kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии "Океанские бродяги."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по географии 7 класса по теме "Мировой океан". Данный урок раскрывает вопросы возникновения океанских течений и их значение для природы Земли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Океанские бродяги."»



Урок 16.9. Проект урока «Океанические течения»


Цель урока

определение особенностей взаимодействия течений в Мировом океане с атмосферой Земли


Задачи

Образовательный аспект: продолжить формирование знаний учащихся о движении вод в Мировом океане; сформировать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане; раскрыть причины движения вод в океане; показать взаимосвязь природных компонентов.       

Развивающий аспект: познакомить учащихся с классификацией течений; продолжить формирование навыков аналитической мыслительной деятельности на примере выявления связи Мирового океана и атмосферы; продолжить формирование умений применять свои знания на конкретных примерах в реальности

Воспитательный аспект: продолжить формирование умений реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной деятельности; планировать учебное сотрудничество; критически оценивать собственные мысли

Планируемые образовательные

результаты





предметные



метапредметные



личностные

сформировано представление и основополагающие теоретические знания об океанических течениях, причинах их образования и видах, о системе поверхностных течений в Океане, особенностях взаимодействия Океана с атмосферой и сушей; сформировано умение и навыки использования знаний о течениях в повседневной жизни (погода), соблюдения мер безопасности на воде.

формируется умение: работать с картами, схемами, таблицами; самостоятельно решать учебные и познавательные задачи; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; выбирать критерии для классификации и создавать схемы; работать индивидуально и в парах, отбирать информацию из различных источников.

формируется познавательный интерес и информационная культура на основе изучения материала по различным источникам; формируются коммуникативные качества работы в парах, в коллективе.



Тип урока: комбинированный

Образовательный продукт, которые ученики создадут:

  • Схема течений в Мировом океане и схема влияния течений на природу Земли

Ключевая проблема урока:

  • Определить связь океанических течений с атмосферой Земли

Оборудование: учебник, атлас, карта океанов, физическая карта мира, контурные карты.

Основное содержание: Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Схема основных поверхностных течений Мирового океана. Океан и атмосфера. Значение течений для природы Земли.
      

Ход урока: «Океанские бродяги…?»



Ход урока

Этап урока

Деятельность

Результат и формы диагностики

учителя

учащихся

I. МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ

Урок «Океанические течения» — 9-й в теме «Природа Земли», и интегрирующая цель (ИДЦ) связана с предыдущим уроком данной темы. Опираясь на изученные в 6-м классе и на предыдущих уроках закономерности распределения температуры воздуха, поясов атмосферного давления и воздушных течений по поверхности Земли, у учащихся возникает потребность в деятельности, направленной на объяснение причин океанических течений на Земле и их влиянии на природу.

1. Орг. момент (3 мин)












За ответы детям вручаются вырезанные из бумаги осьминожки или кораблики. В конце урока подводятся итоги.









Приветствие необходимо для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке.

Наличие необходимых учебных принадлежностей обеспечивает достижение планируемых учебных результатов.

























Сосредотачиваются, настраиваются на работу.


2. Актуализация (5 мин)



Цель - повторение изученного и определение цели урока.


Выполняется так называемый «входной контроль», который позволяет оценить уровень знаний учащихся, чтобы иметь информацию о степени готовности учащихся к учебной деятельности, направленной на получение новых знаний.


3.Мотивация (3 мин)

В качестве мотивации к изучению темы урока учащимся предлагается отрывок из видео - схемы течений в океане.



На доске тема урока «… бродяги… »

Посмотрите на доску и помогите мне с темой урока. Какое слово можно поставить впереди? Может быть из прошлой темы что-то подойдёт? Давайте вспомним, о чем мы говорили? Может это тучки- бродяги?

Выполняются задания (Приложение 1).

(дать определение, нарисовать схему поясов атмосферного давления, перечислить факторы образования поясов, определить по описанию климатический пояс- дифференцированные задания).

Подходит ли слово бродяги к этим понятиям?

Здесь всё строго подчиняется определённым закономерностям! А бродяга -это бездомный, бесцельно скитающийся.

А теперь посмотрите на экран!

http://www.youtube.com/watch?v=dceMYkG2jKw

Не напоминают ли течения нам бродяг! Очень трудно разобраться в движении вод Мирового океана! Попробуем разобраться! Что нам для этого необходимо узнать?

Что вы хотели бы узнать?

(Подписывает тему «Океанские бродяги..?»)



Дети называют термины:

Климатические пояса

Циркуляция атмосферы

Кол-во солнечного тепла

Переходные и основные пояса

Воздушные массы и др.

Климатообразующие факторы


(всё это записывается на доске)








Дети задают вопросы, которые записываются на доске в произвольном порядке.

Приём «Чистая доска»






Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы, а также делают выводы о необходимости рассмотрения вопросов о течениях в океане

4. Постановка учебной задачи урока (ИДЦ): показать разнообразие океанических течений, выявить причины их возникновения, составить схему течений и определить взаимодействие течений с климатом и сушей. (3 мин)

Сопровождает и корректирует постановку учебной задачи.










Формулируют задачи урока.

1.Как возникают течения?

2.Какие бывают течения?

3.Какие течения самые крупные?

4.Как влияют течения на климат?

5.Какую роль играют течения для природы Земли? И др.

Формируется цель урока: Раскрыть особенности взаимодействия течений в Мировом океане с атмосферой и сушей Земли


II. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Выполнение заданий 2 этапа


5. Предъявление нового материала и создание условий для его осознанного восприятия и освоения.

(2 мин)








1) В карточке отметить тёплые и холодные течения, используя цветные ручки, стрелки должны отобразить направление течения в Тихом океане

(5 мин)



Цель задания: анализ физической карты, где показаны течения и схемы постоянных ветров

Рис.39.стр.57 учеб.
















1. Предлагается посмотреть на карту океанов.

Что мы знаем о течениях в океане? На какие вопросы мы уже можем ответит!?



Отмечает, что дети хорошо отвечают и многое помнят.


Посмотрите на физическую карту и карту океанов.

Теперь вновь посмотрим на течения в океане, только другим взглядом, уже с учётом причин, вызывающих движение вод

(2 часть)

http://www.youtube.com/watch?v=PRHIE-NPiys&list=PL9358041075194399

Кажутся ли они вам бесцельно блуждающими?

На что они похожи?

Мы уже знаем, что течения бывают тёплые и холодные, а от чего зависит направление их движения?

А как же быть с холодными течениями: Бенгельским, Перуанским, Калифорнийским?

Если поверхностные воды заставляют двигаться постоянные ветры, значит мы должны сравнить движение ветров

Учитель раздаёт карточки (1 на парту) объясняет задание.

Широта

Атмосферное давление

Направление постоянных ветров

Схема циркуляции течений

50° ю. ш

Низкое

Западн.

↑ → → → ↓

↑ ↓

↑ ← ← ← ↓

30° ю. ш

Высокое

Северо-вост.пассаты

Низкое

-

→ → → →

30° с. ш

Высокое

Юго-восточные пассаты

↓ ← ← ← ↑

↓ ↑

↓ → → → ↑

50° с. ш

Низкое

Западные


Делаем вывод: 1.В каком направлении двигаются теплые, а в каком холодные течения

2. Чем отличается картина северного полушария и южного?

При выполнении задания учащиеся, используя различные источники информации, продолжают развивать следующие компетентности: умение работать с географическими картами, схемами; коммуникативные навыки работая в парах.

Комментирует и дополняет ответы учащихся, подводит к формулированию выводов.

Хорошо, вы замечательно справились с заданием! Только посмотрите! Ветры дуют по широте и есть течения, которые двигаются в этих направлениях, а что заставляет двигаться воды океана в меридиональном направлении?

Подводит к понятию стоковые течения.


Ученики отвечают на вопросы


1. Какие бывают течения?

2.Как возникают течения?

3.Какие течения самые крупные?









Они похожи на транспорт на крупных магистралях или..?



Дети предполагают, что чем дальше от экватора, тем холоднее течения.

Внимание на схему постоянных ветров на доске














Отвечают, что теплые двигаются от экватора, холодные к экватору;

Сев.пол.-по часовой стрелке, а в южном – против; направления ветров и течений совпадают в основном



Дети предполагают, что препятствия в виде материков заставляют ветровые течения менять своё направление.


Холодные и тёплые?

Из-за постоянных ветров.

Гольфстрим, теч. Западных ветров. Показывают на карте.























Заполняют карточки и делают выводы


















2)Цель выполнения данного задания: формирование умения работать с текстом, применяется частично-поисковый метод и составлять схемы или таблицы, определять признаки для классификации (7 мин)

Мы с вами говорим о поверхностных теченихя. А что происходит на глубине, где нет ветра?

(Можно продемонстрировать опыт: аквариум с водой, поток воздуха)

Получается, что там вода неподвижная?

Посмотрите опять на физическую карту и карту океанов.

Получается, что у нас с вами неполные сведения об океанских течениях?! Подведём итог того, что мы знаем.

Рисуем схему: (Приложение 2)

Океанические течения


По температуре

-тёплые

-холодные


По глубине По происхождению

- поверхностные -ветровые

-глубинные -стоковые

-? -?


1.У вас на парте текст, попробуйте с помощью текста дополнить ваши знания и заполнить таблицу до конца. (образец схемы или таблицы на экране)

На И/доске постепенно, с комментариями детей, возникают заполненные ячейки таблицы (схемы)

При выполнении задания учащиеся, используя источник информации, продолжают развивать следующие компетентности: умение работать с географическими картами, схемами,(таблицами), интерактивными средствами обучения. Комментирует и дополняет ответы учащихся, подводит к формулированию понятия о силе Кориолиса. Учащимся предлагается ситуационная задача на применение полученных знаний, расширяя и углубляя их:
2.В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ
4.На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?







Дети предполагают, что течения есть и на глубине. Классификация течений по температуре, по глубине и …


Составляют в тетрадях схему вместе с учителем, комментируют, называя признаки.










Читают, выделяют необходимые сведения, заполняют таблицу и комментируют работу.

Заполненную таблицу(схему) сверяют с интерактивной доской ( Приложение 3).


Дети выясняют, что температура течений отличается от окружающих вод.

Предполагают о влиянии течений на климат.






















Таблица заполняется терминами


















  1. Используя видеофильм более полно представить роль течений в природе Земли.

Выполнение работы способствует развитию внимания и умению использовать различные источники знаний.


Метод моделирования помогает более полно понять основу географических закономерностей.

Так можно назвать течения бродягами? (стирает слово)

Нет! И правильно, они как и воздушные течения подчиняются определённому порядку! Да и дел у них очень-очень много! Какие это дела?

Просит определить роль течений в природе Земли. В дополнение к ответам учащихся включает видеофильм.

http://www.youtube.com/watch?v=S2CeYbHKco4 (4 мин)


Вопрос в конце фильма «Если бы океанические течения нарушили равновесие в природе, то…» предлагает учащимся смоделировать различные ситуации, например, если бы остыло течение Гольфстрим, или стало тёплым Сомалийское течение? Результат подготовить к следующему уроку.




Предполагают, что течения оказывают обогревающее и охлаждающее влияние, способствуют перемешиванию вод и…

Делают выводы о роли течений

III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЧАСТЬ

1.Организация обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль

Цель: уметь систематизировать информацию (можно в форме кластера, если остаётся время)

(7 мин.)





2.Подведение итогов урока.

А теперь смотрим на доску, где наши вопросы (и на И/доске в форме кластера) попробуем ответить на все вопросы.

После того, как на вопрос ответили, сам вопрос с доски убирается.


Какую же тему урока мы должны написать… «Океанские труженики».

Записывают тему на доске и в тетради

При составлении кластера происходит не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздьями» кластера. Помогает составить кластер, озаглавливая некоторые смысловые блоки, т.к. возрастная специфика младших подростков затрудняет самостоятельное выделение ими смысловых единиц


В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Выставляются оценки за урок. Оценка является неотъемлемой частью контроля знаний учащихся, играет воспитательную роль, т.к. способствует формированию устойчивой самооценки. Инструктирует учащихся по подсчету общей суммы баллов.


Закрепление: Вопросы будут помещены на стр. Дневник.ru

1.Известный ученый климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Объясните, как вы понимаете этот факт.

2.В предисловии к российскому изданию описания плавания на Кон - Тики С.В. Обручев писал, что успех путешествия «был обусловлен точным анализом взаимодействия течений и ветров этой части океана». На какие ветры и течения рассчитывал Т. Хейердал и его товарищи?

3.Это высказывание принадлежит известному американскому океанографу и метеорологу М.ф. Мори: « В океане есть река. Она не пересыхает и в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных наводнениях. Её берега и ложе их холодной воды, а ее стремнина из теплой…нигде в мире нет более величественного потока вод. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, которые несет он». О какой «реке» идет речь? Во всем ли прав М.Ф. Мори и почему?

3.Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д.Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36º с.ш. и 50º з.д. 
а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.
б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.
 





Дети по желанию отвечают на вопросы и заполняют кластер на И/доске

Называют различные варианты темы урока


















Форма диагностики — самоконтроль учащихся по

вопросам










Высказывания учащихся. Рефлексия учащихся — внутренняя обратная связь, осуществляется учеником на основе его собственных представлений об эталонном результате и о полученном, т.е. осуществляется самоконтроль, ведущий к самооценке

3. Подготовка учащихся к работе вне школы. Выполнение домашнего задания.

Для полного закрепления систематизированных и обобщенных знаний дается разноуровневое ДЗ (запись на доске)

(2 мин.)


Вы можете выбрать по желанию задания 1-3, задание 4 - для всех

1.Найти сведения о таких явлениях как «девятый вал», «Эль-Ниньо», «волны-убийцы».

2. Задание 8 на стр. 59

3. Составить кроссворд (15 слов) «Течения в Мировом океане»

4. Параграф 15 прочитать, найти ответы на вопросы 2-6, используя рисунок 39 на стр.57 и текст параграфа, нанесите на контурную карту №2 тёплые и холодные течения



Такой вид ДЗ предполагает дифференцированный подход к учащимся, являясь доступным и посильным для каждого учащегося, в полной мере решая свою задачу — обеспечение долговременного закрепления компетенций учащихся, приобретенных на уроке, и эффективного использования возможностей информационно-образовательного пространства в целях обучения. Поясняет и комментирует домашнее задание.

Выражает благодарность за работу на уроке, интересуется впечатлениями учащихся. Это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует к дальнейшей работе

Выбирают вариант ДЗ исходя из сложности выполнения. ДЗ записывают в дневник.


Дифференцированный подход к ДЗ, способствующий творческому поиску учеников и учителя, а также возможность применить и закрепить свои умения работы с различными источниками, отбор необходимого материала.




9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по географии "Океанские бродяги."

Автор: Казакова Нелли Александровна

Дата: 06.04.2017

Номер свидетельства: 407272


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства