Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги! Я желаю вам сегодня продуктивной, творческой работы и хорошего настроения». Предлагаю участникам групп познакомиться, используя прием «Аллитерация имени». «Аллитерация имени» — это дополнительная характеристика к имени участников взаимодействия на ту же букву, с которой начинается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятельная, Михаил мудрый и т. д.). «Хочу представиться вам — я – Ольга, отзывчивая, иногда обаятельная. Передает эстафету другим. Каждый раз, когда учитель планирует организацию групповой работы, он сталкивается с определенными трудностями: как сформировать группы, организовать работу, чтобы в нее были включены все обучающиеся, какой учебный материал отобрать; какие выбрать приемы, как сделать, чтобы результат работы одной группы стал достижением других групп. Сегодня попытаюсь вам помочь выборе наиболее эффективных приемов групповой работы. Каждый из вас пришел на мастер-класс с определенной целью. Я предлагаю Вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Ваши ожидания от совместной нашей работы» Рис.1 В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход. [7, 2]. Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной, исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать деятельность детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока. УУД: Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Задание 1. Распределите на четыре группы представленные ниже УУД. Какие из них формируются в результате групповой работы? 1.составление плана и последовательности действий 2.участие в коллективном обсуждении проблемы 3. классификация 4.работа с информацией 5.оценивание 6. целеполагание 7. сотрудничество 8. аргументировать свою точку зрения 9. постановка вопросов 10. смысловое чтение 11. нравственно-этическая ориентация 12. сравнение Табл.1 Универсальные учебные действия Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | Познавательные | | | | | Можно сделать вывод, что групповая форма организации работы позволяет нам формировать все представленные УУД. Поэтому мы должны понимать важность применения групповой формы работы на уроках. Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий. К. Маркс Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 1.Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; деление на группы; раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов выполнения группового задания. 3. Заключительная часть; сообщение о результатах работы в группах; общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия; получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи. [6, 264]. Типы совместной деятельности (Уманский Л.И.) 1.Совместно-взаимодействующая (обязательное участие каждого в решении общей задачи) .2.Совместно-последовательная (отличается временным распределением и порядком участия каждого в работе). 3.Совместно-индивидуальная (каждый участник группы выполняет свой объем работы, в зависимости от индивидуальных особенностей). 4.Совместно-творческая (совместная деятельность перерастает в сотворчество по созданию нового продукта, конечный результат превышает сумму индивидуальных вкладов). Рис.2. Форма расположения буква «U» Рис.3. Форма расположения «Круг» Рис.4. Форма расположения «Кафе» Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации: •«Прогноз погоды» •«Аллитерация имени» •«Имя и жест» •«Поменяйся местами» •«Если бы я был явлением природы...» •«Подари цветок» •«Комплимент» •«Опасения и ожидания Методы обмена деятельностями: •«Метаплан» •«Мастерская будущего» •«Аквариум» •«Интервью» •«Перекрестные группы» •«1х2х4» •«Круглый стол» •«Пресс-конференция» Рис. 5. Методы обмена деятельностями [4 ] Методы мыследеятельности: •«Четыре угла» •«Цветные фигуры» •«Выбор» •«Логическая цепочка» •«Смена собеседника» •«Дюжина вопросов» •«Самооценка» Рис. 6. Методы мыследеятельности [ 4 ] Познакомимся более подробно с одним из методов обмена деятельностями. Метаплан План есть намеченный на определенный срок порядок работы, «Мета» означает сверх, макроуровень какого-либо явления. Таким образом, метаплан есть сверхпорядок организации деятельности, некий стратегический порядок работы, включающий ряд тактических порядков. «Метаплан» представляет собой систему разнообразных видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, промежуточные результаты одной деятельности, которые являются исходным материалом для организации другой деятельности. Цели технологии заключаются в организации индивидуальной и групповой мыследеятельности по решению той или иной проблемы, наработке каждым участником технологии своего индивидуального опыта по обсуждаемой проблеме и его обогащении в результате групповой работы. Условия реализации технологии: -оптимальное количество участников –15-30 человек. Необходимое оборудование: - листочки цветной бумаги (3 цвета, например, белый, зеленый, красный) по количеству участников (каждому участнику выдается по 3 листочка цветной бумаги);-ручки для каждого участника, 3-5 больших листов бумаги (можно газетной);-3-6 маркеров (по 1-2 для каждой группы) Этапы: Этап. Выявление и формулировка проблемных вопросов Сформулируем 3-4 проблем - вопросов по теме «Экологические проблемы в биосфере». (Например: - Какие экологические проблемы характерны для биосферы; - Какие меры необходимы для решения экологических проблем биосферы). На листах формата А4 зафиксируйте вопросы цветным маркером. (Вывешивает листы с вопросами на доску с помощью магнитов. Убираются те вопросы, которые повторяются). См. Приложение 9. Вместе с участниками мастер-класса определяем 3 ведущих вопроса 2. Этап. Запись проблем-вопросов на цветные листочки бумаги. (Зафиксируйте 1-й вопрос на белом листе, второй - …………., третий -----) 3. Этап. Индивидуальное смыслотворчество (Работая с предложенным текстом, каждый самостоятельно в группе ищет ответы на вопросы) См. Приложение 10. 4. Этап. Представление участниками своих индивидуальных смыслов. Обмен смыслами (по кругу знакомят со своими ответами); 5. Этап. Анализ и обобщение индивидуальных смыслов в творческих группах (классифицируются листочки бумаги на три стопки. Каждой из творческих групп предлагается сделать анализ и обобщение индивидуальных смыслов по одному из проблем-вопросов. Оформление на листах ватмана с помощью маркеров результатов своего смыслотворчества. 6. Этап. Представление итогов работы творческих групп (см.Приложение 11) 7. Этап.Рефлексия итогов деятельности и взаимодействия. Примеры см. Приложения 1-3. Модель ротации станций. Данная модель предполагает деление класса на группы. Рис. 7. Скриншот слайда: Модель ротации станций Одновременно первая группа может работать самостоятельно (с учебником, с индивидуальным заданием см. приложение 6 рис.1.), вторая – в группе друг с другом (см. приложение 6. рис.2), а третья – с учителем (см. приложение 7. рис 3) . Через определенный интервал времени группы меняются. (Отвожу 5 мин. на организацию работы и инструктаж, по 10 мин на работу в каждой станции, 5 мин - на подведение итогов и рефлексию). В результате дети проходят через все «станции». Модель ротации станций применима как при изучении нового материала, так и на уроке обобщающего повторения. Каждый ученик получает маршрутный лист, где указан план передвижения по станциям, время и задание. В маршрутном листе ученик имеет возможность отметить результаты самооценки (см. приложение 8). Содержание работы на каждой станции от группы к группе может отличаться, уровень заданий зависит от подготовленности учеников. Например, на одной станции школьники могут выполнять тестирование, на другой выполнять мини-проект в группе, на третьей – собеседовать с учителем по сложным вопросам темы. Метод « Выбор» Задачи реализации метода: Развитие учащихся через организацию мыследеятелъности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности. Рамочные условия реализации метода 1. Оптимальное количество участников — до 30 человек. 2. Необходимое оборудование: три таблички со словами «да», «нет», «может быть»; небольшой мячик (пластмассовый, резиновый, теннисный, бумажный); заранее составленная система вопросов по какой-либо теме или проблеме (7-10 вопросов). 3. Время реализации метода — 10-15 мин. Алгоритм реализации метода 1. Педагог знакомит учащихся с условиями реализации метода: предлагается система вопросов, отвечая на которые необходимо сделать выбор между тремя вариантами ответов: «да», «нет», «может быть». Участник подходит к соответствующей табличке; тот, кому будет брошен мячик, ловит его и объясняет свой выбор. 2. В аудитории в трех разных местах (чтобы участники могли свободно перемещаться) размещаются таблички (закрепляются с помощью скотча) со словами «да», «нет», «может быть». 3. Педагог задает первый вопрос и предлагает участникам сделать выбор одного из вариантов ответа (участники расходятся по аудитории, размещаясь под соответствующей табличкой). 4. Педагог поочередно бросает мячик 1-2 участникам, собравшимся под каждой из табличек, и просит объяснить свой выбор ответа. Поймавший мяч аргументирует свой выбор. 5. Педагог задает второй и все последующие вопросы. Участники выбирают вариант ответа и перемещаются по аудитории под соответствующую табличку. После ответа на каждый вопрос повторяется процедура бросания участникам мяча с просьбой объяснить свой выбор. 6. Когда все вопросы предложены и получены объяснения участниками выбора вариантов ответов, педагог благодарит всех за участие в реализации метода. |