kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Групповая работа - основная форма организации урока при реализации системно - деятельностного подхода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для развития мотивации к профессиональному самосовершенствованию участников мастер-класса в области применения групповой формы работы в условиях реализации системно-деятельностного подхода.

Задачи:

- рассмотреть особенности организации групповой работы;

-  познакомить участников мастер-класса с приемами и методами групповой работы;

- выполнить с участниками мастер-класса практическое задание с помощью метода мыследеятельности "Выбор"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Групповая работа - основная форма организации урока при реализации системно - деятельностного подхода»»










МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска»



Слеткова Ольга Сергеевна


Должность: учитель




Мастер-класс

«Групповая работа - основная форма организации урока при реализации системно - деятельностного подхода»






























Цель: создать условия для развития мотивации к профессиональному самосовершенствованию участников мастер-класса в области применения групповой формы работы в условиях реализации системно - деятельностного подхода


Задачи:

  • рассмотреть особенности организации групповой работы;

  • познакомить участников мастер-класса с приемами, методами групповой работы;

  • выполнить с участниками мастер-класса практическое задание, используя метод мыследеятельности «Выбор»;

  • отследить эффективность мастер-класса через рефлексию участников.

Ожидаемый результат:

повышение уровня компетентности участников мастер - класса в использовании методов, приемов групповой работы


Оборудование мастер-класса: компьютер с установленным проигрывателем mp3 файлов, проектор, колонки, экран.


Этап

Содержание деятельности мастера

Предполагаемая деятельность участников мастер-класса

Форма деятельности

Подготовительный

(1-2 минуты)



































Актуализация мастер-класса





































































Презентация педагогического опыта учителем-мастером

























Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я желаю вам сегодня продуктивной, творческой работы и хорошего настроения».

Предлагаю участникам групп познакомиться, используя прием «Аллитерация имени». «Аллитера­ция имени» — это дополнительная характеристика к имени участников взаимодействия на ту же букву, с которой начи­нается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятель­ная, Михаил мудрый и т. д.).

«Хочу представиться вам — я – Ольга, отзывчивая, иногда обаятельная. Передает эстафету другим.

Каждый раз, когда учитель планирует организацию групповой работы, он сталкивается с определенными трудностями: как сформировать группы, организовать работу, чтобы в нее были включены все обучающиеся, какой учебный материал отобрать; какие выбрать приемы, как сделать, чтобы результат работы одной группы стал достижением других групп.

Сегодня попытаюсь вам помочь выборе наиболее эффективных приемов групповой работы.

Каждый из вас пришел на мастер-класс с определенной целью. Я предлагаю Вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Ваши ожидания от совместной нашей работы»

Рис.1

 В   основу   Федерального государственного образовательного стандарта положен   системно-деятельностный   подход. [7, 2]. Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.  Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной, исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать деятельность детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока.

 УУД:
Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Задание 1. Распределите на четыре группы представленные ниже УУД. Какие из них формируются в результате групповой работы?


1.составление плана и последовательности действий

2.участие в коллективном обсуждении проблемы

3. классификация

4.работа с информацией

5.оценивание

6. целеполагание

7. сотрудничество

8. аргументировать свою точку зрения

9. постановка вопросов

10. смысловое чтение

11. нравственно-этическая ориентация

12. сравнение

Табл.1

Универсальные учебные действия


Личностные

Коммуникативные

Регулятивные


Познавательные







Можно сделать вывод, что групповая форма организации работы позволяет нам формировать все представленные УУД. Поэтому мы должны понимать важность применения групповой формы работы на уроках.

Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий.

К. Маркс


Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 1.Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; деление на группы; раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов выполнения группового задания.

3. Заключительная часть; сообщение о результатах работы в группах; общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия; получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи. [6, 264].

Типы совместной деятельности (Уманский Л.И.)

1.Совместно-взаимодействующая (обязательное участие каждого в решении общей задачи)

.2.Совместно-последовательная (отличается временным распределением и порядком участия каждого в работе).

3.Совместно-индивидуальная (каждый участник группы выполняет свой объем работы, в зависимости от индивидуальных особенностей).

4.Совместно-творческая (совместная деятельность перерастает в сотворчество по созданию нового продукта, конечный результат превышает сумму индивидуальных вкладов).


Рис.2. Форма расположения буква «U»


Рис.3. Форма расположения «Круг»


Рис.4. Форма расположения «Кафе»


Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации:

•«Прогноз погоды»

•«Аллитерация имени»

•«Имя и жест»

•«Поменяйся местами»

•«Если бы я был явлением природы...»

•«Подари цветок»

•«Комплимент»

•«Опасения и ожидания

Методы обмена деятельностями:

•«Метаплан»

•«Мастерская будущего»

•«Аквариум»

•«Интервью»

•«Перекрестные группы»

•«1х2х4»

•«Круглый стол» •«Пресс-конференция»

Рис. 5. Методы обмена деятельностями [4 ]

Методы мыследеятельности:

•«Четыре угла»

•«Цветные фигуры»

•«Выбор»

•«Логическая цепочка»

•«Смена собеседника»

•«Дюжина вопросов»

•«Самооценка»

Рис. 6. Методы мыследеятельности [ 4 ]

Познакомимся более подробно с одним из методов обмена деятельностями.

Метаплан

План есть намеченный на определенный срок порядок работы, «Мета» означает сверх, макроуровень какого-либо явления. Таким образом, метаплан есть сверхпорядок организации деятельности, некий стратегический порядок работы, включающий ряд тактических порядков. «Метаплан» представляет собой систему разнообразных видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, промежуточные результаты одной деятельности, которые являются исходным материалом для организации другой деятельности. Цели технологии заключаются в организации индивидуальной и групповой мыследеятельности по решению той или иной проблемы, наработке каждым участником технологии своего индивидуального опыта по обсуждаемой проблеме и его обогащении в результате групповой работы. Условия реализации технологии: -оптимальное количество участников –15-30 человек. Необходимое оборудование: - листочки цветной бумаги (3 цвета, например, белый, зеленый, красный) по количеству участников (каждому участнику выдается по 3 листочка цветной бумаги);-ручки для каждого участника, 3-5 больших листов бумаги (можно газетной);-3-6 маркеров (по 1-2 для каждой группы)

Этапы:

  1. Этап. Выявление и формулировка проблемных вопросов

Сформулируем 3-4 проблем - вопросов по теме «Экологические проблемы в биосфере». (Например:

- Какие экологические проблемы характерны для биосферы;

- Какие меры необходимы для решения экологических проблем биосферы).

На листах формата А4 зафиксируйте вопросы цветным маркером. (Вывешивает листы с вопросами на доску с помощью магнитов. Убираются те вопросы, которые повторяются). См. Приложение 9.

Вместе с участниками мастер-класса определяем 3 ведущих вопроса

2. Этап. Запись проблем-вопросов на цветные листочки бумаги. (Зафиксируйте 1-й вопрос на белом листе, второй - …………., третий -----)

3. Этап. Индивидуальное смыслотворчество (Работая с предложенным текстом, каждый самостоятельно в группе ищет ответы на вопросы) См. Приложение 10.

4. Этап. Представление участниками своих индивидуальных смыслов. Обмен смыслами (по кругу знакомят со своими ответами);

5. Этап. Анализ и обобщение индивидуальных смыслов в творческих группах (классифицируются листочки бумаги на три стопки. Каждой из творческих групп предлагается сделать анализ и обобщение индивидуальных смыслов по одному из проблем-вопросов. Оформление на листах ватмана с помощью маркеров результатов своего смыслотворчества.

6. Этап. Представление итогов работы творческих групп (см.Приложение 11)

7. Этап.Рефлексия итогов деятельности и взаимодействия. Примеры см. Приложения 1-3.


Модель ротации станций.


Данная модель предполагает деление класса на группы.

Рис. 7. Скриншот слайда: Модель ротации станций


Одновременно первая группа может работать самостоятельно (с учебником, с индивидуальным заданием см. приложение 6 рис.1.), вторая – в группе друг с другом (см. приложение 6. рис.2), а третья – с учителем (см. приложение 7. рис 3) .

Через определенный интервал времени группы меняются. (Отвожу 5 мин. на организацию работы и инструктаж, по 10 мин на работу в каждой станции, 5 мин - на подведение итогов и рефлексию). В результате дети проходят через все «станции». Модель ротации станций применима как при изучении нового материала, так и на уроке обобщающего повторения. Каждый ученик получает маршрутный лист, где указан план передвижения по станциям, время и задание. В маршрутном листе ученик имеет возможность отметить результаты самооценки (см. приложение 8). Содержание работы на каждой станции от группы к группе может отличаться, уровень заданий зависит от подготовленности учеников. Например, на одной станции школьники могут выполнять тестирование, на другой выполнять мини-проект в группе, на третьей – собеседовать с учителем по сложным вопросам темы.


Метод « Выбор»

Задачи реализации метода: Развитие учащихся через организацию мыследеятелъности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности.

Рамочные условия реализации метода

1. Оптимальное количество участников — до 30 человек.

2. Необходимое оборудование: три таблички со словами «да», «нет», «может быть»; небольшой мячик (пластмассо­вый, резиновый, теннисный, бумажный); заранее составленная система вопросов по какой-либо теме или проблеме (7-10 вопросов).

3. Время реализации метода — 10-15 мин.

Алгоритм реализации метода

1. Педагог знакомит учащихся с условиями реализации метода: предлагается система вопросов, отвечая на которые необходимо сделать выбор между тремя вариантами ответов: «да», «нет», «может быть». Участник подходит к соответству­ющей табличке; тот, кому будет брошен мячик, ловит его и объясняет свой выбор.

2. В аудитории в трех разных местах (чтобы участники мог­ли свободно перемещаться) размещаются таблички (закрепля­ются с помощью скотча) со словами «да», «нет», «может быть».

3. Педагог задает первый вопрос и предлагает участникам сделать выбор одного из вариантов ответа (участники расхо­дятся по аудитории, размещаясь под соответствующей таб­личкой).

4. Педагог поочередно бросает мячик 1-2 участникам, со­бравшимся под каждой из табличек, и просит объяснить свой выбор ответа. Поймавший мяч аргументирует свой выбор.

5. Педагог задает второй и все последующие вопросы. Уча­стники выбирают вариант ответа и перемещаются по аудито­рии под соответствующую табличку. После ответа на каждый вопрос повторяется процедура бросания участникам мяча с просьбой объяснить свой выбор.

6. Когда все вопросы предложены и получены объяснения участниками выбора вариантов ответов, педагог благодарит всех за участие в реализации метода.



Создает благоприятную атмосферу для коммуникации.







Принятие (осознание, понимание) актуальности и цели мастер-класса. Обсуждение ожиданий от мастер-класса.












































Выполняют задание










































Принятие к сведению информации (слушают, при необходимости фиксируют нужную информацию)

















































Индивидуальная


















































Групповая










































































































Индивидуальная




































Практическое занятие

На этапе закрепления при организации работы класса в группах, можно использовать метод мыследеятельности «Выбор».

На доске установлены три таблички

Да

Может

быть


Нет






Приглашаются по 1-2 представителя от групп (в зависимости от количества групп)

Задается вопрос (или утверждение) на закрепление изученного материала.

Экологические проблемы биосферы связаны, прежде всего, с нарушением среды обитания живых организмов.

Сведение лесов ведет к сокращению биологического разнообразия.

Участники должны выбрать у какой таблички встать.

Организатор (учитель) поочередно бросает мяч участникам, со­бравшимся под каждой из табличек, и просит объяснить свой выбор ответа. Поймавший мяч аргументирует свой выбор.

Выполняют задание


Групповая

Рефлексия

В начале мастер-класса вы обвели ладонь и зафиксировали ваши ожидания от мастер-класса. Отметьте, какие из ожиданий оправдались и на сколько.


В центре ладони вы можете написать ваши пожелания по мастер-классу.



Подведение итогов.


Пишут пожелания, оценивают мастер-класс

индивидуальная





























Литература

1.Бакланова, С.Л. Методика обучения географии: интерактивные технологии. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. – 215 с.

2.Вебинар. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения. [электронный ресурс] - Инфоурок. Код доступа: https://infourok.ru/webinar/24.html

3. Вебинар. Латыпова Е. Реализация моделей смешанного обучения (электронная лекция). - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://youtu.be/mxfMvFDrYUY

4. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – М.: Университетское, 2000. –95с

5.Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М. : Издательский центр Академия, 2009. - 192 с

6.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с


7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [электронный ресурс] – Федеральный образовательный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf





































Приложение 1



Вариант заполнения технологической карты при реализации технологии «Прогноз погоды»

Критерии самооценки

От 0-2 С0 – чувствовал себя бесполезным, большая часть заданий не выполнена

3-4 С.0 - принимал (а) пассивное участие, большую часть заданий я выполнил(а).

5-6 С.

7-8 С 0 - участвовал в работе группы, достиг целей, настроение хорошее.

9-10 С - Был (а) активен на протяжении всего урока, мои идеи помогли группе в выполнении итогового задания, достиг (ла) поставленных целей, отличное настроение.

Рефлексия

«Какому времени года соответствует ваше настроение?»; «Пасмурно или ясно?»; «Ветрено или тихо?»; «Есть ли осадки?» и т д.

















Приложение 2

Образец технологической карты эмоциональных «островов» при реализации технологии «Острова»

Технология «Заверши фразу»

Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления результативности урока (внеклассного дела, семинара и т.д.), раскрытия у учащихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия. Например, после игры-путешествия с экологическим содержание («По тропе Берендея») при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:-«Природа –это...»;-«Обращение с природой для меня –это...»;-«Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился...»;-«Во время игры я приобрел...»;-«Игра заставила меня задуматься о...»;-«По отношению человека к природе можно судить о...» и т.д. Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 2-3 участника. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.







Приложение 3





На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры –вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор –оценка содержания; 2-й сектор –оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор –оценка деятельности педагога; 4-й сектор –оценка своей деятельность (рис.6). 4. Деятельность 1. Содержание учащегося 3. Деятельность 2. Форма, методы педагога Рис. 6. Образец рефлексивной мишени. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени. После того как каждый участник взаимодействия «выстрелил» (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.







Приложение 4

Правила организации групповой работы



говори спокойно и ясно;

говори только по делу;

говори по очереди;

реагируй жестами и знаками;

возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;

убедись, что в разговоре участвует каждый;

обращайся к другу по имени



Лист самооценки и взаимооценки



Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы


1.Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

 

2.Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

 

3.Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

4. Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

5.Оцени свой вклад в работу группы по 10 бальной шкале  

 

 


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10





















Приложение 5



Карта наблюдения для педагога

УУД

Шкала

1

Умеет самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

0 1 2 3 4 5

2

Умеет запросить недостающую информацию у одногруппников, у педагога;

0 1 2 3 4 5

3

Умеет взаимодействовать с любым партнером;

0 1 2 3 4 5

4

Умеет находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

0 1 2 3 4 5

5

Умеет инициировать учебное взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

0 1 2 3 4 5

6

Умеет вести дискуссию;

0 1 2 3 4 5

7

Умеет отстаивать свою точку зрения;

0 1 2 3 4 5

8

Обладает навыками интервьюирования, устного опроса.

0 1 2 3 4 5

9

Обладает навыками монологической речи;

0 1 2 3 4 5

10

Умеет отвечать на незапланированные вопросы.

0 1 2 3 4 5






























Маршрутный лист



Класс

Фамилия, имя



Последовательность

станций



Станция №1

(индивидуальная работа)

Станция № 2

(работа в группе)

Станция № 3

(работа с учителем)






Номер гуппы



Самооценка (возможен комментарий)

Станция №1(индивидуальная работа):

- легко справился с заданиями

- возникли затруднения

-не выполнил задания


Станция № 2 (работа в группе):

_ Активно работал в группе: обсуждал задание, вносил предложение по их выполнению

- пассивное участие


Станция № 3(работа с учителем):

- отвечал на вопросы (укажите число вопросов, на которые дали правильный ответ)

- я плохо подготовился к уроку обобщающего повторения


Форма проведения урока:

- мне понравилась (это интересно, можно больше выполнить заданий)

- не понравилась (предпочитаю контрольную работу)


Настроение

- прекрасное (думаю, что отлично справился с заданиями, овечал на вопросы и активно участвовал в работе группы)

- хорошее (на многие вопросы ответил, участвовал в работе группы)

- плохое ( плохо отвечал на вопросы, не справился с заданиями индивидуальной работы и групповой.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Слеткова Ольга Сергеевна

Дата: 05.08.2020

Номер свидетельства: 555376


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства