« Как птицы песни старые летают. В них прошлое живёт всего сильней, В нихвремя сердце века оставляет, В них бродит ветер отшумевших дней». (К.Кулиев)
Как вы их поняли?
Д: в песнях заложено наше прошлое, наша история.
Слушая песни, можно понять, что думали, о чем переживали,
чем жили наши предки.
У:В каждой стране, народ, в своем творчестве стремился отобразить свои мысли, настроения, переживания. Они хотели передать все это будущим поколениям. Для чего, как вы думаете?
Д:чтобы они знали, помнили и чтили традиции и культуру своего народа.
У:Вспомните, как мы с вами называем народное творчество?
Д:Фольклор.
Слайд.4.
У:И это не случайно. Это слово пришло к нам из английского языка и переводится как «народная мудрость». Именно так, уважительно, принято во всём мире называть устное народное творчество.
Но фольклор – это не только народная мудрость, это и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, как нельзя спутать неаполитанский напев с шотландским наигрышем. Потому что каждая из песен – это отражение всей жизни народа, его личной истории и быта.
Чтобы не делал народ, везде присутствовала песня.
У:Слушая этническую музыку, родившуюся в разных уголках нашей планеты, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их творчество, искусство, культуру.
Слайд 5.
А сейчас, я Предлагаю прослушать уже знакомые вам народные мелодии.
Мне очень важно, чтобы вы были внимательны и во время звучания музыки заполнили пустые поля таблицы.
(Слушают попурри из классических произведений)
У:Пожалуйста, что вы сейчас услышали?
Д:Мы услышали народные мелодии, только в произведениях композиторов.
У:Вы узнали из каких произведений звучали музыкальные примеры?
Д:Да.
Давайте послушаем, что у вас получилось? Итак, по порядку. Первым, что у нас звучало?
Д:Камаринская. Глинка.
Чайковский. Симфония 4. Во поле береза стояла.
Р_К. Опера «Сказка о царе Салтане». Во саду ли в огороде.
У:Молодцы. А как вы думаете, зачем мы сегодня вспомнили эти произведения? Что я хотела вам напомнить?
Д:То что, уже в 19 веке, композиторы изучали народное творчество разных стран и включали их в свои произведения.
У:Правильно. Они ездили по разным местам, запоминали этнические мелодии, делали их обработки. В народных песнях композиторы слышали всю красоту и раздолье родного края, чувствовали насколько они пронизаны любовью к своей Родине.
Слайд 6.
У:Послушайте, пожалуйста, следующие строки:
«Если человек, не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их».
Как вы можете связать Это высказывание русского академика Дмитрия Сергеевича Лихачева с темой нашего урока?
Д: Надо помнить и уважать обычаи и традиции своего народа. В том числе и песни.
У:Для чего? За чем?
Без знания прошлого, нельзя стать человеком, который будет любить своих родителей, свой дом и страну.
Человек не будет с уважением относиться к своему и другим народам.
У:Лучшее, что может быть для народной музыки – она сама, её звучание сегодня и всегда.
Ребята, скажите, что современные исполнители могут сделать, чтобы привлечь как можно больше людей слушать народную музыку?
Д: Использовать в своем творчестве подлинные народные мелодии, но в современных аранжировках.
Включать звуки народных инструментов в свои выступления.
Можно использовать мелодии как подголосок в песне, или в аккомпанементе.
Исполнять песни в народных костюмах.
У: Сегодня о многих странах мира существуют эстрадные ансамбли, группы, певцы, которые обращаются к этнической музыке, делают переложения народных песен для исполнения современными электронными инструментами в сочетании с этническими.
Итак ,я предлагаю отправиться в путешествие и познакомиться поближе с народной музыкой других стран. Послушать ее в исполнении современных музыкантов.
У:Итак,первая наша остановка.
Слайд 9.Песняры.
(слушают Косил Ясь конюшину)
У:А теперь подберите те характеристики, которые соответствуют тому образу, который вызвала у вас эта песня?
(дети делают коллаж)клеют.
(Рис. Косарь, быстрый темп, четкий ритм, шуточная, трудовая (покос), клевер, движение косы, акцент на 1 долю, текст песни, флаг Белоруссии, народный жен. Костюм, портрет девушки, коса, цимбалы)
Давайте посмотрим, что у вас получилось. В какой стране мы остановились? Давайте найдем эту страну на карте.
Д:Это Белоруссия.
У:Почему вы так решили?
Д: Песня исполнялась на белорусском языке.
У:Вы знаете белорусский язык?
Д:Нет. Но он похож на русский. Много общих слов.
Мы думали, что это укр. Или бел. Язык. Но в украинском больше понятных слов. Он больше похож на русский.
У:Посмотрите текст песни на белорусском языке. Какие слова требуют перевода?
(дети анализируют текст)
Касiў Ясь канюшiну, ( р.)
Паглядаў на дзяўчыну. А дзяўчына жыта жала,
У:Жита? Что это? (Рожь) Ды на Яся паглядала: -
Косил Ясь клевер (3 раза), Да поглядывал на девчонку. А девчонка пожинала рожь, да на Яся поглядывала.
Цi ты Ясь, цi ты не, (3 р.) Спадабаўся ты мне... Кiнуў Яська касиць, (3 р.) Пачаў мамку прасiць: - Люба мамка мая,
Ажанi ж ты мяне! –
Дык бяры ж Станiславу, (3 р.) Ка сядзела на ўсю лаву. –
Станiславу не хачу, (3 р.) Бо на лаву не ўсажу! –
Дык бяры ж ты Янину, (3 р.) Працявiтую дзяўчыну.
Касiў Ясь канюшiну, (3 р.) Паглядаў на дзяўчыну.
"То ли Ясь, то ли нет? Понравился ты мне..."
Перестал Яська косить (3 раза),
Начал мамку просить: "Любимая мамка моя, а женила б ты меня?"-
"Так бери же Станиславу (3 раза), Ту, что сидела на всю лавку."
"Станиславу не хочу (3 раза), Сам на лавку не сяду."-
"Ну так бери ж Янину (3 раза), Работящую девчину."
Косил Ясь клевер (3 раза), Смотрел на девушку.
У: О чем эта песня? Какая картина сельской жизни возникла перед вами?
Д:Юноша косит клевер и ему понравилась девушка.
У: Может быть вы определили жанр песни?
Д:Шуточная и трудовая.
У: Какие средства музыкальной выразительности помогли передать характер песни? Прошу Вас, высказывайте свои мысли!
Быстрый темп, чтобы придать радостное настроение Яся и дивчины.
Четкий пунктирный ритм, что подчеркивает движение косой. Раз, два! Раз, два!
Звук работающей косы изображался с помощью свиста.
У:Ребята, вы прослушали белорусскую народную песню, хорощо известную и в нашей стране песню, в исполнении ВИА Белоруссии «Песняры»под руководством Владимира Мулявина. Ансамбль был создан в 1969 году. В основе их стиля - белорусский фольклор: они включают в свой репертуар эстрадные обработки народных песен, а в своих композициях используют интонации и ритмы бел. Нар. Музыки.
Скажите, ребята, песня в такой обработке может быть интересна современным слушателям?
Д: Да.
У:Давайте с вами сделаем отметки в нашем путевом дневнике и на карте.
Страна-Белоруссия, нар. Ин-т(хоть мы сегодня не слышали в песне, но давайте вспомним и запишем.-цимбалы, исполнитель-Песняры.Вешаем коллаж.
У: Итак, двигаемся дальше. И следующая наша остановка…(Узбекистан, Армения, Россия)
(картинки на доску вешаем:
№
остановки
Название страны
Муз. инструмент
Современный исполнитель
1
Беларусь
цимбалы
ВИА «Песняры»
4
Узбекистан
дутара
Севара Назархан
3
Армения
дудук
Дживан Гаспарян
2
Россия
рожок
Группа «Иван Купала»
Заключение
Слайд 10.
У:Вот и подошло к своему завершению наше путешествие. Мы с вами побывали в Белоруссии, России, Узбекистане, Армении и все это за такой короткий промежуток времени. Вы довольны?
У: Скажите, Музыка каких стран имеет, как вам кажется, имеет что-то общее в своем звучании?
Д:Россия и Беларусь.
Узбекистан и Армения.
У: А как вы думаете, почему?
Д:Из-за общей истории, из-за общих корней, природы, климата, расположения.
У: Скажите, все-таки Как влияют новые технических средства на исполнение народной музыки?
Д:Они делают ее более современной и понятной для многих слушателей.
У:А Что лучше? современные обработки фольклорных произведений или аутентичное традиционное исполнение?
Д: Здесь нельзя однозначно ответить. Должны звучать и современные обработки и нельзя забывать и совсем не слушать аутентичное звучание, ведь это история твоего народа.
И в заключении мне бы хотелось задать вам еще один вопрос:
«Фольклор-это уходящее прошлое или живое настоящее?»(поднимают руки)
Слайд 11.
Мне очень важно мнение каждого из вас. И поэтому, ответ на этот вопрос я бы очень хотела прочитать в вашем эссе, которое вы напишите к следующей нашей встрече.
Слайд 12.
Ну что ж мне хочется вам сказать Спасибо за интересное и увлекательное путешествие! Узнавайте и открывайте для себя страны и музыку народов мира!