kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы по методической теме "Эвристическая беседа как метод активизациипознавательной деятельности учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по методичсекой теме "эвристическая беседа"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по методической теме "Эвристическая беседа как метод активизациипознавательной деятельности учащихся"»

« Эвристический метод

ставит учащихся в положение исследователя

и позволяет открывать научные факты,

вместо того, чтобы только слышать о них …

Генри Армстронг

профессор, Центральный колледж Сити 1889г.

Эвристическая беседа

как метод активизации познавательной деятельности учащихся


Познавательная активность детей в обучении географии предполагает не только понимание материала, но и:

- активное участие в процессе познания: осмысление сущности природных явлений;

- осмысление путей его протекания;

- исследовательская работа;

- решение проблемных задач, самостоятельное выведение правил и закономерностей;

- систематизация, классификация и обобщение учащимися материала.

Активность в обучении – это осознанное «добывание» знаний, исключающее механическую зубрежку. Каждый из нас пришел в этот мир не для того, чтобы ЕГО учили, каждому нравиться творить самого СЕБЯ, а не быть средством для достижения чьих-то, пусть даже самых прекрасных, целей. Пусть ребенок ищет, ошибается, сомневается… Сомнение не менее полезно, чем знание. Исходя из этого образовательный процесс я выстраиваю на основе трех взаимосвязанных принципов: самостоятельность, сотрудничество, творчество.

Развивать познавательную активность можно с помощью диалога. Диалог – форма сотворчества, когда учитель и ученики становятся равноправными субъектами образовательного процесса. Такой диалог подразумевает, в том числе, метод эвристической беседы. Эвристическую беседу широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнегреческий философ Сократ. Он своим ученикам для сбора полной информации о каком-либо событии рекомендовал поставить перед собой и ответить на следующие семь ключевых, или эвристических, вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? В 70-е годы XX в. в области эвристики плодотворно работали ученые Ю.К. Колюткин, В.И. Андреев, а в начале XXI в. А.В. Хуторской, Н.И Мезенценцев, А.Я. Лернер и др.

Эвристическая беседа – это частично-поисковый метод обучения, направленный на самостоятельный поиск учеником новых знаний.

Эвристической беседе присущи 7 параметров:

1. Мотивация. Эвристическая беседа обеспечивает высокий уровень включенности учащихся, активности класса для формирования навыков познавательной деятельности.

2. Актуальность. Каждый ученик имеет возможность самостоятельно получить, открыть или сконструировать собственное знание о реальном объекте, при этом проявляет и развивает свои личностные познавательные способности. Сказанное не отрицает необходимости критического обсуждения образовательных продуктов учеников и их первичной проверки на «прочность». Здесь вступают в силу обсуждение, спор и защита учениками своих продуктов. В результате этого формируются коммуникативные компетенции.

3. Сущность (по А.Я. Лернеру, Андреев В.И., «Педагогика», стр. 267). Диалоговая форма взаимодействия учителя и учащихся предполагает использование методологической схемы: первоначальное предложение учителем легких, доступных творческих заданий  построение умозаключений на ограниченных данных, сообщение по-новому хорошо известного  формирование навыка «знакомое» делать снова «незнакомым»  поэтапное обсуждение и подведение итогов  поэтапное обобщение. В итоге благодаря комплексному подходу, формируется целостная картина объекта, мира.

4. Деятельность учителя. Построение системы логически взаимосвязанных частично-поисковых и проблемных вопросов и подбор подсказок к ним. В практике преподавания эвристические вопросы иногда называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею его решения, правильного ответа, и не столько создает затруднения, сколько задает новую стратегию творческого поиска, стимулирует эвристические функции мышления (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Систематика эвристических вопросов,

стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности учащихся.

Типы эвристических вопросов

Дидактические цели

Познавательный уровень

Какая главная идея? В чем суть? Кто, где, когда, что? Дайте определение… Сформулируйте…

Углубление и расширение знаний

Репродуктивный, частично-поисковый

Опишите… Перескажите… Объясните… Обобщите… Классифицируйте…

Какая разница?

Как использовать… Приведите примеры… Систематизируйте…

Развитие умений

Поисковый

В чем причины? Ваш прогноз? В чем недостатки?

Согласны ли вы с этим утверждением?

Приведите контраргументы? Найдите ошибки…

Развитие творческих возможностей

Исследовательский

Управление ходом беседы: проявление интереса к действиям учеников  признание и поощрение множества вариантов ответов  не критическое, а конструктивное восприятие ошибок учеников и поиск в них рациональных зерен  повышение значимости ответов учащихся.

5. Деятельность учащихся. Самостоятельный поиск новых знаний может быть или индивидуальным, или проходить в сотрудничестве через обоснование своей позиции в микрогруппах (работа в парах сменного состава, взаимоопрос и т.д)

Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс. С одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации ученика, с другой стороны - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности.

Можно выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный, творческий. Учитель в состоянии помочь ребенку перейти с одного уровня на другой. Для этого урок необходимо выстроить с учетом уровней познавательной активности, т.е выйти на практико-ориентированное образование, которое соответствует следующим признакам:

  • организация учебной деятельности ученика должна учитывать уровень его развития;

  • стимулирование учащихся к самостоятельному выбору наиболее приемлемых способов проработки учебного материала;

  • уделение особого внимания формированию ключевых компетенций с учетом индивидуальных особенностей и способностей ученика;

  • оценивание не только конечного результата учебной деятельности ученика, но и формирование навыков самоконтроля самого процесса учения, рефлексия мышления и познавательной деятельности.

Придание сформированным предметным компетенциям социально-значимых признаков, направленность образования на подготовку учащихся к будущей жизни.

Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди), мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно-ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных) или комплексным (совмещение всех вариантов). Главное, чтобы дети работали на уровне их потенциальных возможностей. Наиболее эффективными с точки зрения развития познавательной активности учащихся следует признать следующие приемы: разрешение проблемных ситуаций; составление краткой записи, конспекта, тезисов, плана материала; сравнение фактов, примеров, положений; самостоятельная формулировка выводов; самостоятельная работа с учебником; творческие работы; построение алгоритмов решения географических задач; работа со словарями и иной справочной литературой. Необходимо давать больше самостоятельности при выполнении практических заданий: построении таблиц, схем, моделей; работе с картой.

6. Результативность. При использовании метода эвристической беседы обучение становится наиболее эффективным:

  • повышается системность мышления и вырабатывается стереотип систематизации благодаря освоению переработки информации непосредственно в процессе первичного восприятия;

  • поддерживаются механизмы памяти и улучшается оперативный контроль информации благодаря наглядности представления знаний на естественном языке в свернутой форме;

  • улучшается работа интуитивного мышления и усиливаются эвристические способности благодаря представлению информации в структурированной связной форме, что облегчает отбор и вывод информации из под сознания, совмещение логических и эвристических действий при проектировании;

  • улучшается способность к «смысловой грануляции» и свертыванию информации благодаря умению формулирования замещения информации в свернутом виде.

Благодаря комплексу мер и методов активизации познавательной деятельности у учащихся формируются «ключевые компетенции»:

основная – способность к созданию собственного продукта выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком;

социальная – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

коммуникативная – способность к общению с целью быть понятым;

предметная - способность анализировать и действовать с позиции географической культуры.

Метод эвристической беседы ориентирует ученика на творческое саморазвитие личности – это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности. Творческое саморазвитие может осуществляться как самостоятельно, так и параллельно, например, в процессе изобретательной деятельности. Творческое развитие личности имеет множество приемов, факторов и условий, но механизм саморазвития срабатывает и тогда, когда учащиеся ведут внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открывая в себе возможности для самосовершенствования, выходя на новый, более высокий уровень творческой самореализации, сознательно мобилизуя себя, испытывая определенное напряжение своих творческих сил и способностей.

7. Теоретическая интерпретация.

Эвристическая беседа выступает:

  • в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, дидактических единиц темы;

  • как элемент более обширной технологии развивающего обучения.

Считаю свое педагогическое кредо очень актуальным именно в сельской школе. Ведь значительное число общеобразовательных школ страны (70,4%) расположено в сельской местности. И они отличаются условиями функционирования от городских школ. Подчас сельские школы являются безальтернативными в образовательном (и воспитательном) пространстве данной местности. И тогда именно учебно-воспитательный процесс становиться ведущим в развитии личности ребенка.

Используемая литература:

  1. Андреев В.И., «Педагогика», Казань, 2000г.

  2. Загвязинский В.Н., «Теория обучения. Современная интерпретация», М, 2000г.

  3. Зверева Н.М., «Практическая дидактика для учителя», М, 2001 г.




















7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кавардакова Ирина Сергеевна

Дата: 17.02.2017

Номер свидетельства: 392805


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства