kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер -класс "Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер -класс "Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс "Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов"»

Мастер-класс

«Ментальные карты как способ формирования

метапредметных результатов»

Тема мастер-класса «Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов» (Слайд 1)

Хотите изменить свою жизнь в лучшую сторону?

А знаете ли вы, что наш мозг работает на 5-10 %. №2

А хотите, чтобы он работал намного эффективнее! №3

Сегодня я постараюсь вам рассказать, как запустить свои мозги на полную.

Системно-деятельностный подход в образовании заставляет по-иному взглянуть на старые, ставшие уже традиционными проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения.

Одна из таких проблем - это проблема необходимости запоминания, усваивания и структурирования информации. Современному ученику подчас очень трудно сориентироваться в огромном потоке информации, отобрать необходимый материал, проработать его и представить в нужной форме. Другая проблема заключается в том, что у учащихся не формируется целостная, единая, взаимосвязанная картины мира. №4

После успешного прохождения сетевого семинара РЦРО «Онлайн сервизы визуализации в образовательном процессе» пришла к выводу, что необходимо менять способы представления информации на уроках.

Я поняла, что нужно построить работу так, чтобы она позволяла учащимся перенести знания и умения с одного предмета на другой и применить их, развивала универсальные способности – понимание, воображение, рефлексию.

№5. Нас с детства приучали вести конспекты, составлять таблицы…

Стандартные способы записи развивают лишь левое полушарие мозга.

Получается, что взрослый человек научен задействовать лишь часть своей умственной мощи.

№:6Наш мозг очень хитро устроен, и ему очень не нравятся все эти списки и таблицы. Их трудно запомнить и выделить главное. Поэтому мозг начинает баловаться, отвлекаться, и дело остается на месте. Силы потрачены, энергия тоже, а на выходе 0.

№ 7. Дело в том, что наш мозг считывает информацию по кругу, работая двумя полушариями. И только одним, когда считывает туже информацию в виде списка.

Ему подавай картинки и ассоциации.


8. Как же быть?

№ 9-10. Эту не хитрую тенденцию уловили американец Тони Бьюзен.

Он пришел к выводу, что мозг видит все целиком, он не может увидеть списком картинки.

№ 11. Допустим, солнечный день, начиная с неба и заканчивая землей. В голове один образ, в котором мы видим все сразу и небо, и землю.
№ 12. Мышление происходит образами, неосознанно и автоматически каждое жизненное явление для нас связано с каким-то образом.

№13- Что для Вас Япония! Мои образы- флаг, икебана, кимоно, сакура!

№ 14-15. А какие ассоциации возникают у вас со словом ВЕТЕР?


Возможно, вы когда-то уже знаете о такой технике, как интеллект-карты.

Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей

Что же такое ИНТЕЛЛЕКТ _КАРТА и как она работает?

Проверьте себя, напишите план на день, так как вы это делаете раньше. Приблизительно, у вас получиться вот такой список.

№ 16. Обычный список!

№ 17. А теперь посмотрим на туже информацию, но в форме карты. Правда, совсем другое восприятие. Понимаешь все целиком и сразу! Вырисовывается четкая картина дел на день. Просто у вас включилось еще полмозга, которые обычно находятся, как бы во сне…

Важно помнить, что в основе построения ментальной карты лежит не структурирование, а ассоциирование.

18-19. Естественные ассоциации - это связи, между воспринимаемыми нами объектами.

Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Наличие связи между воспринимаемыми образами - это сигнал к запоминанию. Естественные ассоциации НЕ НУЖНО ЗАПОМИНАТЬ СПЕЦИАЛЬНО. Они уже имеются в мозге.

УК отражают мыслительные процессы такими, какими их задумала природа – состоящими из образов и ассоциаций.

Так работает мозг – образы связываются между собой при помощи ассоциаций.

Так работают УК – образы связываются между собой при помощи ассоциаций.

20-36. Советы по созданию ментальных карт:

  1. Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.

  2. Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.

  3. На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

  4. Длина линии равняется длине слова.

  5. Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легки в прочтении.

  6. Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.

  7. Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.

  8. Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.

  9. Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.

  10. Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

  11. Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.

№ 35. Научиться рисовать такие карты очень просто, тем более для этого существуют специальные программы! Например XMind или Mind Manage, а также онлайн-программа на сайте Мind42.com

№ 36. Данный метод можно отнести к метапредметным методам, так как позволяют научиться осмысленно прочитать текст, выделив ключевые слова, позволяет ученику самому классифицировать, самому выбирать критерии для классификации, учиться строить логическое рассуждение, находить причинно-следственные связи, осуществлять контроль и самооценку, делать выводы.

        Отметим, что при составлении ментальных карт ученик проделывает  большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делать обобщения, выделяет  главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

В памятках представлены основные принципы и правила составления ментальных карт: на большом листе главная тема записана в центре, от неё на веточках обозначаются ключевые слова печатными буквами, к ним добавляются иллюстрации. Так можно создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием!

Вот примеры моих работ и моих учеников! №37-39

Составление ментальных карт – это деловой и логичный подход к любой деятельности. Только попробуйте однажды составить собственную ментальную карту для разрешения ваших задач, и вы поймете, насколько удобнее станет развивать идеи, усваивать и воспроизводить материал.

Вообщем, ментальные карты — еще один инструмент эффективного человека!

Я теперь планирую только так))

А теперь я хотела бы предложить вам самим попробовать составить ментальные карты по тексту. Вам предлагается текст «Виды облаков» №40.

Возьмите чистые листы бумаги. Создайте свои ментальные карты по тексту. Используйте памятку по созданию ментальных карт и пошаговую инструкцию.

Пошаговая инструкция:

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Возьмите чистый лист, желательно ни меньше чем А4, в центре нарисуйте картинку, запишите концепцию или образ идеи.

  3. Центр должен выделяться на фоне остального, поэтому обведите его в кружок, поярче и пожирнее. Можно обвести контур в форме любой фигуры, главное чтобы отметить начальную координату, начало пути.

  4. Нарисуйте ответвления, можно разными цветами, особо изогнуть или же наоборот прямо и четко. Подпишите каждую ветку.

  5. Каждую ветку – разветвите на множество маленьких, чем больше идей и мыслей, тем больше ветвей.

  6. Не забывайте про плоды на кустах, разбросайте яркие картинки, рисунки, заметки по ветвям, они будут привлекать и концентрировать внимание.

  7. Если ветки получаться кривые – не спешите их стирать, оставьте как есть. Значит, так пошла мысль, а главное проследить ее и зафиксировать. (Ведь извилины тоже никто не выпрямляет)
    Когда основная карта будет готова, можно подумать о заднем фоне или же выдержать в стиле минимализма. Решать вам. Экспериментируйте!

  8. И последний шаг. Можно заламинировать лист или покрыть лаком для сохранности, выбрать почетное место на стене и аккуратно водрузить карту.      

Посмотрим, что у вас получилось?

А вот, что получилось у меня (№41) и у ребят (№42)

Проведем анализ и рефлексию проведенной работы.

Просигнальте, пожалуйста, если вам все удалось – покажите солнышко, если удалось, но с некоторыми трудностями – солнышко с облачком, не получилось – облачко. №44

Какие ассоциации возникают у вас с данной картинкой? (слайд №45)

- Все как на ладони! (тоже можно сказать о ментальных картах)

- Все в наших руках!

- Точнее в мозгах! Творите, учитесь, дерзайте! Измените свой мозг, и измениться ваша жизнь! (№46)

Спасибо за работу!


















Советы по созданию ментальных карт:

  1. Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.

  2. Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.

  3. На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

  4. Длина линии равняется длине слова.

  5. Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легки в прочтении.

  6. Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.

  7. Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.

  8. Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.

  9. Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.

  10. Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

  11. Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.



Пошаговая инструкция:

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Возьмите чистый лист, желательно ни меньше чем А4, в центре нарисуйте картинку, запишите концепцию или образ идеи.

  3. Центр должен выделяться на фоне остального, поэтому обведите его в кружок, поярче и пожирнее. Можно обвести контур в форме любой фигуры, главное чтобы отметить начальную координату, начало пути.

  4. Нарисуйте ответвления, можно разными цветами, особо изогнуть или же наоборот прямо и четко. Подпишите каждую ветку.

  5. Каждую ветку – разветвите на множество маленьких, чем больше идей и мыслей, тем больше ветвей.

  6. Не забывайте про плоды на кустах, разбросайте яркие картинки, рисунки, заметки по ветвям, они будут привлекать и концентрировать внимание.

  7. Если ветки получаться кривые – не спешите их стирать, оставьте как есть. Значит, так пошла мысль, а главное проследить ее и зафиксировать. (Ведь извилины тоже никто не выпрямляет)
    Когда основная карта будет готова, можно подумать о заднем фоне или же выдержать в стиле минимализма. Решать вам. Экспериментируйте!

  8. И последний шаг. Можно заламинировать лист или покрыть лаком для сохранности, выбрать почетное место на стене и аккуратно водрузить карту.      







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер -класс "Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов"

Автор: Даминева Альфия Фатыховна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства