Исследовательская работа по географии" Демографический портрет моей школы"
Исследовательская работа по географии" Демографический портрет моей школы"
Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего села. Будущее населенных пунктов полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие крупных поселков и городов, на улучшение качества жизни населения, на развитие отраслей промышленности. Будет увеличиваться численность населения, соответственно количество детей школьного возраста, а значит школы страны , в том числе и наша, будут существовать многие годы.
Поэтому цель моей работы: исследования: изучить демографические изменения в школе за последние 5 лет и предположить прогноз на будущее.
Цель реализую через задачи:
1. Изучить терминологию по вопросу демографии.
2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.
3. Провести анкетирование учащихся школы.
4. Собрать и обработать информацию.
5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.
Объектом исследования являлись обучающиеся МОАУ СОШ с. Васильевки 1-11 классы
В результате исследования пришли к выводу о том, что в школе обучаются представители пяти национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по географии" Демографический портрет моей школы" »
Тезисы
к исследовательской работе по теме «Демографический портрет моей школы».
Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего села. Будущее населенных пунктов полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие крупных поселков и городов, на улучшение качества жизни населения, на развитие отраслей промышленности. Будет увеличиваться численность населения, соответственно количество детей школьного возраста, а значит школы страны , в том числе и наша, будут существовать многие годы.
Поэтому цель моей работы: исследования: изучить демографические изменения в школе за последние 5 лет и предположить прогноз на будущее.
Цель реализую через задачи:
1. Изучить терминологию по вопросу демографии.
2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.
3. Провести анкетирование учащихся школы.
4. Собрать и обработать информацию.
5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.
Объектом исследования являлись обучающиеся МОАУ СОШ с. Васильевки 1-11 классы
В результате исследования пришли к выводу о том, что в школе обучаются представители пяти национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Васильевки
Исследовательская работа
«Демографический портрет
моей школы»
Работу выполнила: ученица 7а класса Заика Юлия Руководитель: учитель географии Китова Наталья Григорьевна
С. Васильевка
2015 год
Содержание
I. Введение_________________________________________1-3
III. Заключение_____________________________________12
IV. Литература _____________________________________13
V. Приложения_____________________________________14-17
1.Введение
Актуальность
В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь. После изучения терминов возник вопрос: - Как демографические проблемы страны отражаются на демографической ситуации моего села и школы?
Исходя из данных по динамике численности обучающихся школы, предположить, какие меры целесообразно применять для того, чтобы как можно дольше просуществовала наша школа, а, значит, и наше село?
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что в школе обучаются представители пяти национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
В нашей школе прослеживается уменьшение количества учащихся за последние пять лет.
Поэтому возникает необходимость планирования воспитательной работы с обучающимися, посредством создания ими в будущем многодетных семей.
Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической
ситуации нашего села. Будущее населенных пунктов полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие крупных поселков и городов, на улучшение качества жизни населения, на развитие отраслей промышленности.
1
Будет увеличиваться численность населения, соответственно количество детей школьного возраста, а ,значит, школы страны , в том числе и наша, будут существовать многие годы. Основной идеей и главной целью моей работы является изучение демографических изменений в школе за последние 5 лет и предположение прогноза на будущее.
Цель реализовала через ряд задач:
1. Изучить терминологию по вопросу демографии.
2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.
3. Провести анкетирование учащихся школы.
4. Собрать и обработать информацию.
5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.
В работе я использовала методы:
1. Анализ литературных и интернет источников.
2. Анкетирование.
3. Систематизация и обобщение.
4. Сравнение и сопоставление.
Объект исследования: обучающиеся МОАУ СОШ с. Васильевки 1-11 классы
Предмет исследования:
влияние современных проблем страны на демографическую ситуацию нашей школы.
2
Гипотеза:
зная демографическую ситуацию нашей школы, мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей, а также можно планировать воспитательную работу с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем полноценных многодетных семей.
3
II. Основная часть.
Демографические термины:
Демография - это описательная наука об изменении численности населении, и его миграциях (переселения населения). (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая политика - это меры государства направленные на увеличение или снижение рождаемости (Демографический энциклопедический словарь).
4
2.Методы исследования
В работе использовалисьметоды:
1. Анализ литературных и интернет источников.
2. Анкетирование.
3. Систематизация и обобщение.
4. Сравнение и сопоставление.
5
3.Результаты исследования
3.1. Динамика численности учащихся за последние 5 лет.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что в школе обучаются представители пяти национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
В нашей школе прослеживается уменьшение количества учащихся за последние пять лет.
Поэтому возникает необходимость планирования воспитательной работы с обучающимися, посредством создания ими в будущем многодетных семей.
Чтобы проследить динамику численности учащихся за последние 5 лет, нам пришлось обратиться к заместителю директора школы по учебной части Стишенко Светлане Васильевне и проанализировать цифровые данные ежегодных статистических отчётов. Полученные данные были занесены в таблицу. (Приложение № 1.)
Изучив данные, мы получили следующее: за пятилетний период
( 2010-2015гг.) количество учащихся сократилось на 26 человек, а это целый класс! Уменьшение детей школы хорошо просматривается на диаграмме.
Нас заинтересовали такие результаты и мы решили сравнить данные численности населения нашего села с данными о рождаемости и смертности за последние 5 лет. Для этого мы обратились за статистическими данными в амбулаторию села Васильевки.
6
Проанализировав данные, мы получили следующие цифры:
- увеличение числа родившихся на 22 человека,
- увеличение числа умерших на 38 человек,
- увеличение численности населения на 108 человек.
Несмотря на это, родившихся за год, к сожалению, на 16 человек меньше, чем умерших, а значит – отрицательный прирост населения.
Скорее всего, это объясняется следующими причинами:
- в селе происходит постепенное старение населения, увеличивается число
людей пожилого возраста;
- высокомотивированные выпускники после школы покидают село с целью получения высшего образования в других регионах России;
- часть населения мигрирует по причине поиска более оплачиваемых мест работы и с целью карьерного роста;
- сказывается и затянувшаяся кризисная ситуация в стране.
Чтобы изучить ситуацию в школе мы разработали анкету «Что я знаю о себе» (Приложение № 2) Каждый учащийся школы ответил на заданные вопросы. Этими ответами мы воспользовались для дальнейшего своего исследования.
Данные анкетирования представлены в работе в виде таблиц и диаграмм (Приложение№ 3)
7
3.2.Половой состав учащихся школы по классам
Классы
1
2а
2б
3а
3б
4а
4б
5
6
7а
7б
8
9
10
11
Итого
Пол
М
11
6
5
8
6
11
6
7
10
7
5
8
4
2
1
99
Ж
13
7
8
7
7
9
10
11
8
9
8
10
13
2
5
138
Полученные данные не соответствуют тому, что в России и в мире мальчиков рождается больше, чем девочек и их количество выравнивается только к 20 годам. Количество мальчиков и девочек хорошо просматривается на диаграмме (Приложение № 5)
Анализ таблицы показал: сегодня в школе учатся 99 мальчиков и 138 девочек. Преобладание количества девочек над мальчиками осуществляется за счёт: 1 класса (2007 г.р), 2 «Б»,(2006 г.р), 4 «Б»(2004 г.р), 9 класса (1999 г.р) классов.
Мы сравнили наши данные с данными в целом по селу среди детей этих годов рождения. Действительно, в 2004, 2006 и 2007 годах среди новорожденных преобладали девочки.
8
3.3.Возрастной состав учащихся школы
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
д
м
д
м
д
м
д
д
м
д
м
д
м
д
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
4
1
12
8
17
12
11
10
10
12
10
9
2
5
10
12
9
10
9
2
5
5
3
1
1
0
Из графика видно, что в большинстве случаев преобладает количество девочек.
Анализируя данную таблицу и диаграмму (см. Приложение № 5), мы определили, что в нашей школе обучается больше детей 2001, 2004 и 2006 годов рождения, то есть учащихся 4-х, 3-х и 8 классов. Сравнивая со статистическими данными родившихся в селе за эти 12 лет (1996-2008), мы узнали, что максимальное число рождений тоже приходится на эти же годы. А за последние 10 лет (2005-2015) количество родившихся увеличилось на 198 человек. Низкий уровень рождаемости отмечается в 1996 году - это учащиеся 11-го класса. Мы считаем, что это тоже погрешности нашего микрорайона, так как, минимальное число рождений в городе приходится на 1999 год (см. Приложение № 5). Данные предоставлены врачом-педиатром села Васильевки Тимошиной Татьяной Андреевной.
Увеличение количества родившихся в последние годы, мы считаем, объясняется проведением демографической политики как на государственном, так и на региональном уровнях: ипотека, помощь молодым семьям, различные виды пособий матерям – одиночкам, беременным женщинам, детям в возрасте до 3-х лет, бесплатное обеспечение медикаментами детей в возрасте до 3-х лет, единовременные губернаторские выплаты семьям при рождении второго и последующего ребенка, «материнский капитал» и т.д.
9
3.4 Этнический состав школьников.
Национальности
Русские
Азербайджане
Украины
Армяне
Таджики
Кол-во детей
221
6
4
4
1
Данные анкетирования, которые представлены в таблице и круговой диаграмме (см. Приложение № 4) показали, что основное количество детей русские - 94%, азербайджанок – 3%. Украинцы -2%, армяне – 2%. Есть представители и других национальностей: таджики. Это 0,5 % от общего числа обучающихся школы.
В результате нашего исследования мы получили, что в нашей школе схожее распределение национальностей: большинство учащихся – русские, на втором месте по численности – азербайджанцы и на третьем и четвертом –украинцы и армяне. Подобное распределение, на наш взгляд, является результатом исторического заселения и освоения территории, а также влиянием миграции (переселения населения) Амурской области в последние годы.
10
4. Это интересно.
Самый многочисленный класс нашей школы- 1-ый – 24 ученика.
Самый многонациональный класс школы – 8-ой. Из 19 человек класса присутствуют представители трех национальностей (русские ,армяне , украинцы).
11
III. Заключение.
Составляя демографический портрет нашей школы, мы получили ответы на интересующие нас вопросы.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что в школе обучаются представители пяти национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
В нашей школе прослеживается уменьшение количества учащихся за пятилетний период.
Несмотря на увеличение числа родившихся, в селе сохраняется по- прежнему отрицательный естественный прирост и потребность в увеличении рождаемости остается актуальной. Поэтому возникает необходимость планирования воспитательной работы с учащимися, направленную на значимую роль семьи в жизни ребенка , увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем многодетных семей.
Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего села. Будущее небольших населенных пунктов полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на улучшение качества жизни всего населения. А также на привлечение инвестиций, на создание новых рабочих мест, на расширение базы наукоёмких и трудоёмких сфер деятельности.
Будет увеличиваться численность населения в поселках и городах, соответственно количество детей школьного возраста и школы страны, в том числе и наша, будут существовать многие годы.
12
IV. Используемые литературные источники:
1. Цифровые данные статистических отчетов школы
2. Классные журналы
3. Статистические данные, предоставленные работниками отдела ЗАГС