kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Мониторинг качества воды в селе Старомукменево Асекеевского района Оренбургской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Мониторинг качаства воды в селе Старомукменево" выполнена с помощью метапредметных связей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Мониторинг качества воды в селе Старомукменево Асекеевского района Оренбургской области"»

Областной ежегодный конкурс

«Юные исследователи окружающей среды»

номинация «Экологический мониторинг»



ФИО автора: Чурашов Алмаз – ученик 6 класса МБОУ Старомукменевская ООШ, воспитанник творческого объединения «Юный эколог» МБУДО Центр внешкольной деятельности



Руководитель: Чурашова Нурия Аубакировна –

учитель географии МБОУ Старомукменевская ООШ, руководитель творческого объединения «Юный эколог»

Консультант: Шафикова Люзия Исламовна-

учитель химии и биологии МБОУ Старомукменевская ООШ





С.Старомукменево

2016г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Значение воды в природе и жизни человека…………………….....4

Глава 2. Виды загрязнений вод………………………………...…….……....6

Глава 3. Экспериментальная часть …………………………………………..9

3.1. Анкетирование жителей села Старомукменево…….…..……………..9

3.2. Методика проведения…………………………..…….…………………10

3.3. Результат исследований качества воды ……………….………………13

Выводы………………………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………17

Список использованной литературы………………………………………..18

Приложение…………………………………………………………………...19

























Введение 

Вода окружает нас повсюду. К этому все привыкли и замечают отсутствие воды лишь, когда временно отключают водопровод. Мы помним, что жизнь на Земле невозможна без воды. На уроках биологии и географии мы говорили о значении воды для живых организмов, и я решил представить себя в роли исследователя, и опытным путем изучить качество воды в нашем селе.
Мы обратили внимание на состояние нашей экологии - окрестности села Старомукменево - в частности на источники и качество воды используемой в быту. В нашем селе нет предприятий или организаций, которые загрязняют окружающую среду. Поэтому жители села не сомневаются в чистоте воды. Но на расстоянии 12 км ведётся разработка Султангуловского месторождения нефти, где иногда случаются разливы добываемого сырья. В нашем районе развито сельское хозяйство, поэтому при таянии снега, выпадении дождей в водоёмы могут попадать вещества, которыми обрабатывают растения. В окрестностях села есть несколько колодцев и два родника, протекают две речки Зерекла и Большая Кинель. А можно ли использовать воду из этих источников?  Я решил провести сравнительный анализ воды из разных источников и узнать, какая вода более всего пригодна для питья и использования в быту. 

Цель работы - определить качество воды в селе Старомукменево. 


Задачи: 
1. Выяснить о значении воды в природе и жизни человека, узнать о видах загрязнений. 2. Провести опрос среди жителей села об источниках воды, которую они используют в быту и для питья. 
3. Провести сравнительный анализ воды из разных источников: колодцев, родников, рек и водопровода. 

Гипотеза: вся ли вода, которую мы пьем, пригодна для питья и использования в быту?
Объект исследования: вода из колодца, родников, рек и водопроводная вода. 
Исследование проходило в МБОУ Старомукменевская ООШ Асекеевского района. 

Сроки исследования: март - сентябрь 2016г.





1. Значение воды в природе и жизни человека

О воде много известно, но она по-прежнему не перестает нас удивлять новыми открытиями. Поэтому фраза "Вода - это жизнь" для многих из нас пока что ничего не значит. Задумайтесь, что вы знаете о воде? Как ни удивительно, но вода до сих пор остается наиболее малоизученным веществом природы. Очевидно, это произошло потому, что ее очень много, она вездесуща, она вокруг нас, над нами, под нами, в нас.


Вода - одно из самых распространенных на Земле соединений. Это - важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Она составляет большую часть любых организмов , как растительных , так и животных, в частности, у человека на её долю приходится 60-80% массы тела. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ, растворяет, выщелачивает горные породы и минералы и транспортирует их из одних мест в другие.


Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле. "Вода дороже золота" - утверждали бедуины всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. В живом организме вода - это среда, в которой осуществляются химические реакции. Исключение ее из организма может привести к смерти уже через несколько дней. Связь между водой и жизнью столь велика, что даже позволила В.И. Вернадскому "рассматривать жизнь, как особую коллоидальную водную систему..., как особое царство природных вод". 


Вода насыщает атмосферу кислородом. С появлением фотосинтезирующих живых организмов парниковый эффект на нашей планете стал гаситься, за счёт выделения кислорода из океана сине-зелеными водорослями и поглощения углекислого газа из атмосферы. Это способствовало переходу восстанавливающей атмосферы в окислительную, что вызвало к жизни новые формы организмов. Вода – причина эволюции на Земле. Круговорот воды – это сложный процесс, состоящий из нескольких основных звеньев: испарения , переноса водяных паров воздушными потоками, выпадения осадков, поверхностного и подземного стока вода попадает в океан. Круговое движение воды на Земле не только важный момент возникновения жизни на планете, но и необходимое условие устойчивого функционирования биосферы.





2. Виды загрязнений вод

Водоём или водный источник связан с окружающей его внешней средой. На него оказывают влияние условия формирования поверхностного или наземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ – загрязнителей, ухудшающих качество воды. Загрязнения, поступающие в водную среду, классифицируют по-разному, в зависимости от подходов, критериев и задач. Так, обычно выделяют химическое, физическое и биологическое загрязнения.

Химическое загрязнение представляет собой изменение естественных химических свойств воды за счёт увеличения содержания в ней вредных примесей как неорганической (минеральные соли, кислоты, щёлочи, глинистые частицы ), так и органической природы ( нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностно-активные вещества, пестициды).

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами. Наибольшие потери нефти связанны с её транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - всё это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. Большие массы нефти поступают в моря по рекам с бытовыми и ливневыми стоками. Объём загрязнения из этого источника составляет два миллиона тонн нефти в год. Со стоками промышленности ежегодно попадает 0.5 миллионов тонн нефти. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде плёнки, образуя слои различной мощности. По цвету плёнки можно определить её толщину. Нефтяная плёнка изменяет состав спектра и интенсивность проникновения в воду света. Плёнка толщиной 30-40 мкм полностью поглощает инфракрасное излучение. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.

Пестициды составляют группу искусственно созданных веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды делятся на следующие группы: инсектициды – для борьбы с вредными насекомыми, фунгициды и бактерициды – для борьбы с бактериальными болезнями растений, гербициды против сорных растений. Установлено, что пестициды уничтожая вредителей, наносят вред многим полезным организмам и подрывают здоровье биоценозов.

В сельском хозяйстве давно уже стоит проблема перехода от химических (загрязняющих среду ) биологическим ( экологически чистым ) методам борьбы с вредителями. В настоящее время более пяти миллионов тонн пестицидов поступает на мировой рынок. Промышленное производство пестицидов сопровождается появлением большого количества побочных продуктов, загрязняющих сточные воды.

Канцерогенные вещества – это химически однородные соединения, проявляющие трансформирующую активность и способность вызывать канцерогенные, тератогенные (нарушение процессов эмбрионального развития ) или мутагенные изменения в организмах. В зависимости от условий воздействия они могут приводить к ингибированию роста, ускорению старения, нарушению индивидуального развития и изменению генофонда организмов.

Основными неорганическими (минеральными) загрязнителями пресных и морских вод являются разнообразные химические соединения, токсичные для обитателей водной среды. Это соединения мышьяка, свинца, кадмия, ртути, хрома, меди, фтора. Большинство из них попадает в воду в результате человеческой деятельности. Тяжелые металлы поглощаются фитопланктоном, а затем передаются по пищевой цепи более высокоорганизованным организмам.

Тяжёлые металлы (ртуть, свинец, кадмий, медь, мышьяк, цинк) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержания соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступает в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны: ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переноситься в океан с материковым стоком и через атмосферу. При выветривании осадочных и изверченных пород ежегодно выделяется 3.5 тысяч тонн ртути. В районах, загрязняемых промышленными водами, концентрация ртути в растворе и взвесях сильно повышается. Заражение морепродуктов неоднократно приводило к ртутному отравлению прибрежного населения. К 1977 году насчитывалось 2800 жертв болезни Миномата, причиной которой послужили отходы предприятий по производству хлорвинила и ацетальдегида, на которых в качестве катализатора использовалась хлористая ртуть. Недостаточно очищенные сточные воды предприятий поступала в залив Миномата. Свинец – типичный рассеянный элемент, содержащийся во всех компонентах окружающей среды: в горных породах, почве, природных водах, атмосфере, живых организмах. Это выбросы с промышленными и бытовыми стоками, с дымом и пылью промышленных предприятий, с выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания. Миграционный поток свинца с континента в океан идёт не только с речными стоками , но и через атмосферу. С континентальной пылью океан получает 20-30 тонн свинца в год.

Среди основных источников загрязнений гидросферы минеральными веществами следует упомянуть предприятия пищевой промышленности и сельское хозяйство. С орошаемых земель ежегодно вымывается около шести миллионов тонн солей. Отходы, содержащие ртуть, свинец, медь локализованы в отдельных районах у берегов, однако некоторая их часть выносится далеко за пределы территориальных вод.

Загрязнение ртутью значительно снижает первичную продукцию морских экосистем, подавляя развитие фитопланктона. Отходы, содержащие ртуть обычно скапливаются в донных отложениях заливов или эстуариях рек. Дальнейшая её миграция сопровождается накоплением метиловой ртути и её включением в трофические цепи водных организмов.

Среди вносимых в океан с суши растворимых веществ, большое значение для обитателей водной среды имеют не только минеральные, биогенные элементы, но и органические остатки. Сточные воды, содержащие суспензии органического происхождения или растворенное органическое вещество, пагубно влияют на состояние водоёмов. Осаждаясь суспензии, заиливают дно и задерживают развитие или полностью прекращают жизнедеятельность данных микроорганизмов участвующих в процессе самоочищения вод. При гниении данных осадков могут образовываться вредные соединения и отравляющие вещества, такие как сероводород, которые приводят к полному загрязнению воды. Наличие суспензии затрудняют также проникновение света на глубину, и замедляет процессы фотосинтеза. Поверхностно-активные вещества – жиры, масла, смазочные материалы – образуют на поверхности воды плёнку, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой, что снижает степень насыщенности воды кислородом. Значительный объём органических веществ, большинство из которых несвойственно природным водам сбрасывается в реки вместе с промышленными и бытовыми стоками. Нарастающее загрязнение водоёмов и водостоков наблюдается во всех промышленных странах.

В связи с быстрыми темпами урбанизации несколько замедленным строительством очистных сооружений или их неудовлетворительной эксплуатацией водные бассейн и почва загрязняются бытовыми отходами.

Особенно ощутимо загрязнение в водоёмах с замедленным течением или непроточных (водохранилища, озёра). Разлагаясь в водной среде патогенных организмов. Вода, загрязнённая органическими отходами, становится практически непригодной для питья и других надобностей. Бытовые отходы опасны не только тем, что являются источником некоторых болезней человека (брюшной тиф, дизентерия, холера), но и тем, что требуют для своего разложения много кислорода. Если бытовые сточные воды поступают в водоём в очень больших количествах, то содержание растворенного кислорода может опуститься ниже уровня, необходимого для жизни морских и пресноводных организмов.

Многие страны имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурого шлака, отходов промышленности , строительного мусора, твёрдых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объём захоронений составил 10 % от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба для воды. Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера , временная дань общества несовершенству технологий. Во время сброса и прохождения материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышается мутность воды. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб , моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счёт ухудшения условий дыхания и питания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества. При организации системы контроля над сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга , определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений.

Тепловое загрязнение поверхности водоёмов и прибрежных морских акваторий возникает в результате сброса нагретых сточных вод электростанциями и некоторыми промышленными производствами. Сброс нагретых вод во многих случаях обуславливает повышение температуры воды в водоёмах на 6-8 градусов Цельсия. Площадь пятен нагретых вод в прибрежных районах может достигать 30 квадратных километров. Более устойчивая температурная стратификация препятствует водообмену поверхностным и донным слоям. Растворимость кислорода уменьшается, а потребление его возрастает, поскольку с ростом температуры усиливается активность аэробных бактерий, разлагающих органическое вещество. Усиливается видовое разнообразие фитопланктона и всей флоры водорослей.

Важное место в предохранении гидроресурсов от качественного истощения принадлежит очистным сооружениям. Очистка промышленных и коммунальных стоков даёт лишь временное решение местных задач охраны вод от загрязнения. Кардинальные пути защиты от загрязнения и разрушения природноаквальных и сопряжённых с ними природных территориальных комплексов заключается в уменьшении или даже полном прекращении сброса в водоём отработанных, в том числе и очищенных сточных вод.

В нашей стране имеются специальные институты, систематически ведущие контроль за качеством воды. Разработаны комитетом стандартов нормы состава питьевой и промышленной воды.







3. Экспериментальная часть

3.1 Анкетирование жителей села

Мы составили анкету и провели социологический опрос жителей села, с целью выяснить воду из каких источников они используют в качестве питьевой воды, какую воду они используют для бытовых нужд. В опросе участвовали 100 человек.
Анкетирование показало, что 82% жителей используют водопроводную воду и для питья, и для бытовых нужд; 32% жителей, когда есть возможность проехать к источнику для питья предпочитают воду из дедушкиного родника; шамассовский родник используют меньше; 36% населения при выгоне скота поят животных водой из реки Зерекла, а некоторые используют для полива огорода, так как река протекает через село, также в летнее время 8% опрошенных поят домашних животных в реке Большая Кинель; воду из колодцев по улице Набережная, Центральная и колодца Близнецов используют лишь 9% сельчан, так как у них не проведён водопровод, ещё 9% используют воду из других колодцев; бутилированную воду покупают лишь 5%, в основном минеральную или газированную. Таким образом, мы выяснили, что жители села уверены в качестве водопроводной воды. Поэтому больший процент населения использует именно эту воду.





3.2 Методика проведения

Сравнение воды из разных источников

Цель работы: определить качество воды из разных водных источников.

Материалы: образцы воды из близлежащих природных источников (прил.№1); вода, используемая для питья в школе, химические стаканы (200 мл); индикаторная бумага, нитрат серебра, азотная кислота, хромат калия, роданистой калий.

Ход работы:

1. Наливаем в пронумерованные пробирки воду: из водоемов (рек, родников), водопровода, колодцев.

2. Оцениваем запах воды по шкале (табл.1).

Таблица 1. Оценка запаха воды:

Интенсивность запаха

Описательное определение

Баллы

Нет

Отсутствие ощутимого запаха

0 баллов

Очень слабый

Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается при употребление.

1 балл

Слабый

Обнаруживается, если обратить внимание.

2 балла

Заметный

Ощущается легко.

3 балла

Отчетливый

Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья.

4 балла

Очень сильный

Запах настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья.

5 баллов

Различают травянистый, болотный, гнилой, тухлый, затхлый, землистый запах. Запахи химических веществ: хлора, горюче-смазочных материалов.

3. Оцениваем цвет и прозрачность: если видны изменения в цвете воды (стакан ставят на чистый лист белой бумаги), но их описывают словами: зеленоватый, светло-коричневый и т.д.

Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органических и неорганических. Определяют следующим образом: на дно цилиндра кладут кольцо из проволоки (или рисуют черным карандашом на белой бумаге) и доливают воду до тех пор, пока кольцо видно. Высота столба в (см), при котором кольцо становиться не видным и является мерой прозрачности.

4. Определяем рН среду: для определения используют индикаторную бумагу. Цветность определяют в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации).

5. Определение катионов железа (III).

Соли трехвалентного железа учитывают с помощью роданистого калия. Водный раствор роданистого калия в присутствии следов трехвалентного железа окрашивается в желтый, а при больших количествах – в кроваво-красный цвет. 
Этот тест служит для предварительной проверки воды на содержание железа в ней.


6. Определение хлорид-ионов.

Материалы: пробирка, нитрат серебра, азотная кислота.

1. К 10 мл пробы воды добавляют 3-4 капли азотной кислоты и приливают 0,5 мл раствора нитрата серебра.

2. Если концентрация хлорид-ионов более 100 мг/л, то образуется белый осадок. При концентрации 10 мг/л - помутнение раствора. Cl- + Ag+  AgCl (белый осадок).

7. Определение катионов свинца:

1. 10 г К2СrO4 растворяют в 90 мл дистиллированной воды.

2. В пробирку помещают 10 мл пробы воды, прибавляют 1 мл раствора реагента.

3. Если в результате реакции образуется желтый осадок, то содержание катионов свинца более 20 мг/л.

Рb2+ + СrО2-  РbСrO4 желтый.

8. Определение жесткости воды.

Материалы: образцы воды, кусочки хозяйственного мыла, пробирки.

1. В пронумерованные пробирки наливают образцы воды по 10-15 мл.

2. В каждую пробирку кидают кусочек мыла и сильно встряхивают (около 5 минут). Дают отстояться и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадков или мало, раствор почти прозрачный и т.д.

9. Определение осадков

Для определения количества осадков необходимо поместить каплю жидкости (из пробы) на предметное стекло и дать ей высохнуть.





































3.3 Результат исследований качеств воды из разных источников

Таблица №1. Сравнение образцов воды

параметры /образец воды

Запах (в баллах)

Цвет

Прозрачность (см)

рН среды

Родниковая (Бабай чишмасе- Дедушкин родник)

0

бесцветный

Более 20

6,5

Родниковая (Шаммасовский родник)

0

бесцветный

20

6,5

Колодезная (колодец Близнецов)

1

Жёлто- коричневый оттенок, мутный

12

5,5

Колодезная (колодец по ул.Набережная)

0

Коричневый оттенок со взвешанными частичками

13,5

6

Колодезная (колодец по ул.Центральная)

0

Жёлтый оттенок, мутный

13

5,5

Речная (из реки Большая Кинель)

1

коричневатый оттенок со взвешанными частичками

18

6,5

Речная (из реки Зерекла)

1

коричневато-зеленный оттенок с взвешанными частичками

16

6,5

Водопроводная (школа)

 

0

бесцветный

20

 

7.0

Бутилированная питьевая«Дворцовая»

0

бесцветный

20

 

7,5

Таблица №2. Сравнение образцов воды

параметры /образец воды

Катионы железа

Хлорид- ионы

Катионы свинца

Жёсткость

Родниковая (Бабай чишмасе- Дедушкин родник)

Окраска не изменилась

Опалесценция

Окраска не изменилась

Среднее пенообразование

Родниковая (Шаммасовский родник)

Окраска не изменилась

Опалесценция

Окраска не изменилась

Среднее пенообразование

Колодезная (колодец Близнецов)

Окраска не изменилась

Опалесценция

Окраска не изменилась

Низкое пенообразование

Колодезная (колодец по ул.Набережная)

Окраска не изменилась

Опалесценция

Окраска не изменилась

Низкое пенообразование

Колодезная (колодец по ул.Центральная)

Окраска не изменилась

Опалесценция

Окраска не изменилась

Низкое пенообразование

Речная (из реки Большая Кинель)

Окраска не изменилась

Опалесценция

Окраска не изменилась

Высокое пенообразование

Речная (из реки Зерекла)

Окраска не изменилась

Опалесценция

Окраска не изменилась

Высокое пенообразование

Водопроводная (школа)

 Окраска не изменилась

Помутнение

Окраска не изменилась

Среднее пенообразование 


Бутилированная питьевая«Дворцовая»

Окраска не изменилась

Помутнение

Окраска не изменилась

 Среднее пенообразование

Для анализа качества воды были взяты пробы из разных источников (прил.№1). После проведённых опытов были получены следующие результаты: родниковая и водопроводная вода прозрачны, бесцветны, не имеют запаха и не содержат взвешенных частиц; вода из колодцев №3,4,5 мутная и в образце №3 присутствует незначительный затхлый запах и солоноватый привкус.

Доступными нам методами мы не обнаружили катионов железа и свинца, а также хлорид- ионов в исследованных образцах, их или не было, или их концентрация была ниже чувствительности наших методов.

Показатель кислотности рН во всех образцах были в пределах нормы, только в колодце Близнецов и по улице Центральной вода слабокислая рН=5.


Исследуемые образцы воды различались показателем общей жесткости, речная вода (р.Зерекла и р.Большая Кинель) самая мягкая, так как имеют самое высокое пенообразование. Вода из родников и водопровода имеют среднюю жёсткость. Высокая жёсткость обнаружена во всех трёх колодцах, самое низкое пенообразование.

Для того чтобы определить количество осадков мы поместили каплю жидкости на предметное стекло и подсушили над спиртовкой. При этом больше всего осадка зафиксировано в воде из колодца Близнецов и по улице Набережная, незначительные осадки обнаружены в пробах №1,2. Осадок практически отсутствует в пробах №6,7. Полученные данные сопоставимы с исследованием жёсткости воды.



















Вывод

  1. Вода - самое распространенное на Земле вещество, она занимает более 70% площади поверхности земли, и только около 30% приходится на долю суши. Вода придает Земле тот неповторимый вид, который отличает ее от других планет Солнечной системы. Вода - на первый взгляд простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода - является, без всякого преувеличения, основой жизни на Земле. В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно, поэтому можно сделать вывод:  наша жизнь полностью зависит от воды. Проанализировав виды загрязнений гидросферы, мы выяснили, что все они носят антропогенный фактор.


  1. Анкетирование показало, что 82% жителей используют водопроводную воду и для питья, и для бытовых нужд; 32% жителей, когда есть возможность проехать к источнику для питья предпочитают воду из дедушкиного родника; шаммасовский родник используют меньше; 36% населения при выгоне скота поят животных водой из реки Зерекла; колодезной водой пользуются лишь 9% жителей; бутилированную воду покупают лишь 5% сельчан, но в основном не питьевую, а минеральную - лечебную. Таким образом, мы выяснили, что жители села Старомукменево уверены в качестве водопроводной воды в своём населённом пункте. Это подтверждает анализ воды, взятой из крана школы при контроле над исполнением СанПиНа в образовательных учреждениях территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области.





  1. В результате проведенной работы было доказано, что водопроводная вода и родниковые №1,2 и колодезные №4,5 могут быть использована как в питьевых, так и технических целях. Колодезная вода №3 и речные имеют незначительный затхлый запах, и мутный зеленоватый цвет, поэтому воду из колодца Близнецов и рек не рекомендуем для использования в питьевых целях. Ни в одном образце не обнаружено катионов железа, свинца, хлорид ионов. Самая жёсткая вода в колодцах образцы №3,4,5, самая мягкая вода в реках Большая Кинель и Зерекла. Образцы воды №6,7, родниковые №1, 2 и водопроводная №8 имеют среднюю жёсткость. Таким образом, образцы воды №1,2,8,9 по исследованным нами параметрам можно считать экологически безопасной, так как они не содержат посторонних примесей. Главным недостатком этих образцов является жесткость, которую мы определили как среднюю. Но она больше влияет на бытовые приборы, чем на здоровье человека. 

Заключение

Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Совершенно очевидна потребность населения в чистой, прозрачной, без цвета, вкуса и запаха, питьевой воде. В своей работе я подобрал и освоил методики эксперимента, позволяющие выявить органолептические и физико-химические свойства воды. Провел исследование качества воды из нескольких источников. Полученные результаты проанализировал. По результатам анализов воду в окрестностях села Старомукменево можно считать экологически безопасной. Был проведен социологический опрос с целью изучения общественного мнения о качестве воды.

В настоящее время уделяется огромное внимание охране окружающей среды и в частности естественных водоёмов. В современных условиях важное значение приобрела проблема рационального использования и охраны водных ресурсов. Сохранение запасов питьевой воды, ее экономное использование – одна из актуальных проблем, решение которой является важной государственной задачей, но, вместе с тем, в значительной степени зависит от каждого из нас.

Для того чтобы водоёмы оставались чистыми мы ежегодно проводим акции «Живи, родник», «Чистые берега», цель которых – обустройство и грамотная эксплуатация водоёмов, сохранение их для настоящего и будущего поколения, а так же экологическое воспитание и просвещение.

При выполнении исследований были разработаны следующие рекомендации:

1. Продолжать мониторинговые исследования качества питьевой и речной воды из разных источников.
2. Продолжить ежегодные акции по охране окружающей среды. 3. Вести контроль над состоянием водоёмов, осуществлять своевременный уход (очистка, уборка мусора).














Список использованной литературы

  1. Боголюбов А.С. Экосистема. - М., 2001.

  2. Газета "Биология". Издательский дом "Первое сентября". №23, 2008

  3. Газета "Иваново-Пресс". №41 от 11.10.2007

  4. Попова Т.А. Экология в школе. - М., 2005. - 64 с.

  5. Железнякова Ю.В., Назаренко В.М. Учебно-исследовательские экологические проекты. Химия в школе, 2000, № 3.

  6. http://chemistry.narod.ru/

  7. http://www.agrovodcom.ru/zz_nitrat.html






































Приложение №1

Образцы воды


Образец воды


1

Родниковая (Бабай чишмасе- Дедушкин родник)


2

Родниковая (Шаммасовский родник)


3

Колодезная (колодец Близнецов)


4

Колодезная (колодец по ул.Набережная)


5

Колодезная (колодец по ул.Центральная)



6

Речная (из реки Большая Кинель)



7

Речная (из реки Зерекла)


8

Водопроводная (школа)


9

Бутилированная питьевая«Дворцовая»







Приложение №2

Карта- схема района исследования









Приложение №3

Фотоматериалы



Фото 1-2. Колодец близнецов



Фото 3-4. Берём пробы воды для анализа











Фото 5-6. Определение хлорид- ионов



Фото 7-8. Определение прозрачности



Фото 9-10. Определение рН

Фото 11-12. Определение катионов железа



Фото 13-14. Определение жёсткости воды



Фото 15-16. Отстаивание воды







Фото 17-18. Определение количества осадков



Фото 19-20. Шамассовский родник















Фото 21. Дедушкин родник Фото 22. Река Большая Кинель

14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чурашова Нурия Аубакировна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377592


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства