kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие по теме "Земля -как планета Солнечной системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическое пособие предназначено для учащихся 9-11 классов для подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.В пособии представлен теоретический аспект темы "Земля как планета Солнечной системы" и практический аспект, в котором 5разделов:1-проверочные вопросы для устных ответов; 2 - проверочные задания; 3 - контрольная работа на три варианта; 4 - задания для самостоятельной работы; 5 - Итоговая контрольная работа . В конце пособия даны ответы на все разделы заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по теме "Земля -как планета Солнечной системы" »

12












Методическое пособие по теме «Земля как планета Солнечной системы»

для учащихся 9-11 классов в системе подготовки к ЕГЭ и ГИА.



разработала

Бучнева Валентина Николаевна

учитель географии

МОУ «СОШ № 7»

г. Новотроицка











Оренбург 2011


Пояснительная записка.

Актуальность создания данного методического пособия в том, что изучение данного раздела географии приходится на 5 класс(1час), 6 класс(1час) и 8 класс(1час) Когда в силу своих возрастных особенностей учащиеся не всегда осознают значимость изучаемого материала. Часть вопросов курса забывается, школьные конспекты не сохраняются, а учебник получают в школьной библиотеке, который взять для повторения и подготовки к экзаменам, невозможно, так как он находится у нынешних шестиклассников. Как показывают многочисленные исследования (тесты, контрольные срезы, беседы) при подготовке к ГИА и ЕГЭ у учащихся возникают трудности в выполнении заданий, связанных с движением Земли по орбите вокруг Солнца и вращение Земли вокруг воображаемой оси.; угол наклона оси вращения к плоскости орбиты, дни равноденствий и солцестояний, положение Солнца над горизонтом в эти дни над экватором, тропиками и полярными кругами ,границы распространения явлений полярного дня и ночи. Затруднения вызывают задания .требующие применения знаний об изменении освещённости Земного шара в течение года и полуденной высоты Солнца над горизонтом. Данное пособие поможет подготовиться учащимся к ГИА , к ЕГЭ и успешно его пройти, так как оно содержит не только теоретический материал, но тренировочные тесты.

Особенностью заданий, проверяющих знание темы «Земля как планета Солнечной системы», является то, что для успеш­ного выполнения большинства из них требуется знание сравни­тельно небольшого количества фактов. В то же время многие задания нацелены на проверку понимания причин различных процессов и явлений, происходящих на Земле, взаимосвязей между ними, умения логически рассуждать.

Общие сведения о Земле как планете изучаются в VI клас­се, поэтому неудивительно, что к экзамену некоторые сведения оказываются забытыми

Тем не менее рекомендуется начать под­готовку к экзамену именно с этой темы, так как ее материал является базовым при изучении других важных тем курса школь­ной географии.

При изучении темы рекомендуется внимательно рассмотреть рисунки в учебнике и атласе, на которых показаны форма и размеры Земли, схема ее годового движения вокруг Солнца и ее положения по отношению к Солнцу в дни равноденствий и солнцестояний. Особое внимание обратите на различия в по­ложении светораздельной линии (границы между освещенной половиной планеты и половиной, находящейся в тени). Нагляд­ные представления помогут вам не только запомнить основные фактологические сведения о Земле как планете, но и лучше по­нять основные следствия движений Земли, механизм смены вре­мен года, дня и ночи, изменения их продолжительности в тече­ние года на разных широтах. Следует также иметь в виду, что многие задания включают вопросы по рисункам, аналогичны тем, которые вы встретите в учебнике.

Знание некоторых вопросов по этой теме является особенно важным, так как оно помогает при выполнении целого ряда заданий по разным темам. Например, знание длины окружности Земли позволяет легко вычислить длину дуги од­ного градуса экватора и меридианов, что необходимо при решении задач по теме «Географическая карта». Знание

направления вращения Земли вокруг своей оси требуется при решении задач на определение различий в поясном времени территории.

К числу вопросов, вызывающих обычно наибольшие затруднения, относятся вопросы о различиях в продолжительности дни ночи на разных широтах и их изменении в течение года, о закономерностях изменения

высоты Солнца над горизонтом в зависимости от широты места и времени года. Для жителей территории страны, расположенной преимущественно в умеренных широтах, привычным является тот факт, что и максимальная продолжительность дня, и максимальная высота Солнца над горизонтом наблюдаются летом, в день летнего солнцестояния, и наоборот минимальная

продолжительность дня и минимальная высота Солнца над горизонтом наблюдаются зимой, в день зимнего солнцестояния. При этом учащиеся забывают, что между ними существует прямая зависимость: в то время как максимальная продолжительность дня (летом) и ночи (зимой) увеличивается с удалением от экватора, максимальная высота Солнца.И уменьшается с удалением от параллели, над которой Солнце стоит в зените в данный день.

Задания, проверяющие знание темы «Земля как планета Солнечной системы», включены в часть 1 экзаменационной работы.| задания с выбором ответа и часть 3 — задания со свободным развернутым ответом. На базовом уровне проверяются знания:

- формы и размеров Земли и ее среднего радиуса; различий между экваториальным (расстояние от центра Земли до экватора) и полярными (расстояние от центра Земли до полюсов) радиусами; длины экватора;

- движения Земли и их следствия - - направление движения Земли по орбите вокруг Солнца и вращения Земли вокруг ее воображаемой оси, угол наклона оси вращения к плоскости орбиты;

- дней равноденствий и солнцестояний, положения Солнца над горизонтом в эти дни над экватором, тропиками и за полярными кругами;

- границ распространения явлений полярного дня и ночи;

- причин смены времен года и дня и ночи на Земле

Часть заданий составлена из утверждений, среди которых удастся выбрать единственно верное, при этом неправильные утверждения звучат, как правило, весьма правдоподобно, поэто­му, прежде чем выбрать правильный ответ, необходимо очень внимательно прочитать и проанализировать все утверждения, например:

Какое утверждение о продолжительности дня на Земле является верным?

1) 22 июня продолжительность дня на Северном тропике и на экваторе одинаковая.

2) 22 июня продолжительность дня на Северном тропике те, чем на Северном полярном круге

3) 21 марта продолжительность дня на экваторе больше, чем
на Северном полярном круге

4) На экваторе продолжительность дня всегда составляет
12 ч.

В данном задании утверждение 1 является неверным, так как продолжительность дня и ночи везде на Земле равна только в дни равноденствий, а 22 июня — день солнцестояния, а не рав­ноденствия; утверждение 2 является неверным, так как в день солнцестояния продолжительность дня увеличивается при дви­жении от экватора к полюсу (22 июня на Северном полярном круге — полярный день); утверждение 3 является неверным, так как 21 марта — день равноденствия и продолжительность дня и ночи везде на Земле равна.


На повышенном уровне в ЕГЭ (часть 1) проверяется уме­ние найти правильный ответ путем логических рассуждений:22 июня минимальная высота Солнца над горизонтом наблюдается на параллели:

1)5° ю. ш.; 3) 10° ю. ш.;

2)5° с. ш.; 4) 10° с. ш.

Ход рассуждений: в день летнего солнцестояния Солн­це в полдень находится в зените над Северным тропиком. Чем дальше от Северного тропика, тем полуденная высота Солн­ца меньше. Дальше всего от тропика расположена параллель 10° ю. ш., поэтому правильным является ответ 3

В части 3 ЕГЭ проверяется умение творчески применять знания:

Определите географическую широту места, если из­вестно, что 22 июня полуденное Солнце стоит там нас горизонтомна высоте 40° с. ш. Ход рассуждений запи­шите.

Ход рассуждений: 22 июня - день летнего солнцесто­яния Солнце в этот день в полдень находится над Северным тропиком (23,5° с. ш.). Высота Солнца над горизонтом зависит в этот день от расстояния от Северного тропика. Параллель 40° с. ш. удалена от тропика на 40—23,5=16,5° с. ш

На столько же от тропика удалена параллель (23,5—16,5=7° с. ш.).

Ответ: параллель 7° с. ш.


Введение.


В пособии представлены теоретический материал по теме «Земля как планета Солнечной системы».Учитывая тот факт что в подростковом возрасте чаще всего доминирует зрительная память материал представлен не только в текстовой форме, но и в виде рисунков, схем и таблиц. В пособии систематизирован весь материал по всему курсу «Физическая география»,но особое внимание уделяется изучению движению Земли, как наиболее трудному для усвоения материалу.

Для проверки результатов усвоения материала после изучения проводятся контрольные работы, тесты, составленные в форме ЕГЭ

Ко всем задания даны ответы, что даёт возможность проверить правильность

выполненных заданий и провести анализ своих ошибок. Подобная форма обучения даёт возможность отработки навыков у учащихся по данной теме.

Пособие предназначено для подготовки к ГИА и ЕГЭ по географии,

а также к зачётам в школе и вступительным экзаменам в вузы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Называть ( показывать ) :

- планеты Солнечной системы ;

- форму, размеры Земли;

- протяжённость и форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты;

- основные следствия суточного и годового движения Земли ;

- дни равноденствий и солнцестояний, особенности положения Солнца над горизонтом на разных широтах ;

- пояса освещённости и их границы ;

- границы часовых поясов ;

- сферы Земли и их значение и для жизни человека .



Определять :

- по карте пояса освещённости ,в котором расположен данный объект ;

- разницу в поясном времени территории.

Объяснять :

- причины смены дня и ночи ;

- причины смены времён года .



Теоретический аспект.

Земля -3-я от Солнца планета Солнечной системы, которая находится в галактике Млечный Путь. Солнце превышает Землю - в 333тысячи раз по массе и в 109 раз по диаметру. Температура Солнца около 6000 градусов С. на поверхности и порядка10-15млн.градусов в недрах. От Солнца исходит сильнейшее электромагнитное и корпускулярное излучение (солнечное излучение),которое и является основным источником энергии всех процессов на Земле. В Солнечную систему входят планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс, образующие внутреннюю (Земную) группу планет, для которых характерны небольшие размеры ,высокая плотность,твёрдая поверхность и планеты-гиганты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун (планеты внешний группы)-шарообразные тела из водорода и гелия. Самая далёкая от Солнца планета Плутон по размерам больше походит на планеты внутренней группы.У семи из девяти планет есть спутники, всего их открыто более 50-ти. Спутник-Земли-Луна отличается большими размерами (пятый по величине и первый по отношению к массе планеты) и вызывает приливно-отливные движения, охватывающие всю Землю от ядра до поверхности.

Важно запомнить следующие основные величины :


149,6 млн.км.-среднее расстояние от Земли до Солнца (астрономическая единица).

6371км.-средний радиус Земли (из-за вращения Земли экваториальный радиус на 21,4км. Больше ,чем расстояние от цетра Земли до полюсов).

40075,7км.- длина экватора.

40008,5км- длина меридиана

510 млн. км.- площадь поверхности Земли.




Форма и размеры Земли.

В IV в.до н.э. древнегреческий учёный Аристотель заметил, что тень от Земли на Луне, наблюдается во время лунных затмений, всегда имеет

одинаковую круглую форму. Он предположил, что Земля, как Луна и Солнце, является шарообразным телом. Это наблюдение было очень важным для развития человеческой мысли.

Но Земля – не идеальный шар, она из-за вращения вокруг своей оси, немного сплюснута у полюсов и расширена к экватору. Такое геометрическое тело называется сфероидом, или эллипсоидом вращения. Однако истинная форма Земли сложнее из-за неоднородного строения недр и неравномерного распределения масс фигура Земли отклоняется от правильной формы сфероида. Известный учёный В.И.Вернадский назвал такую форму геоид («землеподобный»). Геоид – это фигура, поверхность которой всюду перпендикулярна направлению силы тяжести, т.е. отвесу, и совпадает с уровнем поверхности Мирового океана.

В настоящее время с помощью космических методов исследования учёные

с достаточной степенью точности могут составить модель поверхности Земли, которую по форме иногда сравнивают с обкусанным яблоком, подчёркивая при этом неоднородность её поверхности.

Полярный радиус Земли составляет 6357км, а экваториальный- 6378км,т.е. больше полярного на 21 км. ( рис.12.)

Земная ось-это воображаемая прямая, проходящая через центр Земли.

Две точки, через которые проходит ось Земли, называются полюсами.

Их два - Северный и Южный. На одинаковом расстоянии от полюсов

проходит воображаемая линия- экватор. К северу от экватора- Северное

полушарие, к югу- Южное. Длина экватора составляет немногим более 40000км.

Вращение Земли вокруг своей оси.

Промежуток времени между двумя восходами (или заходами) Солнца называется сутками. Солнце постоянно освещает Землю, однако во время своего движения Земля поворачивается к Солнцу то одной стороной, то другой.. На освещённой Солнцем стороне бывает день, на противоположной- в это время ночь (рис 2) . Земля совершает полный оборот вокруг своей оси с запада на восток за 24часа, т.е. за сутки.

Рис.13. Продолжительность светового дня на разных широтах 22 июня.



Линия перемены дат



Рисунок 14. Часовые пояса мира.

Рис.14 Часовые пояса мира.

(Примечание. На территории России часовая стрелка переведена на 1час вперёд.)

В разных местах земного шара, расположенных на разных меридианах, т.е. имеющих разную долготу, в один и тот же момент часы показывают разное время суток. Но на одном и том же меридиане в каждой его точке от Северного полюса до Южного время суток оказывается одним и тем же. Это время называют местным.


Но пользоваться местным временем неудобно, это мешает при осуществлении связей между разными странами и между частями нашей огромной по протяжённости с запада на восток страны. Поэтому астрономы разработали и предложили ввести систему поясного времени. Для удобства отсчёта времени решением Международного конгресса всю поверхность Земли разделили меридианами на 24 часовых пояса, каждый из них включает в себя 15градусов долготы, поскольку Земля за 1час поворачивается на 15градусов. Время каждого часового пояса отличается от последующего на 1час.Нумерация поясов от 0 до 23 ведётся с запада на восток от Гринвичского

Меридиана. Во всех пунктах, находящихся в пределах одного пояса ,в данный момент считается одно и то же время .Россия расположена в 11часовых пояса со 2-го по 12 ч.пояс.

Декретное время (от лат.decretum-указ, постановление)-это поясное время, переведённое вперёд или назад на1час с целью наиболее рационального использования светлой части суток. В России в 1930г стрелки часов были переведены на 1час вперёд по сравнению с поясным временем. Это было сделано в соответствии с декретом (постановлением) Совета Народных Комиссаров. Новое время получило название декретное. Поэтому Москва, находясь во 2-м часовом поясе, практически живёт по времени 3-го часового пояса. Таким образом, когда в Москве 13часов, то в Лондоне-10часов.


рис 15. Часовые пояса на территории России.


Движения Земли вокруг Солнца.

Скорость движения планет вокруг Солнца зависит в первую очередь от положения их орбит. Чем дальше находится планета от Солнца, тем больше её орбита, тем длиннее её год. Земля -третья по счёту планета в Солнечной системе. Она совершает один оборот вокруг Солнца за 365дней 6 часов 9минут и 9секунд.Для удобства считают, что в году 365дней. Но каждые четыре года, когда из 6 часов «накопятся» 24 часа, в году будет 366 дней. Этот год называется високосным, а один день прибавляется к февралю.

Путь Земли вокруг Солнца называется земной орбитой и имеет форму эллипса.

Ось вращения Земли наклонена к плоскости земной орбиты под углом 66,5 градуса. Из-за обращения Земли вокруг Солнца и постоянного наклона земной оси на нашей планете сменяются времена года и существуют пояса освещённости. Наблюдения показывают, что в нашу эпоху положение планеты в Солнечной системе практически не менялось и земной год –величина достаточно постоянная.

Смена времён года.

Рис 16. Движение Земли вокруг солнца.


Рисунок показывает годовое движение Земли вокруг Солнца в разное время года. 21 марта и 23 сентября- дни весеннего и осеннего равноденствия, когда Солнце одинаково освещает оба полушария Земли. В эти дни и в Северном, и в Южном полушарии день равен ночи.

22 декабря –день зимнего солнцестояния: самый короткий день и самая длинная ночь в Северном полушарии. Земля обращена к Солнцу своим Южным полушарием. Там лето. У нас зима.

22декабря, в день зимнего солнцестояния, Солнце находится в полдень в зените для мест, лежащих на Южном тропике (тропике Козерога)-географическая параллель 23,27 градусов ю.ш.

22 июня- день летнего солнцестояния, когда самый длинный день и самая короткая ночь в Северном полушарии. В этот день Солнце в зените в местах, расположенных на Северном тропике (тропике Рака) 23,27градуса с.ш.. В Южном полушарии в это время зима, в Северном- лето.

Полярные круги - географические параллели, отстоящие к северу и к югу от экватора на 66,33 широты, на которых в один из дней солнцестояния наблюдается полярный день, а в другой – полярная ночь. Они являются границами зон полярных ночей и полярных дней.

Полярная ночь может длиться в полярных поясах от 1 суток на широте Северного или Южного полярных кругов до 178 суток на Северном

или Южном полюсах. Вовремя полярной ночи Солнце не появляется над горизонтом. В северном полушарии на широте Северного полярного круга этот период наблюдается 22 декабря, а в более высоких широтах начинается раньше.

Полярный день –это период ,когда Солнце не спускается за горизонт. Чем дальше от полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте полярного круга он длится 1 сутки, а на полюсе – 189 суток. В Северном полушарии на широте Северного полярного круга полярный день наблюдается

22 июня, а в более высоких широтах начинается раньше.

Аналогичное явление имеет место в Южном полушарии, но другое в полугодие.

Пояса освещённости .

Вследствие наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты (66,5градусов)

и обусловленных этим различий в освещённости её поверхности Солнцем на нашей планете образовались пять поясов освещённости, ограниченных тропиками и полярными кругами. Они отличаются продолжительностью дня и тепловыми условиями.

Тропический пояс лежит между тропиками, по обе стороны от экватора, и занимает около 40 процентов земной поверхности. В этом поясе Солнце по одному разу в год (дни солнцестояния) бывает в зените над каждым из тропиков .На экваторе день всегда равен ночи.

Два умеренных пояса (Северный и южный) расположены между тропиками и полярными кругами. Солнце в них никогда не бывает в зените. В течение суток обязательно происходит смена дня и ночи, причём продолжительность их зависит от широты и времени года. Чётко выражены четыре времени года. Умеренные пояса занимают 52 процента земной поверхности.

Два полярных пояса ( Северный и Южный ) – к северу от Северного полярного круга и к югу от Южного полярного круга - характеризуются наличием полярных дней и ночей. Их площадь- 8 процентов земной поверхности.

Пояса освещённости составляют основу климатической зональности Земли и природной зональности вообще.



Практический аспект.


Проверочные вопросы.

1. Как называется форма Земли?

2.Что такое экватор?

3. Дайте определение понятия «земная ось» ?

4. Чему равен экваториальный радиус Земли?

5. На сколько полярный радиус короче экваториального?

6. Чему равна длина экватора ?

7. Как называется период времени между двумя восходами Солнца?

8. На сколько часовых поясов поделён Земной шар?

9. В скольких часовых поясах находится Россия?

10. В каком часовом поясе находится Москва?

11. В каком часовом поясе находится ваш населённый пункт?

12.Чем объясняется смена дня и ночи на Земле?

13. Что такое декретное время?

14. Как называется путь Земли вокруг Солнца?

15. На каких отметках проходят тропики?

16. Чем замечательны полярные круги?

17. Сколько раз в году и когда Солнце бывает в зените над экватором?

18. Когда самый длинный день и самая короткая ночь в Северном полушарии ?

19. Когда Солнце бывает в зените над Южным тропиком?

20. Чем объясняется смена времён года на нашей планете?

Проверочные задания

  1. Какие космические тела образуют Солнечную систему?

  2. Перечислите все планеты Солнечной системы по порядку.

  3. В виде схемы изобразите Солнечную систему, обозначьте на ней Землю.

  4. Изобразите Землю и покажите на ней экватор, тропики и полярные круги.

  5. Расскажите о Луне. Как она влияет на Землю?

  6. Почему введено поясное время?

  7. Сколько часов разделяют Калининградскую область и Чукотку?

  8. На сколько часов надо перевести стрелки часов при перелёте из Магадана в Мурманск?

  9. На сколько часов надо перевести стрелки часов при перелёте из Магадана в Южно-Сахалинск?

  10. Почему при перелёте из Архангельска в Мурманск надо переводить часы, а при перелёте в Астрахань, находящейся почти в 3 раза дальше, не надо?

Оцените правильность суждений.

1 В 1930г. Стрелки часов на территории нашей страны были переведены на 1час назад по сравнению с поясным временем.

2. Россия расположена в 12 часовых поясах.

3. Время в границах одного часового пояса называют поясным.

4. Время «идёт» с запада на восток.

5. 180 меридиан- это линия перемены дат.

6. За один час Земля поворачивается на 15 градусов.

7. Угол наклона земной оси а плоскости орбиты составляет 23,5градусов.

8. Земля вращается с запада на восток.

9. В нашей стране можно встречать Новый год 10 раз.

10. С 1981года в нашей стране введено летнее время, в последнее воскресенье марта стрелки часов переводят ещё на час вперёд.


Впишите недостающие слова:


Освещение Земли Солнцем в разное время года


Дата

Северное полушарие

Южное полушарие

21 марта

1.День…….ночи.

2.На экваторе……

1.День……ночи.

2.На экваторе……

22 июня

1.День……ночи.

2.На параллели 23,5 с.ш….

3.На параллели 66,5 с.ш….

1.День……ночи.

2.На параллели 32,5 ю.ш….

3.На параллели 66,5 ю.ш….

23 сентября

1.День ……ночи.

2.На экваторе……

1.День……ночи.

2.На экваторе……

22 декабря

1.День……ночи.

2.На параллели 23,5 с.ш….

3.На параллели 66,5 с.ш….

1.День……ночи.

2.На параллели 23,5 ю.ш. …

3.На параллели 66,5 ю.ш. …






1. Соотнесите понятия и их определения

понятия

определения


  1. Экватор

  2. Тропик

  3. Геоид

  4. Полярный радиус Земли.

  5. Полярная ночь

  6. Земная ось

  7. Полярный круг

  8. 365 суток 6 часов 9 минут

  9. Экваториальный радиус Земли

  10. Осеннее равноденствие

  11. Летнее солнцестояние

  12. Сутки


А) Форма Земли

Б) Параллель, отстоящая от экватора на 66,5 градусов

В) Период времени, когда Солнце определённое количество суток не поднимается над горизонтом.

Г)Воображаемая линия, равноудалённая от географических полюсов.

Д) Воображаемая прямая, проходящая через центр Земли.

Е) Радиус длиной 6356 км.

Ж) 23 сентября

З)Линия, над которой Солнце бывает в зените раз в год.

И) В этот день Солнце в зените над северным тропиком.

К) Период оборота Земли вокруг своей оси.

Л) Период обращения Земли вокруг Солнца.

М) Радиус Земли длиной 6378 км.




Вариант I

1.Расположите планеты Солнечной системы по мере их удаления от Солнца:

А) Земля В) Меркурий

Б) Венера Г) Марс

2. Самая удалённая от Земли планета :

А) Сатурн В) Плутон

Б) Уран Г) Нептун

3. Самая крупная планета Солнечной системы :

А) Сатурн В)Плутон

Б) Уран Г) Юпитер

4. Уникальная черта планеты Земля:

А) наличие атмосферы ;

Б) наличие жизни;

В) вращение вокруг своей оси;

Г) наличие естественного спутника.

5. Следствием вращения Луны вокруг Земли является:

А) смена дня и ночи;

Б) суточный ход температуры;

В) приливы и отливы;

Г) океанические течения.

6. Земля имеет форму шара, которая называется:

А) шаром;

Б) эллипсоидом;

В) сфероидом;

Г) геоидом .

7. Шарообразность Земли определяет:

А) сезонную смену погоды;

Б) зональность природных процессов и явлений;

В) ритмику в жизни растений и животных;

Г) образование силы Кориолиса.

8. Смена сезонов года на Земле является следствием:

А) шарообразной формы Земли;

Б) вращения Земли вокруг своей оси;

В) наклона земной оси к плоскости орбиты Земли;

Г) эллипсоидной формы орбиты Земли.

9. Какое из следующих утверждений является верным:

А) Земля движется вместе с Солнечной системой вокруг центра

Галактики.

Б) Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите.

В) Земля вращается вокруг общего с Луной центра масс.

Г) Все утверждения являются верными.

10. Следствием суточного вращения Земли не является:

А) смена дня и ночи;

Б) приливы и отливы;

В) действием отклоняющей силы Кориолиса;

Г) зональность физико - географических процессов.

11. Самый короткий день на Земле бывает в:

А) тропических широтах;

Б) экваториальных широтах;

В) умеренных широтах;

Г) полярных широтах.

12. В северном полушарии самая длинная ночь :

А) 23 декабря;

Б) 23 сентября;

В) 22 сентября;

Г) 22 декабря.

13. В южном полушарии день длиннее ночи:

А) с21 марта по 23 сентября;

Б) с22 июня по 21 декабря;

В) с 23 сентября по 21 марта;

Г) с 22 декабря по 22 июня.

14. Какое из следующих утверждений является верным:

А) В Южном полушарии полярный день длится с 21 марта по 23

сентября

. Б) 22декабря солнце в зените находится над экватором.

В) 22 июня день в Заполярье равен ночи.

Г) В Северном полушарии с 21 марта по 22 июня продолжительность Дня увеличивается.

15. Границы часовых поясов совпадают с направлением меридианов в

большей степени:

А) на суше; В) на равнинах;

Б) в океане; Г) в горах.

16. Система отсчёта времени , в которой в качестве единицы отсчёта принята продолжительность суток, это:

А) поясное время; В)декретное время;

Б) местное время; Г) солнечное время.

17.Период, когда Солнце не опускается за горизонт, называется :

А) полярным днём; В)белыми ночами;

Б) полярной ночью; Г) солнцестоянием.

18. Параллель, на которой в день зимнего солнцестояния Солнце в полдень находится в зените, называется :

А) экватором; В) южным тропиком;

Б) тропиком Рака; Г) северным тропиком.

19.При пересечении линии перемены дат с востока на запад необходимо

Пропускать:

А) половину дня; В) один день;

Б) ни одного дня; Г) два дня.

20. Правильное соотношение экваториального и полярного радиусов Земли таково:

А) они равны;

Б) полярный длиннее на 21,4 км;

В) экваториальный длиннее на 21,4 км.;

Г) экваториальный короче на 21,4 км.


Вариант I.


  1. Какое из следующих утверждений является верным ?

  1. Средний радиус Земли равен примерно 6371 км.

  2. В северном полушарии Солнце бывает строго в зените только над тропиком.

  3. Если смотреть на Землю с Северного полюса, то она вращается вокруг своей оси по часовой стрелке.

  4. Максимальная продолжительность дня и ночи наблюдается на экваторе.

2.Смену времён года определяет влияние двух факторов : первый-

обращение Земли вокруг Солнца , второй :

  1. притяжение Луны ;

  2. изменение интенсивности солнечного излучения ;

  3. изменение расстояния до Солнца при движении Земли по орбите;

  4. постоянный наклон земной оси к плоскости её орбиты .

3.Какое из следующих утверждений является верным ?

  1. Окружность Земли по экватору равна приблизительно 20 000 км.

  2. Длина одного градуса дуги меридиана равна 111 км. на любой долготе .

  3. Длина одного градуса дуги по параллели равна 108 км на любой широте .

  4. Радиус Земли составляет около 10 000 км.

4.Наблюдать Солнце в полдень строго на севере можно на территории :

  1. Украине ;

  2. США ;

  3. Великобритании ;

  4. Аргентины .

5.Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2- й часовой пояс ) самолёт, вылетевший из Екатеринбурга (4-й часовой

пояс ) в 11 ч. по местному времени и находившийся в полёте 2 ч.



Вариант II

1. Какое из следующих утверждений является верным ?

1) На экваторе Солнце круглый год ежедневно в полдень находится в

Зените .

2) Максимальная продолжительность дня и ночи на Земле наблюдается на экваторе .

3) Если смотреть на Землю с Северного полюса , то она вращается вокруг своей оси по часовой стрелке .

4)Длина экватора составляет примерно 40 000 км.

2. Какое из следующих утверждений является верным ?

1) Окружность Земли равна 400 000 км.

2) Скорость вращения Земли равна 300 км/с.

3) 23 сентября оба полушария освещены Солнцем одинаково.

4)Земля вращается только вокруг солнца .


3. Какое из следующих утверждений является верным ?

1).Длина одного градуса дуги меридиана составляет 111 км.

2).Длина экватора приблизительно 20 000 км.

3).Верхняя граница атмосферы проходит на высоте 25 км.

4).Длина одного градуса дуги параллели 66 с.ш. составляет 109 км.

4. Наблюдать Солнце в полдень строго на севере можно на территории :

1) Канады ;

2) России ;

3) Бразилии ;

4) США .

5. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2- й часовой пояс ) самолёт, вылетевший из Новосибирска ( 5-й часовой пояс) в 11 ч. по местному времени и находившийся в полёте 5 ч.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ


1. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Западное и Восточное полушария, называется.

  1. нулевой меридиан

  1. южный тропик

  1. северный тропик

  2. экватор

2. От нулевого меридиана отсчитывается

  1. западная и восточная широта

  1. западная и восточная долгота

  1. северная и южная широта

  2. северная и южная долгота

3 .Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точ­ки на поверхности Земли — это

  1. географическая широта

  1. относительная высота

  1. абсолютная высота

  2. географическая долгота


4. Условная линия на географической карте, разделяющая
Землю на Северное и Южное полушария, называется

  1. экватор

  1. южный тропик

  1. нулевой меридиан

  2. северный тропик


5 .Экватор является...

  1. самой длинной параллелью

  1. самым длинным меридианом

  1. самой короткой параллелью

4)самым коротким меридианом

6 Какой цифрой карте полушарий обозначен эк­ватор?



1)1 2)2 3)3

4)4





7. Длина дуги 1° меридиана и 1° экватора приблизительно равна

1)111км

2) 105 км

3) 117 км

4) 90 км


8. Какое утверждение о положении Солнца над горизонтом на разных широтах верно?

  1. Над экватором Солнце в полдень всегда находится на высоте 90°.

  1. Над Южным тропиком Солнце бывает в зените два раза в год.

  1. Над экватором Солнце бывает в зените в дни равноденствий.

4) Над Северным тропиком Солнце бывает в зените в дни равноденст­вий.

9. Какое утверждение о движении Земли верно?

  1. Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки.

  1. Осевое вращение Земли — причина смены времен года.

  1. Орбитальное движение Земли — причина смены дня и ночи.

4) Среднее расстояние от Земли до Солнца — 150 тыс. км.

10. Какое утверждение верно?

  1. На экваторе продолжительность дня всегда равна продолжи –

тельности ночи в дни весеннего и осеннего равноденствий.
. 3) Экваториальный радиус Земли меньше полярного радиуса.

  1. Любой меридиан длиннее экватора.

4) Среднее расстояние от Земли до Солнца — 150 тыс. км.




11. Установите соответствие между каждым из положений Земли на орбите по отношению к Солнцу и буквами, которыми они обозначены на рисунке.


Положение в день Буквы

  1. весеннего равноденствия А)А

  1. летнего солнцестояния Б)Б

  1. осеннего равноденствия В)В

Г)Г


Определение поясного времени.

1. На сколько часовых поясов поделён весь мир ?

1) 10 2) 12 3) 14 4) 24

2. В каком из перечисленных городов Новый год наступит раньше?

1)Владивосток 2)Уфа 3)Москва 4)Калининград

3. В скольких часовых поясах расположена Россия?

1)12 2)13 3) 14 4) 15

4. В каком часовом поясе расположена Москва?

1) IV 2)III 3) II 4) I

5. В каком часовом поясе должен находится населённый пункт России, если время населённого пункта отличается от московского на 4часа ?

1)IV 2) V 3) VI 4) VII

6.Какой из перечисленных городов расположен вV часовом поясе ?

1) Калининград

2) Владивосток

3) Анадырь

4) Омск

7. Какой из перечисленных городов расположен вVII часовом поясе и имеет 4 часа разницы с Москвой?

1) Брянск 3) Калининград

2) Тула 4) Биробиджан

8. Сколько времени будет в Москве, когда в Красноярске (VI часовой пояс) 20 часов

1) 24 часа 3) 14 часов

2) 16 часов 4) 10 часов

9. Сколько времени в Москве, когда в Калининграде ( I часовой пояс ) 15 час?

1) 14 часов 3) 16 часов

2) 15 часов 4) 20 часов.

10. Сколько времени будет в Москве, когда в Якутске (VIII часовой пояс) 16 часов?

11. В каком из перечисленных городов будет 13 часов, когда в Иркутске полдень?

12. Какое утверждение является верным?

1)Россия расположена в 12 часовых поясах.

2)Гринвичский меридиан является линией перемены дат.

3)Границы часовых поясов на суше проводят строго по меридианам.

4) Весной в нашей стране стрелки часов переводят на1 час назад.

13. С какого года на территории России стало вводиться летнее время?

1)1919 3) 1981

2)1930 4) 1991

14. Сколько времени будет в Калининграде, когда в Москве 15

часов.

15. Сколько времени будет в Лондоне, когда в Мурманске (II часовой пояс) 8 часов утра?

16. Сколько времени будет в Лондоне, когда в Москве 10 часов?

17. Самолет вылетел из Читы (VIII часовой пояс) в Мур­манск (II часовой пояс) в 12 часов. В Мурманске он приземлился в 11часов по местному времени. Сколь­ко времени самолет находился в полёте ?

18. Самолет вылетел из Москвы в Магадан (X часовой по­яс) в 2 часа ночи. Когда по местному времени совершит посадку в Магадане самолёт находившийся в по­лете 10 ч?

19. Определите, во сколько по московскому времени совершит

посадку в Москве самолёт, вылетевший из Новосибирска ( V

часовой пояс ) в 13 часов по местному времени и находившийся в полёте 5 часов.

20.Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

А) республика Калмыкия Б) республика Алтай

В) республика Коми.


21.Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

А)Тюменская обл Б) Читинская обл

В) Саратовская обл.

22. .Расположите страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

А) Иран Б) Италия В) Япония



Итоговая контрольная работа


1.Солнце – это

1) звезда 3) спутник

2) планета 4) созвездие

2. Сколько планет входит в состав Солнечной системы ?

1) 8 3) 5

2) 12 4) 15

3. Ближайшей к Солнцу планетой является

1) Меркурий 3) Земля

2) Уран 4) Сатурн

4. К планетам внешней группы - планетам – гигантам относится

1) Юпитер 3) Венера

2) Плутон 4) Марс

5. Луна является спутником

1) Земли 3) Венеры

2) Марса 4) Солнца

6. Путь, по которому Земля вращается вокруг Солнца, называется

1) орбитой 3) кривой

2) траекторией 4) эллипсом

7. Скорость вращения Земли по орбите вокруг Солнца равна около

1) 30 км/сек 3) 30 км/ч

2) 30 м/сек 4)30 см/сек

8. В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси ?

1) с запада на восток

2) с севера на юг

3) с востока на запад

4) с юга на север

9. Период вращения Земли вокруг своей оси

1) 365 суток 3) 128 суток

2) 24 часа 4) 72 часа

10. Угол наклона Земной оси к плоскости её орбиты приблизительно равен

1) 66 градусов 3) 26 градусов

2) 46 градусов 4) 96 градусов

11. Длина радиуса Земли составляет около

1) 6300 км 3) 9900 км

2) 3300 км 4) 6600 км

12. Площадь поверхности Земли

1) 510 000 000 кв км

2) 40 000 кв км

3) 670 000 000 кв км

4) 1 200 000 000 кв км

13. Смена времён года на Земле происходит из-за того, что

1) Земля вращается вокруг Солнца

2) Земля вращается вокруг своей оси

3) зимой Солнце грет слабо

4) Солнце летом не заходит за горизонт и хорошо прогревает Землю

14.Главной причиной неравенства дня иночи на Земле является

1) наклон земной оси к плоскости орбиты

2) осевое движение Земли

3) фигура Земли

15. Полярная ночь в Южном полушарии наступает

1) 22 июня 3) 21 марта

2) 22 декабря 4) 2 сентября

16. Полярный день и полярная ночь наблюдаются на параллели

1) 23,5 с.ш. 3) 55,5 с.ш.

2) 40 с.ш. 4) 70 с.ш.

17. 22 декабря продолжительность светового дня наиболее велика на

параллели

1) 23,5 ю.ш. 3) 60 с.ш.

2) 55,5 ю.ш. 4) 70 с.ш.

18. На всём земном шаре продолжительность дня равна продолжительности ночи

1) 22 декабря 3) 22 июня

2) 21 марта 4) 23 ноября


19. Распределение тепла на Земле определяет

1) наклон солнечных лучей

2) растительность

3) положение Луны

4) продолжительность дня.

20. Больше всего солнечного тепла получает

1) тропический пояс

2) умеренный пояс Южного полушария

3) полярный пояс

4) умеренный пояс Северного полушария

21.Годовой причиной смены времён года на Земле является

1) осевое движение Земли

2) орбитальное движение Земли

3) изменение расстояния от Земли до Солнца

4) размеры Земли





22. Какое время в Северном полушарии, если Земля по отношению к Солнцу находится в положении 4, изображенном на рисунке ? . 1) зима 3) лето

2) весна 4) осень.


23.Наблюдатель может увидеть полуденное Солнце на севере, находясь

1) в умеренных широтах Южного полушария 22 июня

2) в умеренных широтах Северного полушария 22 июня в широтах

3) в умеренных широтах Северного полушария 22 декабря

4) на Северном тропике 22 июня .

24. Наблюдатель может увидеть полуденное Солнце на юге, находясь

1) в умеренных широтах Южного полушария 22 июня

2) в умеренных широтах Южного полушария 22 декабря

3) на Южном тропике 21 марта

4) на Северном тропике 22 декабря.

25.Какое из следующих утверждений верно ?

1) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5 градусов.

2) Днём зимнего солнцестояния является 22 января

3) 22 июня в Южном полушарии наблюдается самый длинный день и самая короткая ночь.

4) Только 21 марта на всей Земле день равен ночи.

26. Какое из следующих утверждений верно ?

1) Скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца около 30 км/ч.

2) Днём зимнего солнцестояния является 21 марта

3) 22декабря наблюдается равенство дня и ночи.

4) 22 июня в Северном полушарии наблюдается самая длинная ночь самый короткий день.

27. Какое из следующих утверждений верно ?

1) 22 июня начинается полярный день на Северном полюсе.

2) В дни равноденствий Северное и Южное полушария освещены одинаково.

3) 21 марта солнечные лучи падают отвесно на тропиках

4) Земля вращается вокруг Солнца по часовой стрелке.



28. Расположите планеты Солнечной системы по мере приближения их к Солнцу.

А)Венера Б) Земля В) Марс Г) Меркурий.

Запишите последовательность букв.


29. Какие три из перечисленных планет Солнечной системы относятся к планетам – гигантам ?

А) Сатурн Г) Уран

Б) Марс Д) Юпитер

В) Земля Е) Меркурий

30. Установите соответствие между каждым из положений Земли на орбите по отношению к Солнцу буквами , которыми они обозначены на рисунке.

Положение в день Буква

1) Весеннее равноденствие А) А

2) Летнее солнцестояние Б) Б

3) Зимнее солнцестояние В) В

Г) Г



31. Расположите параллели в последовательности возрастания на них

продолжительности дня в тот день, когда Земля находится на орбите

по отношению к Солнцу в положении, показанном на рисунке









32. Найдите соответствие между местоположением Солнца в зените и днём года.

Местоположение солнца день года

1) Экватор А) 22 декабря

2) Южный тропик Б) 23 сентября

3) Северный тропик В) 22 июня

Г) 21 марта

33. Найдите соответствие между параллелью и её длиной.

1) 0 А) 19,4 км

2) 20 Б) 111,3 км

3) 40 В) 104,6 км

Г) 85,4 км


34. Определите географическую широту пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное Солнце стоит над горизонтом на высоте 60 градусов (тень от предметов падает на юг ).

35.Определите географические координаты пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное солнце стоит там над горизонтом на высоте 35 градусов (тень от предметов при этом падает на север), а местное время опережает время Гринвичского меридиана на 6 часов 28 минут.

36. Определите географические координаты пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное солнце стоит там над горизонтом на высоте 40 градусов (тень от предметов при этом падает на север), а местное время опережает время Гринвичского меридиана на 3 часа.Запишите свои расчёты и рассуждения.





























Ответы на задания «Оцените правильность суждений»

Неверные суждения – 1,2,4,7.

Верные суждения – 3,5,6,8,9,10.

Ответы на задание « Впишите недостающие слова в таблицу.»

дата

Северное полушар

Южное полушарие

22 июня

День летнего солнцестояния

День длиннее ночи

На параллели 23,5° с.ш. Солнце стоит в зените

На параллели 66,5° с.ш.-полярный день

День зимнего солцестояния

День короче ночи

На параллели 66,5° ю.ш. –полярная ночь

23 сентября

День равен ночи

На экваторе – Солнце в зените

День равен ночи

На экваторе – Солнце в зените

22 декабря

День короче ночи

На 66,5° с.ш. – полярная ночь

День длиннее ночи

На 23,5° ю.ш. Солнце в зените

На 66,5° ю.ш. – полярный день

21 марта

День равен ночи

На экваторе Солнце в зените

День равен ночи

На экваторе Солнце в зените


Ответы на задания «Соотнеси понятия и их определения»

1г; 2з; 3а; 4е; 5в; 6д; 7б; 8л; 9м; 10ж; 11и; 12к.




Ответы на задания Вариант I.

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

ВБАГ

11

Г

2

В

12

Г

3

Г

13

В

4

Г

14

Г

5

В

15

Б

6

Г

16

Г

7

Г

17

А

8

В

18

В

9

Б

19

Б

10

Г

20

В

Ответы на задания I и II вариантов


№ вопроса

Ответ

1вариант

№ вопроса

Ответ

2вариант

1

1

1

4

2

4

2

3

3

2

3

1

4

4

4

3

5

11час

5

13час


Ответы на задания для самостоятельного решения.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

1

1

1

3

1

3

1

1

БАГ


Ответы на Определение поясного времени.


№ вопроса

Ответ

№ вопроса

ответ

1

4

12

1

2

1

13

3

3

1

14

14

4

3

15

5

5

3

16

7

6

4

17

5

7

2

18

20

8

2

19

15

9

3

20

БВА

10

3

21

БАВ

11

1

22

ВАБ






Ответы на задания итоговой контрольной работы по теме «Земля-планета Солнечной системы».


№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

1

13

1

25

1

2

1

14

1

26

1

3

1

15

1

27

2

4

1

16

4

28

ВБАГ

5

1

17

2

29

АГД

6

1

18

3

30

ГВА

7

1

19

1

31

АБВГ

8

1

20

2

32

БАВ

9

1

21

1

33

БВГ

10

1

22

2

34

30 ю.ш.

11

1

23

1

35

55сш 97вд

12

1

24

4





36





50 с.ш. 45в.д.В день равноденствия Солнце стоит в зените над экватором. Таким образом, искомая широта рассчитывается так:90-40=50.Раз тень падает на север, то это северная широта

За 1час Земля поворачивается вокруг собственной оси на 15 градусов, значит, расстояние от нулевого меридиана составляет 15 х 3= 45 градусов. Раз местное время опережает время нулевого меридиана, то речь идёт о восточной долготе.

Заключение.

Актуальность создания данного методического пособия в том, что изучение данного раздела географии приходится на 6 класс. Когда в силу своих возрастных особенностей учащиеся не всегда осознают значимость изучаемого материала. Часть вопросов курса забывается, школьные конспекты не сохраняются, а учебник «получаем» в школьной библиотеке, который взять для повторения и подготовки к экзаменам, невозможно, так как он находится «на руках» у нынешних шестиклассников. Как показывают многочисленные исследования (тесты, контрольные срезы, беседы) при подготовке к ГИА и ЕГЭ у учащихся возникают трудности в выполнении заданий, связанных с темой «Земля как планета Солнечной системы». Данное пособие поможет подготовиться учащимся к ГИА и ЕГЭ и успешно его пройти, так как оно содержит не только теоретический материал, но тренировочные тесты.

Методическое пособие может использоваться учащимися для самостоятельной подготовки и учителями во время подготовки к учебным занятиям в 6 классе при прохождении темы «Земля – планета Солнечной системы» и темы «Распределение солнечного света и тепла на Земле».В 8 классе

при изучении темы «Разница во времени на территории России» и темы «Факторы, определяющие особенности климата России».

Список рекомендуемой литературы


1.Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл. М.: Дро­фа, 2002.

2.Бунакова Т. М., Родионова И. А. Пособие по географии для
поступающих в вузы. Содружество Независимых Государств. М.:
Евразийский регион; Уникум-центр, 1997.

3.География: методические рекомендации и тесты: Для поступающих в вузы на географические факультеты / Под ред. С. Н. Болысова и Т. Н. Гладкевича. М.: Школа-пресс, 1995.

4. География: Справочник школьника. М.: АСТ, 1997.

5. География: Большой справочник для поступающих в вузы. М.. Дрофа, 1998.

6География. Справочник для старшеклассников и поступаю­щих в вузы, М.: АСТ-Пресс, 2001.

7. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии. 6 кл. М.: Дрофа, 2008.

8. География: от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя. / Под ред. А.С. Наумова. – М.: Просвещение, 1999.

9. Даньшин А. И., Денисов Н. Б., Климанов В. В., Наумов А. С., Xолина В.Н., Щеголев А.В. Задачи по географии: Учебно–методическое пособие / Под ред. А.С. Наумова. — М.: МИРОС, 1993.

10.Максаковский В.П., Баринова И.И, Дронов В.П. и др.География :

Пособие для поступающих в вузы.М.: Дрофа, 2006.

11.Петрова Н.Н. География. Начальный курс.М.: дрофа, 2004.

12.Сухов В.П. Физическая география. 6 кл. М.: Просвещение.1996

13.Физическая география : Справочные материалы : Книга для учащихся / А.М. Берлянт и др. М.: Просвещение, 1994.

Интернет ресурсы:

1. www. fipi.ru

2. www.nmcedu.ru



3. www. orenport.ru

4. www.sckool.edu.ru

5. www.edu.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методическое пособие по теме "Земля -как планета Солнечной системы"

Автор: Бучнева Валентина Николаевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Методическое пособие по географии "
    ["seo_title"] => string(41) "mietodichieskoie-posobiie-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "187161"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426482406"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Консультация для родителей «Лэпбуки для дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(54) "konsultatsiia_dlia_roditelei_lepbuki_dlia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "572076"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612202381"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства