kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по географии "Народные промыслы села Подхожее (валяние валенок)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по географии "Народные промыслы села Подхожее (валяние валенок)"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по географии "Народные промыслы села Подхожее (валяние валенок)"»

30


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Подхоженская средняя общеобразовательная школа»













Исследовательская работа

Народные промыслы села Подхожее (валяние валенок)

Выполнила:

Болдаева Татьяна Сергеевна

ученица 10 класса

МОУ «Подхоженская СОШ»

Руководитель:

Кибикина Елена Валентиновна

учитель географии

МОУ «Подхоженская СОШ»





с. Подхожее

2015

Оглавление

1. Введение……………………………………………………… 3-4

2. Литературный обзор

2.1. История уникальной русской обуви……………………… 5-7

2.2. Технология изготовления фабричных валенок…………... 7-9

2.3. Технология изготовления валенок вручную………………10-11

2.4. География производства валенок………………………….11-13

2.5. О пользе валенок……………………………………………13-14

2.6. Музеи валенок………………………………………………14-15

2.7. Валенки: настоящее и будущее…………………………… 15-17

3. Результаты исследования

3.1. Валенки и наш Подхоженский край……………………….18-20

3.2. Результаты анкетирования………………………………… 20-21

4. Выводы…………………………………………………………. 22-23

5. Заключение…………………………………………………….. 24

6. Источники информации……………………………………… 25

Приложение 1…………………………………………………… 26-28

















1. Введение

Простые избы деревень, окошки и завалинки.
На перекошенный плетень, старик повесил валенки.
Просушит валенки старик, потом оденет снова.
Он с ними сжился, к ним привык, сам крепкий и здоровый.
А как по снегу, да зимой, крестьянину в пургу?
Дойти сугробами домой, не утонув в снегу?
В селе без них никак нельзя, колхознику в дорогу.
Носите валенки,- друзья, как дед, - на босу ногу!

Андрей Лихачёв

Народные  промыслы – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие традиции, отражающие самобытность культур. Промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми во всех странах мира. Крестьянские промыслы в России уже не одно столетие привлекают к себе внимание своим особым положением в хозяйственной жизни населения, в первую очередь сельского. Сам уклад крестьянской жизни, с определенной цикличностью занятий земледелием, подталкивал предприимчивого человека к необходимости использовать межсезонья для изготовления необходимых в жизни семьи предметов и вещей. [5]

Важным промыслом, во многом обеспечивающим жизнедеятельность наших односельчан, было изготовление валенок.

Какое хорошее, простое, какое русское слово – валенки! При их упоминании сразу возникает множество ассоциаций – трескучий мороз, заснеженная русская деревенька, каких по стране тысячи. Испокон веков валенки - неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. "Прост как валенок", "Ваньку валяет", "Не мытьём так катаньем" - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И всем понятно, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту! Валенки - удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. Ни одна из новинок технического прогресса не смогла стать в стране с высокими снегами и крепкими морозами полноценным аналогом валенок, дающих ногам полноценную защиту и комфoрт. В этом актуальность данной исследовательской работы.

Мало кто в последнее время носит валенки даже в селе. Почему? Может от недостатка знаний о них? В моей семье и отец, и дед, и прадед валяли валенки. Я задала себе вопрос: «А что же я знаю о валенках?” Оказалось, не так уж и много.

Перед собой я поставила цель –  исследовать значимость валенок в жизни русского народа.

Задачи:

1. Изучить историю создания и производства валенок.

2. Познакомиться с полезными свойствами валяной обуви.

 3. Оценить роль валенок  в жизни наших предков и современном мире.

4. Оценить отношение к валенкам учащихся и работников нашей школы.

Гипотеза: в XXI веке интерес к русским валенкам будет расти.

Объект исследования: народные промыслы села Подхожее.

Предмет исследования: валяние валенок.

Методы исследования: литературный анализ проблемы, интервью, анкетирование, запись воспоминаний, фотосъёмка, систематизация, обобщение.

Практическая значимость работы: работа используется на уроках географии, истории, а также при проведении внеклассных мероприятий. Собранные сведения пополнили экспозицию школьной краеведческой комнаты.



2. Литературный обзор

2.1. История уникальной русской обуви.

Слово «валенок» часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей зимы ничего более удобного и теплого, чем русские валенки. Хотя если заглянуть в глубь веков, то валенки, или, как они еще назывались «коты», «катанки», оказываются не такими уж русскими. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только противостояла бы холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси.

История валенок начинается с 4 века до нашей эры - именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана. 
Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти – ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища – кошмы, войлочные подушки, подстилки для сна, стельки для обуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами.
Первые русские шерстобиты поначалу мастерили не классические валенки, а более примитивные вещи: шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь – подседельники и хомутины, предохранявшие кожу животного от натирания. 
Одно из первых упоминаний о "войлочных сапогах" есть в "Слове о полку Игореве" (XII век). Первая русская обувь из войлока вероятнее всего была сшитой или скроенной и имела хотя бы один шов. Первые валенки в виде цельного сапога появились в Нижегородской области в конце XIX века. Поговаривают, что ноу-хау принадлежало раскольникам, скрывавшимся в приволжских лесах от царской немилости. Однако это не единственная версия: жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на изобретение валенка. 
В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей–«катанками». 
На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. 
Кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства катанок держали в секрете, передавая из поколения в поколение. Поэтому и относились к ней с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил валенки на почетное место возле печи. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов. 
Не пренебрегали валенками и царские особы. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита и похмелья. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горящих щей и валенки. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение. Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на свои больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью. 
С уважением к произведениям народного промысла относились и многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков здесь корректно держат в тайне. 
Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера победили мы благодаря достаточному количеству теплой обувки. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы. 
Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, то почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать? Вот он и придумал. Испокон веков в российских деревнях валенки использовали в качестве подушки, вернее, ее содержимого. А что - штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз в наволочку засунул и спи себе на полатях. 
Помимо этого, в особо отдаленных чукотских селениях, где температура не поднимается выше минус тридцати градусов, валенки иногда использовали в качестве… почтовых ящиков. Приколачивали валенок к двери, мелом малевали: "для писем и газет" и спокойно ждали себе почтальона. [7]

2.2.Технология изготовления фабричных валенок.

Для изготовления валенок используют только полугрубую шерсть, которую получают при осенней и весенней стрижке овец. Шерсть обычно закупают в Узбекистане, Туркменистане и овцеводческих хозяйствах Волгоградской области. После того как овцу постригли, шерсть отвозят на фабрику первичной обработки, где ее моют, стирают, сортируют по цвету (белая, серая, темная) и упаковывают в кипы по 200 кг. Требования к качеству сырья предъявляются довольно высокие. Влажность шерсти не должна превышать семнадцати процентов, содержание жира - не более одного процента, минеральных примесей - не более двух с половиной процентов. Лаборант внимательно проверяет эти показатели, и только после этого шерсть можно пропускать через специальное трепальное оборудование. Потом ее выдерживают сутки и лишь на следующий день направляют на чесальные машины, где специальными иголками шерсть долго расчесывается примерно так, как мы расчесываем волосы. В результате из спутанной шерстяной массы получается тоненькая паутинка.

Затем начинается ручной труд: мастерица на глаз определяет, сколько шерсти необходимо начесать для валенка того или иного размера. Далее полуфабрикат отправляется на две прессовальные плиты, нижняя из которых нагрета до 100 градусов. Плиты движутся поступательно одна относительно другой, сваливая шерсть в длинное мягкое полотно. Это полотно уже само по себе может представлять готовую продукцию: коврики из валяной шерсти охотно покупают, например, владельцы кошек и собак в качестве подстилки для своих домашних питомцев. Артистка Илона Броневицкая купила такую подстилку для своего любимого поросенка - натуральная шерсть все-таки.

А то полотно, которому предназначено быть валенком, движется по технологической цепочке в следующий цех. Здесь вручную, пальцами мастера, формуется "головка" валенка, затем ее снова уплотняют на плитах и растягивают на нужный размер - эта операция называется предварительной растяжкой. Тут наступает фаза контроля. Каждый валенок контролер просматривает и ощупывает вручную, убеждаясь, что изделие ровное по толщине и не имеет уплотнений. Потом еще мягкие и неуклюжие валенки поступают в цех валки. Первая валка: включается горячая вода, и валенки двадцать минут вращаются в круглых барабанах. Затем их вынимают, опять растягивают, и валка повторяется. Для каждого вида валки вода имеет определенную температуру; если технология нарушается, получается брак. На этом этапе некоторые "кустари" для сокращения срока изготовления изделия применяют при обработке серную кислоту, хотя, конечно, такой способ нельзя назвать экологически чистым. Настоящие профессионалы используют при валянии только воду и ничего больше. Впрочем, впереди технологических операций еще немало.

В вальный цех будущий валенок поступает несколько длинноватым, с высоким голенищем. А после валок заготовка становится очень жесткой. Поэтому ее надевают на металлическую насадку (колодку), погружают в бак и обдают паром. Теперь по внешнему виду это настоящий валенок, только мокрый. Сушится он при температуре 100 градусов в течение шести часов. Осталось почистить - обеспылить его ворс. Вот и готов наш валенок. Следует лишь определить его размер на специальных размерниках, а затем подобрать по размеру и подъему пару - это сделает подборщица на специальном столе, заваленном новенькими валенками. И последнее. Голенища подобранных валенок обрезают до нужной высоты и сшивают, чтобы больше не потерялись.

Пара готова. Она может поступить на склад, а может попасть и в цех отделки, где ее украсят мехом, тесьмой или вышивкой. Обычно так поступают с валенками маленьких, детских размеров. А еще валенок может отправиться в цех, где ему методом горячей вулканизации приварят резиновую подошву. Но все же наибольшим спросом покупателей пользуется обычный валенок, ведь в нем можно ходить и так, если на улице сухо и морозно, а можно и галоши надеть. На одну пару валенок большого размера уходит примерно два с половиной килограмма шерсти - вот почему валенки с легкостью выдерживают минусовую температуру даже на Крайнем Севере.

При выборе валенок важно помнить, что их покупают на размер больше: через некоторое время обувь дает усадку равномерно по ноге хозяина. Важно также вовремя просушивать валенки. Конечно, это не относится к домашним валенкам - их сразу нужно подбирать по ноге. [7]



2.3. Технология изготовления валенок вручную.

Процесс производства валенок вручную не изменился за 200 лет их существования. На изготовление пары женских валенок вам потребуется около 1500 г шерсти. А на изготовление мужских – больше 2000 г, это зависит от размера.

Раньше шерсть били при помощи лучка – деревянной дуги, с натянутой на нее бычьей жилой. Струну приводили в движение, и она вибрировала, выхватывая из шерсти отдельные волоски. Они поднимались, образуя над струной облако чистой шерсти, которую оставалось только собрать в охапку. Потом пришла эпоха чесальных машин, которые работают на фабриках и по сей день. А вот в домашних условиях для чесания шерсти можно использовать простые чесалки для собак.

Расстелите на стол постил – отрез хлопчатобумажной или льняной ткани. В несколько слоев чистой шерсти выложите на нем форму «распоротого по носу» валенка. Хорошо, если каждый новый слой шерсти вы будете сбрызгивать водой и уплотнять, придавливая руками. Готовую форму сбрызните еще раз водой, намотайте на обычную скалку и раскатывайте, словно тесто, в течение десяти-пятнадцати минут. Шерсть должна уплотниться за счет сцепления чешуек, (благодаря которым и возможно валяние войлока, этого нетканого чуда) и не рассыпаться на отдельные мелкие клочки и ворсинки.

По центру полотна положите матерчатую или бумажную выкройку будущего валенка, оставив снизу свободное место для будущей стопы. Слегка надорвите войлок внизу у пятки. Вертикально надрежьте войлочное полотно посередине снизу и приложите к надрезу матерчатую вырезку, имеющую форму «валенка в профиль». Загните края левой части войлочного полотна по вырезке, а затем края правой части по левой. У вас получится заготовка валенка. Теперь начните затирать швы руками. Не забывайте время от времени сбрызгивать шерсть водой. Швы срастутся примерно через 45-50 минут работы, благодаря все тем же чешуйкам сомкнутся, ведь ворсинки имеют чешуйчатую структуру, поэтому прочно цепляются друг за друга.

Получившийся войлочный чулок все еще имеет рыхлую основу, его надо еще долго валять, или катать, или стирать - это кому как нравится. Сверните чулок в трубочку и на пять минут поместите в чан с горячей водой. Затем выньте, проденьте в него руку и трите его долго-долго со всех сторон о что-нибудь рельефное. К примеру, стиральную доску. Валяние длится не менее двух часов. Если процесс идет правильно, то войлок усядет чуть больше, чем вдвое.

Забейте в валенок колодку. Она состоит из четырех частей – носка, задника, передника и клина. Такую можно выстругать самому или заказать столяру. Положите валенок на батарею и сушите всю ночь. Затем хорошенько потрите его пемзой, чтобы его поверхность стала гладкой не была ворсистой. Выньте из него колодку. Валенок готов. [7]


2.4. География производства валенок

До революции производство валенок было сосредоточенно в Семёновском уезде Нижегородской губернии, в Кинешемском уезде Костромской губернии и в селе Кукмор Казанской губернии.

Также Ярославская область с середин 18-го века являлась центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства, шерсть Романовской породы овец является лучшим сырьём для производства валенок, так как отличается высокой "валкоспособностью". В 1904-ом году в Ярославской губернии было основано крупнейшее, на тот момент, предприятие по производству валенок - сапоговаляльный завод имени И.С. Кашина (В настоящий момент Ярославская фабрика валяной обуви). [8]

Россия в начале 20-го века производила несколько десятков миллионов пар валенок. Работало тогда только на территории нынешней РФ 41 валяльная и пимокатная фабрика, одна из которых, Кукморская под Казанью, производила 3 млн. пар валенок в год. Катали и валяли валенки и по избам, для своей семьи и на продажу, преимущественно, на давальческом сырье. В Неклюдовском уезде Нижегородской губернии практически все сельское население было занято на этом промысле. Производство носило сугубо сезонный характер: всю осень и всю зиму, после уборочной и до начала посевной и выгона скотины. Производительность тогда устойчиво держалась на уровне пять пар на одного работника в день. В советское время было открыто еще 30 фабрик (опять – только на территории нынешней РФ, не включая Украину, Беларусь и Казахстан, где этот промысел также был развит). Выходит, в этом производстве было когда-то занято около восьмисот тысяч человек, помимо кустарей. В полном смысле слова, отрасль промышленности и народного хозяйства. Каждый район отличался своими валенками: в Сибири предпочитали валять обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских валенок непременно подшиты плотным войлоком, татары нередко украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом.

В настоящее время в России действует порядка 15 фабрик, изготавливающие около 3 миллионов пар в год, 20% производства сосредоточено на Кукморской фабрике. Это – не считая единоличного или артельного кустарного производства, учесть и оценить количественно которое просто невозможно. [10]

Некоторые крупные производители в России на сегодняшний день:

●Кукморский валяльно-войлочный комбинат — 800—900 тыс. пар.

  • Ярославская фабрика валяной обуви — 550—600 тыс. пар.

  • Общество с ограниченной ответственностью «ЭЛВИ-ПЛЮС» — 300 тыс. пар.

  • Омский комбинат валяной обуви — 170 тыс. пар.

  • ПО "Гатчинский Промкомбинат" - 60 тыс. пар

  • ООО «Наран» Республика Бурятия — 200 тыс. пар.

  • Открытое Акционерное Общество «Выльгортская Сапоговаляльная Фабрика» — 150—160 тыс. пар.

  • Калужская обувная фабрика — 150 тыс. пар.

  • Егорьевская обувная фабрика — 500 тыс. пар.

  • Калязинская фабрика — 90 тыс. пар. (600 тыс. в 1970-е)

  • Елецкая обувная фабрика

  • Канашская валяльная фабрика «Север» — 45 тыс. пар.

  • ОАО фирма "Валенки" Кировская область 100 тыс. пар

  • "Вологодские валенки" ИП Сайкин Н.А. - 4000 пар [11]


2.5. О пользе валенок

Валенки - вещь полезная во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Натуральная овечья шерсть  не только согревает тело человека, но и обладает уникальными целительными свойствами, используемыми в лечебных и профилактических целях:

  • регулирует давление

  • устраняет усталость

  • нормализует сон

  • успокаивает нервную систему

  • повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям

  • стимулирует кровообращение, воздействуя на кожу и мышечные ткани

Содержание в овечьей шерсти ланолина благотворно воздействует на организм человека при остеохондрозе, ортопедических, а в некоторых случаях и аллергических, бронхиальных, и многих других заболеваниях.

Очень хорошие результаты дает использование валяной обуви при пневмонии.

Овечья шерсть, из которой изготавливаются валенки, окажет неоценимую услугу и при таких осложнениях, как отиты, гаймориты, а также при таких заболеваниях как ревматизм, ревматоидный артрит, артриты обменного характера, посттравматические артриты, сопровождаются болями в суставах, ограничением их подвижности, отечностью.

Обувь из овечьей шерсти, наряду с массажем и лечебной гимнастикой — прекрасное средство реабилитации при переломах после снятия гипса. Она способствует обезболиванию и быстрому увеличению подвижности травмированного участка тела. Большое облегчение приносит овечья шерсть и при радикулите. [2]

Валенки – единственная обувь, сделанная из натуральных материалов, которые не истребляют природу и животных. Шерсть срезается с мирно пасущих овец и перерабатывается таким образом, что производство валенок не нарушает естественную природу. Такая шерсть буквально "пропитана" целительной энергией солнца. 

В глухих деревнях существует поверье, что если ребёнок в течение десяти зим не будет снимать валенок, он уже никогда ничем не заболеет. Бесспорно, в этом поверье есть немало правды.

2.6. Музеи валенок

Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Музей валенок открылся в небольшом приволжском городке в 2000 году , после того, как здесь впервые была проведена выставка-продажа «Русские валенки». Открыт он в городе неслучайно, уже больше ста лет в Мышкине работает валяльно – катальный цех, в котором трудится 9 человек. Музей пользуется огромной популярностью. В музее «Русские валенки» можно узнать много интересного о процессе изготовления валенок, о том, как относились к валенкам великие русские государи. Как валенками лечили похмелье, простуду и ревматизм, как по валенкам невесты выбирали жениха. Здесь можно увидеть валенки, которые талантливыми умельцами были превращены из обычных промышленных «Золушек» в «сказочных принцесс».
В мышкинском музее есть обувь самых разнообразных расцветок и фасонов и даже модельные валенки, над которыми трудилась умелая дизайнерская рука. Мышкинские мастера и мастерицы украшают валенки мехом, вышивкой, вырезают фигурное голенище, а главный «шик» валеночной моды в Мышкине – это коротенькие валеночки-опорки. О том, что валенки – атрибут, незаслуженно забытый, что они – легки, как белое облако, ласковы, как пушистый котенок, теплы, как мамина рука, современны, как еще не рассказанная новость, можно узнать в этом удивительном музее. [9]

Музей “Русские валенки” есть и в Москве. Это уникальное место, в котором можно увидеть не только исторические вехи существования валенок, но и стадии их производства. Здесь экспонируются валенки ХIX века, которые изготавливались вручную по индивидуальной мерке и украшались вышивкой, валенки советской эпохи промышленного производства и изделия современных мастеров, которые отличаются оригинальным дизайном и богатым декором. В связи с возрождением национальных традиций валенки стали популярным объектом приложения творческой фантазии многих дизайнеров. В музее можно увидеть валенки, стилизованные под животных или украшенные разнообразными узорами. Есть и настоящие арт-объекты – например, валенки в виде куска сыра, по которому бегают мышки, и женские валенки в виде ботинок на высокой платформе и со шнуровкой.

Валенки в музее можно не только рассматривать, но и трогать, об этом посетителей музея извещает специальная табличка. Все желающие могут сфотографироваться на память в расписных валенках и войлочной шапке. В музее установлен патефон, и в залах звучат песни Лидии Руслановой, в том числе незабвенные «Валенки». Здесь проводятся увлекательные мастер-классы, на которых взрослые участники смогут научиться изготовлению войлока, а ребятишки – украшению готовых валенок.[3]

2.7. Валенки: настоящее и будущее.

К концу XX века валенки стали менее популярными, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Самый тяжелый удар по валенкам в нашей стране нанесла урбанизация, в крупнейших городах страны — метрополитен. Пока метро не стало массовым и основным пассажирским транспортом в Москве, Ленинграде и других городах, валенки, особенно на резиновом ходу и в калошах, были обычной и привычной зимней обувью. Нынешняя же слякоть в метро — злейший враг валенок. Впрочем, утепление салонов трамваев, троллейбусов и автобусов также стало ударом по валенкам. Не менее злыми оказались и химреагенты, используемые в борьбе с гололедом, снегом и льдом. Зимний отдых и досуг на природе стал более спортивным: прогулки сменились горными лыжами и прочим экстримом — не до валенок. Ну и, конечно, глобальное потепление, превратившее русские зимы в мягкие и слякотные, может нас лишить валенок напрочь. [1]

Изменился характер трудовой деятельности, люди все большую часть времени суток проводят в теплых помещениях, труд стал более интеллектуальным, а обувь офисной. Свой вклад внесла западная мода на стильную, красивую, но не очень подходящую для наших зим обувь.

Говорите, забытые традиции? Но традиции имеют свойство возвращаться. Ведь новое - это хорошо забытое старое. И хотя еще не так давно валенки считались пережитком прошлого, сейчас они возвращаются в наш быт.  Кто бы мог подумать, что мода так повернется и данная обувь станет модной. Сейчас валенки украшаются вышивкой, принтами. Их украшают драгоценными камнями, стразами, кристаллами. Современные валенки — настоящее произведение искусства. Как хорошо, что современные модельеры направили внимание на этот предмет обуви. Так как необходимо заботиться не только о красоте, но и о комфорте. Сегодня это не только удобная и практичная обувь, но и очень престижная.

Даже мировые звезды все чаще подбирают эту обувь для себя. Например, Клаудия Шиффер щеголяет по красным ковровым дорожкам в укороченных валенках розового цвета. А Наоми Кэмпбелл купила для себя ярко красные высокие, практически до колен, валенки. Российские модельеры, которые занимаются разработкой и изготовлением моделей валенок, каждый день получают заказы со всего мира. Америка, Япония, Франция. Данная обувь переживает настоящий бум. Современное производство валенок не упускает из виду новые веяния. В продаже специальные модели — своего рода смесь сапог и валенок — наилучший вариант для прогулок по зимнему лесу. А для приверженцев зимней рыбалки — просто идеальная обувь. И тепло и сухо.

Валенки — обувь членов Гринпис. От потребления мяса, ношения одежды из кожи животных отказаться легко. А вот без кожаной обуви обойтись не просто. Вот тут и приходят на помощь валенки — натуральные, теплые, износостойкие. И убивать животных для их изготовления не нужно. [4]

Можно наметить несколько наиболее перспективных направлений расширения рынка использования валенок.
Валенки скоро станут популярной домашней обувью для престарелых. Нам еще предстоит встать на путь старения населения, избранный европейцами, американцами и японцами. Конечно, мы не скоро догоним их , но рожденные в 70-е-80-е годы будут жить заметно дольше интенсивно вымирающего в настоящее время поколения 40-х-50-х. Борьба за экологию, развитие современной геронтологии на базе генной инженерии, культ здоровья и здорового образа жизни – все это приведет уже через 15-20 лет к тому, что старики станут доминантой в демографической структуре общества, а валенки станут их излюбленной домашней обувью.
Жизнь в двух жилищах, столь свойственная нам, имеющим традиционно и неистребимо аграрную ментальность (мы все – выходцы из деревни, и наши корни – там, и наши ценности – в деревенском укладе жизни) приведет к тому, что средний класс сменит свои «шесть соток», на которых работает все лето, на всесезонные коттеджи, где будет отдыхать от городской суеты наслаждаться тихими прелестями деревенской жизни. И тут валенки станут и домашней и дворовой и прогулочной обувью.
Успехи геронтологии и постарение населения приведет к тому, что дети станут большой редкостью , детей будут всячески оберегать и холить, заботясь об их здоровье. Валенки станут самой распространенной и удобной обувью детей даже в больших городах: ведь им городской транспорт не нужен. [10]







3. Результаты исследования

3.1. Валенки и наш Подхоженский край.

Самыми качественными считаются валенки, сделанные деревенскими кустарями. Машины не могут «вылепить» валенок с учётом всех «потребностей» и физиологических особенностей ноги: чтобы в носке и в пятке он был максимально уплотнённым, а в голени, наоборот, гибким. Всего этого можно добиться только в результате ручной работы мастера. Валенки ручной работы имеют ещё одно существенное преимущество перед фабричной продукцией: они изготавливаются без химических добавок – это полезно для здоровья, и валенки не «каменеют» на морозе.

Подхоженские вальщики раньше были известны далеко за пределами села. Жителям было сложно прокормиться на скудных наделах, поэтому они уходили на заработки в города, занимались битьём шерсти, из которой делали валенки. В давние времена таких мастеров в с. Подхожее было немало. Существовали долгое время целые династии. Это Болдаевы, Копьёвы, Копырины, Фильковы, Тресковы. Но в наше время технологией этого промысла владеют единицы. На территории нашего села остался только один вальщик, мой папа — Болдаев Сергей Викторович. (Приложение 1)

Я всегда знала, что в нашей семье и отец, и дед, и прадед валяли валенки. Но только повзрослев, захотела поподробнее узнать об этом старинном ремесле. Папа рассказал мне много интересного. Свои первые валенки он свалял в 27 лет, последние в прошлом году. Раньше в год валял по 20 пар. Валять валенки его научил отец, Болдаев Виктор Васильевич. В селе валенки всегда пользовались большим спросом, к вальщикам относились с уважением. Считалось удачей, если дочь выходила замуж за вальщика. Жили вальщики не богато, но и не бедствовали. Заказы на валенки поступали не только со всех деревень района, но и с Тульской и Рязанской областей. Валяли валенки в основном с октября по февраль. Шерсть приносили заказчики, а также сами держали овец. Процесс изготовления валенок очень интересный и трудоемкий. Шерсть для валки брали осенней стрижки, она короче и лучше сваливается. Потом пропускали через шерстобитку. На разные размеры валенка берётся разное количество шерсти. Начинается процесс закладки. Ровным слоем укладывается войлок. В середине, где будет ступня, кладется больше шерсти, к краю меньше. Всё это укладывали на валовище (кусок плотной материи). Вместе с валовищем всё складывается в рулон для уплотнения. После берётся выкройка в виде валенка, но намного больше размером. Выкройка кладется на войлок. Чтобы края не слиплись, войлок сбрызгивают водой. Далее начинается сам процесс валки. Берут заготовку и внутрь кладут солому (чтобы шерсть не свалялась). Валенок скручивается, затягивается верёвкой и опускается в горячую воду. После сваливают руками, как тесто, для уплотнения. Затем четырёхгранным прутом катают валенок со всех сторон. Обивалкой формируют ступню и подъём. Валенок снова скручивается и опускается в горячую воду, эта процедура повторяется 2-3 раза до нужного размера. В ступню и голенище кладут деревянный каток и уплотняют со всех сторон на рубеле. В ступни забивают колодки и снова уплотняют на рубеле. Затем валенки сушат: на русской печи сохли за одну ночь, на обычной печи – 2-3 дня. В конце валенки опалялись и зачищались пемзой. На одну пару валенок уходило 5-6 часов. Особых секретов валки не было, нужно было лишь чувствовать всё руками. Для лучшей валки в валенки закладывали варёную картошку. Некоторые вальщики добавляли в воду медный купорос, но качество валенок терялось.

В этом году папа валенки не валял, так как нет шерстобитки и шерсти, да и заказов нет. Жалеет о том, что это старинное ремесло стало забываться, рад бы передать свое мастерство, да никто не хочет, говорят трудно и времени нет.

Вот что рассказал Тресков Александр Анатольевич, сын подхоженского вальщика Трескова Анатолия Степановича: «Примерно до 1965 года Подхоженские вальщики ближе к зиме собирались в артели, брали инструменты и на санях, запряжённых лошадьми, уезжали в другие деревни валять валенки. Один из жителей деревни предоставлял им дом для работы, кормил, а за это валенки ему продавали подешевле. Валенки валяли для всей деревни. Когда работа в одной деревне заканчивалась, ехали в другую и так до весны. Рассчитывались за валенки в основном продуктами, птицей, иногда деньгами, иногда вещами. Помню, как однажды отец привёз немецкую швейную машину «Зингер». Позже валенки валяли дома, заказчики приезжали сами и привозили шерсть. У отца была отдельная избушка-валяльная, и мне часто приходилось ему помогать. Не понаслышке знаю какой это тяжёлый труд. Чего стоит только подготовить шерсть для шерстобитки, нужно перебрать всё вручную, выбрать все колючки и репьи. В день валяли по две пары валенок. Это было большим подспорьем для семьи.»

Из разговоров с местными старожилами я поняла, что валенки подхоженских мастеров теплые и долговечные. Некоторым жителям нашего села они «служат» добрую службу вот уже более двадцати лет, пусть латаные-перелатаные.

Очень хочется верить, что этот вид ручного творчества не исчезнет,

найдутся люди, которые продолжат традиции предков.


3.2. Результаты анкетирования

Для выяснения потребительских предпочтений и информированности учащихся и работников нашей школы относительно валенок, мы составили опросный лист (анкету), куда вошли 6 вопросов. Опрашивались 40 учащихся и 25 работников нашей школы. Результаты следующие.

1. Знаете ли вы, что есть такая обувь – валенки?

Все учащиеся и работники ответили утвердительно «Да» - 100 %.

2. Носите ли вы валенки?

Учащиеся: да – 15 человек (37,5%), нет – 25 человек (62,5%)

Работники школы: да – 20 человек (80%), нет - 5 человек (20 %)

3. Согласны ли вы поменять кожаные сапожки на валенки?

10 (25%) учащихся (девочки-старшеклассницы) ответили категорически «нет», 15 (37,5%) учащихся согласны носить валенки, особенно в сильные морозы, 15 (37,5%) учащихся и практически все работники школы согласны поменять кожаную обувь на валенки, но в более современном дизайне.

4. Знаете ли вы , что валенки полезны для здоровья?

30 (75%) учащихся знают только, что валенки - теплая обувь, а о целебных свойствах ничего не слышали, 10 (25%) учащихся от бабушек и дедушек слышали, что валенки помогают при простуде. Все работники школы в большей или меньшей степени осведомлены о целебных свойствах этой обуви.

5. Как изготавливают валенки?

C процессом изготовления валенок из учащихся никто не знаком. 23 (92 %) работника школы знают немного в общих чертах, и только 2 работника школы видели и сами принимали участие в процессе валяния валенок.

6. Знаете ли вы, что подхоженские вальщики раньше были известны далеко за пределами нашего села?

Учащиеся: да - 5 (12,5%) человек, нет – 35 (87,5%) человек.

Работники школы: да - 20 (80%) человек ( коренные жители с. Подхожее), нет – 5 (20%) человек ( приехавшие в село недавно).

Обобщив результаты опроса, можно сделать следующие выводы:

- большинство опрошенных не только знает, но и носит валенки. Чаще всего это люди старшего поколения, реже молодые люди и школьники. С возрастом потребность в валенках возрастает, так как возрастают требования к функциональности и комфортности обуви и уменьшаются к изяществу.

- молодые девушки делают выбор в пользу современной кожаной обуви, остальные с удовольствием готовы поменять кожаную обувь на валенки особенно в сильные морозы и в более современном дизайне.

- о пользе валенок, как и из чего изготавливают валенки школьники почти ничего не знают.

- большая часть опрошенных школьников ничего не знает о том, что подхоженские вальщики раньше были известны далеко за пределами нашего села.



4. Выводы

В результате проведённых исследований были сделаны следующие выводы (в соответствии с поставленными задачами):

1. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси. История валенок начинается с 4 века до нашей эры.

Первые валенки в виде цельного сапога появились в Нижегородской области в конце XIX века. На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Не пренебрегали валенками и царские особы, такие как Петр I, Екатерина Великая, Анна Иоановна. Неоценима заслуга валенок в военное время и при освоении северных регионов. Процесс изготовления валенок требует большой физической силы и терпения.

2. Валенки - вещь полезная во всех отношениях. Натуральная овечья шерсть не только согревает тело человека, но и обладает уникальными целительными свойствами, используемыми в лечебных и профилактических целях. Валенки – единственная обувь, сделанная из натуральных материалов, которые не истребляют природу и животных. Производство валенок не наносит вреда окружающей среде.

3. С момента появления и до середины XX века валенки были неотъемлемым атрибутом жизни русского человека. К концу XX века валенки стали менее популярными, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Сегодня в условиях обострения экологических проблем, проблем здоровья, а также роста интереса россиян к истокам своей культуры спрос на валенки растёт.

4. Не смотря но то, что уровень информированности учащихся и работников нашей школы относительно валенок (польза валенок, как и из чего изготавливают) достаточно низкий, большая часть с удовольствием готова поменять кожаную обувь на валенки особенно в сильные морозы и в более современном дизайне.

Анализ литературы и результаты моих исследований подтверждают мою гипотезу: в XXI веке будет расти интерес к русским валенкам. И уже сейчас они возвращаются в наш быт. Конечно, современные модные валенки довольно отличаются от своих предшественников, которые одевали наши бабушки. Но, все же, сущность остается та же. И современные и старые валенки — очень теплые, удобные, экологичные.
























5. Заключение.

Неповторимые изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символом отечественной культуры. Произведения народного творчества, сделанные руками великих мастеров, передают тепло русской души. 

Лучшие народные мастера были выходцами из крестьянской и ремесленной городской среды, деревня являлась и является основным хранителем сложившихся традиций народного искусства. Сама жизнь заставляла крестьянина использовать имеющийся природный материал, технологию его обработки и изготовления предметов. Уклад крестьянской жизни связан был с сезонными работами в поле и хозяйстве, зависел от природной среды и подчёркивал связь человека с природой, селом и домом, что, в конечном счёте, и определяет характер народного искусства определённой местности. Каждое поколение мастеров не только повторяло старое, давно известное, но и вносило, что-то новое, свое. Медленно менялись условия жизни, от прошлых эпох отбиралось наиболее удачное. На основе живой преемственности опыт познания мира передавался от мастера к мастеру, отца к сыну, и благодаря такой преемственности сохранялся столетиями.

Крестьяне гордились высоким уровнем трудовых навыков, и это сознание с детства воспитывалось в человеке всем укладом жизни в семье, в обществе. Промысловые занятия выполняли как воспитательные функции, так и способствовали расширению межэтнических контактов. Они существовали как на внутрирегиональном, так и на межрегеональном уровне посредством личного общения. В связи с этим промыслы рассматриваются не только как элемент хозяйственной деятельности, но и как часть культурного наследия населения . [6]

В ходе выполнения исследовательской работы я многое узнала о валенках. И поняла, что валенки и в наше время отнюдь не бесполезная вещь. Нет ничего более исконно русского, чем валенки. Сохранять их – значит сохранять русскую культуру.

6. Источники информации

Интернет-ресурсы:

1. http://geo.1september.ru/article.php?ID=200900407

2. http://ilovesheep.ru/?page_id=93

3. http://kudago.com/msk/place/russkie-valenki/

4. http://msc-progress.com/sovremennye-modnye-valenki.html

5. http://regionsar.ru/node/939?page=0,0

6.http://www.dissercat.com/content/promyslovaya-deyatelnost-krestyan-mordovii-vo-vtoroi-polovine-xix-nachale-xx-v-etnokulturnye

7. http://www.gorizont.org/eto_interesno/VALENK/

8. http://www.liveinternet.ru/users/5320370/post287523514

9. http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post192788480/

10. http://www.livemaster.ru/topic/3786-istoriya-i-geografiya-valenok-a-levintov

11. https://ru.wikipedia.

















Приложение 1

Мой папа – Болдаев Сергей Викторович

В мастерской












































Валенки для внучки





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Кибикина Елена Валентиновна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства