Просмотр содержимого документа
«Метод мини-проектов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.»
Метод мини – проектов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
На уроках географии я часто использую метод мини проектов. Считаю, это одним из эффективных способов изучения и закрепления изучаемого материала. Использовать метод мини проектов можно на разных уровнях образования, так как проектная деятельность – специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека:
в младшем школьном возрасте – за счет проектной сущности игровой деятельности;
в подростковом возрасте – за счет потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод мини проектов носит мотивирующий характер обучения. Мотивацию обучения повышает право выбора работы, возможность контролировать процесс в сотрудничестве с одноклассниками. Учащиеся основной школы имеют внутреннее желание учиться, потребность в важной работе и оценке своей деятельности.
Актуальность методов проекта в том, что ученики активно участвуют в групповых проектах, применяя приобретенные знания, умения и навыки. Идет осмысление содержания материала, поскольку обучение основано на фактах из реальной жизни, и информация подается интересным для учеников образом: большую часть информации в процессе работы над проектом ученики должны добывать самостоятельно. В процессе работы развивается мышление, идет закрепление навыков, социализация школьников и все для получения новых знаний. Также метод проектов носит междисциплинарный характер обучения. При работе над любым проектом ученики выполняют задания, используя знания из разных дисциплин: биологии, химии, истории, литературы. Кроме того проектирование стимулирует учеников к решению сложных реальных задач. Они исследуют, делают заключения, анализируют и обобщают информацию. Например, при выполнении проекта «Национальный парк Танзании». В разработке виртуальной экскурсии задействованы кроме краеведения предметы история, география и информатика.
Метод мини проектов способствует позитивному настрою на сотрудничество. Сотрудничество учителя и ученика, между учениками позволяет повысить мотивацию к обучению.
В преподавании географии привлекается большой объем современной информации. Эффективность преподавания во многом зависит от умения разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. При этом решаются:
• педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
• практические задачи (реализация компетентного подхода к результатам обучения);
• социальные задачи (удовлетворение какой-либо социальной потребности).
«Проект – это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения» (Н. Б. Крылова).
Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным географическим образованием и жизнью и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. При этом самостоятельное добывание знаний, необходимых школьникам в данный момент, делает процесс обучения географии активным и личностно значимым.
Мини проекты на уроках могут носить индивидуальный и групповой характер. Примером заданий для индивидуального проекта могут служит задания в 6 классе при изучении темы «Литосфера»: изготовить макет вулкана , показать особенности его строения.
Примерами группового проекта являются, например разработка туристического маршрута по заданным территориям с оформлением рекламного буклета
.
При работе в группе все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров». Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
На таких уроках моя роль как учителя меняется. Я выступаю в качестве наставника, доверяю ученикам и считаю их равноправными участниками, стараюсь создать условия для самостоятельной работы.
Перед началом работы над проектом мы вместе обсуждаем и планируем цели и основные этапы работы над проектом. А дальше ребята самостоятельно или в группах должны спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Естественно, они должны отчетливо понимать цель проекта. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Ребятам нравится примерять на себя роли гидрологов, картографов, почвоведов, климатологов и география даёт им такую возможность. На уроке они выбирают кем они будут, каждой группе даётся ряд проблем, которые они должны решить, с точки зрения своей выбранной роли. Итогом их совместной работы является, например программа защиты флоры и фауны Антарктиды. Примеры возможных продуктов проектной деятельности учащихся:
газета;
выставка;
оформления кабинета географии;
чертеж класса, школьного двора;
анализы данных (социологического опроса, изучения экологического состояния объекта и т.п.)
обоснованный план мероприятий;
модель;
сценарий (игры; праздника)
мультимедийный продукт (презентация);
Естественно, что любая работа должна быть оценена. Оценка проекта складывается из:
1.оценки этапов выполнения проекта (от формулировки проблемы до полученного результата);
2.оценки результата защиты проекта;
3.оценки результата саморефлексии
Конечно же первые проектные работы учащихся 6 классов выполняли лишь передачу информации, и ребята часто обращались за помощью к учителю или библиотекарю. Уже у семиклассников мотивация и самостоятельность возрастает, появляется интерес к изучению предмета географии, возрастает качество успеваемости отдельных учащихся при использовании проектной технологии. Метод проектов является эффективным способом формирования и развития личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке географической информации, способной применять нестандартные решения, повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Метод лишь компонент в комплексе системы обучения географии, может быть использован на различных этапах обучения, дополняя другие методы которые позволяют оптимизировать процесс обучения.