kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический анализ темы школьного курса географии «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа

по методике обучения географии

по теме: Методический анализ темы школьного курса географии

 «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» 5 класс

Разработка предназначена для студентов педагогического заведения​.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический анализ темы школьного курса географии «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» 5 класс»

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»




кафедра ботаники




Контрольная работа

по методике обучения географии


по теме: Методический анализ темы школьного курса географии

«Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» 5 класс













студентки: ОЗО 642 группы IV курса

естественнонаучного факультета

специальность география

Дубровских Анны Павловны

№ зачетной книжки Г – 2/12

преподаватель:

Смирнова Светлана Вадимовна




Пермь, 2016

Методический анализ темы школьного курса географии

«Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» 5 класс


Начальный курс географии - 5 класс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Основными целями курса являются:

- формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины и своей местности;

- знакомство с географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи курса:

- познакомить с одним из интереснейших школьных предметов - географией, - формировать и расширять границы познавательного интереса к географии;

- формировать умения внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Количество учебных часов – 35; 1 час в неделю.

Программные требования: ФГОС ООО по географии, примерная программа по географии 5 – 9 классы.

УМК (классическая линия):

- учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин «География – 5 класс», М.: Дрофа, 2015 г., к учебному пособию прилагаются:

- электронное приложение, диск;

- рабочая тетрадь;

- диагностические работы;

- атлас «География – 5 класс»;

- контурные карты «География – 5 класс».

План анализа

Содержание методического анализа

1

Место и значение темы в общей системе географического образования

Тематический раздел «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» входит в состав начального школьного курса географии и является логическим продолжением тем: «Что изучает география» и «Как люди открывали Землю». Содержание данного раздела создает условия для формирования знаний и умений на основе выявления причинно-следственных связей и географических закономерностей при изучении тем: «Виды изображения поверхности Земли» и «Природа Земли».

Содержательная составляющая раздела «Земля во Вселенной. Движение Земли и их закономерности» включает в себя тематические учебные занятия:

- Как древние люди представляли себе Вселенную;

- Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней;

- Соседи Солнца;

- Планеты-гиганты и маленький Плутон;

- Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты;

- Мир звезд;

- Уникальная планета – Земля;

- Современные исследования космоса;

- Обобщение по разделу «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия».

Таким образом, на изучение тем раздела «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» отводится 9 учебных часов (с 11 по 19 урок включительно).

2

Цель и планируемый результат

Цель: формирование представлений о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике, о движении Земли и их закономерностях, а также географических следствиях.

Планируемые предметные результаты научиться читать и понимать текст; определять главные слова в тексте, составлять опорный конспект, используя различные источники информации; составлять характеристику планет по плану; выделять признаки планет, находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, атласа, электронного приложения к учебнику; находить на звездном небе созвездия; моделировать движения Земли с помощью прибора теллурия; составлять тематическую презентацию и представлять ее; извлекать информацию из карт атласа; выделять признаки понятий. На первом уровне освоения учащийся должен овладеть указанным содержательным минимумом, а на втором уровне (углубленном, профильном) ему могут быть предложены для выполнения тематические проектно-исследовательские работы, имеющие прикладное и межпредметное значение.

3

Реализация метапредметной направленности современного географического образования в рамках данной темы

Метапредметные планируемые результаты:

Коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью вопросов; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные – применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выделять необходимую информацию.

Познавательные – объяснять представления древних людей о Вселенной; сравнивать системы мира с современной моделью Вселенной; объяснять главное отличие Земли от других планет; устанавливать во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли; объяснять особенности различных тел Вселенной; самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба; выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле; изучать важнейшие события в освоении космоса; устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа; устанавливать географические закономерности влияния движения Земли на формирование ее природных особенностей.

4

Содержание:

основные компоненты содержания географических знаний, которые должны быть освоены в данной теме (теоретические – понятия, закономерности; эмпирические – факты, представления);





























оценка объективной сложности данной темы, трудности с которыми могут столкнуться ученики и как их можно избегать

Основные компоненты:

- Как древние люди представляли себе Вселенную;

- Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней;

- Соседи Солнца;

- Планеты-гиганты и маленький Плутон;

- Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.;

- Мир звезд;

- Уникальная планета – Земля;

- Современные исследования космоса

Теоретические:

Что такое Вселенная, планеты, галактика, астероиды, кометы, метеоры, метеориты, звезды, созвездия. Закономерности и географические следствия вращения и движения Земли. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система 7 измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.

Эмпирические:

Представление древних людей о Вселенной. Представление древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Планеты-гиганты и маленький Плутон (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Виды астероидов, метеоритов, звезд. Примеры комет, метеоров, созвездий. Солнце. Уникальная планета Земля. Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Движение Земли вокруг Солнца. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Современные исследования космоса (вклад в развитие космонавтики К. Э. Циолковсого, С. П. Королева, первый космонавт – Ю. А. Гагарин).


Изучение данной темы одновременно вызывает интерес у учащихся, но и трудности в осознании и установлении причинно-следственных связей и закономерностей влияния движения Земли на формирование сезонных ритмов и поясов освещенности.

5

Внутрипредметные связи пути актуализации опорных знаний (что они уже знают, и на что они будут опираться)

Опорные знания учащихся:

Особенности окружающего мира, основные природные явления и процессы.

Науки, изучающие природу, что изучает география.

Источники географических знаний, методы географических исследований. Географические открытия древности и Средневековья, важнейшие географические открытия, открытия русских путешественников.

6

Обоснование методов и форм учебной деятельности, которые целесообразно использовать в данной теме

При изучении тем раздела «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» целесообразно использовать следующие методы и формы учебной деятельности:

  1. Методы:

- словесные: беседа, рассказ;

- наглядные: демонстрация видеофрагментов, обучающих презентаций, иллюстраций как на электронных, так и на бумажных носителях;

- практические: выполнение практических заданий, самостоятельных работ со справочниками и литературой (обычной и электронной).

- стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы формирования интереса к учению, методы формирования долга и ответственности в учении, формирующего оценивания);

- устного контроля (фронтальный опрос, индивидуальный опрос);

- письменного контроля: упражнения в рабочей тетради, диагностические и тестовые заданий, как на электронных, так и на бумажных носителях;

- практического контроля: практические работы;

- самоконтроля: самоконтроль путем устного, письменного воспроизведения изученного, также работой с обучающими программами; и компьютерными тестами.

2. Формы:

- урочные учебные занятия: урок, конференция, практическая работа, зачет (обобщение и контроль) на основе применения системно-деятельностного подхода.

Применение данных методов и форм при изучении тем раздела «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» позволяют планировать учебные занятия с учетом индивидуального продвижения ученика, активизации познания, развития интереса, практической отработки изученного, диагностирования знаний, их формирующего оценивания и коррекции.

7

Обоснование ресурсов (средств) обучения

Ресурсная основа изучения тем раздела «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия»:

УМК – классическая линия География. Начальный курс. 5 класс. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

- учебник;

- рабочая тетрадь;

- диагностические работы;

- электронное приложение к учебнику;

- атлас «География – 5 класс»;

- контурная карта «География – 5 класс»;

- ЦОР:

1. Электронное приложение к учебнику;

2. Теллурий;

3.«Модель волшебный купол» – наглядно демонстрирует устройство небесной сферы, древние представления людей об устройстве мира, движение Земли и их географические следствия; содержит контрольно-измерительные материалы.

Данные ресурсы соответствуют ФГОС, представляют четко отобранный теоретический материал, разноуровневые вопросы и практические задания, демонстрационный и картографический материал, позволяющий организовывать как классно-урочную учебную деятельность, так и индивидуальную.

8

Самостоятельные и практические работы, виды д/з.

Самостоятельная и практическая часть тем раздела «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» достаточно полно представлены в УМК классической линии (учебнике, рабочей тетради, диагностических работах, электронном приложении к нему), которые можно использовать как на уроке, так и при домашнем выполнении, учитывая индивидуальное продвижение учащихся.

Примеры самостоятельных и практических работ:

- Мое представление Вселенной в сравнении с древними представлениями об устройстве мира;

- Сравнение систем мира с современной моделью Вселенной;

- Выявление основных признаков планет Солнечной системы;

- Сравнение Земли, как планеты земной группы с планетами-гигантами или другими (по выбору учащегося);

- Обозначение на контурной карте планет Солнечной системы;

- Наблюдение за звездным небом с фиксацией результатов;

- Моделирование движения звездного неба;

- Моделирование движения Земли, выявление и объяснение географических следствий;

- Составление презентаций и их представление о Вселенной, ее частях, Солнечной системе, Земле, представлениях о Вселенной и космических исследованиях.


Домашнее задание должно быть разноуровневым, далее представлены примеры заданий, при оценивании которых необходимо учитывать индивидуальный уровень продвижения ученика:

1. Пересказ текста, ответы на вопросы. Знание определений понятий.

2. Пересказ текста, ответы на вопросы. Знание определений понятий. Поиск информации по различным источникам. Сравнение, сопоставление фактов, событий, явлений.

3. Пересказ текста, ответы на вопросы. Знание определений понятий. Поиск информации по различным источникам. Сравнение, сопоставление фактов, событий, явлений. Установление географических закономерностей. Прогнозирование влияния, дальнейшего развития с оценкой последствий. Создание учебного продукта и представление его.

9

Возможности региональных компонентов в изучаемой теме (развитие патриотизма)

При изучении тем раздела «Земля во Вселенной. Движение Земли и их следствия» в региональный компонент можно включить рассмотрение вопросов об обсерваториях, астрономических наблюдениях, ученых, исследователях, космонавтах региона, учебных заведениях, где можно получить профильное образование. Установление и объяснение закономерностей движения Земли и освещенностью и климатическими явлениями региона.

10

Личностные результаты в данной теме

Личностные результаты - формирование навыков работы по образцу с помощью учителя; навыков организации своей деятельности в группе; устойчивой мотивации к обучению в группе; познавательного интереса к предмету изучения; мотивации к обучению на основе выполнения учебной задачи; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему России.

11

Формы контроля – достижение планируемых результатов

При изучении данного тематического раздела возможны следующие формы контроля:

- стартовый, на предмет выявления первичных знаний и умений учащегося;

- промежуточный на предмет контроля, анализа и коррекции текущих знаний и умений;

-итоговый на предмет изучения сформированности, анализа и коррекции итоговых знаний по теме.


В данном УМК классической линии есть разработанные разноуровневые диагностические работы, позволяющие отслеживать достижения планируемых результатов по теме в соответствии с ФГОС.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дубровских Анна Павловна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369212


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства