В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений то, что экскурсии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса. Однако основной акцент делается на экскурсии в курсе физической географии, вопросы же экскурсионной работы в курсе экономической географии, особенно с опорой на краеведческий принцип, освещены значительно меньше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведческие экскурссии как средства познания»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ
Шарко Сергей Викторович,
учитель географии
МБОУ «СОШ №36», г. Новокузнецк
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений то, что экскурсии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса. Однако основной акцент делается на экскурсии в курсе физической географии, вопросы же экскурсионной работы в курсе экономической географии, особенно с опорой на краеведческий принцип, освещены значительно меньше.
На примере своей работы хочу отметить, что экскурсии можно провести для усиления профориентационной направленности обучения школьников при изучении географии в IX классе.
Экскурсия в краеведческий музей, городской геологический музей поможет получить наиболее полную общую картину о природе и хозяйстве области , города. Внимание акцентировано при этом на взаимодействии природы и деятельности человека, так как, воспитывая гражданина мы должны сформировать у него твердое убеждение в необходимости рационального ведения хозяйства, бережного отношения к природе, огромной ответственности за нее, какую бы профессию в будущем он ни выбрал.
На экскурсии в краеведческий музей желательно дать групповые задания учащимся фиксировать материал по одной какой-либо теме. Результаты такой работы обсуждаются на семинаре, защите проекта.
Материалы экскурсии помогут при проведении уроков по некоторым темам: «Экономико-географическое положение», «Природные условия и ресурсы. Их хозяйственная оценка и использование», «Основные месторождения минеральных ресурсов, водные и земные ресурсы», «Типичные природные комплексы», «Проблема охраны и преобразования природы», «Население и трудовые ресурсы».
2.Экскурсия на промышленное предприятие, наиболее типичное для отрасли промышленности (желательно в районе, где находится школа). Мы провели экскурсию на ближайшее предприятие к школе это автотранспортное предприятие ПАП -5, ОО ЗСМК Экскурсия на производственное предприятие имеет огромное значение для формирования у учащихся ценностных ориентации в системе трудовой деятельности у людей, знакомства с профессиями. В некоторых случаях кратакая экскурсия помогает выбрать будущую специальность. Ценными являются встречи с работниками предприятия.
Материал этой экскурсии мы предлагаем использовать в темах: «Ведущие отрасли экономики», «Территориальная организация хозяйства», «Крупнейшие промышленные центры, узлы, районы».
3. Экскурсия на сельскохозяйственное предприятие — что позволяет конкретизировать знания в области сельского хозяйства своего края, познакомить с сельскохозяйственными специальностями, что также может оказать влияние на выбор будущей профессии. Желательно во время экскурсии показать мероприятия по охране окружающей среды. Экскурсия поможет лучше усвоить темы «Ведущие отрасли экономики», «Экономическое и социальное развитие области на современном этапе».
Школьники получают представление об основных цехах завода, об основных профессиях его рабочих и служащих, о продукции завода. Всестороннее знакомство с предприятием позволяет школьникам получить реальное представление о том, кто и как работает на заводе, сделать вывод.
Все вышеуказанное является актуальным, так как учащихся подводят к выводу о том, что данных условиях проходящих в стране не просто получить специальность, а стремиться стать высококвалифицированным специалистом, а для этого нужно получать надежные и прочные знания в школе и как можно раньше, желательно на школьной скамье, определить свой профессиональный выбор.
Включение материалов экскурсий в урок может быть самым разнообразным. Особый интерес с точки зрения профориентации представляет практика защиты учеником или группой учащихся той или иной специальности. Основная цель «защиты» профессий состоит в том, чтобы сформировать у учащихся более определенные понятия об изучаемых профессиях.
В результате таких экскурсий целый ряд учащихся получают полное и наглядное представление о различных специальностях и о технологических процессах, что способствует конкретизации их профессиональных интересов.
Практика показала, что учащиеся, закончившие школу и начавшие свою трудовую деятельность на нашем шефском предприятии, заявляют, что основополагающим фактором, который определил их профессиональный выбор, стали экскурсии на промышленные предприятия и информация о специальностях, полученная на уроках краеведения в IX классе.
Напомним некоторые правила проведения экскурсий. Прежде всегокаждая экскурсия должна иметь цели и задачи, состоять из нескольких этапов.
I этап — организационный.
До начала экскурсии формируют группы из 4-5 учеников в каждой, выбирают руководителей групп, объясняют их обязанности.
Далее сообщают тему, цель и задачи экскурсии.
Вступление должно быть лаконичным, чтобы не рассеивать внимание участников экскурсии.
II этап — основная часть.
Включает в себя рассмотрение конкретных экскурсионных объектов и заполнение тетрадей.
III этап — заключительная часть.
Здесь подводят итоги. Учащиеся оформляют свои проекты. В них они отражают всю работу, которую проделали во время экскурсии, составляют схемы, таблицы, делают расчеты, выводы.
Проекты могут содержать рисунки и фотографии, которые сделали школьники во время экскурсии. В дальнейшем эти работы могут перерасти в научно-практические работы и учащиеся с ними могут выступить на научно-практической конференции.