kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Памятники природы моего края. Стерлитамакские шиханы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описаны Стерлитамакские шиханы республики Башкортостан. Описаны история исследования, геологическое строение, растительный и животный мир, а также экологическая проблема которая возникла "благодаря" ОАО "СОДА". 

Данная работа выполнена ученицей 9 класса МОБУ СОШ с. Ольховое Зангировой Элины

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Памятники природы моего края. Стерлитамакские шиханы" »


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Ольховое муниципального района Уфимский район республики Башкортостан





География, экология









Памятники природы моего края. Стерлитамакские шиханы.


Проблемно-реферативная исследовательская работа














Выполнена ученицей 9 класса

МОБУ СОШ села Ольховое

Зангировой Элиной


Научный руководитель –

учитель географии

Зангирова Людмила Николаевна


с. Ольховое

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Результаты исследования. Стерлитамакские шиханы.

1.1. Шиханы – горы–одиночки.

1.2. Памятники природы.

2. Экологические проблемы.

2.1.ОАО «Сода».

Заключение

Список источников и литературы

Приложение





















Введение

Выбор темы исследования

Я часто бываю в городе Стерлитамаке республики Башкортостан. И у меня возник вопрос «Почему Стерлитамакские шиханы называют памятниками природы и чем они уникальны». Я решила узнать всё о Стерлитамакских шиханах. Так возникла тема моей проблемно-реферативной исследовательской работы.

Цель исследования

1. Узнать, какие географические объекты мы называем шиханами?

2. Выяснить, чем уникальны Стерлитамакские шиханы?

3. Исследовать есть ли экологические проблемы, и какие пути их решения?

Задачи исследования

- Изучить научную информацию по теме;

- Доказать, что памятники природы необходимо охранять;

- Выявить отношение учащихся школы к данной проблеме.

Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: природа и экология.

Предмет исследования: Стерлитамакские шиханы.

База исследования: учащиеся и независимые участники.

Гипотеза исследования

Возможно, Стерлитамакские шиханы названы памятником природы из-за того, что интересно их геологическое строение и на прилегающей территории уникальная флора и фауна.

Методы исследования

1. Анализ научной литературы.

2. Анкетирование.

3. Сравнение полученных результатов.

1. Результаты исследования. Стерлитамакские шиханы.

1.1. Что мы называем шиханами?


Я изучила литературу по данной теме и узнала что шиха́н — это одиночный холм (сопка), хорошо выделяющийся в рельефе; останцовая возвышенность с правильными склонами и вершиной. В Заволжье и Западном Приуралье шиханы представляют собой остатки рифов древних морей, сложенные из известняков.

Шиханы - четыре отдельно стоящих вершины, расположившихся цепью по правому берегу реки Белой. Шиханы - самые высокие скальные образования Среднего Урала.

Таким образом, изучив справочную литературу, я ответила на первый вопрос своей работы.

Почему же Стерлитамакские шиханы памятники природы?

1.2. Па́мятник приро́ды — охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении.

Итак, изучив научную и справочную литературу, я постаралась ответить на второй вопрос своей исследовательской работы, поставленной в цели. И моя гипотеза подтвердилась. Действительно, Стерлитамакские шиханы названы памятником природы потому что, это геологический памятник природы.

Есть теория, что в древние годы на территории современного Башкортостана был океан. А какой океан без рифов? И теперешние горы – одиночки – шиханы – как раз являются теми рифами, с сохранившимися отпечатками моллюсков и растительными вкраплениями, доказывающие их природу.

Шиханы единственный такого рода геологический памятник природы на территории всей планеты. Такие, как в Башкортостане, есть ещё только в Австралии.

Первое упоминание о шиханах относится к XVIII веку. В 1842 году состоялось их первое научное описание. В 1932 началась работа по составлению карт. Потом была произведена профессиональная разведка. Тогда же был установлен возраст шиханов - 285 миллионов лет.

Ученые биологи и зоологи выяснили, что здесь обитают растительные и животные организмы типичные как для леса, так и для степи. Геологи – что горы почти полностью состоят из известняка.

2. Экологические проблемы.

Почему нужно охранять памятники природы?

Известняк с Шахтау и по сей день используют на местном комбинате «Сода» в качестве сырья для производства соды.

ОАО «Сода» предлагает: кальцинированную соду, бикарбонат натрия, соединения бария, строительные материалы, белую сажу, синтетические порошкообразные и жидкие моющие средства. Это предприятие относится к числу крупнейших в мире производителей кальцинированной соды. Условия для работы содового предприятия здесь на редкость благоприятны: почти рядом со Стерлитамаком под землей залегают крупные залежи поваренной соли, а на поверхности возвышаются обнаженные рифовые массивы Шахтау, Куштау, Юрактау и Тратау, сложенные высококачественными известняками. Соляной раствор поступает по трубопроводу с Ярбшикадарского месторождения, расположенного в 10 км от Стерлитамака, а известняк – по воздушно-канатной дороге с соседней горы Шахтау. Рядом протекает река Белая, добыча топлива (нефти, газа, бурый уголь). Удачное сочетание всего, того что требуется для содового производства, служит основой для выработки очень дешевой и качественной кальцинированной соды. Из отходов ОАО «Сода» выпускает цемент и асбошиферные плиты. География реализации продукции охватывает десятки европейских, азиатских и латиноамериканских стран. За качество продукции и устойчивую позицию на мировом рынке ОАО «Сода» имеет международные награды.

Все это очень хорошо для развития экономики республики и страны в целом, но не надо забывать и о том, что это невосполнимые природные ресурсы. Что мы отдадим природе взамен того что забираем у неё?


Разработка горы Шахтау привела к почти полному ее уничтожению. Теперь здесь не 4, а 3 шихана. Общественность борется за охрану остальных.

Например, гора Тратау очень востребована туристами. И не только из-за красивой природы, но и из-за спортивной составляющей. Здесь раздолье для любителей полетов на дельтапланах и парапланах.

Башкирские шиханы надо беречь! Ведь они мало изучены.

Я решила провести анкетирование учащихся нашей школы с 6 по 9 классы.

При опросе был заданы вопросы:

1. Какие географические объекты мы называем шиханами?

2. Чем уникальны Стерлитамакские шиханы?

3. Какова экологическая ситуация Стерлитамакских шиханов?

По результатам опроса я составила таблицу 1(Приложение 1).

Из результатов таблицы 1, я сделала вывод, что из 46 опрошенных учащихся 22 учащихся знают, что такое шиханы, а 24 – не знают. 22 учащихся знают, чем уникальны Стерлитамакские шиханы. Об экологической проблеме шиханов знают те же 22 учащихся. Исходя из этих данных, я сделала вывод, что нужно рассказать о Стерлитамакских шиханах учащимся нашей школы.

Тогда я решила проанализировать результаты опроса учащихся по классам. И поместила свои результаты в виде диаграммы на рисунке 1(Приложение 2).

Из рисунка 1 видно, во-первых, что многие учащиеся 7 класса ни чего не знают о шиханах.

Во-вторых, конечно же, если мы не сбережем такое достояние природы, то о них не будут знать и наши потомки. Просто-напросто им нечего будет показывать, некуда их будет водить.

Выполняя  исследовательскую работу, я поняла, как ценна для нас наша родная природа и мы должны не только знать о памятниках природы нашей республики, но и сохранять их первобытное состояние. Не разрушать девонские отложения и не уничтожать редкие растения и редких животных. Мы должны ценить красоту нашего края, любить и сохранять её.

Шиханы – это музей под открытым небом. Не случайно они занесены в Глобальный реестр геологического наследия.

Заключение

В качестве вывода хочется привести строки их стихотворения:

Сохраним Шиханы Торатаю и Юратау

Башкирия - мой край родной,
Ты удивляешь красотой,
Своих лесов, полей и рек
И где бы не был человек,
себя увидев, равнодушным
Уж не останется на век
Стоят цепочкой гор Шиханы,
Гора Торатау, старше всех,
Ей миллионы лет, Ты знаешь?
Ее не создал человек
Природный памятник, Веками
он был священен для людей,
Там поклонялись мирозданию
И становились все мудрей.
Сегодня спор идет серьезный,
И обсуждают на верхах,
А не пустить ли в разработку,
Гору Торатау, в пух и в прах,
Разрушить красоту такую,
Нежели поднимется рука,
И не увидят наши дети

То, что стояло здесь века.
Завод все требует сырье,
В переработке у него Гора Шахтау, 
Ей конец.
Остался от нее рубец,
На теле матушки земли.
Забыли люди мудрость предков,
Беречь природу не хотят,
И в голове у них одни 
лишь доллары шуршат!

Список источников и литературы

1. Башкирия путеводитель/ Под ред. Г.А Осташевской/ Уфа, 1971 г.

2. География Башкортостана. Хисматов М.Ф., Учебник для 9 класса, Уфа: Китап, 2000г.

3. Тимербаева З. Ш., Ахметова А. Ш. Шиханы — уникальные памятники природы Башкортостана // Учитель Башкортостана. — Уфа: Башкортостан, 2006. — № 4. — С. 67–69.

4.  Фаткуллин Р. А., Сайфуллина Е. Н., Япаров И. М. Рекреационные и туристские объекты Западного Приуралья (в пределах Башкортостана) // Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология. — Воронеж: ВГУ, 2007. — № 2. — С. 43–45.

5. Экономика Башкортостана: Учебник для ВУЗов и ССУЗов/ Под общ. Ред. Х.А. Барлыбаева/ Уфа, 2003 г.

6. tour 102.ru

7. ru.wikipedia.org

8. nsportal.ru




























ПРИЛОЖЕНИЕ











Приложение1

Таблица 1

Классы

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

Вопросы

З

Н

З

Н

З

Н

З

Н

1. Какие географические объекты мы называем шиханами?

6

14

3

5

6

4

7

1

2. Чем уникальны Стерлитамакские шиханы?

7

13

2

6

5

5

8

-

3. Какова экологическая ситуация Стерлитамакских шиханов?

7

13

2

6

5

5

8

-

З – знают

Н - незнают

Приложение2









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Памятники природы моего края. Стерлитамакские шиханы"

Автор: Зангирова Людмила Николаевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Презентация "Стерлитамакские шиханы" "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-stierlitamakskiie-shikhany"
    ["file_id"] => string(6) "194075"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427725267"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства