kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплект контрольно-измерительные материалы по общеобразовательной дисциплине география

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине  География предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-измерительные материалы по общеобразовательной дисциплине география»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»








КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОУД.08 География


по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих









Липецк, 2016

Пояснительная записка

Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУД.08 География предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

  • 09.00.00 УК Информатика и вычислительная техника

  • 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

  • 13.00.00 УК Электро-и теплоэнергетика

  • 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

  • 15.00.00 УК Машиностроение

  • 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

  • 15.01.25 Станочник (металлообработка)

  • 22.00.00 УК Технологии материалов

  • 22.01.03 Машинист крана металлургического производства

  • 22.01.08 Оператор прокатного производства

  • 23.00.00 УК Техника и технологии наземного транспорта

  • 23.01.09 Машинист локомотива

Организация-разработчик: ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»

Голигерова Татьяна Васильевна, преподаватель естественных дисциплин




СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения

4

  1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

4

  1. Измерительные материалы для оценивания результатов освоения учебной дисциплины

5

  1. Варианты заданий

7

  1. Информационные источники

27

  1. Ответы

28



1. Общие положения

Контрольно-измерительные материалы предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу ОУД. 08 География

КИМ включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта.

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

личностные

метапредметные

предметные

- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

- приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

- креативность мышления, инициативность и находчивость;


- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;


- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.



3. Измерительные материалы для оценивания результатов освоения учебной дисциплины

3.1 Задания для проведения дифференцированного зачета

Форма дифференцированного зачетаписьменная работа.

3.2 Условия выполнения задания

1. Дифференцированный зачет состоит из обязательной части, которая содержит 5 заданий и дополнительной части, которая содержит 1 задание на работу с контурной картой.

2. Задания дифференцированного зачета дифференцируются по уровню сложности. Обязательная часть включает задания, составляющие необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программы УД 08 География.

3. Задания дифференцированного зачета предлагаются в теоретических и практических вопросах.

4. Варианты равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий.

3.3. Критерии оценивания знаний

Система оценивания отдельных заданий (вопросов) дифференцированного зачета в целом:

1 В обязательной части используются пять разновидностей заданий с кратким ответом:

а) Задания, требующие написать ответ в виде числа.

б) Задания, требующие написать ответ в виде одного слова.

в) Задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка.

г) Задания на установления соответствия географических объектов и их характеристик.

д) Задания на установление правильной последовательности.

е) задания, требующее дать раскрытый ответ на поставленную проблему.

2 В дополнительной части задание направленно на работу с контурной картой.

3 Итоговая оценка за дифференцированный зачет определяется как средний балл по всем заданиям (вопросам).

На выполнение письменной работы отводится 90 минут.

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»

Рассмотрено председателем комиссии

Общеобразовательных дисциплин

Зачетная работа

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

по дисциплине: География

«____» __________ 20__г.

Группа _____

Вариант 1

Председатель

______________

«____» ________20__г.

Обязательная часть

1. Определите, каким типом природных ресурсов наиболее хорошо обеспечены данные страны: Австралия. Бразилия. Габон. Ирак. Иран.

А) топливно-энергетические;

Б) рудные;

В) земельные (почвенные);

Г) лесные;

Д) водные;

Е) геотермальные.

2. Определите, о каком городе идёт речь?

Это европейский город с прямоугольной планировкой. Главная улица города – Невский проспект. «Сам город весь из спокойных прямых линий, из твёрдого устойчивого камня, чёткий, строгий и царственный. Вряд ли найдётся другой город в мире, который потребовал бы больше жертв для своего рождения, чем Пальмира Севера. Поистине это город на костях человеческих».

3. В последнее время обострились проблемы одного из видов городов, название которых уже устоялось в отечественной экономической географии. К их особенностям можно отнести наличие градообразующих предприятий (т.е. предприятия, на которых занято более 30% трудоспособного населения данного города и инфраструктурные объекты этого предприятия обслуживают более 30% населения данного города). Как называются эти города в экономической географии? Предложите пути развития таких городов.

4. Найдите соответствие между городом и выполняемой им функцией:

1) Санкт – Петербург а) культурная столица

2) Ялта б) научный центр

3) Суздаль в) порт

4) Королёв г) туристический центр

5) Находка д) курортный город

5. Расположите страны в порядке увеличения их площади. 1) Австралия 2) Китай 3) Россия 4) США 5) Бразилия 6) Канада.

Дополнительная часть

С помощью атласа и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче полезного ископаемого, обозначьте их границы на контурной карте.


Преподаватель: (Т.В. Выставкина)

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»

Рассмотрено председателем комиссии

общеобразовательных дисциплин

Зачетная работа

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

по дисциплине: География

«____» __________ 20__г.

Группа _____

Вариант 2

Председатель

______________

«____» ________20__г.

Обязательная часть

1. Определите, для каких стран характерны указанные сочетания полезных ископаемых: Перу. Россия. США. ФРГ. ЮАР.

А) нефть и каменный уголь;

Б) нефть и газ;

В) каменный уголь и железная руда;

Г) железная руда и бокситы;

Д) медные и серебряные руды;

Е) каменный уголь и калийные соли;

Ж) урановые и никелевые руды;

2. Определите, о какой области идёт речь?

Область на юге России, в нижнем течении крупной реки, площадь равна 44 тыс. км в квадрате, население больше 1 млн. человек. Отрасли специализации промышленности: газодобыча, машиностроение, целлюлозно – бумажная, лёгкая, пищевая. Какое озеро расположено на территории области и чем оно знаменито?

3. Какие особенности характерны для демографической ситуации нашей страны в настоящее время? Как изменилась демографическая ситуация в стране в настоящее время по сравнению с 2000г.? Каковы причины этих изменений?

4. Расставьте регионы мира по уменьшению лесной площади

А) Зарубежная Европа

Б) Зарубежная Азия

В) Африка

Г) Латинская Америка

5. Расположите земли по мере уменьшения их доли в площади мирового земельного фонда: 1) леса и кустарники 2) обрабатываемые земли (пашни, сады, плантации) 3) луга и пастбища.

Дополнительная часть

С помощью атласа и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по производству зерновых культур, обозначьте их границы на контурной карте.



Преподаватель: (Т.В. Выставкина)

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»

Рассмотрено председателем комиссией

общеобразовательных дисциплин


Зачетная работа

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

по дисциплине: География

«____» __________ 20__г.

Группа _____

Вариант 3

Председатель

______________

«____» ________20__г.

Обязательная часть

1. Определите, каким типом природных ресурсов наиболее хорошо обеспечены данные страны: Новая Зеландия. Норвегия. Перу. Россия. Уругвай.

А) топливно-энергетические;

Б) рудные;

В) земельные (почвенные);

Г) лесные;

Д) водные;

Е) геотермальные.

2. Определите областной центр Российской Федерации по его краткому описанию.

Этот город РФ расположен в нижнем течении крупной реки. В месте резкого поворота реки она соединена каналом с другой крупной рекой. Население - более 1 млн. человек. За время своего существования город несколько раз менял название. Во время Великой Отечественной войны здесь произошло одно из решающих сражений для нашей будущей Победы. После войны город был отстроен заново. Город расположен в степной сельскохозяйственной зоне.

3. Установите соответствие между религией и страной:

1. Буддизм А) Ватикан

2. Индуизм Б) Пакистан

3. Католицизм В) Индия

4. Мусульманство Г) Китай

4. Привести примеры изменений на политической карте мира.

5. Распределите перечисленные страны на группы по уровню урбанизации. 1) Гонконг 2) Шри-Ланка 3) Сингапур 4) Бельгия 5) Непал 6) Кения

А. Страны с высоким уровнем урбанизации Б. Страны с низким уровнем урбанизации.

Дополнительная часть

С помощью атласа и статистических материалов определите 5 стран – лидеров по производству полимеров, обозначьте их границы на контурной карте.


Преподаватель: (Т.В. Выставкина)

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»

Рассмотрено председателем комиссии

общеобразовательных дисциплин

Зачетная работа

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

по дисциплине: География

«____» __________ 20__г.

Группа _____

Вариант 4

Председатель

______________

«____» ________20__г.

Обязательная часть

1. Определите, для каких стран характерны указанные сочетания полезных ископаемых: Бразилия. Норвегия. Канада. Сирия. Франция.

А) нефть и каменный уголь;

Б) нефть и газ;

В) каменный уголь и железная руда;

Г) железная руда и бокситы;

Д) медные и серебряные руды;

Е) каменный уголь и калийные соли;

Ж) урановые и никелевые руды;

2. Расположите страны в порядке увеличения в них населения. 1) США 2) Бразилия 3) Пакистан 4) Китай 5) Индия 6) Индонезия

3. Определите страну по ее краткому описанию. Эта страна относится к числу экономически высокоразвитых. Ее территория полностью расположена в Западном полушарии и омывается водами трех океанов. Страна является первой по размерам территории и третьей по численности населения на материке, на котором она расположена.

4. Какие электростанции обеспечивают энергией хозяйство Центральной России?

5. Установите соответствие между страной и её столицей: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и соедините их стрелкой. СТРАНА - СТОЛИЦА

А) Аргентина Б) Португалия В) Ливия

1) Триполи 2) Буэнос-Айрес 3) Лиссабон 4) Каракас


Дополнительная часть

С помощью атласа и статистических материалов определите основные регионы потребления полезного ископаемого, обозначьте их на контурной карте.



Преподаватель: (Т.В. Выставкина)








Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»

Рассмотрено председателем комиссии

Зачетная работа

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

по дисциплине: География

«____» __________ 20__г.

Группа _____

Вариант 5

Председатель

______________

«____» ________20__г.

Обязательная часть

1. Определите страну по ее краткому описанию. Эта страна относится к числу наиболее развитых стран и странам «переселенческого капитализма». Ее территория полностью расположена в Западном полушарии и омывается водами самого большого океана. Расположена на двух крупных островах и множестве мелких к востоку от шестой по площади страны мира.

2. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсобеспеченности.

Страна

Ресурсы пресной воды, тыс. куб. км.

Численность населения, млн. чел.

Китай

2830

1331,1

Боливия

622

9,9

Конго

832

3.7

3. Странами — членами Организации Северо-Атлантического договора (НАТО) являются:

1. Португалия,

2. Турция

3. Норвегия;

4. Канада,

5. Саудовская Аравия;

6. Швеция;

7. Япония.

4. Определите, какое топливо используется в Центральной России?

5. Расположите азиатские страны в порядке уменьшения численности их населения:

А) Пакистан;

Б) Шри-Ланка;

В) Турция;

Г) Монголия.

Дополнительная часть

На контурную карту кружками нанесены районы местонахождения наиболее крупных бассейнов минерального топлива и сырья.


Преподаватель: (Т.В. Выставкина)

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»

Рассмотрено председателем комиссии

Зачетная работа

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

по дисциплине: География

«____» __________ 20__г.

Группа _____

Вариант 6

Председатель

______________

«____» ________20__г.

Обязательная часть

1. Изучите данные таблицы:

Показатель

Разведанные запасы природного газа, трлн м3

Объем добычи природного газа (2010 г.), млрд м2

Иран

23,0

57,0

Алжир

4,5

85,0

США

5,0

544,0

Венесуэла

4,2

31,0

Если объем добычи не изменится, то страной, наименее обеспеченной запасами природного газа, следует считать:

1) Иран; 2) Алжир; 3) США; 4) Венесуэлу.

2. Почему в странах Азии высокий естественный прирост?

3. Установите соответствие:

Официальный язык (языки) Страна

1) французский, фламандский и немецкий А) Новая Зеландия

2) английский и маори Б) Перу

3) пушту и дари В) Мозамбик

4) испанский, кечуа и аймара Г) Афганистан

50 португальский Д) Бельгия

4. Страна занимает один из островов западного полушария. Климат тропический влажный (с июля по октябрь над страной проносятся мощные тропические циклоны). Недра сосредоточивают крупные запасы бокситов. По форме правления - государство в составе Содружества. Официальный язык - английский. Свыше 3/4 населения составляют негры, еще 15% - мулаты. Кроме них в стране также проживают «белые». индейцы и китайцы. Отраслями международной специализации являются добыча и переработка бокситов, производство сахара, рома, кофе и бананов. С 1940-х гг. развивается туризм.

5. Раскрыть понятия воспроизводство. Типы в мире и в России.

Дополнительная часть

Нанесите штриховкой на контурную карту страны, имеющие федеративное административно-территориальное устройство.


Преподаватель: (Т.В. Выставкина)

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»

Рассмотрено

председателем комиссии

общеобразовательных дисциплин

Зачетная работа

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

по дисциплине: География

«____» __________ 20__г.

Группа _____

Вариант 7

Председатель

______________

«____» ________20__г.

Обязательная часть

1. Одна из главных морских держав мира занимает западную и северную часть крупного полуострова. По форме правления – конституционная монархия. Немногочисленное, однородное по национальному составу население исповедует протестантство. Большую часть территории занимают горы, разрезанные узкими долинами; много озер. По таким показателям, как выработка электроэнергии на душу населения, добыча и экспорт нефти и газа, алюминия и ферросплавов, страна занимает одно из ведущих мест в мире.

2. Изучите данные таблицы:

Показатель

Разведанные запасы железной руды, млрд т

Объем добычи железной руды

(2010 г.), млн т

Швеция

3,4

20,6

Канада

25,3

37,8

Бразилия

49,3

197,7

Австралия

23,4

172,9

Если объем добычи не изменится, то страной, наиболее обеспеченной запасами железной руды, следует считать:

1) Швецию; 2) Канаду; 3) Бразилию; 4) Австралию.

3. Расположите страны в порядке убывания доли пожилых людей в возрастной структуре населения:

А) Бразилия;

Б) Япония;

В) Кувейт;

Г) Чехия.

4. Привести примеры этнорелигиозных конфликтов.

5. В некоторых районах Ивановской, Костромской, Ярославской областей и республике Марий – Эл одна из отраслей специализации сельского хозяйства – овцеводство.

Основная же природная зона, где разводят овец – степи.

Почему существует этот ареал овцеводства в лесной зоне?

Дополнительная часть

Используя атлас, нанесите на контурную карту крупнейшие города (агломерации) с населением свыше 10 млн. человек. Напишите их название.


Преподаватель: (Т.В. Выставкина)

Управление образования и науки Липецкой области

ГОАПОУ «Липецкий политехнический техникум»

Рассмотрено председателем комиссии общеобразовательных дисциплин


Зачетная работа

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

по дисциплине: География

«____» __________ 20__г.

Группа _____

Вариант 8

Председатель

______________

«____» ________20__г.

Обязательная часть

1. Изучите данные таблицы:

Показатель

Разведанные запасы угля, млрд т

Объем добычи угля (2010 г.), млн т

Польша

25

162

Китай

105

1 045

Австралия

85

285

Индия

23

333

Если объем добычи не изменится, то страной, наиболее обеспеченной запасами угля, следует считать:

1). Польшу; 2) Китай; 3) Австралию; 4) Индию.

2. Страна расположена в южном полушарии и не имеет выхода к морю. По форме правления это республика, по типу административно-территориального устройства - унитарное государство. Официальные языки — испанский и один из индейских. Столица с численностью населения около 600 тыс. чел. является крупнейшим экономическим центром страны. Ведущими отраслями промышленности являются пищевая, легкая и лесная, сельского хозяйства -производство хлопка, сахарного тростника, сои, табака и разведение крупного рогатого скота.

3. Раскрыть понятие религия. Мировые религии.

4. Расставьте регионы мира по уменьшению  доли в  мировых запасах нефти

А) Северная Америка Б) Латинская Америка

В) Зарубежная  Азия Г) Австралия и Океания

5. Расположите страны в порядке возрастания в них рождаемости (на 1 тыс. жителей).

А) США В) Чили

Б) Польша Г) Намибия

Дополнительная часть

На контурной карте штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства. 


Преподаватель: (Т.В. Выставкина)



Информационные источники

1. Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10-11 классы. - М., 2014.

2. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

3. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. - М., 2014.

4. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). - 11 класс. - М., 2014.

5. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10-11 классы. - М., 2014.

Интернет-ресурсы

1. www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).

2. www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).

3. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).

4. www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).

5. www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).






















Ответы

Вариант 1

1.Австралия - Б Бразилия -Б,А

Габон -А,Б Иран- А

Ирак- А Исландия - Д

Казахстан – Б Китай - Б

2. Санкт-Петербург

3. Город-спутник

Город-спутник — город или посёлок городского типа, реже село, находящиеся и развивающиеся вблизи более крупного, но не далее 30 км от города или крупного предприятия, и составляющие с ним единую экономическую и демографическую систему. Скопление городов-спутников вокруг определённого центра приводит к образованию агломерации. Роль самих спутников и их географическое расположение во многом зависит от типа агломерации (моноцентрическая или полицентрическая), численности населения, экономической и демографической ситуации в прошлом, настоящем и будущем. Важную роль при формировании городов-спутников играют правительственные органы, частные и государственные предприятия. Со временем, города-спутники могут сливаться с центром агломерации и больше не выделяться на её фоне

Кудрово – город-спутник Петербурга – многофункциональный жилой комплекс. Планируется к 2015 г. ввести 1,6 млн кв. м жилья для 50 тыс. жителей. Расположен на пересечении КАД и Мурманского шоссе, а в скором времени здесь откроется станция метро “Народная”. Одновременно с возведением жилья будет строиться инфраструктура: школы, физкультурно-оздоровительный центр с площадками, учреждения торговли и общественного питания, поликлиника. Кроме того, будет введено около 220 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Застройка территории осуществляется по единому градостроительному плану, предусматривающему высотность секционных домов от 7 до 25 этажей и жилье всех классов – от “эконом” до элитного. Завершить проект планируется к 2017 г.

Солнечная долина – город-спутник Челябинска. Территория располагается в 5 км от северо-западной границы Челябинска. Город-спутник рассчитан на проживание 116 тыс. человек на территории более 1200 га. Общая площадь планировочного района – 4000 га, в том числе лес и водные ресурсы, формирующие природно-ландшафтный комплекс – более 2000 га. Проект предусматривает строительство 3,2 млн кв. м жилья, из которых 80% составит жилье эконом-класса, 10–12% – бизнес-класса, 7–8% – элитное жилье, и около 2 млн кв. м нежилой недвижимости (инфраструктура, социальные объекты, коммерческая недвижимость). Принципы, на которых запроектирована Солнечная долина – баланс жилой и деловой части, социальная гармония, эффективная транспортная составляющая и экологичность.

Одной из важнейших составляющих инвестиционной привлекательности данного проекта является возведение большого объема коммерческой недвижимости, в числе главных объектов нежилой недвижимости в рамках Солнечной долины – суперрегиональный торговый центр с аквапарком. Также в рамках проекта планируется строительство гостиничного комплекса (включающего логистический комплекс, бизнес-парк, технопарк), который должен стать одним из основных экономически и социально значимых объектов планировочного района. Проект предполагается реализовать к 2024 г.

Лесная поляна – город-спутник Кемерова на 25 тыс. человек занимает 1,6 тыс. га. Расстояние до города-центра Кемерово по новой проектируемой дороге 8–9 км. Основная идея проекта – город устойчивого развития. Это не должен быть элитный поселок за высоким забором для обеспеченных людей, и это не должны быть трущобы. Это город, где разные слои населения смогут удовлетворить свои потребности в жилье. К примеру, там будут молодежные квартиры площадью 50 кв. м, будут недорогие коттеджи, сблокированные по 80–90 кв. м. Будет жилье и по 200, 300, и по 400 кв. м, т.е. выстроена так называемая “лестница доступности” для каждой категории. Разнообразие застройки формирует и ценовую линейку стоимости жилья. Общая площадь жилья в Лесной поляне составит около 1122 тыс. кв. м. Один из принципов устойчивого развития – обеспечить жителям равный доступ к возможностям. Второе условие – сделать так, чтобы приобретший в Лесной поляне жилье человек жил здесь постоянно. Только в этом случае проект будет иметь смысл. Необходимо создать такую среду, чтобы человеку захотелось жить там круглый год. Для этого в городе-спутнике предусмотрена целая система спортивно-оздоровительных сооружений, освещенные лыжные трассы, бассейны и многое другое. Общий срок реализации не более 10 лет.

Города-спутники Алматы, которые планируется построить вдоль трассы Алматы – Капшагай, будут спальными районами с небольшими производствами. Планируется, что в каждом из четырех городов-спутников будут жить не менее ста тысяч человек. Первый – под названием Gate City (Ворота города) – запланирован как международный бизнес-центр. Второй – Golden City (Золотой город) – будет построен в качестве жилой зоны, третий – Growing City (Растущий город) – станет промышленным центром. Четвертый город – Green City (Зеленый город) – будет возведен на берегу водохранилища и должен стать центром туризма.

4. 1а,2д,3г,4б,5в.

5. 154263


Вариант 2

1. Перу - Д,Г

Россия - Б,Е

США - Б,Е

ФРГ - Б,Е,Ж

ЮАР- Д.

2. Астраханская область, озеро Баскунчак.

3. 4231

4. Пожалуй, сегодня нет ни одного популярного издания или средства массовой информации, которое бы не било тревогу в связи с повсеместным кризисом семьи и семейных ценностей. Не исключение в этом ряду и Россия. Так ли драматично положение семьи на самом деле?

Данные статистики и социологических опросов дают довольно противоречивую картину состояния семьи в современной России.

С одной стороны, фиксируется рост числа регистрируемых браков. В 2001 г. оно увеличилось на 11% к предыдущему году и впервые за пять последних лет превысило 1 млн. Ситуация на «брачном рынке» складывается достаточно благоприятно. Если исходить из широко распространенного соотношения возрастов женихов и невест (жених старше невесты, как правило, на 2 года), то в 2001 г. на одну потенциальную невесту приходился один потенциальный жених.

Однако перепись 2002 г. показала, что численность женщин на 10 млн превышает численность мужчин (77,6 млн против 67,6 млн). На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста. Как тут не вспомнить популярную в 70-х гг. XX в. песенку о том, как стоят на танцах девчонки в сторонке, «платочки в руках теребят. Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят».

К этому можно добавить данные статистики по последней переписи о том, что из 1000 человек в возрасте 16 лет и старше 210 никогда не состояли в браке (в 1989 г.— 161); 572 состоят в браке (в 1989 г.— 653); 114 вдовые (в 1989 г.— 110); 94 разведены (в 1989 г.— 72). (Какие выводы можно сделать из приведенных данных?)

Демографы фиксируют увеличение возраста вступающих в брак. Объясняют они этот факт стремлением молодоженов обрести финансовую и материальную основу для семейной жизни, завершить образование. Такая тенденция типична для большинства развитых стран, яркое проявление имеет она и России.

Еще одна тенденция последнего времени — во всем мире увеличивается число разводов. В среднем в России ежедневно регистрируется 3616 браков и 1534 развода, в результате без одного из родителей остаются 1288 детей.

Демографическая ситуация в России не является результатом антироссийской диверсии или антинародной политики правящих классов. Демографический кризис в России является частью общемирового демографического кризиса, и причина его в переходе от патриархального общества, в котором родители были экономически заинтересованы в детях как в работниках, к капитализму, при котором работниками являются чужие люди, а дети становятся нежелательными иждивенцами. Рыночная экономика при нерыночном, патриархальном способе производства людей, бесплатность детей для общества при высокой стоимости их для родителей - вот причина депопуляции индустриального общества.

Таким образом, причина демографической ситуации в России и в Китае, в Германии и Сомали, в Японии и в Афганистане одна и та же. Эта причина - рентабельность детопроизводства. Там, где она отрицательна, рождение и воспитание детей оборачивается для родителей убытками и ведет к нищете, дети нежелательны, их имеют по минимуму и население сокращается. Там, где она положительна, где дети работают на родителей и являются источником достатка, семьи многодетны и население страны быстро растет.

Для изменения демографической ситуации в России необходима принципиально новая пенсионная реформа, проект которой выложен на данном сайте. Её суть сводится к участию родителей в доходах собственных детей, приватизации пенсионных отчислений детей, удалению Пенсионного фонда из цепочки посредников между детьми и их родителями. При этом дети опять начинают приносить доход родителям, многодетность становится экономически целесообразной и в условиях рыночной экономики. В результате действия этого фундаментального фактора в течение 30-50 лет рождаемость опять вырастет до 3-4 детей на женщину, а за 100 лет вернется к уровню 7 детей на женщину, который существовал в России 100 лет назад.

Конечно, эта система позволяет задать какой угодно уровень рождаемости. Если пенсионные отчисления четвертого и последующих детей направить не родителям, а в пенсионный фонд или в бюджет, мотивация иметь более трех детей ичезнет и большинство семей станет трехдетными. Единственное условие - суммарный размер пенсоионных отчислений трех детей должен превышать суммарную зарплату женщины на производстве за всю её жизнь. Иначе семья останентся неконкурентоспособной по сравнению с работой. Это регулируется размером пенсионых отчислений.

Другие подходы дают временный эффект (например, существенные выплаты за рождение детей в Скандинавии привели только к сдвигу календаря рождений, т.е. родители спешили родить запланированных детей пораньше, пока выплаты не отменены, но число запланированных детей не увеличивалось и вслед за ростом рождаемости наблюдался глубокий провал. Подобное явление развивается и сейчас в связи с выплатами "материнского капитала"). Некоторые из подходов могут увеличить рождаемость (например, инициатива Жириновского по покупке государством "отказных" детей у собирающихся делать аборт женщин, или предложение Миронова нанимать сурроггатных матерей для рождения нужных государству, но ненужных родителям детей), приводя к росту сиротства и усугубляя проблемы детских домов. Привлечение мигрантов в перспективе приводит не только к замещению коренного населения пришлым, но и к замещению культуры.

5. 231.


Вариант 3

1. Новая Зеландия – А Норвегия - Г

Перу – Б Россия - А

Уругвай – Г Финляндия - Г

Щвеция – Г ЮАР - А

2. Политическая карта мира очень динамична. Она отражает и фиксирует основные политико-географические процессы, связанные с количественными и качественными изменениями.

Количественные изменения заключаются в таких явлениях:

 

1) присоединение недавно открытых земель. Сейчас это практически невозможно из-за их отсутствия (на земном шаре не осталось "белых пятен"), но в прошлом, особенно во время эпохи Великих географических открытий, эти явления были довольно распространены;

2) территориальные приобретения или потери вследствие войн. Часто такие территории являются предметом споров между странами, которые принимали участие в военных конфликтах;

3) объединение или распад государств. Например, распад Советского Союза Югославии, Османской империи;

4) добровольные уступки или обмен между странами участками суши - так называемые цессии - передача всех суверенных прав на определенную территорию одним государством другому по соглашению. Это может быть сделано например для того, чтобы границы государств совпадали с этническими территориями;

5) аккреции - наращивание территории. Например отвоевания суши у моря путем намыва территории (Нидерланды) и создание так называемых "мусорных островов" из утилизированных промышленных и бытовых отходов (Япония). Такие участки суши используют промышленное и гражданское строительство, создание зон отдыха. Нидерланды за счет строительства системы гидротехнических сооружений и дамб отделили от моря почти 40% своей современной площади. Осушенные участки - польдеры - насыщенные морскими ила, которые содержат много ценных питательных веществ. После рекультивации их активно используют в сельском хозяйстве.

Качественными изменениями являются:

1) историческая смена общественно-экономической формации. Наиболее распространенным примером является установление капиталистических отношений на территории некоторых колоний Великобритании в результате переселения туда эмигрантов из Европы и искусственного перенесения характерных метрополии общественно-экономических отношений. Благодаря этому отдельные территории сразу перешли от первобытного общества к капитализму;

2) получение странами политического суверенитета. Чаще всего это было обретение суверенитета без изменений границ. Так сложилось с десятками бывших колониальных стран в Африке, Азии, Латинской Америке;

3) внедрение новых форм государственного устройства и правления. Например переход страны от монархии к республике или наоборот;

4) образование и распад межгосударственных политических союзов и организаций. Например создании Совета Экономической взаимопомощи в 1949 г. и ее распад в 1991 г.

5) появление и исчезновение на планете "горячих точек" - очагов межгосударственных и внутригосударственных конфликтов.

6) изменение столиц. Это довольно распространенные явления, которые имеют различные экономические, политические предпосылки. Например, в течение ХХ в. было перенесено столицы многих стран:

- Россия - с Санкт-Петербурга в Москву;

- Турция - из Стамбула в Анкару;

- Бразилия - из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа;

- Пакистан - с Карачи в Исламабад;

- Нигерия - с Лагоса в Абудже;

- Танзания - с Дар-эс-Салама до дамой;

- Казахстан - с Алматы в Астану;

- ФРГ - из Бонна в Берлин.

Главными причинами переноса столиц являются: перенаселенность столичных городов и связанные с этим экологические, транспортные проблемы, особенности занятости населения подорожание земель под застройку попытки правительства сбалансировать развитие внутренних, часто отсталых в социально-экономическом плане районов, для которых появление столичного города будет своеобразным толчком для дальнейшего развития;

7) изменения названий государств, столиц и населенных пунктов. Часто это является следствием других качественных изменений на политической карте мира. Примерами переименования государств являются: Бирма - Мьянма, Берег Слоновой Кости - Кот-д'Ивуар, Острова Зеленого мыса - Кабо-Верде, Кампучия - Камбоджа, Заир - Демократическая Республика Конго (ДРК), Молдавия - Молдова и другие.

В конце ХХ - начале ХХI века количественных изменений на политической карте мира происходит все меньше, а качественные изменения приобретают большее значение, что прежде всего связано с усилением интеграционных процессов.

3. Волгоград

4. 1-Г,2-В,3-А,4-Б

5. А - 134, Б - 256.


вариант 4

1.

Бразилия – Г Норвегия -Г

Канада- Б Сирия -А

Франция -Ж

2. 451623

3. Канада.

4. Электроэнергетика занимается производством электрической энер­гии, ее транспортировкой и распределением с помощью линий электро­передач. Энергия производится на электро­станциях разных типов, на некоторых станциях вместе с электрической производится также тепловая энергия. В России электроэнергия произ­водится на электростанциях трех основных типов: тепловых (ТЭС), гидравлических (ГЭС) и атомных (АЭС). По производству электроэнер­гии Россия занимает четвертое место в мире после США, Японии и Китая

Электроэнергия вырабатывается на электростанциях: тепловых, гидравлических, атомных, солнечных, геотермальных, ветряных и др. В  нашей  стране  производится  и  потребляется огромное  количество  электроэнергии.  Она  почти полностью  вырабатывается  тремя  основными  типами  электростанций:  тепловыми,  атомными  и гидроэлектростанциями.

Практически на всех электростанциях, имеющих промышленное значение, используется следующая схема: энергия первичного энергоносителя с помощью специального устройства преобразовывается вначале в механическую энергию вращательного движения, которая передается в специальную электрическую машину — генератор, где вырабатывается электрический ток.

Ведущую роль в электроэнергетике России играют тепловые электростанции (ТЭС). Они вырабатывают сейчас около 2/3 всей электроэнергии в стране. Наибольшее распространение получили ТЭС с паровыми, газотурбинными и парогазовыми установками.

Тепловые электростанции требуют огромного количества органического топлива (до 5 млрд. в год), запасы же его сокращаются, а стоимость постоянно возрастает из-за все усложняющихся условий добычи и дальности перевозок. Так для ТЭЦ, расположенных на европейской части, привозится около 2/3 потребляемого топлива, а транспортировка топлива обходится значительно дороже передачи электроэнергии.

Первая разновидность ТЭС — конденсационные станции. В них сжигается минеральное топливо, за счет чего в котлах нагревается вода, превращающаяся в пар. Пар проходит через турбины, вырабатывая электроэнергию, а затем он конденсируется и вновь поступает в котел. Самые мощные конденсационные станции называются ГРЭС — государ­ственные районные электростанции. В европейской части России ГРЭС работают в основном на газе и мазуте, а в азиатской — на угле.

Вторая разновидность ТЭС — теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Они вырабатывают электроэнергию и тепло. За счет этого коэффициент использования топлива выше, но строятся они только возле потребителя, так как тепло можно передавать лишь на небольшие расстояния. Как правило, мощность ТЭЦ намного меньше, чем у ГРЭС. Самый мощный узел ТЭЦ в России расположен в Москве и ее окрестностях.

Комплексы тепловых электростанций, работающие на углях одного месторождения, получили название топливно-энергетических комплексов. Экономические, технико-экономические и экологические факторы не позволяют считать тепловые электростанции перспективным способом получения электроэнергии.

ТЭК в Центральном районе представлен высокоразвитой электроэнергетикой, нефтепереработкой и внутрирайонного зна­чения отраслями топливной промышленности — угольной и торфяной. Район — крупнейший в стране производитель и по­требитель электроэнергии. Электроснабжение региона осуще­ствляется в основном от централизованных источников. Круп­нейшими электростанциями Центра являются; Костромская (3600 МВт), Рязанская (3300 М Вт), Конаковская (2400 М Вт), Каширская (1885 МВт), Черепетская ГРЭС (1425 МВт), Смо­ленская (3000 МВт), Нововоронежская (1834 МВт), Курская (4000 МВт) и Тверская АЭС (2000 МВт). Суммарная устано­вленная мощность электростанций Центральной России соста­вляет 57150 М Вт, в том числе тепловых — 41326 МВт (30,5% всех ТЭС страны), атомных — 11409 МВт (52% всех АЭС стра­ны; из них 575 МВт — два блока Нововоронежской АЭС — оста­новлены), ГЭС и ГАЭС — 4415 МВт. Этими станциями в 1995 г. было произведено 189,6 млрд кВт-ч электроэнергии (в 1990 г. — 246 млрд кВт-ч).

Благодаря размещению на территории Центра названных вы­ше межрайонных ГРЭС и АЭС баланс электроэнергии региона до настоящего времени складывался с избытком, составлявшим в последние годы 16... 18 млрд кВт-ч. Избыток электроэнергии Центр поставляет в соседние районы — Волго-Вятский, Поволж­ский, Северо-Запад. Тем не менее возможности развития в Цен­тре электроемких производств ограничены из-за очень высоких энергозатрат. Теплопотребление в последние годы составляет 445...450 млн Гкал, из которых около 195 млн Гкал покрывается от Т Э Ц и до 245 млн Гкал — от котельных.

5. А-2,Б-3, В-1.


Вариант 5

1. Новая Зеландия.

2. Боливия, Конго, Китай.

3. 1234

4. Богатство Центральной России – железорудные ресурсы Курской магнитной аномалии. Из местных ресурсов используются уголь, торф, гидроресурсы Верхней Волги, Свири, Волхова. С востока поступает нефть на НПЗ Москвы, Рязани, Ярославля, Кстово. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС, АЭС (Нововоронежскую, Тверскую, Курскую, Смоленскую). Экономика Центральной России базируется на привозном топливе. Мест­ное топливо (бурый уголь, торф, дрова) составляет всего 6...8% потребностей региона. Наиболее развитой ресурсной отраслью является атомная энергетика.

Основные потоки топлива в Центральную Россию поступают из восточных регионов (западно-сибирский газ, западно-сибир - екая и урало-поволжская нефть, кузнецкий уголь). До распада СССР определенную роль в топливно-энергетическом балансе Центра играли поставки угля из Украины и природного газа из Узбекистана и Туркменистана.

Суммарное потребление энергоресурсов в Центре на рубеже 90-х годов составляло около 250 млн т условного топлива/год, из которого на природный газ приходилось 55...57%, на уголь — 10... 11%, нефтепродукты — 21...23% и электроэнергию ГЭС и АЭС —8...8,5%.

За годы экономических реформ в связи с общим спадом про­изводства (особенно в ВП К, машиностроении, легкой и пищевой промышленности, на которых специализируется Центр) энергопотребление в регионе сократилось почти на 35 млн т условного топлива (на 13...14%). Соответственно, в структуре энергопо­требления возросла доля природного газа как самого дешевого, доступного и экологически чистого топлива (свыше 60%).

5. АВБГ.


Вариант 6

1. 3

2. Зарубежная Азия – самый крупный по населению регион мира, причем это первенство она сохраняет, по существу, на протяжении всей человеческой истории. Да и в перспективе сохранение его не может быть подвергнуто никакому сомнению. В 1950 г. население зарубежной Азии составляло 1,4 млрд, к 1990 г. оно возросло до 3,1 млрд, а в 2007 г. приблизилось к 4 млрд человек. Соответственно доля ее в мировом населении увеличилась с 55 % в 1950 г. до почти 60 % в 2007 г.

Все это косвенно свидетельствует о том, что зарубежная Азия по-прежнему является ареной демографического взрыва. Однако нельзя не видеть и того, что пик его в большинстве стран уже пройден, и преобладающей тенденцией стало снижение уровней рождаемости и естественного прироста. Главные причины этого здесь те же, что и в других регионах мира: социально-экономическое развитие, урбанизация, изменение роли семьи и детей в ней. Немалое значение имеет и демографическая политика, которая в большей или меньшей мере коснулась почти всех стран региона.

3. А-2,Б-4,В-5,Г-3,Д-1.

4. Австралия

5. Процесс постоянного возобновления и повторения производства называется воспроизводством. Воспроизводство в масштабах отдельного предприятия или хозяйства называется индивидуальным, в обществе в целом -общественным воспроизводством. Оно охватывает все стадии производства:

·        производство;

·        распределение;

·        обмен;

·        потребление.

В капиталистическом производстве производительно потребляются:

·  постоянный капитал - средства производства;

·  переменный капитал - рабочая сила.

Для повторения процесса производства необходимо возмещение потреблённых средств производства и израсходованной рабочей силы. Это возмещение обеспечивается благодаря производству новых средств производства (изготовление станков, добыча угля и нефти) и потребление рабочими предметов потребления (пищи, жилищ и т.д.). Предметы потребления (в т.ч. и предметы роскоши) потребляются и другими агентами капиталистического производства: промышленными капиталистами, земельными собственниками и денежными капиталистами.

Общественное воспроизводство включает:

·        средства производства;

·        предметы потребления;

·        определенные производственные отношения (потребление агентами производства своих доходов - заработной платы рабочими, прибыли, ренты и процента - собственниками средств производства и денежного капитала сохраняет их общественное положение, и их отношение друг к другу).

По масштабу воспроизводство делится на:

·        простое,

·        расширенное,

·        суженное.


Вариант 7

1. Норвегия.

2. 4

3. ГБАВ

4. Последние два десятилетия XX в. стали новым этапом в этническом развитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности в виде феномена «этнического взрыва», который положил начало развитию целого ряда государств. Тоталитарные режимы не могли решить этнических проблем по причине того, что сама основа режима не терпит разнообразия, а унификация достигается депортацией народов или политикой геноцида и этноцида.

Поэтому переход от тоталитарного режима к демократической системе чаще всего сопровождается обострением межэтнических отношений, а в некоторых странах приводит к конфликтам.

Возьмем к примеру, Нагорно-Карабахский конфликт, армяно-азербайджанский конфликт, начавшийся в конце 1987 по поводу статуса Нагорного Карабаха. Эта историческая область в 1923 была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджана. Свыше 70% Карабаха составляли армяне. В годы советской власти, особенно в годы застоя, по мнению армянской стороны, ее права нередко попирались. Развитие автономии было затруднено, не было трансляции телепередач из Армении, армянских школ было мало, финансирование Нагорного Карабаха осуществлялось по остаточному принципу. В октябре 1987 под влиянием перестройки армянское население Нагорного Карабаха потребовало воссоединения с Арменией. Это вызвало крайне негативную реакцию официального Азербайджана. В октябре 1987 в области прошли студенческие забастовки с требованием отделения Карабаха, а 20 февраля 1988 сессия областного Совета НКАО обратилась в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Азербайджанской ССР с просьбой передать область в состав Армении. В областном центре, Степанакерте, и Ереване прошли многотысячные митинги с националистической окраской. Большинство азербайджанцев, проживавших в Армении, вынуждены были бежать. В феврале 1988 начались армянские погромы в Сумгаите, появились тысячи армянских беженцев. В июне 1988 Верховный Совет Армении дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР, а азербайджанский Верховный Совет — о сохранении НКАО в составе Азербайджана с последующей ликвидацией автономии. 12 июля 1988 областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. На заседании 18 июля 1988 Президиум Верховного Совета СССР пришел к выводу о невозможности передачи НКАО Армении. В сентябре между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной вооруженный конфликт, в результате которого имелись большие человеческие жертвы. В результате успешных военных действий армян Нагорного Карабаха (по-армянски Арцах) эта территория вышла из-под контроля Азербайджана. Решение вопроса об официальном статусе Нагорного Карабаха отложено на неопределенное время.

На протяжении последних 20 - 25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм. Экстремизм в любых формах и его проявления все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, все в большем количестве унося жизни ни в чем не повинных людей.

Наибольшую озабоченность в мире сегодня вызывает исламский экстремизм, представленный почти 150 неправительственными организациями клерикально-политического профиля, имеющими три основных направления:

- суннитские организации, тяготеющие к Саудовской Аравии (подобно созданной в Египте в 20-х годах ассоциации "Братья-мусульмане");

- проиранские организации (преимущественно шиитские), выступающие с позиций исламской революции (например, "Хезболлах", "Аль-Джихад аль-ислами");

- палестинские, курдские и другие группировки националистического и сепаратистского толка.

5. Старейшей отраслью специализации является лёгкая промышленность, которая занимает первое место в России и ближнем зарубежье по производственным мощностям. Только Москва и Московская область изготовляют более 1/7 общероссийской продукции лёгкой промышленности.Самой крупной отраслью является текстильная промышленность, почти все предприятия которой работают на привозном сырье. Исторически районами особой концентрации являются Ивановская, Москвоская, Тверская, Ярославская и Владимирская области. Земледелие области в основном специализируется на производстве кормов для животноводства.


Вариант 8

1. 4

2. Парагвай.

3. Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей.

Христианство

Христианство (от греческого Christos-помазаник) одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространено в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности- в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Главная идея Христианства - искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. В основе догматики и богослужения Христианства-Библия, или Священное писание.

Католицизм, православие и выделившийся из католицизма протестантизм являются основным ветвями христианской религии. Католицизм (грец католикос - вселенський, всемирный). Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной Церковью. Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви принято считать великую схизму 1054 г., порожденную разногласиями, начавшимися приблизительно с IX века. Окончательный раскол произошел в 1274 г. Главной причиной раскола христианства является политическая борьба духовенства за сферы влияния (влияния как своей Церкви, так и личного).

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Православие относится к Священным Писаниям, сочинениям и деяниям отцов Церкви как к священному слову изошедшему от Господа и переданному людям. Православие утверждает, что богоданные тексты не может быть изменены или дополнены и должны читаться на том языке, на котором они были впервые даны людям. Католицизм рассматривает христианское предание скорее как "семена", которые Христос, апостолы и т.д. заронили в души и умы людей для того, чтобы те могли найти свои пути к богу.

Буддизм

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.

В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX - начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке.

Как следует из этого высказывания, он дал то, что можно непосредственно применять в жизни. На вопросы, почему и чему он учит, Будда неизменно отвечал: "Я учу потому, что вы и все существа стремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, каким все является, - вещам, как они есть". И хотя впоследствии эти поучения стали основой целого ряда школ, эти школы объединяет то, что все они, каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, нацелены на всестороннее развитие человека - осмысленное использование тела, речи и ума.

Поскольку буддийское учение многогранно и основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться описанием его содержания. Его особенности становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как "то, а не это".

3. Ислам

Третьей, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других.

В ряде стран последователей ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.

В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово "исламский" включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику. В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела.

Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия, однако частная собственность защищается Кораном.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

4. 3214

5. ВАГБ

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голигерова Татьяна Васильевна

Дата: 12.02.2017

Номер свидетельства: 391039


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства