kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер класс "Работа с топографическими карточками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Корректное чтение карт и условных обозначений приведет к наиболее полному и корректному пониманию информации, содержащейся в топографической карте.

Данный материал помогает при подготовке обучающихся к экзамену ОГЭ по географии, а также упражнения возможно использовать   в  кружковой работе, при подготовке обучающихся 5-6 классов  к школьным олимпиадам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Работа с топографическими карточками"»


«Методический семинар» (Мастер класс)

учителя географии ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро

Бочаровой Веры Викторовны

«Работа с карточками»

Мой педагогический стаж составляет 20 лет. С первого дня своего педагогического опыта работаю учителем географии в ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро. Главной целью моей работы является научить детей пользоваться знаниями, полученными на уроках в жизни.

За годы работы в школе стараюсь отыскать то главное, что сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.

Учащиеся, которые изучают географию, все они очень разные. Все, что их объединяет, - это место жительства и школа.

Как сделать так, чтобы заинтересовать их предметом география?

Как сделать так, чтобы в течение 40 минут все работали?

Как сделать так, чтобы знания, полученные на моих уроках, использовались и в повседневной жизни?

Дать ответ на эти вопросы нелегко. Главную роль, конечно, играет урок.

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география диапазоном межпредметных связей.

Я стараюсь — видеть в своем ученике личность — индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками.

Моя задача – связать предмет географии с реальной жизнью, заинтересовать предметом, на каждом этапе обучения создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность. Принцип моей работы - быть не над учеником, а рядом с учеником. Готовясь к урокам, я подбираю такие методы, приемы и формы работы, которые помогают увлечь каждого ребенка в процессе обучения независимо от его способностей. Такой подход к обучению привёл меня к мысли, что необходимо уделять особое внимание развитию творческих способностей учащихся и самостоятельности. Но как мы все знаем, невозможно развить способности, если нет интереса к предмету и желания узнавать что-то новое.

Прежде всего, интерес возбуждает такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.


Работа с карточками

1. Прочитайте рассказ



Ответ: От железнодорожной станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарники. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км по полевой (лесной) дороге вдоль линии электропередачи и у домика лесника сделали привал.


2. Прочитайте рассказ



Ответ: В школе решили организовать поход. Из поселка по шоссе вдоль линии электропередачи мы вышли на луг на грунтовую (проселочную) дорогу. Она привела нас в смешанный лес (еловый и березовый) к домику лесника, откуда по лесной (полевой) дороге мы пересекли хвойный лес (отдельно стоящее дерево), и вышли на фруктовый сад. Перед нашим взором предстала грунтовая, песчаная дорога с обрывом. Мы подошли к пристани парома, переправились на другой берег в город. Здесь мы побывали на улицах города и сахарном заводе, напились студеной воды из колодца, побывали во фруктовом саду. Затем мы сели в поезд на станции. Он вез нас по железной дороге с металлическим мостом мимо болота с озером. Мы вернулись в поселок, на окраине которого стоит наша школа.


Подобные задания, учащиеся с удовольствием составляют сами, а наиболее удачные из них используются на уроках.


Полезны работы по составлению фрагментов плана местности по описанию. Они могут быть разного уровня сложности


Задание 3. Топографический диктант

Замените слова топографическими знаками

«От пристани на реке мы прошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец, лес расступился, и мы вышли к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к дому лесника – цели нашего пути». (рис. 7)


Ответ:


Задание 4. Топографический диктант

Замените слова топографическими знаками

«Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец, вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту. Лес перешел в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Вдруг, остановившись, они стали всматриваться в землю. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая, потом третья…». (по А.Рыбакову. «Бронзовая птица»). (рис. 8)


Ответ:


Задание 5.



Задание 6. «Топографический диктант



Ответ:


Задание 7. Нарисуйте (вставьте) фрагменты плана местности в заданных квадратах


1

2

3

4

А






Б






В






Г







А-4 просека в еловом лесу;

Б-2 озеро, один из берегов которого заболочен, а на другом – лиственный лес;

Г-2 родник на лугу;

В-3 школа, поблизости от нее – фруктовый сад;

А-1 река, на высоком обрывистом берегу которой находится небольшой поселок;

В-1 железная дорога, вдоль которой тянется линия электропередачи и полоса кустарника;

Г-4 река, вдоль правого берега, которой смешанный лес, а вдоль левого – луг.



Ответ:


Такой подход дает возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучить условные знаки. Отметим, что работая по карточкам (заданиям такого плана) ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.


Например: При подготовки к ОГЭ -9 по географии в задании №20 возникли трудности. В этом задании проверяются картографические умения определять географические координаты, расстояния и направления по топографическим картам.

Задание 20 .

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.




Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.


Максимальное количество баллов за это задание 2 балла и это задание считается повышенной сложности.

В ответах на это задание оценивается не только полнота и правильность ответа, но и умение использовать географическую информацию, представленную в невербальной форме, для решения конкретной задачи


Корректное чтение карт и условных обозначений приведет к наиболее полному и корректному пониманию информации, содержащейся в топографической карте.

Данный материал помогает при подготовке обучающихся к экзамену ОГЭ по географии, а также упражнения возможно использовать   в  кружковой работе, при подготовке обучающихся 5-6 классов  к школьным олимпиадам.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Мастер класс "Работа с топографическими карточками"

Автор: Бочарова Вера Викторовна

Дата: 19.12.2018

Номер свидетельства: 491596


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства