kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественная и научно-популярная литература на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование художествненной и научно-популярной литературы делает уроки географии более интересными и разнообразными. Систематическое обращение к дополнительной  литературе пробуждает интерес учеников потребность прочитать самому, а результаты самостоятельного чтения всегда ощутимы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественная и научно-популярная литература на уроках географии»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ

ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Учитель географии МОУ « Яснозоренская средняя школа» Чуприна О. Н.


Одна из удивительных сторон преподаваемого предмета заключается в том, что в детстве каждый ребёнок переживает период увлечения географией.

Вопрос в том, насколько точно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв, и пронести его через школьные годы.

Всем известны слова Гоголя: «Велика и поразительна область географии…»

И восхищаясь и принимая сердцем гоголевские «Мысли о географии», не следует забывать, слов В.П. Семёнова-Тяншанского « слишком долго сушили географию… Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества».

В настоящее время главной целью школы является всестороннее развитие всех компонентов личности школьников, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения.

Школьная география обладает значительным потенциалом для решения этой проблемы, вносит существенный вклад в развитие эмоциональной сферы личности ученика.

Сегодня у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Если перед изучением начального курса географии природа воспринимается как объект красоты у 50% учащихся, то на этапе завершения курса этот показатель снижается в 2 раза, и с возрастом восприятие природы как объекта пользы (по данным Климченко). Причина этого в снижении эмоциональной окраски изучаемого материала.

Л.С.Выгодский говорил: «Все мы потеряли вследствие такого воспитания непосредственное чувство жизни, и, между прочим, мёртвый, бездушный способ обучения предметам сыграл немалую роль в этом обездушении мира и умерщвлении чувства. Кто из нас не задумывался над тем, какой неисчерпаемый источник эмоциональных возбуждений таится в обыкновенном курсе географии…, преподавание должно выйти за пределы сухих логических схем и стать предметом и работой не только мысли, но и чувства».

Как построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, полученные на уроке, прочными?

Один из способов – использование на уроках и во внеклассной работе художественной и научно-популярной литературы.

Всякая работа с книгой, газетой, журнальной статьёй способствует развитию творческого воображения, устной речи, аналитического мышления учащихся, эмоционально обогащает урок. Возможности использования дополнительной литературы на уроках географии не ограничены и предполагают самостоятельный поиск учащихся. Степень самостоятельности поиска зависит от возраста учеников, их подготовленности к активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели не только учат, но и воспитывают.

Одной из наиболее распространённых форм привлечения на уроках дополнительной литературы является использование ярких географических описаний явлений и объектов природы и исторических событий.

Часто такие тщательно подобранные отрывки из научно-популярной литературы становятся уникальными комментариями к учебным картинам, основой учительского рассказа, ответа ученика. Понять, почувствовать, наглядно представить себе изучаемое учащимся лучше всего помогают книги. Например, А.Фидлер «Зов Амазонки», С.Цвейг «Магеллан», Д. Шпаро о Северном полюсе и другое.

Использование художественной литературы помогает найти ту необходимую деталь, вокруг которой можно построить урок, например, статья из «Комсомольской правды» «Индонезия – страна чудес и экзотики».

Внимание к описательному рассказу учителя можно привлечь разными методическими приёмами, один из них можно назвать «сужение темы».

Так, например, рассказ об озере Байкал в курсе физической географии России можно начать с высказывания Л.С.Берга: «Голубая жемчужина Сибири»,

«Байкал – чудо природы во всех отношениях», и далее показать учащимся целый ряд таких «отношений»: глубина, размеры, прозрачность воды.

Суровость Северного Ледовитого океана подчеркнуть словами Н.Уэмура:

« Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан – страшное место, но увиденное превосходит всё, что мне довелось слышать о нём».

Пусть на уроке по теме: «Горные породы, слагающие земную кору», прозвучит страстный призыв А.Е.Ферсмана: «Я очень хочу увлечь вас в этот мир камня, хочу, чтобы вы начали интересоваться горами, рудниками, копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться к каменистым берегам, вершинам гор.., туда, где добывают песок и ломают камень, туда, где взрывают руду. Там всюду мы найдём, чем заняться…, мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная».

И кто знает, может, этот призыв по особенному отзовётся чьём-то сердце, будет услышан какими-то сокровенными уголками души, подарит увлечение, возможно. И будущую профессию.

На современном уроке мы осуществляем проблемный подход и обучение с элементами программирования, задаём активизирующие вопросы, часто слышим, что описательный метод устарел и описательный этап развития географической науки миновал, но ведь, у наших учеников ещё не миновала потребность в положительных эмоциях, которые они часто получают от «заразительного» рассказа учителя. Это могут быть и личные впечатления от поездок ( моя личная география – от Кольского до Крымского полуостровов), и приведение отрывка из произведений таких мастеров своего дела, как М. Рид, Ф. Купер, Ж. Верн. Они оставили блестящие описания различных уголков Земли. На первом уроке по изучению Австралии читаем отрывок из романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта». Страстный монолог Паганеля удивляет, рождает вопросы о природе Австралии. Правда это или вымысел?

Это и предстоит выяснить ученикам.


Ситуация в художественном произведении часто может быть предметом анализа. Требующего применения географических знаний, например, составьте задание: попытайтесь объяснить причины засушливости климата центральных равнин Австралии, о которых говорил Паганель?

Урок географии должен воспитывать у школьников потребность читать, хотя пробуждать эту потребность всё труднее. В современном мире книгам всё труднее конкурировать с телевизором, компьютером. Но ведь, если ребёнок не прочитал ни одной книги Ж. Верна, Ф. Купера, В. Обручева, он не сможет их прочитать, наверное, никогда, и не станет участником открытий, дальних странствий.

Использование историко-географической литературы позволяет осуществить принцип историзма в обучении географии, стимулирует познавательный интерес к предмету, позволяет на конкретных примерах познакомить учащихся с вопросами развития географических знаний, например. С.Цвейг «Магеллан».

Привлечение дополнительной литературы позволяет по-иному построить уроки-конференции, например, «Атомная энергетика. Уроки Чернобыля», уроки обобщающего повторения, например, учащимся могут быть предложены игровые тексты, историко-географические очерки. Работая с текстом лекций, учащиеся анализируют их содержание, выделяют тезисы, комментируют их в соответствии с современными научными представлениями, обмениваются мнениями.

Многие научно-популярные издания начинаются стихотворными строками. Стихи способны задавать тон и ритм выбранной теме. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают, и в тоже время, помогают научить генерализации, отбору важного, характерного. Учат формулировать собственные мысли. Поэтические образы будят фантазию, создают условия, при которых они стремятся к творчеству, испытывать потребность больше читать и узнавать. Поэты и писатели художественными образами помогают освоению пространства планеты, по которому можно путешествовать логикой научного воображения. Труднее это делать на уроках экономической географии, но если это удаётся, использованное стихотворение даёт возможность разнообразить формы урока. В курсе 10-11 классов сформировать познавательный интерес, обозначить проблему урока часто помогают интересные факты из периодической печати.

Использование фольклора также обогащают содержательную сторону урока.

В многочисленных загадках, пословицах передаётся практический смысл характерных черт природы конкретной территории, занятий населения.

Можно найти на уроке и место сказкам, ребята и сами их придумают.

В них должно сочетаться и соответствие жанру и знания, анализ явлений.

Систематическое обращение к дополнительной литературе пробуждает интерес учеников потребность прочитать самому, а результаты самостоятельного чтения всегда ощутимы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественная и научно-популярная литература на уроках географии

Автор: Чуприна Оксана Николаевна

Дата: 14.07.2016

Номер свидетельства: 337521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства