МБОУ « Узонская средняя общеобразовательная школа»
Мастер- класс
Тема: «Граф на службе у географии»
Подготовила: Дашибалбарова
Ханда Аюшиевна
учитель географии
2015 г.
Тема: « Граф на службе у географии»
Цель:
Развивать умение работать с картой и запоминать большой объём картографической информации.
Познакомить учителей с методическими приёмами, позволяющими воспитать познавательный интерес к изучению географии.
Оборудование: опорные схемы «Граф Южной Америки», презентация, раздаточный материал.
Ход мастер- класса
1. Вступительное слово учителя:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер- классе. Коллеги! Пожалуйста:
Поднимите руки, у кого сейчас хорошее настроение!
Похлопайте в ладоши те, у кого в кабинете друзья!
Поднимите руки те, кто уверен в себе!
Похлопайте в ладоши те, кто отлично знает географическую карту!
Предлагаю познакомиться; посмотрите на соседа слева, на соседа справа и пожмите руки!
Пожелайте друг другу удачи!
2. Учитель: Спасибо за поддержку, начинаем наш мастер-класс «Граф на службе у географии». Работая в школе не один год, я часто спрашиваю у старшеклассников « Знаете ли вы карту?». Ине всегда слышу положительный ответ. А ведь знать и уметь работать с картой одно из важных умений в географии. Карта прочно вошла в нашу жизнь. На экранах телевизоров, на страницах газет мы видим элементы картографических знаний.
Программа требует, чтобы учащиеся знали и показывали многие географические объекты. Но даже самым лучшим учителям не удаётся добиваться высоких результатов в выработке умения работать с картой. Всего 30% учащихся справляются с программными требованиями. Такая ситуация заставляет многих учителей искать оптимальные методы и приёмы для повышения результативности преподавания географии. Одним из хороших, апробированных приёмов является метод «Графов». Мой мастер- класс называется « Граф на службе у географии» (1-й слайд). Политическую карту можно представить в виде графического изображения, например, графа.
Граф - математическая модель, использованная для описания взаиморасположения объектов (стран) на политической карте.(2-й слайд)
На слайдах вы видите в нескольких вариантах граф современной Европы. Кружками (вершины графа) обозначены страны, линиями, соединяющими кружки (рёбрами графа), - наличие общей границы между соответствующими странами. В теории графов вершины, соединёнными рёбрами, принято называть соседями первого порядка. Если из одной вершины в другую можно попасть, лишь пройдя через промежуточную вершину, т. е. совершите путешествие по двум рёбрам, такие вершины называют соседями второго порядка, и т. д.
На чертежах представлены графы разной категории сложности: низшей, средней, повышенной. Для упражнений и контрольных работ низшей категории сложности в вершинах графов указаны первые буквы названий и столиц соответствующих стран.
Задание. В каждой вершине графа написать названия соответствующей страны. (3-й Слайд)
Для упражнений и контрольных работ средней категории сложности в вершинах графов указаны первые буквы названий столиц соответствующих стран.
Задание. В каждой вершине графа написать названия соответствующей страны и её столицы.(4-й слайд)
Задание. Для упражнений и контрольных работ повышенной категории сложности в каждую вершину графа вписать название соответствующей страны. (5-й слайд).
Граф – средство для тренировки географической (пространственной) памяти, притом он ориентирует на самый сложный аспект запоминания политической карты – связность территории. Граф – прекрасный материал для тестирования. Плодотворным является не только выполнение контрольных заданий на опознание стран по готовым графам, но и самостоятельное изготовление графов учащимися. В ходе этой работы идёт преобразование картографической модели политико-географического деления мира в топологическую, граф. При выполнении такого задания учащиеся выясняют для себя не только множество подробностей политической карты, но и получают навыки математического моделирования и вкус к моделированию.
3. Работа с аудиторией. Учитель раздаёт трёх цветов квадратики и создаёт группы для проведения практической работы и предлагает составить граф Южной Америки на заранее заготовленной основе. ( Группы работают над составлением графа).
4. Защита работ.
Вывод: Граф, конечно, ни в коей мере не может заменить карту. Он является лишь производной, известной абстракцией от неё. Но он позволяет намного глубже проникнуть в карту, лучше рассмотреть и запомнить её, чтобы учащийся потом вновь вернулся к карте вооружённым новой, обострённой наблюдательностью.
Рефлексия
Учитель: Из предложенных предложений я очень попрошу Вас выбрать 2 наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:
- На мастер- классе я …
- Самым интересным для меня сегодня было …
- В своей дальнейшей работе я …
- Я пожелал бы учителю, проводившему мастер-класс …
- Я бы хотел посоветовать… (Приём обратной связи « Анкетирование», методом незаконченного предложения).
Учитель: Я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу и хочу подарить группам графы некоторых регионов мира.
Успехов Вам в работе, творчества и хороших учеников! До новых встреч!