kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект: Традиции мусульманских народов Еткульского района

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект является исследовательским. В теоретической части автор знакомит с понятием  "Аят", в каких случаях проводят аяты, с процедурой проведения аятов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект: Традиции мусульманских народов Еткульского района»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селезянская средняя общеобразовательная школа»

Еткульского муниципального района Челябинской области










Тема проекта:


Традиции мусульманских народов

Еткульского района

(исследовательский проект)







Авторы проекта: Габдинурова Эльвира Азаматовна,

обучающаяся 10 класса

МБОУ «Селезянская СОШ»

Габдинуров Руслан Азаматович,

обучающийся 6 класса

МБОУ «Селезянская СОШ»


Наставник: Габдинурова Ильмира Замигуловна,

учитель географии, биологии, химии

МБОУ «Селезянская СОШ»











с.Селезян

2022 год

Содержание


Аннотация наставника

3


Введение

4

  1. Теоретическая часть

6

    1. Что такое Аят?

6

    1. Процедура проведения аятов

11

    1. Ответы на мои вопросы

14

  1. Практическая часть

16

Заключение

17

Список литературы

18








Аннотация наставника



Данный проект является исследовательским. Авторов заинтересовало, что означает слово «аят», в каких случаях проводят аяты. В ходе работы над проектом они узнали процедуру проведения аятов, провели исследования традиций и обычаев мусульман села, узнали, кто соблюдает законы Ислама. Данный проект является очень значимым для мусульман Земли, так как Россия - многонациональная страна. В одной только Челябинской области проживает около 40 народов, все они живут в дружбе и согласии. Нравственная культура народов России представлена такими религиями: православное христианство, ислам, буддизм, иудаизм и т.д. Основы культуры народов России заложены в сердца и души граждан ещё с детства. Ни одну из этих религий в нашей стране не запрещают, более того, способствуют их развитию, одновременно сохраняя духовные традиции, сформированных в веках. 2022 год – год нематериального культурного наследия народов России. Такое решение было принято для популяризации народного искусства, сохранения и преумножения культурных традиций, памятников, этнокультурного многообразия всех этнических общностей. В ходе создания проекта были проведены исследования. Выделена проблема, цель, поставлены задачи проекта, есть заключение. Продуктом проекта является создание буклета.









Введение


Актуальность темы


Темой нашего исследования стало изучение традиций мусульманских народов, живущих на территории Еткульского района. В нашем районе проживают мусульманские народы: татары, башкиры, казахи, таджики, узбеки и т.д. Многие, примерно 50%, соблюдают традиции народов, особенно те, кто приехал в наш район из Средней Азии. Это таджики, узбеки, которые ежедневно читают намаз. Почему мы взяли для исследования именно эту тему? Нас заинтересовало происхождение слова «аят», зачем проводят аяты, почему аят читают на арабском языке, почему мусульмане предпочитают есть конину и баранину, а запрещают есть свинину? Почему мама по пятницам запрещает наводить порядок дома? Почему у мусульман священным днем считается пятница? Мы, башкиры, живём в семье, где соблюдаются обычаи, традиции мусульман, намаз не читаем. Устраиваем в доме мусульманское застолье –Аш, который проводится по серьёзным поводам: рождение ребёнка, чтение Корана на дому, поминовение умершего родственника, чтение за здоровье. Часто, со своей семьей посещаем мечеть, которая находится в Еткуле, первая и единственная в нашем районе. Однажды обращались в мечеть города Копейска, где приобретали ткань и всё необходимое для погребения нашей бабушки. В мечети даем садака - это добровольная милостыня, которую мусульманин выплачивает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию с намерением заслужить милость Аллаха. Почти каждый год ездим в Учалинский район Республики Башкортостан, поднимаемся на гору Ауштау, набираем из святого источника Аулия святую воду, покупаем сувениры. На вершине горы Ауштау находятся три захоронения. Самое почитаемое из них – могила святого Мухаммада Ризван Ауш Аулия. Нам повезло, возле могилы святого читал мулла аят, мы раздали хаир присутствующим там людям. Традиции в нашей семье сохраняются из поколения в поколение, мы думаем тоже продолжать в будущем традиции мусульман.

Мечеть с.Еткуль Первая слева Эльвира




В процессе изучения темы у нас возникли вопросы, которые мы систематизировали и решили по ним провести исследовательскую работу.

  • Что означает аят?

  • В каких случаях проводят аяты?

  • Какова процедура проведения аятов?

Цель проекта: узнать, какие традиции есть у мусульман Еткульского района и соблюдают ли их мусульмане нашего села?

Задачи проекта:

1.Найти в литературе и Интернет-ресурсах информацию

2.Провести исследования

3.Подготовить продукт проекта (буклет).

4. Сделать вывод по результатам исследования.

Методы и приёмы:

  • сбор информации;

  • работа с литературой;

  • обработка собранной информации;

  • наблюдение;

Объект исследования: мусульмане села Селезян


Гипотеза: есть в нашем селе мусульмане, которые соблюдают традиции и обычаи своего народа, даже в смешанных семьях (муж христианин, жена мусульманка)









  1. Теоретическая часть


    1. Что такое Аят?


Аят (араб. – знак, чудо)мельчайшая структурная единица Корана, знамение, назидание, доказательство, чудо. Аятами называются и коранические стихи. В Коране это слово упоминается 382 раза. В качестве Божественных знамений (аятов) называются различные природные процессы и объективные события, которые подчинены определенным закономерностям. Коран призывает к размышлению над сущностью этих событий, которые должны привести каждого здравомыслящего человека к осознанию того, что они не могут возникать и происходить из ничего. Следовательно, все эти процессы являются знамениями (аятами) подтверждающими мысль о существовании Творца. Знамениями (аятами) называются также все Божественные откровения, которые ниспосылались пророкам. Все коранические аяты по своему содержанию разделяются на несколько категорий. Относительно того, сколько именно имеется аятов в Коране, существуют различные мнения. Самым распространенным является утверждение о том, что там содержится 6600 аятов, но некоторые считают, что их 6204, 6214, 6219, 6225 и 6236.

Основным мусульманским обычаем является проведение аятов.
Аят с арабского означает «молитва». В жизни каждого башкира необходимо проводить четыре основных аята:

  1. «Исем туе» (аят по случаю рождения ребенка). До 40 дней нельзя ребенка никому показывать, только после аята ребенок получает имя и защиту Бога.

  2. «Никах» (аят по случаю женитьбы или замужества).

  3. «Курмандык» (аят жертвоприношения).

  4. «Ясинь» (аят по случаю погребения).

1,2 и 4 аяты – обязательные в жизни человека. А Третий аят зависит от состоятельности семьи, проводят его редко, он направлен на благополучие семьи, здоровье детей, успешности в учебе. Кроме того, рекомендуется проводить аяты хотя бы один раз в год для того, чтобы прочитать молитвы, посвященные памяти ушедших из жизни близких, достатку в семье, здоровью родных. В некоторых башкирских семьях сохранилась такая традиция – каждый год в доме проводить аят.

«Исем туе» (аят по случаю рождения ребенка) Сразу после рождения ребенка ему в правое ухо читают «азан», чтобы, как сказано в хадисе, сатана не смог навредить ребенку, а в левое ухо младенцу читают «икаму», затем богобоязненный, добрый человек протирает десна ребенку разжеванной мякотью спелого финика. Основным муcульманским обычаем является проведение аятов. Аят с арабского означает "молитва". В жизни каждого башкира необходимо проводить три основных аята: 1. "Исем туе" (аят по случаю рождения ребенка). До 40 дней нельзя ребенка никому показывать, только после аята ребенок получает имя и защиту Всевышнего. 2. "Никах" (аят по случаю женитьбы или замужества). 3. "Курмандык" (аят жертвоприношения). 4. "Ясин" (аят по случаю погребения). 1, 2 и 4 аяты – обязательные в жизни человека. А 3 аят зависит от состоятельности семьи, проводят редко, он направлен на благополучие в семье, здоровье детей, успешности в учебе. Кроме того, рекомендуется проводить аяты хотя бы один раз в год для того, чтобы прочитать молитвы, посвященные памяти ушедших из жизни близких, достатку в семье, здоровью родных. В некоторых башкирских семьях сохранилась такая традиция - каждый год в доме проводить аят.Основным муcульманским обычаем является проведение аятов. Аят с арабского означает "молитва". В жизни каждого башкира необходимо проводить три основных аята: 1. "Исем туе" (аят по случаю рождения ребенка). До 40 дней нельзя ребенка никому показывать, только после аята ребенок получает имя и защиту Всевышнего. 2. "Никах" (аят по случаю женитьбы или замужества). 3. "Курмандык" (аят жертвоприношения). 4. "Ясин" (аят по случаю погребения). 1, 2 и 4 аяты – обязательные в жизни человека. А 3 аят зависит от состоятельности семьи, проводят редко, он направлен на благополучие в семье, здоровье детей, успешности в учебе. Кроме того, рекомендуется проводить аяты хотя бы один раз в год для того, чтобы прочитать молитвы, посвященные памяти ушедших из жизни близких, достатку в семье, здоровью родных. В некоторых башкирских семьях сохранилась такая традиция - каждый год в доме проводить аятОсновным муcульманским обычаем является проведение аятов. Аят с арабского означает "молитва". В жизни каждого башкира необходимо проводить три основных аята: 1. "Исем туе" (аят по случаю рождения ребенка). До 40 дней нельзя ребенка никому показывать, только после аята ребенок получает имя и защиту Всевышнего. 2. "Никах" (аят по случаю женитьбы или замужества). 3. "Курмандык" (аят жертвоприношения). 4. "Ясин" (аят по случаю погребения). 1, 2 и 4 аяты – обязательные в жизни человека. А 3 аят зависит от состоятельности семьи, проводят редко, он направлен на благополучие в семье, здоровье детей, успешности в учебе. Кроме того, рекомендуется проводить аяты хотя бы один раз в год для того, чтобы прочитать молитвы, посвященные памяти ушедших из жизни близких, достатку в семье, здоровью родных. В некоторых башкирских семьях сохранилась такая традиция - каждый год в доме проводить аятОсновным муcульманским обычаем является проведение аятов. Аят с арабского означает "молитва". В жизни каждого башкира необходимо проводить три основных аята: 1. "Исем туе" (аят по случаю рождения ребенка). До 40 дней нельзя ребенка никому показывать, только после аята ребенок получает имя и защиту Всевышнего. 2. "Никах" (аят по случаю женитьбы или замужества). 3. "Курмандык" (аят жертвоприношения). 4. "Ясин" (аят по случаю погребения). 1, 2 и 4 аяты – обязательные в жизни человека. А 3 аят зависит от состоятельности семьи, проводят редко, он направлен на благополучие в семье, здоровье детей, успешности в учебе. Кроме того, рекомендуется проводить аяты хотя бы один раз в год для того, чтобы прочитать молитвы, посвященные памяти ушедших из жизни близких, достатку в семье, здоровью родных. В некоторых башкирских семьях сохранилась такая традиция - каждый год в доме проводить аят Основным муcульманским обычаем является проведение аятов. Аят с арабского означает "молитва". В жизни каждого башкира необходимо проводить три основных аята: 1. "Исем туе" (аят по случаю рождения ребенка). До 40 дней нельзя ребенка никому показывать, только после аята ребенок получает имя и защиту Всевышнего. 2. "Никах" (аят по случаю женитьбы или замужества). 3. "Курмандык" (аят жертвоприношения). 4. "Ясин" (аят по случаю погребения). 1, 2 и 4 аяты – обязательные в жизни человека. А 3 аят зависит от состоятельности семьи, проводят редко, он направлен на благополучие в семье, здоровье детей, успешности в учебе. Кроме того, рекомендуется проводить аяты хотя бы один раз в год для того, чтобы прочитать молитвы, посвященные памяти ушедших из жизни близких, достатку в семье, здоровью родных. В некоторых башкирских семьях сохранилась такая традиция - каждый год в доме проводить аятИмя ребенку татары давали через несколько дней после рождения. Оставлять его без имени дольше считалось опасным, так как он мог заболеть. Обряд наречения имени - исем кушу, ат салу, атату проводился с приглашением муллы и почтенных старцев — родственников, соседей. Сама церемония заключалась в следующем: младенца на подушке подносили к мулле, и он, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносил имя новорожденного и тут же делал запись в книге регистрации новорожденных. Судя по надписям надгробий, переписным листам и другим историческим источникам, вплоть до XIX в. преобладали имена тюрко-татарского происхождения. В XIX в. картина резко изменилась. Под влиянием и при активном участии духовенства, получившего религиозное образование в различных медресе Бухары, у татар стали внедряться исламские имена, смысл которых сводился к прославлению Аллаха и пророка Мухаммеда. Большими тиражами и многократно были опубликованы «соответствующие шариату» именники и циркуляры по правильному написанию отдельных имен (Саттаров. С. 14-15). Это привело к тому, что к началу XX в. преобладающими у татар стали имена из мусульманского именника. Отмечая засилие таких имен, народный поэт Г. Тукай писал: «Каждый абзы, каждый агай, каждый бабай является по своему имени как бы необходимым элементом веры. Гиматетдин, Мифтахетдин, Микразетдин - это подпорка, ключ, ножницы веры». Он отмечал «бесчисленное множество» имен, «приклеенных к богу»; «смысл этой «приклейки» к богу заключается в том, чтобы нам, лишь только мы появились на свет, не оставлять и тропинки к самостоятельности даже в имени. Мы — Габдулла — некий божий человек. Мы - Гобайдулла - то есть какой-то божий рабчонок, мы — Гыбадулла - то есть какой-то божий раб. Мы - Ахмадулла - какой-то божий Ахметка, мы - Рахматулла - то есть носитель божьей милости. Это безобразные, бессодержательные, бессмысленные составные имена, все это — заслуга наших мулл...» (Тукай, 1961. С. 142-145).
Церемонию наречения имени завершало угощение — аш. Это было единственное застолье, куда приглашались мужчины, да и то в основном пожилые. Более многолюдным был званый обед для женщин, который проводили иногда вслед за угощением мужчин. Женщины всегда приходили с подарком для новорожденного. Приносили отрез материи, мыло, платок и т.д.
Отличительным признаком таких застолий являлась подача "масла младенца" — бәби мае, которое могло быть просто масло, либо масло с медом, либо масло, перемешанное с сухим творогом особой обработки, - тура, корт. Торжества, угощения назывались исем туе — "праздник имени", бәби ашы — "угощение (по поводу рождения) ребенка", бәби мае — "масло младенца", нәнә котлык - "поздравление младенца" и т.д.



«Никах» (аят по случаю женитьбы или замужества).

По Закону Ислама, Никах – это очень ответственный шаг и важное мероприятие в жизни молодых и их родителей, которые переживают за них с самого рождения. В то же время такой обряд не имеет юридической силы перед государством. Поэтому после чтения никаха супругам необходимо зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Мусульманская свадьба по шариату – брак между женщиной и мужчиной, который основан, в первую очередь, на принципах гласности. Ислам не одобряет, когда девушка и парень живут вместе и при этом скрывают свои отношения, что является грехом. Необходимо, чтобы родные люди и общество обязательно признали и приняли новую семью.

  1. Произношение молитвы

Никах читается только мусульманам, т.е. мужчина обязательно должен быть совершеннолетним мусульманином и не попадать под категорию махрам (близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства), невеста может принять ислам - это на её усмотрение. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках. Обычно хазрат (уважительное обращение к человеку с высоким религиозным статусом) просит их при свидетелях и гостях произнести молитву "Ля Иляха Илля-Ллах, Мухаммад Расулю-Ллах" (смысл: Нет Божества кроме Единого Бога Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха). Если по какой-либо причине произнести на память тяжело, хазрат просит повторить за ним эту молитву.

  1. Согласие родителей

Со стороны девушки должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В лучшем случае, должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, хазрат должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее. Хазрат спрашивает у родителей, не против ли они брака молодоженов, на что родители всегда с улыбкой отвечают, что не против. Ведь для них это радость жизни.

  1. Подарок невесте

Необходимость выплаты махра - свадебного подарка со стороны жениха невесте (на выбор невесты). Жених заранее приобретает подарок невесте, и чаще всего, таким подарком бывает какое-то золотое украшение для девушки (серьги, кольцо, подвеска, браслет и т.п.). Хазрат просит жениха показать махр (подарок) свидетелям, гостям и подарить его невесте. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое пожелание невесты в будущем.

  1.  Свидетели на никахе

Свидетелями (шахидами) на никахе могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две женщины (в исламе голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным. В свидетели берутся как минимум двое мужчин. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание. Они могут оказывать, при возможности, помощи молодой паре в конфликтных ситуациях, если молодые обратятся к ним с такой просьбой. Нельзя брать в свидетели своих родителей и “обмениваться” родителями тоже нельзя, потому что после никаха родители жениха для невесты становятся второй мамой и папой. 

  1. Согласие молодоженов

Обоюдное согласие на женитьбу и право свободного выбора жениха и невесты. 

«Курмандык» (аят жертвоприношения). Жертвоприношение(курбан) – это предусмотренный Шариатом обряд, который совершает мусульманин в определенное время, намереваясь тем самым приблизиться к Всевышнему Аллаху и добиться его довольства. При этом режут верблюдов, крупный или мелкий рогатый скот. «Ясинь» (аят по случаю погребения).

Процесс погребения у башкир состоял из нескольких этапов:

  • К человеку, страдающему от сильной болезни и находящемуся на грани смерти, приглашают муллу, он возносил молитву из Корана. Считалось, это облегчает муки и отгоняет нечисть.

  • Усопшего располагали на твердой поверхности, руки вытягивали вдоль тела. На грудь поверх погребального одеяния укладывали лист бумаги с молитвой. Покойных опасались и приставляли к ним специальную охрану. С похоронами никогда не затягивали, от тела старались избавиться в кратчайшие сроки. Например, если человек скончался после обеда, погребение проводилось в первой половине следующего дня.

  • В процессе обмывания участвовало от четырех до восьми человек. Их впоследствии одаривали дорогими презентами. Вначале осуществляли ритуальное омовение, затем тело мыли, обливали водой и насухо вытирали. После этого покойного оборачивали в три слоя савана, пошитого из крапивной или конопляной материи. Между слоями вставляли листочки с аятами из Корана.

  • Саван перевязывали тканевыми полосками в области головы, на коленях и поясе. Женщин до оборачивания материей одевали в штаны и нагрудник, на голову повязывали платок.

  • Покойного выносили ногами вперед, чтобы он не вернулся в дом. Всем, кто обещал молиться за усопшего, дарили скот или деньги. Когда до погоста оставалось сорок шагов читали специальную молитву – йыназа намаз. В могилу опускали с помощью полотенец, нишу прикрывали досками, чтобы земля не попала на тело.

  • После погребения все садились вокруг могильного холмика, имам читал молитву, нищим раздавали милостыню. Заключительным этапом похорон становился поминальный обед. Его проводили в день погребения, на третьи, седьмые и сороковые сутки. Также стол накрывали на годовщину.

  • Помимо национальных яств, обязательно готовили жареные блюда, поскольку башкиры верили, что подобный аромат отгоняет нечисть. На первых поминках после завершения обеда вновь раздавали милостыню всем, кто принимал участие в погребении. Вручали рубахи, нагрудники, мотки ниток и т.д.







    1. Процедура проведения аятов
Подготовка к аяту начинается заранее. Хозяева должны заранее пригласить родственников, пожилых людей. Гостей созывают обычно днём с расчётом - на обед. Хозяева должны определиться с днём (обычно выходной) и временем проведения застолья (около обеда чаще), для того ещё надо договориться с человеком, который будет читать суры из Корана. Это может быть мулла или просто знаток священной книги. Может быть абыстай (женщина, знающая и умеющая читать на арабском), кто свободен и может присутствовать в данный день. Приглашаются гости. Преимущественно родственники близкие, у татар обычно их много, потому самые близкие - обязательно, остальные - зависит от финансовых возможностей хозяев и причины созыва застолья. Соседи ближние - так же зовутся. Подруги-друзья, но они конечно верующие должны быть, мусульманами. Другой веры, нации зовутся на застолье, им не возбраняется сидеть за столом, это нормально, но встречается редко. Никто не настаивает. Гости начинают приходить уже за час примерно, женщины предлагают помощь, но обычно помощниц и так хватает, потому женщин старшего возраста усаживают так же за стол, где они и ведут свои разговоры, пока не соберутся все. Дедушки к назначенному времени приходят и когда все в сборе - начинается религиозная часть. Чтец (он, по сути, самое главное лицо на застолье) читает суры из Корана, все внимательно слушают, никакого шушукания не бывает, помощницы на кухне стараются тихо работать. Хозяева дома находятся за столом или рядом в комнате (если там места мало или нужно подсказывать помощницам: что и где. В доме должно быть чисто и уютно, чтобы молитва поглотила всю негативную энергию дома. Во время аятов ни в коем случае нельзя допустить, чтобы на столе присутствовал алкоголь, это грех. Для приготовления супа необходимо мясо животного или птицы (но не свиньи), которое нужно заранее сварить и мелко накрошить (обычно рано утром), бульон должен быть прозрачным и наваристым. За день-два делается домашняя лапша, сейчас некоторые хозяйки могут купить в магазине готовую лапшу, но это совсем не то. (магазинная будет отличаться вкусом, быстро разваривается). При изготовлении лапши использует только муку, яйца, горячую воду и соль. Тесто нужно долго замешивать, убирать его в пакет минут на 20-30. Затем раскатываются круги из теста, нужно дать им высохнуть, но не пересохнуть. Потом лапшу очень тонко нарезать и высушить. Во время подачи супа обязательно наличие курута. Курут – это традиционный башкирский кисломолочный продукт, который обладает способностью нейтрализовать последствия потребления большого количества жира. При изготовлении курута используют молоко и обрат (50:50), молоко выливается в 10-литровую кастрюлю и убирается в теплое место (печь), где выстаивается одну неделю. Образовывается масса, которую нужно аккуратно убрать в кастрюлю, сыворотку слить. Эту молочную смесь в течение трех дней размешивать, чтобы процесс окисления массы продолжался. Затем кастрюлю ставят на медленный огонь, доводят до кипения при непрерывном помешивании (1,5-2 часа). Остывший продукт перелить в банки. Многие этот продукт (курут) употребляет для снижения давления, и нормализации кислотности в желудке. На аят люди одеваются как на праздник (у мужчин тюбетейка на голове, а у женщин – красивый платок, закрытые руки, шея). Стол должен быть покрытым скатертью, на нем стоят солонки с солью, и люди, находящиеся за столом, после молитвы должны взять щепотку соли в рот. А вот в некоторых районах на столах вместо соли ставят изюм. Почему? Возможно, изюм был дороже соли, и у каждой местности свои традиции и обычаи, так уж заведено. Мулла произносит молитву, недопустимо разговаривать и перебивать его. После молитвы скатерть со стола убирается, и члены семьи должны прижать её к себе. Считается, что она освящена и заряжена положительной энергией. После молитвы, прочтенной муллой, раздается «хаир» (милостыня) в виде платков, отрезов ткани, денежных монет. Отдавать «хаир» нужно правой рукой, брать лучше левой рукой ( потому что она более близко расположена к сердцу) – этим вы как бы приманиваете деньги ближе к себе, к сердцу. Сначала «хаир» нужно дать мулле, затем матери, а потом мужчинам и остальным женщинам. Как только «хаир» роздан, нужно произнести слово «тамам» (означает «я закончил»). Следующая процедура – омовение рук. А в это время на кухне, пока мулла читает молитву, начинается приготовление супа. Процедура приготовления супа тоже непростая, в его готовке принимают участие 3-4 женщины (снохи). Сначала в кипящий бульон опускается лапша. Быстро размешивается, чтобы лапша не свернулась в комки. Варится на медленном огне минут 10-15, всё время помешивается. Обычно готовят такой суп в больших емкостях (15-20-литровых кастрюлях). Убирается кастрюля. Готовится эмалированный таз, куда по порядку закладывается такие продукты, как нарезанное мелкими кусками мясо, томленное на снятом жире от бульона, лук, шурпа с лапшой. Все это перемешивается и подается на стол. Конститенция супа – не жидкая. Обязательно такой суп подается в 2-х тазах: 1-для мужчин, 2- для женщин. Мужчина разливает суп для мужчин, женщина –для женщин. После супа начинается обряд чаепития. На столе должен обязательно присутствовать самовар на углях. Ароматный запах дыма разносится по всему дому. Чаепитие у башкир предполагает обязательное присутствие на столе всевозможных пирогов, ватрушек, блинов, шанег, булочек (начинкой служат яблоки, клубника), варенья, мед. Мед для башкир в состоянии заменить все прочие сладости. Например, чак-чак – обязательное украшение любого праздничного стола, секреты его приготовления передаются по женской линии из поколения в поколение. Чай башкиры неизменно пьют с топленным на печи молоком. Они настолько привыкли к этому, что зачастую не спрашивают у гостя, стоит ли ему в чай добавлять молоко или нет. Каждому гостю даётся «кучтенеч» - гостинец, пакетик с пирогами-конфетами и прочим






















    1. Ответы на мои вопросы


Почему Коран нужно читать на арабском?

Мусульмане верят, что чудодейственной силой обладают только слова из Корана на арабском языке, на котором священный текст был продиктован архангелом Магомету. Именно поэтому любой, даже самый точный перевод священной книги, теряет свою божественность. Поэтому читать молитвы из Корана необходимо на языке оригинала – арабском.


Можно ли заниматься уборкой в пятницу?

Ислам запрещает совершение каких- либо дел во время пятничного намаза для мужчин, но некоторые женщины тоже приостанавливают свои дела во время пятничного намаза из-за уважения к нему. Отсюда и родились слухи о том, что в пятницу нельзя вести уборку.

В этом вопросе стоит понимать, что речь идет только о приостановлении работ или уборки, только во время пятничного дня, это не распространяется на весь пятничный день.


Почему у мусульман священным днём считается пятница?

Джума (в переводе с арабского – «пятница» или «собрание») считается самым благим днем недели, днем праздника и проведения совместного намаза и встреч. О его значении сказано в Коране: «Лучший день, в который восходит солнце, - это пятница. В этот день Аллах создал Адама. В этот день он вошел в Рай, в этот день был изгнан из него, и Последний Час не пробьет ни в какой другой день, кроме пятницы».

Еще один хадис говорит о том, что в течение пятницы есть особый час, когда Аллах обязательно услышит молитвы каждого. Говорят, что он наступает после предзакатного намаза.

Джума начинается с заходом солнца в четверг и заканчивается с наступлением сумерек на следующий день. В одной из сур Корана говорится о том, что Аллах призвал мусульман оставлять торговлю и другие занятия и присоединяться к коллективной молитве. Мужчины должны забыть о мирских делах и прийти в мечеть. И чем раньше они это сделают, тем большее вознаграждение получат.

Подготовку к пятнице следует начинать заранее. Необходимо заняться личной гигиеной, надеть чистую одежду, можно использовать благовония. Пятницу называют днем обилия: в этот день Аллах одаривает мусульман своими благами. И, как уже было сказано, принимает любую мольбу. В течение суток необходимо посвятить себя служению ему и хотя бы ненадолго оставить все мирские дела.


Почему мусульмане любят баранину?

Исламская религия предусматривает немало пищевых ограничений. В гигиенических целях запрещено есть мясо хищников, всеядных животных и некоторые другие виды продуктов. Но наиболее известен запрет на употребление свинины, которая широко распространена у других народов. Судя по всему, данное правило появилось на основании особенностей быта бедуинов-кочевников. Свинья имеет короткие ноги и не может переходить от пастбища к пастбищу. Она нуждается в больших запасах пищи, которых у скотоводов обычно нет. Ее мясо быстро портится в жарком климате. А само животное часто является переносчиком паразитов, которых уйма там, где живут арабы. Тем не менее, в распоряжении остаётся немало видов домашних животных. Козы, коровы, кони, куры, иные виды птицы – всех их вполне можно разводить ради мяса. Тем не менее, именно баранина стала для восточных народов главным источником белка. Много столетий она является основным продуктом питания у большинства мусульман.

Давайте расскажем, как это получилось. Большинство народов, которые исповедуют ислам, проживает в регионах с очень жарким, а нередко засушливым климатом. Многие из них являлись в прошлом кочевниками и до настоящего сохраняют традиции скотоводческой культуры. Даже после оседания на землю часть из них продолжили заниматься скотоводством – просто потому, что земледелие на их родине не продуктивно.

В таком случае по объективным причинам в их распоряжении имеется меньшее количество животных, которых разводят для получения мяса. Если коней держать для этой цели, их следует полностью освободить от сельскохозяйственных работ. Лошадь, на которой ездят или которую запрягают в телегу, будет в худшую сторону отличаться по вкусовым качествам.

Насчет коров можно сказать то же самое, хотя кочевники не так уж часто использовали их под запряжку. Поэтому их мясо вполне приемлемо, но его бывает слишком много. Если ты решить отведать говядины, ее остальную часть туши животного придется кому-то продать или просто отдать. Одна семья не сможет съесть ее за один раз. Ну либо резать корову придется на праздник, когда ее разделят на всех соседей. Что касается овец, то в жарком пустынном и полупустынном климате Африки и Евразии их содержать наиболее удобно. Для них не требуется заготавливать корма, тогда как коровы и кони в этом нередко нуждаются. Они легко передвигаются на большие расстояния, что является ключевым моментом для кочевников, так как путь между зимним (равнинным) и летним (горным) пастбищами овцы переносят очень легко. Они очень выносливы и хорошо размножаются. Большого внимания к себе не требуют, а их шерсть можно использовать для изготовления одежды.

Неудивительно, что от Северной Африки и до Монголии овцы стали основным сельскохозяйственным животным. Но есть у них и иное достоинство, о котором требуется рассказать. Косвенно мы его уже упомянули. Даже много столетий назад народы Северной и Центральной Европы могли сооружать своеобразные холодильники – они копали небольшой подвал, в котором всегда сохранялась приемлемая для хранения продуктов температура. У южан такой возможности не было, поэтому любое мясо следовало сразу же съесть.


  1. Практическая часть











Заключение


В ходе своих исследований мы узнали много нового и можем сделать вывод: в нашем селе Селезян традиции Илама соблюдают примерно 50% населения мусульман, намаз читают только приезжие из Средней Азии (таджики, узбеки). В смешанных семьях соблюдают традиции мусульман и православных, т.е. относятся с уважением к культурам своих народов. Узнали, почему нельзя употреблять свинину, почему мусульмане предпочитают баранину. Поняли, почему мусульмане нашего района занимаются овцеводством, почему наша учительница истории (по нации русская), реэмигрантка из Казахстана предпочитает в качестве мясных блюд, использовать конину, так как жила среди мусульман и ей передалась эта атмосфера. Познакомились с понятием «аят», в каких случаях проводят аяты. С процедурой проведения аятов мы были знакомы, потому-что в нашей семье устраивают мусульманское застолье – Аш, но многое узнали нового.

Если человек общается с людьми из разных культур, то поневоле он становится открытым, добрым и понимающим человеком.

Для выполнения проекта, мы использовали информацию с Интернет-ресурсов, проводили опрос населения села Селезян, советовались с нашими родственниками.

Представители всех народов, проживающих на территории нашей страны – помимо этнической идентичности, имеют ещё и российскую идентичность, которая проявляется в моменты внешних вызовов. Таким образом этническая идентичность не противоречит российской, скорее наоборот – борьба против этнической идентичности приводит к тому, что, делая выбор между идентичностями малой этнической группы и страны, когда человека этот выбор делать заставляют, он выбирает первую. Поэтому нужно с уважением относиться друг к другу и культуре своих соседей – только так мы сохраним наше единство. Как один из представителей малого народа сказал очень простую, но мудрую фразу: «все люди – люди». Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев и традиционных занятий и промыслов. Богатство национальных культур – это достояние всей страны.

Мы живём в многонациональной стране и должны знать и уважать традиции и культуру людей, проживающих рядом с нами. Каждый народ по-своему самобытен и интересен. Между людьми не должно быть никаких различий. Мы все равны, несмотря на разницу менталитетов.









Список литературы


  1. Башкирская энциклопедия. Уфа. Научное издательство» Башкирская Энциклопедия». 2005г., Т.3.,с.492

  2. Башкирская энциклопедия. Уфа. Научное издательство» Башкирская Энциклопедия». 2005г., Т.4.,с.266

  3. Самситова Л.Х. Реалии башкирской культуры.- Уфа: Китап,1999.- 176с.

  4. Хисамитдинова Ф.Г. и др. Родной Башкортостан.Уфа,1992-295с

  5. Янбухтина А.А. Народные традиции в убранстве башкирского дома.- Уфа: Китап,1993г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский проект: Традиции мусульманских народов Еткульского района

Автор: Габдинурова Ильмира Замигуловна

Дата: 12.12.2022

Номер свидетельства: 619914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства