Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету (курсу) география 5 класс»
Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 4»
Рассмотрено на заседании
школьного методического объединения
учителей _________________
Протокол №__ от __________ 2019г.
Утверждаю:
директор МАОУ ООШ № 4
________________ Л.В.Санникова
приказ №___ от ________ 2019г.
Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по учебному предмету (курсу)
география
5 класс
Форма оценочной процедуры контрольная работа
Разработаны
учителем географии
Цыгановой Н.П.
2019 г.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительных материалов
по географии в 5 классе
1. Назначение КИМ
Контроль усвоения предметных и (или) метапредметных результатов образования, установление их соответствия планируемым результатам освоения ООП ООО.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
- Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального (основного) общего образования и рабочей программы по предмету «География» для 5-9 классов. - М.: Русское слово, 2012, Домогацких Е.М.
3.Структура КИМ
Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 28 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса. Работа содержит 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, 2 задания на определение правильного порядка географического явления, 2 задания на сопоставление, 2 задания с выбором трех правильных ответов из 6, 2 задания с кратким ответом, 2 задания на выявление географического метода по описанию.
Распределение заданий по частям работы.
№ п/п
Части работы
Число заданий
Максимальный первичный балл
Тип заданий.
1
Часть I
18 простых
18
Выбор одного правильного ответа из 4.
2
Часть II
8 средней сложности
8
Определить правильные порядок географического явления.
Сопоставить.
Выбор 3 правильных ответов из 6.
Дать краткий ответ
3
Часть III
2 сложное
4
Определить географические методы по описанию.
4. Кодификатор
Кодификатор включает два раздела:
− Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации в 5 классе»;
− Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательную программу по географии 5 класса».
Код раздела
Код элемента
Элементы содержания, проверяемые в ходе промежуточной аттестации
1
Наука география
1.1
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы.
1.2
Источники географических знаний.
2
Земля и ее изображение
2.1
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус – модель Земного шара.
2.2
Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.
2.3
Компас. Ориентирование на местности.
3
История географических открытий
3.1
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествия Пифия. Географические открытия викингов.
3.2
Путешествия Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной земли.
3.3
Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
4
Путешествие по планете Земля
4.1
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Значение Мирового океана для природы и человека.
4.2
Моря и их виды. Движение воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
4.3
Особенности природы и населения материков Земли.
5
Природа Земли
5.1
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и е части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Код
раздела
Код контролируемого требования (умения)
Требования (умения), проверяемые заданиями работы
Знать / понимать:
1
1.1
основные географические понятия и термины
1.2
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения
1.3
результаты выдающихся географических открытий и путешествий
1.4
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека
Уметь:
2
2.1
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений
2.2
описывать существенные признаки географических объектов и явлений
2.3
объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
2.4
находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли
2.5
анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3
3.1
чтения карт различного содержания
5. Типы заданий, сценарий выполнения заданий.
Содержание работы можно разделить на 5 блоков обязательного минимума содержания образования.
Первый блок включает задания № 1-2, 27-28, по теме «Наука география». Второй – задания № 3-8 по теме «Земля и ее изображение». Третий – задания № 9-10, 25-26 по теме «История географических открытий». Четвертый – задания № 11-12, 17-22 по теме «Путешествие по планете Земля». Пятый – задания № 13-16, 23-24 по теме «Природа Земли».
Работа предусматривает разные виды учебной деятельности. Задания I части (1-18) позволяют проверить освоение наиболее значимого содержания: знание фактов и закономерностей по данным темам, элементарных причинно-следственных связей, сформированность простейших географических умений и пространственных представлений. Во II части представлены задания (19-26), в которых необходимо сделать множественный выбор или дать краткий ответ. Они предполагают более глубокое знание фактов и сформированность пространственных представлений о конкретных территориях. Сложное задание III части (27-28) направлено на проверку умения определять географический метод по описанию.
Распределение заданий работы по уровню сложности.
Работа включает в себя 64% простых заданий, 29% средней сложности и 7% сложных.
6. Система оценивания заданий варианта КИМ
За каждый правильный ответ первой части и второй части (№1-26) ставится 1 балл. За правильно названный метод в 27-28 вопросе (III часть) – 2 балла. Максимальный балл за работу – 30 балла.
Определить правильные порядок географического явления.
4
21-22
Уметь
Сопоставить
4/4
23-24
Уметь
Выбор
6
25-26
Уметь
Дать краткий ответ
-
27-28
Использовать при-обретенные знания и умения в практи-ческой деятельнос-ти и повседневной жизни
Определить методы географии по описанию
-
7. Время выполнения работы
На выполнение проверочной работы отводится 45 мину.
8. Дополнительные материалы
Участникам разрешается пользоваться атласами по географии для 5 класса.
Ключ:
1 г, 2 б, 3 в, 4 в, 5 б, 6 г, 7 в, 8 в, 9 б, 10 а, 11 б, 12 в, 13 б, 14 в, 15 в, 16 а, 17 г, 18 а, 19 г а б в, 20 в б г а, 21 - 1 в, 2 а, 3 б, 4 г, 22 - 1 а, 2 в, 3 б, 4 г, 23 в г е, 24 а в д, 25 Магеллан, 26 Колумб, 27, 28
Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по учебному предмету (курсу)
география
5 класс
Инструкция для обучающегося
Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 28 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса. В заданиях 1-18 необходимо выбрать один верный ответ из четырех предложенных, в заданиях 19-20 необходимо определить правильный порядок географических явлений, 21-22 задания на сопоставление, в заданиях 23-24 необходимо выбрать три правильных ответа из 6, в заданиях 25-26 записать краткий ответ на поставленный вопрос, задания 27-28 на выявление географического метода по описанию.
1. Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»? а) Пифагор; б) Аристотель; в) Пифей; г) Эратосфен.
2. На русский язык слово «география» переводится как: а) землеочертание; в) земленачертание; б) землеописание; г) земленаписание.
3. Вид изображения, позволяющий подробно изучить небольшой по площади участок земной поверхности: а) глобус; б) географическая карта; в) план; г) аэрофотоснимок.
4. Точные очертания материков и островов возможно получить при использовании: а) рисунка земной поверхности; б) фотографии, сделанной с поверхности Земли; в) космического снимка; г) фотографии, сделанной с высоты десятиэтажного дома.
5. Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?
а) Ю; б) ЗВ; в) СЗ; г) ЮВ.
6. Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?
а) Ю; б) СВ; в) СЗ; г) ЮС.
7. Следствием осевого вращения Земли является
а) смена времён года; в) смена дня и ночи; б) смена погоды; г) смена времени.
8. По орбите вокруг Солнца Земля совершает полный оборот за: а) сутки; б) месяц; в) год; г) день.
9. Первое путешествие вокруг Африки совершили: а) викинги; б) финикийцы; в) древние греки; г) индусы.
10. Первым из европейцев, совершившим путешествие в Китай, является а) Марко Поло; б) Афанасий Никитин; в) Васко да Гама; г) Хр.Колумб.
11. Какие из перечисленных объектов расположены на территории Евразии? а) Китай, Амазонка, Эйр-Норт; в) Аппалачи, Волга, Россия; б) Амур, Байкал, Рейн; г) Эйр-Норт, Байкал, Виктория.
12. Какие из перечисленных объектов расположены на территории Африки? а) Нил, Амазонка, Миссисипи; в) Виктория, Танганьика, Нил; б) Амур, Конго, Замбези; г) Виктория, Танганьика, Байкал.
13. Река, ручей, озеро, море входят в состав: а) атмосферы; б) гидросферы; в) биосферы; г) литосферы.
14. Какая группа объектов природы входит в состав литосферы? а) море, горы, равнины; в) возвышенность, горы, низменность; б) горы, муравей, облака; г) облако, родник, овраг.
15. Нижняя граница географической оболочки проходит: а) в атмосфере; б) в гидросфере; в) в литосфере; г) в мантии.
16. Верхняя граница географической оболочки проходит: а) в атмосфере; б) в гидросфере; в) литосфере; г) мантии.
17. Сколько стран расположено на территории Антарктиды?
19. Расставьте материки Земли в порядке возрастания из площади: а) Антарктида; б) Африка; в) Евразия; г) Австралия.
20. Расставьте океаны в порядке увеличения их площади: а) Тихий; б) Индийский; в) Северный Ледовитый; г) Атлантический.
21. Установите соответствие между названием материка и характерной его особенностью: 1) Евразия; а) Самый жаркий; 2) Африка; б) Самый холодный; 3) Антарктида; в) Самый большой; 4) Австралия; г) Самый маленький.
22. Установите соответствие между названием материка и расположенной на его территории системой: 1) Евразия а) Гималаи; 2) Южная Америка; б) Аппалачи; 3) Северная Америка; в) Анды; 4) Австралия; г) Большой Водораздельный хребет.
23. Из предложенного списка выберите 3 объекта природы. а) компьютер; в) песок; д) ручка; б) хлеб; г) море; е) собака.
24. Из предложенного списка выберите 3 объекта природы. а) почва; в) родник; д) дерево; б) телевизор; г) портфель; е) одежда.
25. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
26. Кто открыл Америку?
27.Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?
Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира и являются главным источником древесины ценных пород. Это огромная кладовая пищевых, технических, лекарственных и других полезных растений, широко вошедших в культуру и быт народов многих стран, а также послуживших источником генофонда диких сородичей для селекции и выведения культурных сортов. Чай и кофе, бананы и цитрусовые, гевея и тунг, как и многие сотни других ныне культивируемых полезных растений, являются выходцами из тропических лесов.
28. Какие географические методы исследования можно использовать для подтверждения данной информации:
Тропические леса занимают большие пространства по обе стороны экватора в Америке, Африке, в южной и юго-восточной частях Азии и на прилегающих к ней островах, в Австралии.
В лесных водоемах тропической Америки растет знаменитая виктория-регия. Ее плавающие в воде листья достигают в диаметре 2 м, а огромные чудо-цветки распускаются лишь на две ночи и два вечера, наполняя воздух дурманящим ароматом. В первый вечер цветки белые с красновато-розовой серединой, а во второй — переливаются всеми оттенками от малиново-красного до темно-пурпурного.