Методика формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания географии.
Методика формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания географии.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достичь эту цель возможно только благодаря системе формирования универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания географии.»
Мамонтова Елена Алексеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №27» г. Норильск
Учитель географии; высшей квал. категории.
Mamontova442832@mail.ru
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДОВАНИЯ ГЕОГРАФИИ.
Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни. Обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме. На такой подход к образованию направлен новый ФГОС. Основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» (ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010). Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности на уровне учебных действий.
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.
Главная образовательная цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом
географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества.
Главная воспитательная цель курса - воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли. Основные направления развития учащихся средствами предмета «География» 1) Осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития. «География – ключ к комплексному познанию!» Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия. 2) Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся. «Знание – сила!» Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления. 3) Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения. «В умении – уверенность!» Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает репродуктивные, продуктивные и креативные умения. 4) Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности. «Карта – альфа и омега географического познания!» Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов. Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана. 5) Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств. «Триумф личностного развития!» (позитивная Я-концепция) Выделенные линии развития отражают ценностно-смысловой, эмоционально-чувственный, когнитивный, рационально-логический, деятельностный и личностный аспекты школьного географического содержания. Осмысление их функционального назначения позволит ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как, знаю я.
Стандарт устанавливает три основные группы результатов образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достичь эту цель возможно только благодаря системе формирования универсальных учебных действий.
Условия, обеспечивающие развитие УУД. Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями: 1)Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. 2)Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. 3) УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:
сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;
организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Значит, уже сейчас всем учителям надо быть готовым планировать свои уроки так, чтобы универсальные учебные действия формировались или развивались, учитывая возрастные и психологические особенности учеников.
Приоритетными технологиями для достижения новых образовательных результатов, для формирования универсальных учебных действий становятся технологии деятельностного типа: Технология проектной деятельности, Технология исследовательской деятельности, Технология деятельностного метода, Информационно-коммуникационные технологии, Технологии проблемного обучения, Технология критического мышления, Проблемно-диалогическая технология, Технология оценивания, Технология продуктивного чтения.
Универсальные учебные действия группируют в четыре основных блока:
личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
УУД выполняют на уроке определенные функции: обеспечивают возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создают условия для развития личности и ее самореализации, толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе; обеспечивают успешное усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Таким образом, надо понимать, что ЗУН (знания, умения, навыки) отличаются от УУД (универсальные учебные действия) не сильно. Принципиальное различие заключается в функции учителя на уроке. Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт по его формированию ученикам, а теперь мы должны помочь ученику самому добывать знания, консультировать ученика и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем
Перечень литературных источников:
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. 2. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004. 3. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1. 4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. 5.Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.