kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование элементов программированного обучения на уроках географии в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены задания программированного характера для использования на уроках географии в коррекционной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов программированного обучения на уроках географии в коррекционной школе»

Областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат»









ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ:

«Развитие у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью познавательной активности через использование элементов программированного обучения

на уроках географии»






Брыкова Лилия Владимировна

учитель географии









п.Бира

2018 год



На протяжении трёх последних лет я работаю над проблемой развития познавательной активности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках географии через использование элементов программированного обучения.


Цель представления опыта: показать эффективность использования элементов программированного обучения на уроках географии 6-9-х классах.


Объект описания опыта: собственная педагогическая практика по использованию современных технологий и методов обучения.


Предмет проведённого исследования: применение элементов программированного обучения на уроках географии.


Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля за знаниями обучающихся в настоящее время актуальна для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Одной из главных задач коррекционной школы является формирование у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в достаточной мере активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этих качеств во многом зависят динамика личностного развития и адаптивные возможности умственно отсталого ребёнка в процессе социализации. Практика диктует необходимость поиска новых методов, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность школьников.

Одним из средств повышения активности и самостоятельности учебной деятельности умственно отсталых обучающихся является использование учебных заданий программированного характера. Однако в настоящее время в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях недостаточно используются программированные задания. Нередко устный опрос является единственным видом проверки знаний учащихся, что приводит к снижению их активности и значительной потере времени на уроке.

Применение в системе программированных заданий даёт мне возможность эффективнее организовывать процесс обучения: активизировать самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать им необходимую помощь. Программированное обучение позволяет наиболее целесообразно сочетать коллективные формы работы с индивидуальной работой каждого ребёнка, обеспечивая в рамках единого для всех обучения разную степень глубины и разный объём изучения учебного материала в зависимости то возможностей обучающихся. Это достигается с помощью подбора заданий и упражнений разной степени сложности. Кроме того, в ходе выполнения самостоятельной работы программированного характера возможна и реализация дифференцированного подхода к обучению.

Именно возможность создания оптимального режима обратной связи, а также возможность реализации индивидуально-дифференцированного подхода привлекли моё внимание к программированным заданиям, как дополнительной системе приёмов учебной работы с умственно отсталыми обучающимися.

Введение в процесс проверки знаний элементов программирования позволяет мне также экономить время урока, за несколько минут выявить подготовку всего класса по изученной теме, разделу.

При программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности и доступности. Заполнение перфокарт, выполнение цифровых или буквенных заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти и моторики обучающихся. Однако необходимо сочетать программирование с традиционными методами обучения.

Программированные задания могут использоваться на различных этапах урока и иметь при этом различные дидактические задачи. Так на этапе формирования новых знаний я использую программированные задания в работе с группой детей, имеющих более сохранные процессы ориентировки в задании, способных к самостоятельным обобщениям невысокой сложности. Руководство познавательной деятельностью данной группы учеников с помощью алгоритмов учебных и умственных действий способствует развитию самостоятельности и активности мышления.

Ученики с более выраженным недоразвитием ориентировочной деятельности и мыслительных операций, так называемые средние, не смогут работать с программированными заданиями на этапе формирования знаний. Только на этапе закрепления знаний эта работа будет им посильна. Они смогут или формулировать ответы на вопросы, или находить правильные, нужные ответы из совокупности.

Дети с выраженным недоразвитием познавательных процессов, так называемые слабые, работают с подобными программированными заданиями только на этапах закрепления и повторения пройденного материала посредством чтения вопросов и соответствующих ответов. Дидактические задачи обучения детей этой группы с помощью программированных заданий заключается в усвоении логики размышления, формирования умений устанавливать простейшие логические связи в содержании учебного материала, развитии способностей к элементарному абстрагированию.


Рекомендации, которые помогут учителю повысить эффективность применения элементов программирования на уроке:

  • На начальных этапах обучения целесообразно пользоваться одним видом программирования, это сэкономит время на инструкции о технике выполнения задания.

  • Наиболее эффективно применение программирования на этапах закрепления и проверки знаний.

  • В течение урока рекомендуется отводить на выполнение программированных заданий не более 5 – 10 минут учебного времени.

  • Наиболее оптимальным является наличие в задании не более 8 вопросов, а для слабых учащихся – не более 5.

  • Наиболее эффективным для проверки знаний учащихся на уроках географии в специальных (коррекционных) школах является использование перфокарт, перфоконвертов, буквенных и цифровых заданий, сигнальных кругов.


Перфокарта представляет собой таблицу, где по горизонтали записаны вопросы, а по вертикали – ответы. Учитель объясняет детям, что следует прочитать вопрос и выбрать правильный ответ из числа предложенных и при пересечении вопроса и ответа поставить условный знак (+). Перфокарта проверяется дешифратором – прозрачной плёнкой с прорезями.


  1. Перфокарта по теме «Ориентирование на местности» 6 класс.


Вопросы

Ответы

север

юг

запад

восток

1. Где встаёт солнце?





2. Где солнце заходит?





3. Где солнце находится в полдень?





4. Какая сторона солнца лежит против юга.





5. С какой стороны крона деревьев гуще?





6. С какой стороны камней и деревьев растёт мох?






  1. Перфокарта по теме «Наблюдение за высотой солнца» 6 класс


Вопросы

Ответы

22 июня

23 сентября

21 марта

22 декабря

1. Когда день и ночь по продолжительности равны?





2. Когда день самый короткий, а ночь самая длинная?





3. Когда наступает день весеннего равноденствия?





4. Когда самый длинный день и самая короткая ночь?





5. Когда наступает день зимнего равноденствия?







  1. Перфокарта по теме «Природные зоны России» 7 класс




Вопрос

Ответ

Тундра

Степь

Лесная

Субтропики

Арктическая пустыня

Пустыня

1.Самая большая природная зона России.







2. Эта природная зона занимает острова Северного Ледовитого океана.







3. Безлесные, равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью, приспособленной к засушливому климату.







4. Болотистая безлесная местность, занимающая побережье морей Северного Ледовитого океана.







5. Обширные пространства земли с бедной растительностью.







6. Лето здесь жаркое, продолжительное, а зима мягкая, короткая, бесснежная.



















4.Перфокарта по теме «Отрасли промышленности» 7 класс



Вопрос

Ответ

Машино-строение

Химическая

Лесная

Метал-

лургия

Пищевая

1.Выплавляют сталь, чугун, алюминий и другие металлы.






2. Производство древесины, пиломатериалов, бумаги






3. Производство кондитерских изделий, консервов, мясной и молочной продукции.






4. Производство станков, автомобилей, бытовой техники






5. Производство удобрений, пластмассы, резины, бензина.









5.Перфокарта по теме «Столицы Европейских государств» 9 класс




Вопрос

Ответ

Мадрид

Варшава

Стокгольм

Берн

Берлин

София

1.Столица Швейцарии







2.Столица Германии







3.Столица Швеции







4.Столица Болгарии







5. Столица Испании







6. Столица Польши








6.Перфокарта по теме «Регионы Европы и государства» 9 класс




Вопрос

Ответ

Южная Европа

Северная Европа

Восточная Европа

Западная Европа

1.Великобритания





2.Норвегия





3.Украина





4. Португалия





5. Франция





6.Италия





7.Венгрия





8.Швеция






7.Перфокарта по теме «Материки» 8 класс



Вопрос

Ответ

Африка

Евразия

Австралия

Северная Америка

Южная Америка

Антарктида

1.Самый малый по площади материк Земли?







2.Самый жаркий материк.







3.Самый высокий материк Земли?







4.Самый влажный материк?







5. Материк, на котором нет действующих вулканов, землетрясений, в горах нет ледников.







6. Самый холодный из всех материков?







7.Самый засушливый материк?







8.Самый большой материк Земли?












Буквенное или цифровое задания не требует специально заготовленных перфокарт и большой затраты времени на подготовку, проведение и проверку. До начала урока учитель на доске пишет географические понятия. Рядом записывает их условные обозначения – шифр (буквы, цифры). Далее учитель даёт характеристику объекту, не называя его. Ученики, определив, о каком объекте идёт речь, записывают его шифр. Результатом работы может являться слово, связанное с темой задания. Задания могут быть выполнены на индивидуальных картах. Ученики самостоятельно читают задание и дают на него ответ.






1.Цифровое задание по теме: «Значение Солнца для жизни на Земле»

6 класс


1.Высота Солнца над Землёй всегда одинаковая.

2.Высота Солнца меняется только в течение дня.

3.Высота Солнца меняется не только в течение дня, но и в течение года.

4.Солнце одинаково нагревает и освещает поверхность Земли.

5.Солнце по-разному нагревает и освещает поверхность Земли.

6.На Земле свет и тепло зависят от Солнца.

7.Солнце – источник жизни на Земле.

8. Свет и тепло на Земле не зависят от высоты Солнца.




Запиши номера верных ответов:



2.Буквенное задание по теме «Центральная Азия» 9 класс

(ответь правильно на вопросы и ты узнаешь самое большое государство Центральной Азии)


1.Сборное жилище кочевых народов Азии.

2.Высокие горы Азии.

3.Сельское поселение народов Азии.

4.Столица Узбекистана.

5.Сельскохозяйственная культура Азии.

6.Река Центральной Азии.

7.Горное озеро в Киргизии.

8.Пастух, пасущий овец.

9. Самый протяжённый в мире канал.

Ответы:

А - Памир

К - Юрта

Н - Каракумский

З -Аул

Т - Иссык-Куль

А - Ташкент

С - Амударья

Х - Хлопчатник

А - Чабан






3.Цифровой диктант по теме «Часть Света - Америка» 8 класс

(запишите номера верных ответов)

Океан, омывающий западные берега Америки.

Самый большой остров у берегов Северной Америки.

Столица США.

Самый высокий водопад в мире.

Коренные жители Америки.

Высокогорное озеро в Андах.

Самое крупное государство Северной Америки.

Тропический лес Южной Америки.


Ответы:

1.Вашингтон

2.Индейцы

3.Тихий

4.Титикака

5.Анхель

6.Сельва

7.Гренландия

8.Канада

Шифр: 3,7,1, 5,2,4,8,6



Перфоконверт – лист бумаги, на котором записаны вопросы, а под ними сделаны прорези. На обратной стороне перфоконверта могут быть даны правильные ответы. Перфоконверт скрепляется с чистым листом бумаги. При работе с перфоконвертом развивается письменная речь, вырабатываются навыки самоконтроля. Такой вид задания является наиболее сложным. Рекомендуется предлагать сильным учащимся, либо всему классу на этапе проверки знаний.


Перфоконверт по теме «Материки и океаны» 8 класс


Лицевая сторона


  1. Материк, который омывается водами всех четырёх океанов.


прорезь


  1. Материк, занимающий среди материков третье место по величине?

прорезь


  1. Самый глубокий в мире океан?

прорезь



  1. Океан, омывающий берега Евразии, Африки, Австралии, Антарктиды?

прорезь


5.Самый жаркий материк Земли?

прорезь



Обратная сторона


  1. Евразия


прорезь


  1. Северная Америка

прорезь


  1. Тихий океан

прорезь



  1. Индийский океан

прорезь


5.Африка

прорезь



Сигнальный круг состоит из двух плоскостей: программы, состоящей из цветных секторов, на которых записаны географические понятия и «шторы». В зависимости от темы урока программа меняется. «Штора» имеет прорезь шириной в один сектор и свободно вращается. Учитель задаёт вопрос, а учащиеся ищут правильный ответ и показывают на круге. Проверка ответов происходит моментально, и учитель может быстро выявить степень усвоения нового материала. Поэтому сигнальный круг целесообразно использовать на этапе первичного закрепления знаний.










Использование метода программированного обучения и контроля требует от учителя значительной подготовительной работы.

Метод программированного обучения – это лишь одно из звеньев в общей структуре учебного процесса, в котором сочетаются многообразные приёмы и методы работы. Однако, использование элементов программирования в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью пока ещё не получило детальной методической разработки в специальной литературе. Можно отметить лишь небольшое количество публикаций в журнале «Дефектология».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Брыкова Лилия Владимировна

Дата: 16.11.2018

Номер свидетельства: 485950


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства