Региональный курс краеведения органически связан с содержанием федерального курса географии. Краеведческие знания служат, способствующим юболее глубокому усвоению, зкреплению всех знаний, полученных на уроках географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведение 7 класс рабрчая программа»
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_______________Хиценко Е.В.
«___» сентября 2016 г.
«Рассмотрено»
на заседании РМО учителей географии
Протокол № ____от «___» августа 2016г
Руководитель РМО учителей географии
_____________________ Резникова А.И.
«___» августа 2016 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Богучарский лицей»
_________________Л.И. Никулина
«___» сентября 2016 г.
Приказ ____ от «_» ___________2016 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «БОГУЧАРСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Рабочая программа по краеведению
для 7 класса
уровень рабочей программы - базовый
2016-2017 учебный год
Учитель географии Погорелова Галина Александровна
Рабочая программа по краеведению
для 7 класса
1.Пояснительная записка.
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.
Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
Курс «Географическое краеведение Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.
На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.
Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.
В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Воронежской области» и «Топонимия».
Актуальностьпредполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Задачи:
- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
2. Особенности программы.
Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 70 часов, для 6-7 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет), согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:
- историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;
- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
- особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;
- природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.
- географию хозяйственной деятельности области.
Уметь:
- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
- уметь анализировать природные закономерности и явления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизн
Прогнозировать:- тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;
- составление проектов рационального использования природных
3.Учебно-тематический план и содержание деятельности
7 класс (35 часа)
№ темы
№ п/п
Наименование раздела, темы
Теория
Практика
I
1
Географическое положение области. Воронежская область на карте России и мира.
1
2
Практическая работа Определение по карте протяженности области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности.
1
II
3
Тектоника, геологическое строение, палеогеография
Тектоническое строение Воронежской области.
1
4
Геохронологическая таблица.
Геологическое строение области.
1
5
Геологическая история развития территории
1
6
Построение геологического профиля по карте области.
1
7
Урок – зачет: «Тектоника и геология»
1
III
8
Минеральные ресурсы.
Классификация полезных ископаемых области. Закономерности размещения полезных ископаемых
1
9
Характеристика каждой группы полезных ископаемых. Практическая работа «Составление и описание коллекции полезных ископаемых»
1
10
Практическая работа «Составление карты Минерально-сырьевая база Воронежской области»
1
11
Урок-зачет «Минеральные ресурсы»
1
IV
12
Рельеф. Общая характеристика рельефа Воронежской области.
Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края
1
VI
22
Гидросфера.
Общая характеристика внутренних вод области
1
23
Реки области.
1
24
Озера, болота и подземные воды
Проблема малых рек Воронежской области.
1
25
Практическая работа. Составление карты – схемы «Внутренние воды области»
1
26
Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края
1
VII
27
Население и хозяйство Воронежской области. Население Воронежской области
1
28
География сельского хозяйства Воронежской области
1
29
Города Воронежской области их хозяйственная деятельность
1
30
География промышленности Воронежской области.
1
31
Составления авторского варианта герба своего населенного пункта.
1
VIII
32
Природные комплексы Воронежской области .
Лесостепи и степи.
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.
Практическая работа. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия.
1
33
Почвы воронежской области – главное богатство нашего края. . Практическая работа. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.
1
34
Итоговый урок: «Природа моего края»
1
35
Резерв времени
1
ИТОГО
26
9
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Тема: Географическое положение области (2 часа)
Воронежская область на карте России и мира. Границы нашей территории. Особенности географического положения. Координаты Воронежской области.
Практическая работа: Определение по картам и расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек местности
Тектоническое строение Воронежской области. Геохронологическая таблица. Докембрий. Палеозойская эра. Каменноугольный период. Мезозойская эра. Меловой период. Кайнозойская эра. Четвертичные отложения. Геологическое строение области. Геологическая история развития территории.
Практическая работа Построение геологического профиля по карте области.
: Урок – зачет: «Тектоника и геология»
3. Тема: Минеральные ресурсы (4 часа)
Классификация полезных ископаемых области. Характеристика каждой группы полезных ископаемых Закономерности размещения полезных ископаемых. Добыча использование минеральных ресурсов. Влияние разработки полезных ископаемых на экологическую ситуацию нашей местности.
Практические работы 1. Составление карты Минерально-сырьевая база Воронежской области, 2. Составление и описание коллекции полезных ископаемых.
Урок-зачет: «Полезные ископаемые»
4. Тема:Рельеф (5 часов)
Общая характеристика рельефа Воронежской области. Междуречные плато. Речные долины. Балки: слабоветвисты, суходолы, оползневые, короткие, древовидные, цирковидные. Овраги. Формы рельефа: суффозионные, оползневые, карстовые, антропогенные. Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско-Донская низменность. Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области. Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф моего района
Практическая работа Составление карты-схемы «Рельеф Воронежской область»
5.Тема: Климат области ( 5часов)
Общая характеристика климата Воронежской области. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс. Общие черты климата. Синоптическая карта. Карта погоды. Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края.
Общая характеристика внутренних вод области. Реки области. Питание и режим рек. Озера пойменные и междуречий. Болота. Подземные воды. Пруды. Водохранилища. Проблема малых рек Воронежской области. Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края
Практическая работа. Составление карты – схемы «Внутренние воды области»
7. Тема: Население и хозяйство Воронежской области. (5 часа)
Население Воронежской области. География сельского хозяйства Воронежской области. Города Воронежской области их хозяйственная деятельность. География промышленности Воронежской области.
Практическая работа. Составления авторского варианта герба своего населенного пункта.
8. Тема: Природные комплексы Воронежской области (4 часа)
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.. Лесостепи и степи. Почвы воронежской области – главное богатство нашего края. .
Практическая работа.
Практическая работа. 1. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия. 2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы
5.Требования к знаниям и умениям учащихся.
Знать/понимать: основные географические понятия, расположение области на карте мира; закономерности природы своего края: тектоническое и геологическое строение, закономерности размещения полезных ископаемых, особенности климата и климатообразующие факторы, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды.
Уметь: описывать особенности природы своего края, выявлять причинно- следственные связи явлений природы; наблюдать за географическими объектами и явлениям; выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять карта – схемы территорий.
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме, анализировать тематические карты.
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по краеведению
Класс 7
Учитель Погорелова Галина Александровна
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час
№
Тема урока
Тип урока
Средства
обучения
Содержание
Виды
деятельности, формы контроля
Практические работы
Домашнее задание
Примерная дата
Фактическая дата
Тема№1: Географическое положение области (2 часа)
1
Географическое положение области.
Урок изучения нового материала
Учебник
Воронежская область на карте России и мира
Фронтальный
Знать ГП области
2
Определение координат крайних точек Воронежской области.
Практикум
Презента ция
Практическая работа Определение по карте протяженности области и в градусной мере и километрах
Групповой
Определение по картам и расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек местности.
Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края
Индивидуальный опрос
Конспект в тетради.
Тема №6: Гидросфера (4 часа)
22
Гидросфера.
Урок изучения нового материала
Учебник
Общая характеристика внутренних вод области
Устный опрос
Стр.43
23
Реки области
Урок изучения нового материала
Учебник
Характеристика рек области.
Фронтальный опрос
Стр.44
24
Озера, болота и подземные воды
Учебник
Проблема малых рек Воронежской области
Устный опрос
Стр.45-65
25
Практическая работа. Составление карты-схемы «Внутренние воды области»
практикум
Учебник
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Составление карты-схемы «Внутренние воды области».
Закончить выполнение работы
Тема №7: Население и хозяйство Воронежской области. (5 часа).
26
Памятники природы гидросферы родного края.
Урок изучения нового материала
Презентация
. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края
Индивидуальный опрос
Конспект в тетради.
27
Население и хозяйство Воронежской области
Беседа
Презентация
Население и хозяйство Воронежской области
Фронтальный письменный опрос
Конспект в тетради.
28
География сельского хозяйства Воронежской области
Урок изучения нового материала
Карта, учебник
География сельского хозяйства Воронежской области
Анализ карт
Подготовить сообщения.
29
Города Воронежской области их хозяйственная деятельность
Урок изучения нового материала
Карта, презентация
Характеристика городов .
Анализ карт
Конспект в тетради.
30
География промышленности Воронежской области
Урок изучения нового материала
Учебник
География промышленности Воронежской области
Устный опрос
Конспект в тетради.
Тема №8: Природные комплексы Воронежской области (4 часа)
31
Составления авторского варианта герба своего населенного пункта
практикум
Составления авторского варианта герба своего населенного пункта
Индивидуальный опрос
Закончить выполнение работы
32
Природные комплексы Воронежской области
Лесостепи и степи.
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах. Практическая работа. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия
Фронтальный письменный опрос
Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа.
Конспект в тетради
33
Почвы воронежской области - главное богатство нашего края.
Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.