kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного внеклассного занятия по географии и музыке "Музыка народов стран Евразии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована, как внеклассное мероприятие. На уроке  дети знакомятся со странами Евразии и их народной музыкой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного внеклассного занятия по географии и музыке "Музыка народов стран Евразии"»

Конспект интегрированного урока по географии и музыки «Музыка стран Восточной Европы» (7класс)

Составитель: учитель географии и музыки Матвеева Светлана Владимировна

Примечание: урок проводится в 4 четверти. Тема урока по географии «Страны Восточной Европы». Тема урока по музыке «Музыка народов мира»

Ход урока.

1.Организационный момент.

Слайд 1.

Звучит песня»Глобус». Дети входят в класс.

У: Здравствуйте, я рада вас всех видеть. садитесь.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

У:Скажитеа, вы узнали песню, которая сейчас звучала?

Д:Да.

У:Напомните,О чем эта песня?

Д:О людях, которые ходили в экспедиции, которые путешествуют

У:А для чего люди путешествуют?

Д:чтобы открыть что-то новое и необычное.

У:Ребята, вы ничего необычного сегодня не заметили?

Вас ничего не удивило?

Д:То что на уроке географии звучит музыка.

У: Каким образом, между собой могут быть связаны песня и то, что мы с вами оказались в кабинете географии? О чем пойдет сегодня разговор?

Д: Сегодня мы будем говорить о путешествиях?

У:Мы не просто будем о них говорить. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по разным странам мира.

У: А как вы считаете, что будет интересно, нам ,музыкантам увидеть или услышать в других странах?

Что нового вы бы хотели для себя открыть и узнать? Какой будет наша цель?

Д:Познакомиться с музыкой народов тех стран где мы побываем. С Музыкальными инструментами.С традициями и обрядами.

У: Итак, Мы хотим познакомиться с музыкой разных народов. Сформулируйте тему нашего урока-путешествия.

Слайд 2.

Д: Музыка народов мира.



У: Хорошо. И мы с вами, как настоящие путешественники, чтобы не сбиться с пути и знать где мы находимся, возьмем с собой в дорогу карту.

Обратите внимание, на территориях некоторых стран мы видим пометки. Что это может означать?

Д:Это те страны, с музыкой которых мы уже знакомы.

У:Совершенно верно. Давайте вспомним и назовем страны, где мы с вами уже были?

Д:Япония, Германия, Италия, Африка, Франция, Эстония, Польша, Испания.

У:Спасибо, достаточно. Мы можем долго перечислять названия стран. Но при этом, посмотрите, сколько еще есть мест в мире, где мы еще с вами не были.

У: А чтобы нам во время путешествия ничего не забыть, мы с вами, будем вести путевой журнал и делать в нем пометки.

3.Актуализация знаний.

Слайд 3.

У:Послушайте пожалуйста следующие строки:

--------------------------------------------------------------------------------------------------------


« Как птицы песни старые летают.
В них прошлое живёт всего сильней,
В них время сердце века оставляет,
В них бродит ветер отшумевших дней». (К.Кулиев)


Как вы их поняли?

Д: в песнях заложено наше прошлое, наша история.

Слушая песни, можно понять, что думали, о чем переживали,

чем жили наши предки.

У:В каждой стране, народ, в своем творчестве стремился отобразить свои мысли, настроения, переживания. Они хотели передать все это будущим поколениям. Для чего, как вы думаете?

Д:чтобы они знали, помнили и чтили традиции и культуру своего народа.

У:Вспомните, как мы с вами называем народное творчество?

Д:Фольклор.

Слайд.4.

У:И это не случайно. Это слово пришло к нам из английского языка и переводится как «народная мудрость». Именно так, уважительно, принято во всём мире называть устное народное творчество.

Но фольклор – это не только народная мудрость, это и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, как нельзя спутать неаполитанский напев с шотландским наигрышем. Потому что каждая из песен – это отражение всей жизни народа, его личной истории и быта.

Чтобы не делал народ, везде присутствовала песня.

У:Слушая этническую музыку, родившуюся в разных уголках нашей планеты, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их творчество, искусство, культуру. 

Слайд 5.

А сейчас, я Предлагаю прослушать уже знакомые вам народные мелодии.

Мне очень важно, чтобы вы были внимательны и во время звучания музыки заполнили пустые поля таблицы.

(Слушают попурри из классических произведений)

У:Пожалуйста, что вы сейчас услышали?

Д:Мы услышали народные мелодии, только в произведениях композиторов.

У:Вы узнали из каких произведений звучали музыкальные примеры?

Д:Да.

Давайте послушаем, что у вас получилось? Итак, по порядку. Первым, что у нас звучало?

Д:Камаринская. Глинка.

Чайковский. Симфония 4. Во поле береза стояла.

Р_К. Опера «Сказка о царе Салтане». Во саду ли в огороде.

Песня Марфы из оперы «Хованщина»Мусоргский.

Сорочинскя ярмарка «Гопак»

Концерт для ф-но№1. Выйди,выйли, Иванку.

----------------------------------------------------------------------------------------------

У:Молодцы. А как вы думаете, зачем мы сегодня вспомнили эти произведения? Что я хотела вам напомнить?

Д:То что, уже в 19 веке, композиторы  изучали народное творчество разных стран и включали их в свои произведения.

У:Правильно. Они ездили по разным местам, запоминали этнические мелодии, делали их обработки. В народных песнях композиторы слышали всю красоту и раздолье родного края, чувствовали насколько они пронизаны любовью к своей Родине.

Слайд 6.

У:Послушайте, пожалуйста, следующие строки:

«Если человек, не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их».

Как вы можете связать Это высказывание русского академика Дмитрия Сергеевича Лихачева с темой нашего урока?

Д: Надо помнить и уважать обычаи и традиции своего народа. В том числе и песни.

У:Для чего? За чем?

Без знания прошлого, нельзя стать человеком, который будет любить своих родителей, свой дом и страну.

Человек не будет с уважением относиться к своему и другим народам.

Чтобы не потерять культуру своего народа.

Чтобы Уважать и ценить свою Родину.

---------------------------------------------------------------------------------------------

4.Первичное усвоение новых знаний.

Предлагаю вам вспомнить и исполнить русскую народную песню.

(Наигрываю начало песни. «В темном лесе».) Узнали?

Слайд.7 Текст на экран.

Итак русская народная песня «В темном лесе». Исполняет класс.

(Исполнение песни)



Как мы исполнили эту песню?

Быстро, легко, с задором, с юмором.

У: Что вы можете сказать о жанре песни?

Д: Это шуточная песня.

Можно сказать, что она и трудовая, под нее очень хорошо можно было сеять.

У: Скажите, в наше время, мы часто встречаем людей. может даже среди ваших знакомых кто слушает и поет эту песню?

Д:Нет.

У:А почему, как вы думаете?

Д: Современные люди привыкли слушать музыку в современной обработке, в компьютерной. В исполнении совр. Инструментов.

У:Я предлагаю послушать эту песню в другом исполнении.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Слайд 8.

(Слушание песни «В темном лесе»).

У:Что вы думаете про такой вариант исполнения песни?

У:В чем сходство обоих вариантов исполнения? Что отличает?

Д:Остались слова, повторы, распевы, многоголосие.

Изменился темп.

Появилось современное звучание, акустическая гитара, звуки лесных птиц, ударные.

Но были слышны удары ложками.

Красивые подголоски.

У:Все то, что вы сейчас назвали, каким-то образом повлияло на характер песни?

Д:Она на так уже похожа на шуточную, задорную песню.

У:А на какой жанр песни она стала похожей?

Д:Лирическую, напевную.

У:Как вам кажется такое исполнение песни может иметь успех у современных слушателей?

Д: Да.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

У:Лучшее, что может быть для народной музыки – она сама, её звучание сегодня и всегда.

Ребята, скажите, что современные исполнители могут сделать, чтобы привлечь как можно больше людей слушать народную музыку?

Д: Использовать в своем творчестве подлинные народные мелодии, но в современных аранжировках.

Включать звуки народных инструментов в свои выступления.

Можно использовать мелодии как подголосок в песне, или в аккомпанементе.

Исполнять песни в народных костюмах.

У: Сегодня о многих странах мира существуют эстрадные ансамбли, группы, певцы, которые обращаются к этнической музыке, делают переложения народных песен для исполнения современными электронными инструментами в сочетании с этническими.

Итак ,я предлагаю отправиться в путешествие и познакомиться поближе с народной музыкой других стран. Послушать ее в исполнении современных музыкантов.

У:Итак,первая наша остановка.

Слайд 9.Песняры.

(слушают Косил Ясь конюшину)

У:А теперь подберите те характеристики, которые соответствуют тому образу, который вызвала у вас эта песня?

(дети делают коллаж)клеют.

(Рис. Косарь, быстрый темп, четкий ритм, шуточная, трудовая (покос), клевер, движение косы, акцент на 1 долю, текст песни, флаг Белоруссии, народный жен. Костюм, портрет девушки, коса, цимбалы)

Давайте посмотрим, что у вас получилось. В какой стране мы остановились? Давайте найдем эту страну на карте.

Д:Это Белоруссия.

У:Почему вы так решили?

Д: Песня исполнялась на белорусском языке.

У:Вы знаете белорусский язык?

Д:Нет. Но он похож на русский. Много общих слов.

Мы думали, что это укр. Или бел. Язык. Но в украинском больше понятных слов. Он больше похож на русский.

У:Посмотрите текст песни на белорусском языке. Какие слова требуют перевода?

(дети анализируют текст)

Касiў Ясь канюшiну, ( р.)

Паглядаў на дзяўчыну.
А дзяўчына жыта жала,

У:Жита? Что это? (Рожь)
Ды на Яся паглядала: -

Косил Ясь клевер (3 раза),
Да поглядывал на девчонку.
А девчонка пожинала рожь,
да на Яся поглядывала.

Цi ты Ясь, цi ты не, (3 р.)
Спадабаўся ты мне...
Кiнуў Яська касиць, (3 р.)
Пачаў мамку прасiць: -
Люба мамка мая,

Ажанi ж ты мяне! –


Дык бяры ж Станiславу, (3 р.)
Ка сядзела на ўсю лаву. –

Станiславу не хачу, (3 р.)
Бо на лаву не ўсажу! –


Дык бяры ж ты Янину, (3 р.)
Працявiтую дзяўчыну.


Касiў Ясь канюшiну, (3 р.)
Паглядаў на дзяўчыну.




"То ли Ясь, то ли нет?
Понравился ты мне..."



Перестал Яська косить (3 раза),


Начал мамку просить:
"Любимая мамка моя, а женила б ты меня?"-



"Так бери же Станиславу (3 раза),
Ту, что сидела на всю лавку."

"Станиславу не хочу (3 раза),
Сам на лавку не сяду."-


"Ну так бери ж Янину (3 раза),
Работящую девчину."

Косил Ясь клевер (3 раза),
Смотрел на девушку.

У: О чем эта песня? Какая картина сельской жизни возникла перед вами?

Д:Юноша косит клевер и ему понравилась девушка.

У: Может быть вы определили жанр песни?

Д:Шуточная и трудовая.

У: Какие средства музыкальной выразительности помогли передать характер песни? Прошу Вас, высказывайте свои мысли!

Быстрый темп, чтобы придать радостное настроение Яся и дивчины.

Четкий пунктирный ритм, что подчеркивает движение косой. Раз, два! Раз, два!

Звук работающей косы изображался с помощью свиста.

У:Ребята, вы прослушали белорусскую народную песню, хорощо известную и в нашей стране песню, в исполнении ВИА Белоруссии «Песняры»под руководством Владимира Мулявина. Ансамбль был создан в 1969 году. В основе их стиля - белорусский фольклор: они включают в свой репертуар эстрадные обработки народных песен, а в своих композициях используют интонации и ритмы бел. Нар. Музыки.

Скажите, ребята, песня в такой обработке может быть интересна современным слушателям?

Д: Да.

У:Давайте с вами сделаем отметки в нашем путевом дневнике и на карте.

Страна-Белоруссия, нар. Ин-т(хоть мы сегодня не слышали в песне, но давайте вспомним и запишем.-цимбалы, исполнитель-Песняры.Вешаем коллаж.

У: Итак, двигаемся дальше. И следующая наша остановка…(Узбекистан, Армения, Россия)

(картинки на доску вешаем:

остановки

Название страны

Муз. инструмент

Современный исполнитель

1

Беларусь

цимбалы

ВИА «Песняры»

4

Узбекистан

дутара

Севара Назархан 

3

Армения

дудук

Дживан Гаспарян

2

Россия

рожок

Группа «Иван Купала»



Заключение

Слайд 10.

У:Вот и подошло к своему завершению наше путешествие. Мы с вами побывали в Белоруссии, России, Узбекистане, Армении и все это за такой короткий промежуток времени. Вы довольны?

У: Скажите, Музыка каких стран имеет, как вам кажется, имеет что-то общее в своем звучании?

Д:Россия и Беларусь.

Узбекистан и Армения.

У: А как вы думаете, почему?

Д:Из-за общей истории, из-за общих корней, природы, климата, расположения.

У: Скажите, все-таки Как влияют новые технических средства на исполнение народной музыки?

Д:Они делают ее более современной и понятной для многих слушателей.

У:А Что лучше? современные обработки фольклорных произведений или аутентичное традиционное исполнение?

Д: Здесь нельзя однозначно ответить. Должны звучать и современные обработки и нельзя забывать и совсем не слушать аутентичное звучание, ведь это история твоего народа.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

У: Путевой дневник наш заполнен.

И в заключении мне бы хотелось задать вам еще один вопрос:

«Фольклор-это уходящее прошлое или живое настоящее?»(поднимают руки)

Слайд 11.

Мне очень важно мнение каждого из вас. И поэтому, ответ на этот вопрос я бы очень хотела прочитать в вашем эссе, которое вы напишите к следующей нашей встрече.

Слайд 12.

Ну что ж мне хочется вам сказать Спасибо за интересное и увлекательное путешествие! Узнавайте и открывайте для себя страны и музыку народов мира!

До свидания!

Д: Спасибо Вам!



 




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Матвеева Светлана Владимировна

Дата: 25.03.2018

Номер свидетельства: 463297


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства