kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Войлок в традиционной культуре бурят"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о войлоке. Цель работы: Выявить значение войлока в традиционной культуре бурят, изучить преимущества перед другими материалами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Войлок в традиционной культуре бурят"»

Войлок в традиционной культуре бурят.






Оглавление.


  1. Введение.


  1. Теоретическая часть.


    • История войлока, его использование в быту и промышленности

    • Свойства шерсти


  1. Исследовательская часть.



    • Сравнительный анализ технологии изготовления войлока у бурят и других народов Азии.



    • Опыт « Теплосберегающие свойства войлочных и синтетических изделий».




























Введение.



Гипотеза: Войлок – уникальный природный материал, превосходящий многие синтетические материалы.

Цель работы: Выявить значение войлока в традиционной культуре бурят, изучить преимущества перед другими материалами.

Задачи:

  1. Изучить литературу по использованию войлока в быту и промышленности.

  2. Изучить технологию изготовления войлока у бурят и других народов.

  3. Провести эксперименты по изучению теплосберегающих свойств войлока.


Тема актуальна и в связи с необходимостью изучения исчезающих традиционных видов народных промыслов, возрождения и развития их в современных условиях. Войлок – удивительно пластичный, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал.

Новизна заключается в том, что проведен сравнительный анализ технологии валяния шерсти бурят с другими народами, изучены на собственном опыте теплосберегающие свойства шерсти.


























История войлока, его использование в быту и промышленности.


История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Первые войлоки найдены на территории современной Анатолии, они относятся к 3 тыс. до н.э. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода..

И все же по сравнению с ткачеством, возраст которого ученые оценивают в 20 тыс. лет, войлок был изобретен довольно поздно. Дело в том, что единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причем лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния. Шерсть дикой овцы почти не валяется, т.к. не она не имеет чешуйчайтого слоя, поэтому первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Но количество шерсти, которое можно получить с одной овцы сравнительно невелико - 3-5 кг, а на покрытие для на юрты, например, требуется 100-120 кг шерсти. Поэтому начало истории войлока относится к тому времени, когда была одомашнена лошадь (5-6 тыс. до н.э). Примерно в это же время была одомашнена и собака - помощница человека в пастьбе овец. Использование верховых лошадей и собак сделало возможным организацию овец в большие отары, и именно с этого момента войлоковаляние из локального домашнего производства становится массовым и жизнеопределяющим для многих народов.

С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:

вваливание узора

аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы - ткань, кожа

мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку.

иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками

изредка встречается роспись по войлоку.

До наших дней дошли основные войлочные традиции.

Иранская традиция, в которой выполнены первые из известных войлоков - вваливание узора. Носителями этой традиции являются современные туркмены, которые и сегодня изготавливают кошмы точно так же, как это делалось века и тысячелия назад. Основные цвета туркменских войлоков - белый, красный и черный, а основной узор - стилизованный бараний рог. Узор выкладывается шерстью на циновке, затем циновка скручивается, и приступают непосредственно к валянию кошмы.

Пазырыкская линия войлоков получила свое название от самого знаменитого, можно сказать, культового войлока - занавеса площадью более 30 кв.м, найденного в одном из Пазырыкских курганов. Сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Войлок отличает тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования войлочных изделий.

В Бурятии в первозданном виде живет сюнская традиция войлоковаляния. Первые образцы таких войлоков были найдены во Внутренней Монголии. Эти войлоки чаще одноцветны, зато сплошь украшены мелкой стежкой сухожильными нитями. Древние магические узоры стежки используются по сей день.

Если с валянием небольших изделий отлично справляются женщины, то валяние "серьезных" вещей - это мужская работа. Готовое к валянию, например, полотнище для юрты навивается на палку, зашивается в кожу, и палка привязывается к стременам оседланного коня. Конь таскает эту палку по полю до тех пор, пока войлок не сваляется. Считается, что для этого достаточно протащить ее на 15-20 полетов стрелы (примерно 2 км.)

Славянские народы кочевниками никогда не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки - тканые и потом подвалянные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды.

Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. Войлок рождает новые и неожиданные креативные решения - так, например, входят в моду войлочные аксессуары и украшения из войлока, войлочные картины.

Свойства шерсти


Шерсть упруга, эластична, прочна, обладает извитостью волокна (чем тоньше шерсть, тем она более извита). Извитость способствует получению рыхлой пушистой и упругой пряжи, а так же увеличению срока носки изделий. Благодаря хорошей упругости шерстяные изделия не сминаются и долго сохраняют хороший внешний вид. Шерсть гигроскопична, т.е. способна поглощать воду. При высокой влажности она может впитать в себя до 33% влаги относительно собственного веса, не будучи мокрой на ощупь и медленно отдает ее в окружающую среду.

Коэффициент теплопроводности у шерсти ниже, чем у многих текстильных волокон. Именно поэтому шерстяная постель является наиболее теплой.

Основное вещество, из которого состоит шерсть: кератин - относится к группе белковых (протеиновых) веществ.

Шерсть во все времена ценилась за свои целебные свойства. Еще в старину люди избавлялись от зубной и головной боли, обматывая голову шерстяным платком.

Шерстяные изделия особенно рекомендуются людям, страдающим радикулитом или ревматизмом. Радикулит - заболевание, связанное с позвоночником. Людям, страдающим радикулитом, противопоказано спать на пуховой постели. В ночные часы температура тела немного понижается, и человек пытаясь согреться, укутывается в одеяло, но сбрасывает его через некоторое время, так как ему становится слишком жарко. Влажное тело мгновенно переохлаждается и утром мы уже не в состоянии повернуть шею или нагнуться. Это происходит потому, что тело, нуждающееся в сухом тепле, не получает его под пуховым одеялом, которое не пропускает воздух. Шерсть же впитывает влагу, позволяет телу дышать и нейтрализует вредные вещества, которые выделяет с потом кожа.

Наравне с ревматиками, шерстяные изделия рекомендуются также людям, страдающим:

остеохондрозом; ортопедическими заболеваниями; аллергией; астматическими (бронхиальными) заболеваниями; нарушениями кровообращения.

За ночь, спящий теряет при потовыделении от половины до целого литра влаги. Шерсть впитывает влагу в семь раз быстрее, чем любое другое текстильное волокно, что позволяет телу оставаться сухим и теплым.

Благодаря своим особенным свойствам, схожим со свойствами человеческой кожи, шерсть поддерживает те климатические условия, которые необходимы для организма. Недаром сыны пустыни со времен Мухаммеда и по сей день, носят бурнусы из шерсти, которые днем защищают голову от палящего солнца, а по ночам от холода.

Уже век назад знаменитый исследователь свойств шерсти, профессор Йегер, установил, что шерсть может нейтрализовать кожные испарения.





Технология изготовления войлока у бурят и других народов.


ВОЙЛОК, кошма (hэеы)- традиционный материал в бытовом укладе бурят. Технология изготовления войлока, область его применения и декоративные традиции в оформлении восходят к искусству древних тюрков. Изготовляли войлок из овечьей шерсти. Каждая бурятская женщина должна была уметь изготовлять войлок. Кроме ручного способа, буряты раньше валяли войлок и при помощи лошади. Войлок был неотъемлемой частью быта бурят.

Одна из основных функций войлока - покрытие каркаса юрты и устройство внутреннего убранства жилища (войлоком застилали пол и нары, завешивали стены). Предпочтение отдавалось белому войлоку. "Белая юрта" - распространенный образ в бурятском фольклоре, являющийся символом света, добра, нравственной чистоты. С ней в народе связаны представления о домашнем уюте и благополучии.

Изготовление из изделий из войлока распространено вплоть до сегодняшнего времени. Войлочные ковры (шэрдэг) были необходимой принадлежностью народных обрядов, праздников, входили в состав приданого бурятской невесты. По тому, сколько войлочных кошм у невесты, судили о достатке ее семьи. Девушка прежде чем войти в дом жениха, по обычаю сначала должна была непременно наступать на белый войлок. Дорогих гостей, как правило, сажали на белую кошму.

Войлок оберегал бурят от холода, от болезней. Казалось бы, с теплой одеждой в прежние времена было напряженно, но люди мало болели такими болезнями, как артрит и ревматизм. Потому что войлок оберегал тело и в жару, и в холод. Да и серный налет на шерсти выполнял лечебную функцию. При головных болях прикладывали кусок войлока к голове. Если женщина долгое время не могла забеременеть, то ее опять же укутывали войлоком. Также войлок использовали при лечении переломов костей.

Катание войлока («эшэгы») - один из видов традиционной обработки сырья в домашних условиях. Изготовление войлока окружено ореолом почтительного отношения к этому процессу, ибо он связан с шерстью овцы, т.е. животного, которое называется «халун хушуута», что означает «близкий, родной». Подчеркивалось, что в процессе катания войлока участвуют высшие силы, что больным и беременным женщинам, недоброжелательным людям лучше не участвовать в этом деле.

Традиционно катанием войлока занимались в летнюю пору, после стрижки овец.

Сначала шерстобитной палочкой («сабаа») из ивового прутика выбивали грязь из овечьей шерсти. Это самый тяжелый, нудный процесс. Затем шерсть сушили на солнце. После этого слои шерсти(«зулахай») раскладывали на мешковине(«тара») один на другой до получения нужной толщины и ширины (для войлочного матраца пушистой выбитой шерсти нужно в пределах 8 кг.), разложенная шерсть обильно поливается горячей водой, края мешковины загибаются вовнутрь, с одного края кладут длинный гладкий шест и на него сворачивают всю «тару». Свернутую «тару» крепко обвязывают волосяной веревочкой, начиная с середины, закрепляют шнур на концах шеста, который должен быть намного длинее ширины предполагаемого войлока. По воспоминаниям Дашинима Цыбиковича Доржиева в годы войны, когда не было мыла, использовали солончаки, для этого ходили на озеро и вручную её собирали. По окончании свойлачивания проводили ритуал задабривания хозяев местных гор и долин(«сагаалулха»). Вал с шерстью кропили молоком. Пускали благовоние(«санп эдеэгээр арюдхаха»). Затем проводили ритуал благословения. Благославлять имела право только «полная женщина», т.е. имеющая мужа и детей, хорошую родословную. Произносились такие слова:

Тулигэны ноосон дэбэсхэрэмнэй

Too зузаан болоосой.

Хуриганы ноосон шэрдэгэмнэй

Хуруу зузаан болоосой.

В переводе на русский это должно прозвучать примерно так:

Пусть белым и мягким будет

Потник из шерсти ягнят.

Пусть толстым с палец будет

Войлок из шерсти переярок.

После совершения таких церемоний и начинался сам процесс катания. Катать удобнее всего на ровной травянистой земле. На валу закрепляется длинная волосяная веревка, за которую катающие тянут на себя поочередно вал.

Чтобы шерсть лучше скаталась, через каждые полчаса вал заново обливали водой, которой требовалось очень много. Меняли один конец «тары» на другой. Войлок был готов через 2-3 часа. Его раскладывали сушить на солнце. А окончание работы сопровождалось небольшим пиршеством, на котором ели баранину и пили молочные напитки.

Так делали кошму, потники и другие войлочные изделия. Для юрты вал делали больше и катали его по земле за конем или верблюдом. Со слов Раднаевой Г.Ж.и Доржиева Д.Ц.

Совместная работа вносит в это бытовое действо элементы обряда, одухотворяя сам процесс труда. Поэтому даже самая тяжелая и не очень чистая работа приносит такую искреннюю радость. И тогда коллективная помощь естественно перерастает в праздник, осмысленный, с чувством значимости, нужности своего труда. Ведь рядом односельчане, готовые помочь всем миром.

Традиции изготовления войлока у бурят имеют общие корни с народами Средней Азии и Кавказа, прежде всего, с казахами, киргизами и башкирами. Об этом упоминается в работах исследователей и путешественников XVIII и XIX вв. (И.Г. Георги, В.М. Черемшанский, Н. Казанцев, и др.).

В работе Давлетшиной З.М. «Изготовление войлока у юго-восточных башкир» подробно описывается процесс валяния кошмы. Изучив её, я обнаружила много интересного. Перед началом работы по изготовлению войлока произносились благопожелания, которые по представлениям народа, магически воздействовали на успешность выполнения работы.

У всех народов процесс валяния носит коллективный характер. У башкир принимают участие все жители деревни, женщины и мужчины, старики и дети, у бурят, только женщины и дети. Для кошмы использовалась овечья и верблюжья шерсть, у бурят – летней стрижки, у башкир, казахов – осенней стрижки. Очевидно, это связано с различиями в климате: в Бурятии суровые зимы и овцы должны успеть отрастить шерсть, в Башкирии климат более мягкий, осень более длинная. Все этапы работы одинаковы: начиная от стрижки, настилания, свойлачивания и катания. Башкиры, также как буряты, пользовались ручным способом катания и с помощью лошади. Со слов моей мамы, Оюны Октябрьевны, я узнала, что буряты так же, как башкиры занимались вваливанием, то есть вкатыванием в основу пряди шерсти другого цвета. Этот способ был знаком у алтайцев, карапалпаков, балкарцев, карачаевцев. Нигде в описаниях не упоминается обряд кропления молоком, только у бурят. У всех народов валяние кошмы заканчивалось совместным праздником.

У народов Кавказа, Средней Азии, Монголии, Китая и Бурятии очень популярна одежда из войлока, так как все они кочевники-скотоводы.

Сходно использование белого войлока при встрече невесты, как символ чистоты и непорочности.

Традиции изготовления войлока у бурят имеют общие корни с народами Средней Азии и Кавказа, прежде всего, с казахами, киргизами и башкирами. Процесс катания носит обрядовый характер. Коллективный труд одухотворяет процесс труда.

Я провела небольшое исследование – сравнила синтетический материал (синтепон) с войлоком.

Опыт 1.

Утром 28. 03. вышла на улицу в кроссовках с синтепоновыми стельками. Время было 10:45, через 10 мин замерзла и зашла домой. Согревшись я снова провела этот же опыт, только с войлочными стельками. Вышла в 11:45, замерзли ноги в 12:25. На улице было

-1˚С, снег влажный. В течении опыта температура на улице не менялась. Из этого опыта я убедилась, что войлочные стельки теплее синтепоновых, так как в них я продержалась 8 мин., а в войлочных 40 мин.


Опыт 2

Вечером 28.03.09.На улице были поставлены одинаковые банки с равным количеством воды с одинаковой температурой. Температура воздуха -4 °С.

t воды в начале опыта +45 °С, время 20:00ч
t воды по окончанию опыта через 2ч.
Банка с синтепоном. Банка с войлоком

+18°С +36°С

Разница t воды = 18 °С. Банка обвернутая войлоком сохраняет тепло дольше.


Опыт З.

Нагревание утюгом. При температуре 130 °С

Шерсть - не наблюдаются изменения свойства.

Синтепон - разрушается, плавится, прилипает к утюгу.


Опыт 4. Сжигание.

Шерсть: загорается вяло, горит плохо, на срезах образуются шарики-спёки, которые легко разрушаются. Распространяется запах горелого волоса, который быстро исчезает.

Синтепон: горит быстро, плавится, выделяет едкий запах



Материал


Положительные качества


Отрицательные качества


Применение

Войлок

Значительная прочность, почти не впитывает влагу, быстро высыхает, хорошо пропускает воздух, легко стирается, гладится, красив и удобен в применении. На срезах не осыпается. При горении не выделяет отравляющих веществ.


Не устойчив к воздействию сильных кислот и щелочей. Быстро загрязняется. Привлекает моль. Может растрепаться.


Постельные принадлежности (шэрдэг), бытовая одежда и обувь, конское снаряжение (потник), ковры, жилище (юрта), утеплитель.


Синтепон

Прочен, не сминаем, на срезах не осыпается, устойчив к воздействию воды и пара, химических веществ. Не привлекает моль, не вызывает аллергию.


Не пропускает воздух, не впитывает влагу, не устойчив к воздействию высокой температуры. При горении выделяет неприятный запах.


Постельные принадлежности, бытовая одежда, утеплитель.



Вывод:

В последнее время стало доброй традицией возрождать старинные народные ремесла по изготовлению бытовых и обрядовых изделий. В хозяйстве бурят испокон веков ведущее место принадлежало войлоку, который широко использовался в быту, применялся во многих традиционных обрядах, в т.ч. семейно-бытовых, свадебных и религиозных. Обработкой шерсти занимались не только кочевые, но и оседлые народы Евразии, в хозяйстве которых большую роль занимало овцеводство. Древние навыки выработки войлоков вручную еще сохранились в деревнях Бурятии. Их необходимо возрождать, описывать, так как в современное время очень быстро все забывается.

Войлоком покрывали стены и купол юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящего солнца, ливневых потоков, ветров и ураганов. Позднее, с переходом бурят к оседлости, кошмами застилали пол и нары в домах. Из войлока изготавливали молитвенные коврики, чепраки, чехлы, переметные сумы. Узорные кошмы вместе с чепраками, одеялами и подушками, сложенные в стопки, размещались на расписных деревянных подставках или сундуках, внося особый уют в жилище бурят. Я занимаюсь изготовлением предметов быта из войлока – это игрушки, коврики для стульев, подстаканники для цветочных горшков. Всему этому меня учит моя мама.









II международный фестиваль национальных культур « В кругу друзей».






Тема: Войлок в национальной культуре бурят




Батомункуева Баира

ученица 7 «б» класса

РБНЛи№1

Научный руководитель

Гармаева Соелма

Лопсоновна

учитель географии

РБНЛи№1





Улан-Удэ 2011






Литература:


1. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. Улан-Удэ, 2001.

2. Бурхинов Д.М., Сабсаева Е.Б. Школа на пути возрождения. Улан-Удэ. 1996.

3. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом. М.: МИРТ, 1992.

4. Давлетшина З.М. Изготовление войлока у юго-восточных башкир (история и современность) // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения М.Г. Муллагулова. – Уфа: Гилем, 2008. – С.122 – 136*.

5. Герасимов К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000.

6. Занаев С.З. Декоративно-прикладное искусство бурят как средство трудового воспитания. Улан-Удэ: Бэлиг, 2003.

7. Зоригтуев Б.Р. Буряты. Этнографический очерк. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000.

8. wikipedia.org/wiki/RSS

9. http://knitter.spb.ru/articl/felt/felt.php Галина Горяинова  "История войлока"









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Исследовательская работа "Войлок в традиционной культуре бурят"

Автор: Гармаева Соелма Лопсоновна

Дата: 01.10.2018

Номер свидетельства: 479353


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства