Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по методической теме "Эвристическая беседа как метод активизациипознавательной деятельности учащихся"»
« Эвристический метод
ставит учащихся в положение исследователя
и позволяет открывать научные факты,
вместо того, чтобы только слышать о них …
Генри Армстронг
профессор, Центральный колледж Сити 1889г.
Эвристическая беседа
как метод активизации познавательной деятельности учащихся
Познавательная активность детей в обучении географии предполагает не только понимание материала, но и:
- активное участие в процессе познания: осмысление сущности природных явлений;
- осмысление путей его протекания;
- исследовательская работа;
- решение проблемных задач, самостоятельное выведение правил и закономерностей;
- систематизация, классификация и обобщение учащимися материала.
Активность в обучении – это осознанное «добывание» знаний, исключающее механическую зубрежку. Каждый из нас пришел в этот мир не для того, чтобы ЕГО учили, каждому нравиться творить самого СЕБЯ, а не быть средством для достижения чьих-то, пусть даже самых прекрасных, целей. Пусть ребенок ищет, ошибается, сомневается… Сомнение не менее полезно, чем знание. Исходя из этого образовательный процесс я выстраиваю на основе трех взаимосвязанных принципов: самостоятельность, сотрудничество, творчество.
Развивать познавательную активность можно с помощью диалога. Диалог – форма сотворчества, когда учитель и ученики становятся равноправными субъектами образовательного процесса. Такой диалог подразумевает, в том числе, метод эвристической беседы. Эвристическую беседу широко использовал в своей научной и практической деятельности еще древнегреческий философ Сократ. Он своим ученикам для сбора полной информации о каком-либо событии рекомендовал поставить перед собой и ответить на следующие семь ключевых, или эвристических, вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? В 70-е годы XX в. в области эвристики плодотворно работали ученые Ю.К. Колюткин, В.И. Андреев, а в начале XXI в. А.В. Хуторской, Н.И Мезенценцев, А.Я. Лернер и др.
Эвристическая беседа – это частично-поисковый метод обучения, направленный на самостоятельный поиск учеником новых знаний.
Эвристической беседе присущи 7 параметров:
1. Мотивация. Эвристическая беседа обеспечивает высокий уровень включенности учащихся, активности класса для формирования навыков познавательной деятельности.
2.Актуальность. Каждый ученик имеет возможность самостоятельно получить, открыть или сконструировать собственное знание о реальном объекте, при этом проявляет и развивает свои личностные познавательные способности. Сказанное не отрицает необходимости критического обсуждения образовательных продуктов учеников и их первичной проверки на «прочность». Здесь вступают в силу обсуждение, спор и защита учениками своих продуктов. В результате этого формируются коммуникативные компетенции.
3. Сущность (по А.Я. Лернеру, Андреев В.И., «Педагогика», стр. 267).Диалоговая форма взаимодействия учителя и учащихся предполагает использование методологической схемы: первоначальное предложение учителем легких, доступных творческих заданий построение умозаключений на ограниченных данных, сообщение по-новому хорошо известного формирование навыка «знакомое» делать снова «незнакомым» поэтапное обсуждение и подведение итогов поэтапное обобщение. В итоге благодаря комплексному подходу, формируется целостная картина объекта, мира.
4. Деятельность учителя. Построение системы логически взаимосвязанных частично-поисковых и проблемных вопросов и подбор подсказок к ним. В практике преподавания эвристические вопросы иногда называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею его решения, правильного ответа, и не столько создает затруднения, сколько задает новую стратегию творческого поиска, стимулирует эвристические функции мышления (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Систематика эвристических вопросов,
стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности учащихся.
Типы эвристических вопросов
Дидактические цели
Познавательный уровень
Какая главная идея? В чем суть? Кто, где, когда, что? Дайте определение… Сформулируйте…
Как использовать… Приведите примеры… Систематизируйте…
Развитие умений
Поисковый
В чем причины? Ваш прогноз? В чем недостатки?
Согласны ли вы с этим утверждением?
Приведите контраргументы? Найдите ошибки…
Развитие творческих возможностей
Исследовательский
Управление ходом беседы: проявление интереса к действиям учеников признание и поощрение множества вариантов ответов не критическое, а конструктивное восприятие ошибок учеников и поиск в них рациональных зерен повышение значимости ответов учащихся.
5.Деятельность учащихся. Самостоятельный поиск новых знаний может быть или индивидуальным, или проходить в сотрудничестве через обоснование своей позиции в микрогруппах (работа в парах сменного состава, взаимоопрос и т.д)
Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс. С одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации ученика, с другой стороны - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности.
Можно выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный, творческий. Учитель в состоянии помочь ребенку перейти с одного уровня на другой. Для этого урок необходимо выстроить с учетом уровней познавательной активности, т.е выйти на практико-ориентированное образование, которое соответствует следующим признакам:
организация учебной деятельности ученика должна учитывать уровень его развития;
стимулирование учащихся к самостоятельному выбору наиболее приемлемых способов проработки учебного материала;
уделение особого внимания формированию ключевых компетенций с учетом индивидуальных особенностей и способностей ученика;
оценивание не только конечного результата учебной деятельности ученика, но и формирование навыков самоконтроля самого процесса учения, рефлексия мышления и познавательной деятельности.
Придание сформированным предметным компетенциям социально-значимых признаков, направленность образования на подготовку учащихся к будущей жизни.
Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди), мозаичным (включение вдеятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно-ролевым (подключение учащихся свысоким уровнем активности для обучения остальных) или комплексным (совмещение всехвариантов). Главное, чтобы дети работали на уровне их потенциальных возможностей. Наиболее эффективными с точки зрения развития познавательной активности учащихся следует признать следующие приемы: разрешение проблемных ситуаций; составление краткой записи, конспекта, тезисов, плана материала; сравнение фактов, примеров, положений; самостоятельная формулировка выводов; самостоятельная работа с учебником; творческие работы; построение алгоритмов решения географических задач; работа со словарями и иной справочной литературой. Необходимо давать больше самостоятельности при выполнении практических заданий: построении таблиц, схем, моделей; работе с картой.
6. Результативность. При использовании метода эвристической беседы обучение становится наиболее эффективным:
повышается системность мышления и вырабатывается стереотип систематизации благодаря освоению переработки информации непосредственно в процессе первичного восприятия;
поддерживаются механизмы памяти и улучшается оперативный контроль информации благодаря наглядности представления знаний на естественном языке в свернутой форме;
улучшается работа интуитивного мышления и усиливаются эвристические способности благодаря представлению информации в структурированной связной форме, что облегчает отбор и вывод информации из под сознания, совмещение логических и эвристических действий при проектировании;
улучшается способность к «смысловой грануляции» и свертыванию информации благодаря умению формулирования замещения информации в свернутом виде.
Благодаря комплексу мер и методов активизации познавательной деятельности у учащихся формируются «ключевые компетенции»:
основная – способность к созданию собственного продукта выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком;
социальная – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
коммуникативная – способность к общению с целью быть понятым;
предметная - способность анализировать и действовать с позиции географической культуры.
Метод эвристической беседы ориентирует ученика на творческое саморазвитие личности – это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности. Творческое саморазвитие может осуществляться как самостоятельно, так и параллельно, например, в процессе изобретательной деятельности. Творческое развитие личности имеет множество приемов, факторов и условий, но механизм саморазвития срабатывает и тогда, когда учащиеся ведут внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открывая в себе возможности для самосовершенствования, выходя на новый, более высокий уровень творческой самореализации, сознательно мобилизуя себя, испытывая определенное напряжение своих творческих сил и способностей.
7. Теоретическая интерпретация.
Эвристическая беседа выступает:
в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, дидактических единиц темы;
как элемент более обширной технологии развивающего обучения.
Считаю свое педагогическое кредо очень актуальным именно в сельской школе. Ведь значительное число общеобразовательных школ страны (70,4%) расположено в сельской местности. И они отличаются условиями функционирования от городских школ. Подчас сельские школы являются безальтернативными в образовательном (и воспитательном) пространстве данной местности. И тогда именно учебно-воспитательный процесс становиться ведущим в развитии личности ребенка.
Используемая литература:
Андреев В.И., «Педагогика», Казань, 2000г.
Загвязинский В.Н., «Теория обучения. Современная интерпретация», М, 2000г.
Зверева Н.М., «Практическая дидактика для учителя», М, 2001 г.