана попытка решить проблему районирования на основе определения «ядер районов», т.е. тех их частей, где наблюдается совмещение всех признаков и переходных зон между ядрами. В 1993 г. Д. Анстед выдвинул идею районирования снизу на основе полевого изучения элементарных географических единиц. На их основе он предлагал выделять территориальные единицы более высокого таксономического уровня: «субрегионы», «малые регионы» и «большие регионы». При этом признаки территориальной дифференциации различаются в зависимости от иерархического уровня. В основе дифференциации низших ступеней он предлагал учитывать рельеф и субстрат, а в основе дифференциации высших единиц - климат. Важной проблемой выступала типология индивидуальных регионов любого порядка, а каждый регион высшего порядка представлял собой специфическую комбинацию различных типов единиц высшего порядка.

Большое значение для становления мирового ландшафтоведения имело развертывание крупномасштабных полевых исследований. В США первые опыты таких работ провели географы Чикагского университета еще перед первой мировой войной в целых классификации земель. В начале 20-х гг. для определения наиболее целесообразного использования земель развернулись полевые исследования в штате Мичиган. Эти исследования были поэлементными, т.е. отдельно изучался рельеф, почвы, растительность, а потом осуществлялось обобщение. В 1925 г. Д.Уиттсли провел полевое картирование «естественной среды» и «культурного ландшафта» небольшого участка штата Висконсин. Он поставил своей задачей показать «такие комбинации форм поверхности, почвенного дренажа, естественной растительности и климата, которые отчетливо выражены и в то же время допускают использование в географии» (Исаченко, 1971, с.298)

Несколько позднее в практику картирования стало входить выделение однородных территориальных единиц путем наложения границ основных показателей как природных условий, так и хозяйственного использования земель. Такой подход был использован в процессе съемки земель по проекту районной планировки в бассейне р. Теннеси в середине 30-х гг. В то же время начинается детальное исследование земельного фонда в Великобритании, где классификация земель была разработана Д. Стемпом. В результате исследования лесных местообитаний в Индокитае, Родезии и Англии Р. Бурн выдвинул идею выделения элементарных природных территориальных комплексов. Эти работы оказали большое влияние на лесоведение и экологию, но не привлекли большого внимания географов.

В довоенный период основной формой географического обобщения материала оставались весьма разнообразные по объему и содержанию страноведческие описания. Так, под редакцией А. Пенка вышло описание Австралийских Альп Н. Кребса и описание Русского Туркестана Ф. Махачека. Наиболее фундаментальная 15-томная сводка по странам мира была опубликована французскими географами в 20-е, 30-е и 40-е гг. Наиболее известные работы среди них принадлежат Э. Мартонну по Центральной Европе и физической географии Франции, А. Боли – по Северной Америке, А. Деманжону – по Британским островам.

В 50-е и 60-е гг. главным образом в немецкой литературе развивается концепция континуума, т.е. непрерывности земной поверхности. Так, Х. Шмиттхеннер писал, что страны и ландшафты не имеют границ, их ограничивает лишь человеческое мышление. «Географическая субстанция» непрерывна, район субъективен и можно лишь говорить о его целесообразных или нецелесообразных границах. В середине 50-х гг. появилась целая серия работ Г. Кароля о «геомере», причем под «геомером» он понимал любой участок географической оболочки, вертикальные границы которого ограничены пределом геосферы, а горизонтальные определяются интересами исследований. В 60-е гг. Г. Кароль сделал попытку систематизировать способы районирования и выделил 4 категории геомеров: традиционно ограниченные, выделенные в политических границах, естественно ограниченные и произвольно выделенные. П. Джеймс предложил несколько иную схему классификации регионов. Он выделил три их категории: регионы, основанные на экосистемах; регионы, основанные на условиях местообитания человека; «культурные районы», выделенные на основе образа жизни.

Хронологическая и авангардистская концепции буржуазной географии исходят из признания «единой географии» и отрицают самостоятельность физической географии. В то же время в германоязычной географии в связи с особым вниманием к проблемам ландшафтоведения физической географии было уделено больше внимания. В качестве предмета географии рассматривается земная оболочка в целом, однако наиболее трудный вопрос при этом: соотношение геосферы и человеческого общества. Г. Кароль, например в геосфере выделял специальную антропосферу.

Довольно широкое распространение в немецкой географии получило убеждение, что предметов географии является ландшафт, хотя сам термин использовался далеко не однозначно. Наибольшее влияние на развитие мирового ландшафтоведения оказали работы германских географов К. Тролля, И. Шмитхюзена и К. Паффена. По мнению И. Шмитхюзена, объектом географии являются четырехмерные (пространственно-временные) комплексы явлений, образующие в совокупности и каждый в отдельности элементы «географической субстанции», причем последняя состоит из неорганических, органических неодушевленных и органических одушевленных элементов, которые хотя и подчиняются разным закономерностям, но тесно взаимосвязаны (Исаченко, 1971, с.360). В одной из работ И. Шмитхюзен поставил задачу определения наименьшей территориальной единицы, из которых состоят ландшафты. Такая единица – «плитка», - по его мнению, представляет участок, приблизительно однородный по экологическим качествам местообитания.

К. Тролль критикует механическое понимание ландшафта и определяет его в качестве естественного района, где связи между компонентами имеют функциональный характер. По его мнению, размещение природных и культурных ландшафтов подчинено разным причинам и границы культурных областей не совпадают с природным делением. К. Тролль обосновал основные направления ландшафтоведения как науки: морфология – разработка системы единиц разных порядков; экология и физиология – функциональный анализ содержания ландшафта, изучение взаимодействия его природных компонентов; типология – разработка различных классификаций ландшафтов; хронология – изучение восстановления ландшафтов и их изменение под влиянием деятельности человека; уход за ландшафтом и формирование ландшафта. Ландшафтоведение оказало глубокое влияние и на проблемы физико-географического районирования. Уже в 1951 г. Была создана схема природного районирования Германии миллионного масштаба. Для этих исследований был характерен подход «снизу» с помощью метода последовательной интеграции более простых геокомплексов в более сложные.

В англосаксонских странах идя природного территориального комплекса пробивала себе дорогу вне рамок официальной академической географии в прикладных дисциплинах – лесоводстве, оценке земель, региональном планировании. В 1949-1951 гг. Северо-Западный университет США реализовал программу классификации земель Пуэрто-Рико методом наложения на карту частным границ по разнообразным показателям. В 1960 г. А. Доуэр предложил универсальную систему показателей для оценки земель во влажных субтропиках. Близкие методы были применены при исследовании земель штата Калифорния, тихоокеанского Северо-Запада, Канзаса.

В 1944-1945 гг. составлена карта классификации земель Великобритании. В то же время в целях экономического развития осуществлялось исследование земель в северных районах Австралии. При этом на основании исследования рельефа, дренажа, почв, растительности, климата, источников воды выделялись «простейшие земельные единицы», соответствующие местообитанию, и «земельные системы» как их сочетания. Таким образом, эти работы близки по духу ландшафтным исследованиям. В этой связи А.Г. Исаченко (1971, с.371) сделал вывод: «…География за рубежом в значительной мере повторяет тот путь, который русская наука проделала несколько десятилетий назад: основные географические идеи привносятся в нее извне – из почвоведения, геоботаники, экологии и прикладных областей знания, сталкивающихся на практике с теми реальными единицами, которые подлежат географическому исследованию».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Мировые ландшафтные концепции

Автор: Болдырева Ольга Алексеевна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 267968


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства