Просмотр содержимого документа
«Край,в котором я живу»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» составлена на основе сборника программ, разработанного в соответствии с содержанием регионального компонента образовательной области «Естественные дисциплины». Автор программы Г.Н. Паневина, методист ХК ИРО,2007г.
Программа курса предназначена для учащихся 5 и 6 классов.
Продолжительность обучения 17 часов. Количество занятий -1 час в 2 недели.
Курс «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ», носит краеведческий характер. Краеведение – всестороннее изучение территории. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края (знакомство с природными, культурными и историческими особенностями родного края).
Основными задачами географического краеведения являются:
Знакомство с типичными природными ландшафтами края;
Формирование представлений об окружающем нас мире, как взаимосвязанной и саморегулируемой системы, отражающей целостность природы любого региона Земли;
Определение характера взаимодействий человека и природы на территории Хабаровского края;
Создание теоретической и практической основы бережного отношения к природе при общении с ней;
Формирование умений самостоятельно по картам атласа, справочникам и собственным наблюдениям давать характеристику объектам и явлениям окружающего мира;
Формирование целостности представления о закономерностях развития и размещения населения и хозяйства в Хабаровском крае и во всем регионе, конкретизация и углубления теоретических знаний учащихся на основе местного материала;
Формирование умений выделять экологические проблемы своей местности и региона, устанавливать причины их появлений, предлагать пути их решения;
Формировать умения оценивать и прогнозировать последствия того или иного вмешательства в природные комплексы нашего региона.
Формы работы:
беседы, игры, практикумы.
экскурсии, походы;
исследования; презентации;
беседы, викторины;
заочные путешествия;
конкурсы, выставки;
Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп движения по курсу, который соответствует возрасту учащихся 5,6 классов. Отработка и закрепление знаний осуществляется при выполнении работ. Учащиеся учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщение, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать. Знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов.
Планируемые результаты
Личностные:
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение родного края;
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам; знания основных принципов и правил отношения к живо природе.
Метапредметные:
Овладение составлящими исследовательской и проектной деятельности;
Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
Давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал
Объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
Назвать имена превопроходцев Хабаровского края, показывать по карте гео объекты, носящие их имена;
Выделять границы края, по контуру на картах России, Дальнего Востока;
Узнавать гео объекты края на космических снимках, территории Дальнего Востока;
Ориентироваться по карте Хабаровского края, своего Комсомольского района
Определять гео координаты краевого, районного центров, своего населенного пункта
Узнавать свой район по контуру территории;
Называть и показывать по карте гео.объекты, обозначенные в номенклатуре;
Называть объекты рельефа своей местности;
Описывать крупную реку своего района, ближайшее озеро;
Объяснять климатические особенности своей местности
Называть уникальные растения и животные своей местности
Влияние зависимости температуры воздуха на территории края от высоты солнца над горизонтом
24(7)
Влияние ветров на климат края.
25(8)
Осадки и режим их выпадения в течение года
26(9)
Биосфера 4ч.
Природные комплексы Хабаровского края.
27(10)
п/р № 6 «Описание природного комплекса, ближайшего к школе»
28(11)
Растительный и животный мир как составной компонент природного комплекса.
29(12)
Уникальные растения и животные нашего края.
30(13)
Население 5ч.
Основные виды населенных пунктов края и их отличительные особенности.
31(14)
Численность и плотность населения края.
32(15)
Приспособления человека к условиям окружающей среды.
33(16)
п/р № 7 «выявление приспособленности человека к природным условиям своей местности»
34(17)
Итоговое задание
Предполагаемые результаты реализации программы
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Перечень информационно-методического обеспечения
Паневина Г.Н. «Региональные курсы школьной географии»: Методическое пособие.-Хабаровск: ХК ИРО,2007
Мой край: Учебное пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края/ Г.Н. Паневина, А.Н. Махинов: под ред А.Н. Махинова.,-Хаб
Атлас Хабаровского края: Учебно-справочное картографическое пособие для общеобразовательных учреждений/А.Н. Махинов и др.;Отв.ред.С.В. Савина.-Хаб