kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации при выполнению практических работ по географии для обучающихся I курса СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий комплект практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «География» для обучающихся 1 курса по профессиям СПО.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации при выполнению практических работ по географии для обучающихся I курса СПО»

ГАПОУ Туймазинский индустриальный колледж







Методические рекомендации по выполнению

практических

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ





























2019



ВВЕДЕНИЕ

Настоящий комплект практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «География» для обучающихся 1 курса по профессиям СПО.



Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данным специальностям, студент должен знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

 

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


























Правила выполнения практических работ.

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:

  • задания выполнены правильно и в полном объеме;

  • студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

  • работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.












Практическая работа №1.

Тема: Источники географической информации.

Цель работы:

научиться

  • составлять картосхемы и простейшие карты, отражающие различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

  • использовать статистическую информацию и геоинфорационные системы разной формы и содержания;

сформировать умение

  • обрабатывать, анализировать и представлять географическую информацию в графической и картографической форме.

Оборудование: атлас;

тетрадь;

картосхемы и таблицы учебника;

инструкционные карты;

контурные карты;

цветные ручки.

Вид занятия: практическая работа.

Ход занятия:

    1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-2 часа.


2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

Задания включают в себя три аспекта:

-ориентируются на выявление теоретических знаний;

-ориентируются на владение фактическим материалом;

-предполагают проверку умений и навыков









Инструкционная карта практической работы №1.


Задание 1.

Анализ атласа и одной из карт атласа по выбору:

а) определение библиографических показателей атласа (название, авторы, год и место издания);

б) определение структуры атласа (группы основных карт, порядок их размещения);

в) характеристика содержания, методов картографических проекций, математической основы одной из тематических карт по выбору;

г) определение совокупности дополнительных материалов на карте

( дополнительный текст, рисунки, численные данные, географические названия), их оценка, (способы изображения и условные знаки на карте);

д) выводы, сделанные при анализе атласа.

Задание 2.

Проведение измерительных работ по карте

а) определите расстояния между выбранными пунктами (Санкт-Петербург - Магадан 60 * с. ш.) с запада на восток, (Париж - Лагос 0* долготы) с севера на юг в градусах и километрах (вспомнить величину дуги меридиана и параллели в 1 градус);

б) определите географические координаты обозначенных пунктов;

в) определите по заданным координатам (40* с. ш. и 117*в. д.; 30*с. ш. и 32 *в. д.) географические объекты, определите их географическое положение

г) сделайте выводы на основе проделанных заданий.










Практическая работа №2.

Тема: Политическая карта мира.

Цель работы:

  • Знакомство с политической картой мира.

  • Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов.

  • Обозначение на контурной карте стран разной классификации.

  • Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.


Оборудование: атлас;

тетрадь;

картосхемы и таблицы учебника;

инструкционные карты;

контурные карты;

цветные ручки.

Вид занятия: практическая работа.



Ход занятия:

    1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-основные черты политической карты мира;

-влияние международных отношений на политическую карту мира;

-классификацию стран мира.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

Задания включают в себя три аспекта:

-ориентируются на выявление теоретических знаний;

-ориентируются на владение фактическим материалом;

-предполагают проверку умений и навыков.












Инструкционная карта практической работы №2.

Вариант 1.

Задание 1. Используя карты атласа, справочник «Страны мира», свои знания о важнейших событиях современной международной жизни составьте характеристику геополитического положения одной из стран мира.

Работа выполняется письменно по типовому плану.

План описания геополитического положения страны

1. Общие сведения о стране (площадь, уровень социально-экономического развития, столица)

2. Положение страны на материке или в регионе.

3. Тип страны по географическому положению.

4. Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.

5. Соседское положение страны.

6. Участие стран – соседей в международных организациях.

7.Страны – союзники.

8. Приморское, транспортно - географическое положение.

9. Близость к горячим точкам.

10. Выводы о геополитическом положении страны.

Вариант 1.

Характеристика геополитического положения США.

Вариант 2.

 Характеристика геополитического положения России.

Вариант 3. 

Характеристика геополитического положения Индии.


Задание 2. На контурную карту нанести границы государства, подписать соседей. Разработав самостоятельно условные знаки, показать уровень социально-экономического развития, отношение к политическим и военным блокам, важнейшие транспортные магистрали международного значения.

Вариант 2.

Выбор страны для описания геополитического положения можно предоставить самим студентом.

Вариант 3.

 Составить сравнительную характеристику геополитического положения двух стран по выбору студента, либо по предложению учителя.

Данные внести в таблицу.







Сравнительная характеристика геополитического положения двух стран мира.

Таблица № 1

Признаки сравнения

Казахстан

Россия

Общие сведения о стране



Положение страны на материке или в регионе.



Тип страны по географическому положению.



Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.



Соседское положение страны.



Участие стран – соседей в международных организациях.



Страны – союзники



Приморское, транспортно - географическое положение.



Близость к горячим точкам.



Выводы о геополитическом положении стран.




На контурной карте выделить важнейшие геополитические лучи, стратегически значимые для Казахстана и России.



Задание 3. Заполнить таблицу.

Таблица № 2


Страны, обладающие выгодным геополитическим положением

Страны, обладающие невыгодным геополитическим положением











Практическая работа №3.

Тема: География населения мира.

Цель работы:

  • Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.

  • Определение демографической ситуации и особенностей демографи­ческой политики в разных странах и регионах мира.

  • Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

  • Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.

  • Сопоставление культурных традиций разных народов.


Оборудование: карты атласа «Политическая карта мира», «Народы мира», «Плотность населения мира»;

тетрадь;

картосхемы, графики и рисунки учебника;

инструкционные карты;

контурные карты;

цветные ручки.

Вид занятия: практическая работа.


Ход занятия:

    1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-типы воспроизводства населения;

-формы размещения населения мира, плотность населения мира;

-основные направления демографической политики;

-состав населения.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

Задания включают в себя три аспекта:

-ориентируются на выявление теоретических знаний;

-ориентируются на владение фактическим материалом;

-предполагают проверку умений и навыков.





Инструкционная карта практической работы №3.

Задание 1. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным составом населения.

Используя текст учебника, атлас (стр. 2–3 и 12–13), справочную и дополнительную литературу, заполните таблицу "Типы  стран  по  национальному  составу", вписав примеры стран и проживающие в них народы;

Типы стран по национальному составу.

Регионы мира

Однонациональные страны

Двунациональные страны

Многонациональные страны

примеры стран

крупнейший

народ

примеры стран

основные народы

примеры стран

крупнейшие народы

СНГ

 

 

 

 

 

 

Зарубежная Европа

 

 

 

 

 

 

Зарубежная Азия

 

 

 

 

 

 

Африка

 

 

 

 

 

 

Северная Америка

 

 

 

 

 

 

Латинская Америка

 

 

 

 

 

 

Австралия

и Океания

 

 

 

 

 

 


Задание 2. Сделайте вывод о размещении стран с различным национальным составом по регионам мира.



Задание 3. Миграции населения
  1. Используя текст учебника, рассказ  учителя и дополнительную литературу, нанесите на контурную карту мира основные пути современных миграций населения;

  2. Синим цветом заштрихуйте страны с преобладанием эмиграции, а красным цветом – иммиграции населения и подпишите их названия;

  3. Обозначьте главные мировые регионы привлечения иностранной рабочей силы и напишите факторы их определяющие;

  4. Объясните причины наиболее крупных миграционных потоков;

  5. Сделайте вывод о различиях в современных миграционных процессах.




Практическая работа №4.

Тема: Региональная характеристика мира. Стран Азии и Европы.


Цель работы:

  • Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

  • Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Оборудование: карты атласа «Зарубежная Европа», «Азия»

тетрадь;

картосхемы, графики и рисунки учебника;

инструкционные карты;

контурные карты;

цветные ручки.

Вид занятия: практическая работа.



Ход занятия:

    1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

- Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.

-Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы и Азии; страны переселенческого типа; клю­чевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индуст­риальные страны и др. группы).

-Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

Задания включают в себя три аспекта:

-ориентируются на выявление теоретических знаний;

-ориентируются на владение фактическим материалом;

-предполагают проверку умений и навыков.






Инструкционная карта практической работы №4.

Задание 1:(работа в контурной карте) Зарубежная Европа и Азия.

1. Нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: Азии.

2.   В каждом макрорегионе выделите границы,  закрасьте  различными  цветами и подпишите названия важнейших субрегионов: Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

Задание 2.

  1. На  контурной  карте  Европы  подпишите  названия   морей  и  океанов,  омывающих  её  берега.

  2. Обозначьте  условными  знаками  главные  районы  добывающей  промышленности  европейских  стран.

  3. Условными  знаками  обозначьте  на  карте  важнейшие  промышленные  районы  Зарубежной  Европы,  отразив  их  промышленную  специализацию. 

 Не  забудьте  подписать  названия  промышленных  районов !

  1. Условными  знаками  обозначьте  страны,  в  структуре энергетики  которых  преобладают  ГЭС  и  АЭС.

  2. Различным  цветом  заштрихуйте  территорию  стран  с  разными  типами  сельского  хозяйства.

  3. Сделайте  вывод  о  развитии  промышленности  и  сельского  хозяйства  Зарубежной  Европы.

























Практическая работа №5.

Тема: Региональная характеристика мира. Страны Северной и Латинской Америки, Австралии.


Цель работы:

  • Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

  • Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Оборудование: карты атласа, «Северной и Латинской Америки», «Австралия», тетрадь;

картосхемы, графики и рисунки учебника;

инструкционные карты;

контурные карты;

цветные ручки.

Вид занятия: практическая работа.



Ход занятия:

    1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

- Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.

-Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Северной и Латинской Америки»; страны переселенческого типа; клю­чевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индуст­риальные страны и др. группы).

-Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Северной и Латинской Америки, Австралии.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

Задания включают в себя три аспекта:

-ориентируются на выявление теоретических знаний;

-ориентируются на владение фактическим материалом;

-предполагают проверку умений и навыков.




Инструкционная карта практической работы №5.

Задание 1.  

1Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, в зависимости от номера варианта заполните таблицу: 2Сделайте  общий  вывод  о  экономическом  развитии  этих  стран.

Вариант 1.

Сравнительная экономико-географическая характеристика США, Бразилии и Австралии.

Вариант 2.

Сравнительная экономико-географическая характеристика

Канады, Уругвая и Австралии

Таблица 1

План

Черты  сходства

Черты  различия

1  страна

2  страна

3

страна

 1.  Социально-экономический  тип  страны

 

 

 

 

 2.  Государственный  строй  и  столица

 

 

 

 

 

 3.  Географическое  положение

 

 

 

 

 

 4.  Природные условия и ресурсы

 

 

 

 

 

 5. Характерные черты  населения

 

 

 

 

 

 6. Отрасли специализации  промышленности

 

 

 

 

 7. Отрасли специализации  сельского  хозяйства

 

 

 

 

 8. Особенности развития транспорта

 

 

 

 

 

 9. Внешние экономические связи

 

 

 

 

 

 10. Особенности развития  непроизводственной  сферы

 

 

 

 

 11. Проблемы развития  страны

 

 

 

 

 


15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Камалетдинова Виталия Александровна

Дата: 18.10.2019

Номер свидетельства: 523138

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства