kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование картографических заданий на уроках географии, как способ формирования практических навыков обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картографическая грамотность – это готовность использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве международного языка общения, помогающего осваивать многомерное географическое пространство. Карта содержит 99 % всех географических знаний, поэтому самым главным по окончании курса географии является умение учениками читать карту.

Просмотр содержимого документа
«Использование картографических заданий на уроках географии, как способ формирования практических навыков обучающихся с ОВЗ»

Использование картографических заданий на уроках географии, как способ формирования практических навыков обучающихся с ОВЗ

Подбор и составление картографических заданий

с учётом особых потребностей детей с ОВЗ.


Учитель: Полякова Т.Л.

Выступление на школьном

методическом объединении

учителей географии

28.03.2018


1. Приемы работы с географической картой

Картографическая грамотность – это готовность использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве международного языка общения, помогающего осваивать многомерное географическое пространство. Карта содержит 99 % всех географических знаний, поэтому самым главным по окончании курса географии является умение учениками читать карту.

В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как:

- объект изучения, -средство наглядности, - источник знаний, - результат исследования.

Если в 5-6 классах – первое знакомство с картой, дети учатся работать с картой, читать её, то с 7 класса карта становится на уроке главной, учебник служит лишь дополнительным источником информации.         


Любому виду использования карты предшествует знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает ознакомление с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Чтобы овладеть этим приемом, необходимо ознакомиться с составом следующих действий:

  1. Прочитай название карты.

  2. Ознакомься с легендой карты.

  3. Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.

  4. Ознакомься с масштабом карты.

  5. Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).

  6. Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:

1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;

2) выяснение свойств географических объектов;

3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;

4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимном расположении объектов;

5)  формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;

6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;

7)  выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;

8)  выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем

1. Составление описаний географических объектов предполагает использование типового плана их характеристики. Например, описание гор: определите месторасположение, направление гор, протяженность и высоту, время образования.

2.  Прием сравнения.

Общие правила:

  1. Выбери объекты для сравнения.

  2. Отбери необходимые карты.

  3. Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.

  4. Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.

  5. Объясни причины различий и сходства.

3.  Прием наложения карт: сопоставляются различные тематические карты. Так, например, для выявления причин распространения полезных ископаемых, необходимо сопоставить содержание карты «Строение земной коры» и физической карты мира, заполнить таблицу и сделать вывод.

Карта "Строение земной коры" (крупная тектоническая структура)

Физическая карта мира

(форма рельефа)

Наиболее распространенные полезные ископаемые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Использование карт на уроках географии.

В 5-6 классах используются: карта полушарий и карта России для изучения общих географических закономерностей, формируются навыки работы с тематическими картами: по теме «Литосфера» изучается физическая карта мира, по теме «Гидросфера» - карта Мирового океана. Задания: определять географические координаты, направления, расстояния, правильно показывать физико-географические объекты, отмечать их на контурной карте, составлять описания.

В 7 классе используются карты материков и океанов. Также идёт сопоставление карт. Например, выявление закономерностей форм рельефа происходит при сопоставлении карт тектонической и физической, а для выявления общих закономерностей формирования климата сопоставляются карты течений в Мировом океане и климатической. Учащиеся устанавливают связи и закономерности, объясняют особенности природных условий территорий, составляют характеристики компонентов природы, а также описывают и дают характеристики природных комплексов, пользуясь типовыми планами.
      В 8 классе используются карты: физическая карта России, федеративная, а также тематические. При комплексном описании географических объектов учащиеся используют карты различной тематики и выясняют причинно-следственную связь между географическими особенностями, что дает школьникам разобраться во взаимосвязях между компонентами природы.

        В 9 классе  экономическая карта России. При комплексном изучении экономических районов сопоставляются карты: физическая, административная и экономическая. Учащиеся самостоятельно (без типового плана) работают с картами разного содержания и масштаба. Выбирают нужную карту для ответа, на уровне навыка, пользуются легендой к карте, сопоставляют карты, объясняют географические связи между компонентами природы, составляют характеристики отдельных компонентов природы и природных комплексов, оценивают природные условия и природные ресурсы территорий.

Кроме настенных карт, карт атласов, контурных карт, я на своих уроках использую электронные географические карты. Информация, представленная на этих картах, помогает оживить урок.  Можно  показать, как выглядит тот или иной географический объект, а при использовании политической карты – показать страны, регионы страны и прочитать о них информацию.

При работе с электронной картой можно: приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; работать с различными видами контурных карт; наносить надписи, создавать трехмерные модели местности.


3. Примеры картографических заданий.

«Географический диктант»

Диктант по контурной карте: учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученик должен поставить в соответствующем месте контурной карты соответствующий номер. Диктант по терминологии: ученики в тетради пишут несколько географических терминов, а учитель вслух читает дефиниции данных терминов под номерами. Ученик должен напротив каждого термина поставить соответствующий номер.

«Ассоциативные загадки»

Этот приём основан на ассоциативном восприятии географических объектов, сравнении очертаний объектов с тем видением, которое представляется сейчас ребёнку. Представляя Тигр (Скандинавский полуостров), Акулу (о. Сахалин), сапог (Аппенинский полуостров), рог носорога (п-ов Сомали), голова лошади (Кольский полуостров), и др. ученик легче запоминает географическое положение данных объектов на карте.

«Географическая номенклатура»

Упражнения в определении местонахождения географических объектов, тренировочные работы с контурными картами.

  «Работа с матрицами»

Ученики, скопировав на картон очертания материков, океанов, островов и прочего, вырезают их, получая матрицы и определяя расположение географических объектов вдоль береговой линии: морей, заливов, проливов, островов, полуостровов.

Игра-путешествие «Спиной к карте»

Участник во время игры стоит спиной к карте. Каждый ученик задает только один вопрос. С одной стороны, они проверяют знания своего одноклассника, а с другой - незаметно выучивают карту сами.

Участник дает правильный ответ и показывает объект на карте.

Игра- «Третий лишний»

Из трех географических объектов найти лишний, показать его на карте и объяснить, почему лишний.

 «Знатоки карты» 

На контурной карте вразброс цифры. Каждой цифре соответствует определенный объект. Каждый участник за определенное время должен назвать как можно больше объектов.

Игра «Географическая мозаика».

Задание на сопоставление политической и физической карт. Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории эти объекты находятся.

Учитель называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин находятся эти страны. Или по картам атласа установить соответствие между различными компонентами, например, соответствие между названиями стран и их столиц. На доске пишутся названия стран, а дети ищут их на карте и называют их столицы. Или наоборот, задание усложняется, пишутся названия столиц, нужно определить страны. Очень эффективно на уроках 6-7 классов.

  «Географическая разминка»

Учащиеся работают в парах и задают друг другу по очереди вопросы по карте. Этот метод можно использовать на этапе закрепления новых знаний и умений.

Учитель (ученик) показывает на карте географические объекты, учащиеся их называют.

Игра «Найди ошибку»

Учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют.

 «Распределить объекты» 

Задание ученикам - распределить объекты между собой по признакам или принадлежности.  

  «Немая карта»

Удобный метод проверки знания географической номенклатуры. Раздаю ученикам контурные карты с обозначенными цифрами. Нужно правильно назвать географический объект, который находится под соответствующей цифрой.


4. Использование картографических заданий на уроке в 6 «В» классе (ОВЗ).

Тема: « Свойства океанических вод».

1-этап- проверки знаний по теме «Мировой океан».

Работа с картой полушарий: 1) Найдите материки, омываемые тремя океанами, назовите и покажите на карте эти материки и океаны, указывая с какой стороны, они омывают этот материк.

2) Диктант по морям: отметить на к/к цифры соответствующих морей: 1- Красное, 2- Белое, 3- Средиземное, 4- Саргассово, 5- Балтийское, 6- Черное, 7- Карское, 8- Аравийское, 9- Желтое, 10- Баренцево.


3) Найди «лишнее» и объясни, покажи объекты на крте: А) Бенгальский, Дрейка, Гудзонов, Мексиканский.

Б) Берингов, Дрейка, Бискайский, Гибралтарский.

В) Черное, Охотское, Чукотское, Лаптевых.

2-этап- изучение нового материала.

Задание к рис.146, с.186, Найдите Персидский залив, какая в нем t поверхностных вод?

Задание к рис.147, с.188, сравните с картой климатических поясов.

3-этап- закрепление, полученных знаний.

1) Работа с к/к подпишите на карта «цветные» моря, к бассейна каких океанов они относятся?

2) В каком море соленость ниже Средиземном или Карском и почему?

Все эти виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока.

Работа с физическими, тематическими и контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Полякова Татьяна Леонидовна

Дата: 20.09.2019

Номер свидетельства: 520334

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства