kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведческие экскурссии как средства познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений то, что экскурсии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса. Однако ос­новной акцент делается на экскурсии в курсе физической географии, вопросы же экскурсион­ной работы в курсе экономической географии, особенно с опорой на краеведческий принцип, освещены значительно меньше.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческие экскурссии как средства познания»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36»



КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ


Шарко Сергей Викторович,

учитель географии

МБОУ «СОШ №36», г. Новокузнецк

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений то, что экскурсии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса. Однако ос­новной акцент делается на экскурсии в курсе физической географии, вопросы же экскурсион­ной работы в курсе экономической географии, особенно с опорой на краеведческий принцип, освещены значительно меньше.

На при­мере своей работы хочу отметить, что эк­скурсии можно провести для усиления профориентационной направленности обучения школь­ников при изучении географии в IX классе.

Экскурсия в краеведческий музей, городской геологический музей
поможет получить наиболее полную общую кар­тину о природе и хозяйстве области , города. Внимание акцентировано при этом на взаимодействии
природы и деятельности человека, так как, вос­питывая гражданина мы должны сформировать у него твердое убеждение в необ­ходимости рационального ведения хозяйства, бе­режного отношения к природе, огромной ответственности за нее, какую бы профессию в бу­дущем он ни выбрал.

На экскурсии в краеведческий музей жела­тельно дать групповые задания учащимся фик­сировать материал по одной какой-либо теме. Результаты такой работы обсуждаются на семи­наре, защите проекта.

Материалы экскурсии помогут при проведении уроков по некоторым темам: «Экономико-гео­графическое положение», «Природные условия и ресурсы. Их хозяйственная оценка и исполь­зование», «Основные месторождения минераль­ных ресурсов, водные и земные ресурсы», «Ти­пичные природные комплексы», «Проблема ох­раны и преобразования природы», «Население и трудовые ресурсы».

2.Экскурсия на промышленное предприятие, наиболее типичное для отрасли про­мышленности (желательно в районе, где нахо­дится школа). Мы провели экскурсию на ближайшее предприятие к школе это автотранспортное предприятие ПАП -5, ОО ЗСМК Экскурсия на производственное предприя­тие имеет огромное значение для формирова­ния у учащихся ценностных ориентации в системе трудовой деятельности у людей, зна­комства с профессиями. В некоторых случаях кратакая экскурсия помогает выбрать будущую спе­циальность. Ценными являются встречи с работ­никами предприятия.

Материал этой экскурсии мы предлагаем ис­пользовать в темах: «Ведущие отрасли эконо­мики», «Территориальная организация хозяйства», «Крупнейшие промышленные центры, узлы, районы».

3. Экскурсия на сельскохозяйственное пред­приятие — что позволяет конкретизировать знания в области сельского хозяйства своего края, познакомить с сельскохозяйственными специальностями, что также может оказать влия­ние на выбор будущей профессии. Желатель­но во время экскурсии показать мероприятия по охране окружающей среды. Экскурсия помо­жет лучше усвоить темы «Ведущие отрасли эко­номики», «Экономическое и социальное разви­тие области на современном эта­пе».

Школьники получают представление об основ­ных цехах завода, об основных профессиях его рабочих и служащих, о продукции завода. Все­стороннее знакомство с предприятием позволя­ет школьникам получить реальное представле­ние о том, кто и как работает на заводе, сде­лать вывод.

Все вышеуказанное является актуальным, так как учащихся подводят к выводу о том, что данных условиях проходящих в стране не просто получить специальность, а стремиться стать высококвалифицированным специалистом, а для этого нужно получать на­дежные и прочные знания в школе и как можно раньше, желательно на школьной скамье, опре­делить свой профессиональный выбор.

Включение материалов экскурсий в урок мо­жет быть самым разнообразным. Особый инте­рес с точки зрения профориентации представ­ляет практика защиты учеником или группой учащихся той или иной специальности. Основ­ная цель «защиты» профессий состоит в том, чтобы сформировать у учащихся более опреде­ленные понятия об изучаемых профессиях.

В результате таких экскурсий целый ряд уча­щихся получают полное и наглядное представ­ление о различных специальностях и о техно­логических процессах, что способствует кон­кретизации их профессиональных интересов.

Практика показала, что учащиеся, закончив­шие школу и начавшие свою трудовую дея­тельность на нашем шефском предприятии, заявляют, что основополагающим фактором, ко­торый определил их профессиональный выбор, стали экскурсии на промышленные предприя­тия и информация о специальностях, полу­ченная на уроках краеведения в IX классе.

Напомним некоторые правила проведения экскурсий. Прежде всего каждая экскурсия должна иметь цели и задачи, состоять из нескольких этапов.

I этап организационный.

До начала экскурсии формируют груп­пы из 4-5 учеников в каждой, выбирают руководителей групп, объясняют их обя­занности.

Далее сообщают тему, цель и задачи экскурсии.

Вступление должно быть лаконичным, чтобы не рассеивать внимание участни­ков экскурсии.

II этап основная часть.

Включает в себя рассмотрение конкрет­ных экскурсионных объектов и заполне­ние тетрадей.

III этап заключительная часть.

Здесь подводят итоги. Учащиеся оформ­ляют свои проекты. В них они отражают всю работу, которую проделали во время экскурсии, составляют схемы, таблицы, делают расчеты, выводы.

Проекты могут содержать рисунки и фотографии, которые сделали школьники во время экс­курсии. В дальнейшем эти работы могут перерасти в научно-практические работы и учащиеся с ними могут выступить на научно-практической конференции.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краеведческие экскурссии как средства познания

Автор: Шарко Сергей Викторович

Дата: 07.06.2017

Номер свидетельства: 420789


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства