Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс "Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов"»
Мастер-класс
«Ментальные карты как способ формирования
метапредметных результатов»
Тема мастер-класса «Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов» (Слайд 1)
Хотите изменить свою жизнь в лучшую сторону?
А знаете ли вы, что наш мозг работает на 5-10 %. №2
А хотите, чтобы он работал намного эффективнее! №3
Сегодня я постараюсь вам рассказать, как запустить свои мозги на полную.
Системно-деятельностный подход в образовании заставляет по-иному взглянуть на старые, ставшие уже традиционными проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения.
Одна из таких проблем - это проблема необходимости запоминания, усваивания и структурирования информации. Современному ученику подчас очень трудно сориентироваться в огромном потоке информации, отобрать необходимый материал, проработать его и представить в нужной форме. Другая проблема заключается в том, что у учащихся не формируется целостная, единая, взаимосвязанная картины мира. №4
После успешного прохождения сетевого семинара РЦРО «Онлайн сервизы визуализации в образовательном процессе» пришла к выводу, что необходимо менять способы представления информации на уроках.
Я поняла, что нужно построить работу так, чтобы она позволяла учащимся перенести знания и умения с одного предмета на другой и применить их, развивала универсальные способности – понимание, воображение, рефлексию.
№5. Нас с детства приучали вести конспекты, составлять таблицы…
Стандартные способы записи развивают лишь левое полушарие мозга.
Получается, что взрослый человек научен задействовать лишь часть своей умственной мощи.
№:6Наш мозг очень хитро устроен, и ему очень не нравятся все эти списки и таблицы. Их трудно запомнить и выделить главное. Поэтому мозг начинает баловаться, отвлекаться, и дело остается на месте. Силы потрачены, энергия тоже, а на выходе 0.
№ 7. Дело в том, что наш мозг считывает информацию по кругу, работая двумя полушариями. И только одним, когда считывает туже информацию в виде списка.
Ему подавай картинки и ассоциации.
№ 8. Как же быть?
№ 9-10. Эту не хитрую тенденцию уловили американец Тони Бьюзен.
Он пришел к выводу, что мозг видит все целиком, он не может увидеть списком картинки.
№ 11. Допустим, солнечный день, начиная с неба и заканчивая землей. В голове один образ, в котором мы видим все сразу и небо, и землю. № 12. Мышление происходит образами, неосознанно и автоматически каждое жизненное явление для нас связано с каким-то образом.
№13- Что для Вас Япония! Мои образы- флаг, икебана, кимоно, сакура!
№ 14-15. А какие ассоциации возникают у вас со словом ВЕТЕР?
Возможно, вы когда-то уже знаете о такой технике, как интеллект-карты.
Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей
Что же такое ИНТЕЛЛЕКТ _КАРТА и как она работает?
Проверьте себя, напишите план на день, так как вы это делаете раньше. Приблизительно, у вас получиться вот такой список.
№ 16. Обычный список!
№ 17. А теперь посмотрим на туже информацию, но в форме карты. Правда, совсем другое восприятие. Понимаешь все целиком и сразу! Вырисовывается четкая картина дел на день. Просто у вас включилось еще полмозга, которые обычно находятся, как бы во сне…
Важно помнить, что в основе построения ментальной карты лежит не структурирование, а ассоциирование.
№ 18-19. Естественные ассоциации - это связи, между воспринимаемыми нами объектами.
Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Наличие связи между воспринимаемыми образами - это сигнал к запоминанию. Естественные ассоциации НЕ НУЖНО ЗАПОМИНАТЬ СПЕЦИАЛЬНО. Они уже имеются в мозге.
УК отражают мыслительные процессы такими, какими их задумала природа – состоящими из образов и ассоциаций.
Так работает мозг – образы связываются между собой при помощи ассоциаций.
Так работают УК – образы связываются между собой при помощи ассоциаций.
№ 20-36. Советы по созданию ментальных карт:
Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
Длина линии равняется длине слова.
Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легки в прочтении.
Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.
Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.
№ 35. Научиться рисовать такие карты очень просто, тем более для этого существуют специальные программы! Например XMind или Mind Manage, а также онлайн-программа на сайте Мind42.com
№ 36. Данный метод можно отнести к метапредметным методам, так как позволяют научиться осмысленно прочитать текст, выделив ключевые слова, позволяет ученику самому классифицировать, самому выбирать критерии для классификации, учиться строить логическое рассуждение, находить причинно-следственные связи, осуществлять контроль и самооценку, делать выводы.
Отметим, что при составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делать обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.
В памятках представлены основные принципы и правила составления ментальных карт: на большом листе главная тема записана в центре, от неё на веточках обозначаются ключевые слова печатными буквами, к ним добавляются иллюстрации. Такможно создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием!
Вот примеры моих работ и моих учеников! №37-39
Составление ментальных карт – это деловой и логичный подход к любой деятельности. Только попробуйте однажды составить собственную ментальную карту для разрешения ваших задач, и вы поймете, насколько удобнее станет развивать идеи, усваивать и воспроизводить материал.
Вообщем, ментальные карты — еще один инструмент эффективного человека!
Я теперь планирую только так))
А теперь я хотела бы предложить вам самим попробовать составить ментальные карты по тексту. Вам предлагается текст «Виды облаков» №40.
Возьмите чистые листы бумаги. Создайте свои ментальные карты по тексту. Используйте памятку по созданию ментальных карт и пошаговую инструкцию.
Пошаговая инструкция:
Внимательно прочитайте текст.
Возьмите чистый лист, желательно ни меньше чем А4, в центре нарисуйте картинку, запишите концепцию или образ идеи.
Центр должен выделяться на фоне остального, поэтому обведите его в кружок, поярче и пожирнее. Можно обвести контур в форме любой фигуры, главное чтобы отметить начальную координату, начало пути.
Нарисуйте ответвления, можно разными цветами, особо изогнуть или же наоборот прямо и четко. Подпишите каждую ветку.
Каждую ветку – разветвите на множество маленьких, чем больше идей и мыслей, тем больше ветвей.
Не забывайте про плоды на кустах, разбросайте яркие картинки, рисунки, заметки по ветвям, они будут привлекать и концентрировать внимание.
Если ветки получаться кривые – не спешите их стирать, оставьте как есть. Значит, так пошла мысль, а главное проследить ее и зафиксировать. (Ведь извилины тоже никто не выпрямляет) Когда основная карта будет готова, можно подумать о заднем фоне или же выдержать в стиле минимализма. Решать вам. Экспериментируйте!
И последний шаг. Можно заламинировать лист или покрыть лаком для сохранности, выбрать почетное место на стене и аккуратно водрузить карту.
Посмотрим, что у вас получилось?
А вот, что получилось у меня (№41) и у ребят (№42)
Проведем анализ и рефлексию проведенной работы.
Просигнальте, пожалуйста, если вам все удалось – покажите солнышко, если удалось, но с некоторыми трудностями – солнышко с облачком, не получилось – облачко. №44
Какие ассоциации возникают у вас с данной картинкой? (слайд №45)
- Все как на ладони! (тоже можно сказать о ментальных картах)
- Все в наших руках!
- Точнее в мозгах! Творите, учитесь, дерзайте! Измените свой мозг, и измениться ваша жизнь! (№46)
Спасибо за работу!
Советы по созданию ментальных карт:
Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
Длина линии равняется длине слова.
Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легки в прочтении.
Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.
Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.
Пошаговая инструкция:
Внимательно прочитайте текст.
Возьмите чистый лист, желательно ни меньше чем А4, в центре нарисуйте картинку, запишите концепцию или образ идеи.
Центр должен выделяться на фоне остального, поэтому обведите его в кружок, поярче и пожирнее. Можно обвести контур в форме любой фигуры, главное чтобы отметить начальную координату, начало пути.
Нарисуйте ответвления, можно разными цветами, особо изогнуть или же наоборот прямо и четко. Подпишите каждую ветку.
Каждую ветку – разветвите на множество маленьких, чем больше идей и мыслей, тем больше ветвей.
Не забывайте про плоды на кустах, разбросайте яркие картинки, рисунки, заметки по ветвям, они будут привлекать и концентрировать внимание.
Если ветки получаться кривые – не спешите их стирать, оставьте как есть. Значит, так пошла мысль, а главное проследить ее и зафиксировать. (Ведь извилины тоже никто не выпрямляет) Когда основная карта будет готова, можно подумать о заднем фоне или же выдержать в стиле минимализма. Решать вам. Экспериментируйте!
И последний шаг. Можно заламинировать лист или покрыть лаком для сохранности, выбрать почетное место на стене и аккуратно водрузить карту.