Интегрированный элективный курс "География Муромского района Владимирской области"
Интегрированный элективный курс "География Муромского района Владимирской области"
Создание данной программы продиктовано отсутствием аналогов программ по краеведению Муромского района Владимирской области.
Программа может быть использована в качестве элективного курса направленного на углубленное изучение знаний учащихся по географии, экологии, истории, литературы своей местности в условиях предпрофильной подготовки учащихся. Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда.
Курс может преподаваться в изучении курса «География Владимирской области» в 8-9 классах в количестве 34 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный элективный курс "География Муромского района Владимирской области" »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание данной программы продиктовано отсутствием аналогов программ по краеведению Муромского района Владимирской области.
Программа может быть использована в качестве элективного курса направленного на углубленное изучение знаний учащихся по географии, экологии, истории, литературы своей местности в условиях предпрофильной подготовки учащихся. Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда.
Курс может преподаваться в изучении курса «География Владимирской области» в 8-9 классах в количестве 34 часов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.Расширить знания учащихся по географии своего района, города.
2.Развивать интерес учащихся к истории и географии своего района, города, деревни.
3.Формировать знания учащихся об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.
4.Способствовать пробуждению познавательного интереса к жизни города и района; формировать осознанную необходимость бережного отношения наследия города и района; уважения к предкам и согражданам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из пяти разделов.
1.Введение
2.Природа родного края.
3.Население и экономика Муромского района
4.История родного края.
5.Культура, образование, искусство края.
№
Раздел
Количество часов.
Тема занятия.
1.
Введение. 1 час.
Что такое краеведение. Муромская земля- как капля России.
2.
Природа родного края.
10 часов.
Географическое положение города и Муромского района. Практическая работа № 1 «Определение ГП района» ( определение по карте географических координат, направление, расстояние).
Геологическое строение и геологическая история района; рельеф; полезные ископаемые.
Практическая работа № 2. «Описание рельефа своей местности.»
Климат. Внутренние воды: реки Ока, Ушна, их притоки; подземные воды.
Практическая работа № 3. «Наблюдение за погодой и изменениями климата своей местности. Описание вод своей местности.»
Почвы района: подзолистые, болотные.
Земельные ресурсы. Флора и фауна района. Состояние лесов Муромского района. Причины вымирания животных.
Практическая работа № 4. «Описание почв, растительного и животного мира участка территории.»
Природные ресурсы района. Проблемы рационального природопользования. Охраняемые территории: памятники природы. Государственный природный заказник федерального значения «Муромский». Практическая работа № 5. «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своей местности.»
3.
Население,
экономика и хозяйство родного края.
11 часов.
Численность населения. Естественное и механическое движение населения. Размещение населения по территории района.
Практическая работа № 7. «Составление графика
динамики численности населения района; Определение по картам плотности населения района».
Состав и структура население Муромского района. Структура занятости в промышленности и в сельском хозяйстве; возрастной состав; городское и сельское население. Трудовые ресурсы.
Структура хозяйственного комплекса.
Машиностроение, лесная, пищевая отрасли.
Практическая работа № 8. «Составление схемы состава хозяйственного комплекса.»
ОАО «Муромский стрелочный завод». Его прошлое, настоящее, будущее.
ЗАО «Муром», ОАО МЗ РИП. Продукция завода, связи, перспективы развития. Экскурсии на предприятия. Отчет.
Агропромышленный комплекс района: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства.
Практическая работа № 9. «Проблемы развития отраслей сельского хозяйства. Составление схемы АПК.»
Транспорт система района: железнодорожный, автомобильный и речной.
Развитие экономических связей Муромского района. Проблемы и перспективы развития.
Практическая работа №10. «Составление картосхемы внешних экономических связей Муромского района.»
4.
История родного края.
6 часов.
Из истории заселения и хозяйственного освоения Муромского района.
Исторически сложившиеся традиционные ремесла,
зарождение промышленных предприятий.
Владимир Зворыкин в истории нашего района и России.
Достопримечательности города и района.
Город Муром и Муромский район в годы Великой Отечественной войны.
5.
Культура, образование, искусство нашего края.
6 часов.
Народное образование района. Система учебных заведений.
Здравоохранение. Появление больниц.
Муромские художники.
Литература. Литературные объединения. Муромские поэты и писатели.
Выдающиеся люди муромской земли.
Почетные граждане г. Мурома и района.
Взгляд в будущее. Подведение итогов.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Лекции, беседы, дискуссии, заочные путешествия, экскурсии, рефераты учащихся, беседы с жителями, экскурсии на промышленные предприятия, викторины, конференции, практические работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
Местоположение своего района и населенного пункта на карте Владимирской области и России; основные формы рельефа, особенности залегания горных пород и полезных ископаемых; климатические показатели, преобладающие типы погод; реки и озера, их режим и хозяйственное использование; питы почв; своеобразие компонентов природы и влияние на них человека; демографическую ситуацию в районе, городе, селе; отраслевую структуру хозяйства; развитие ремесел; внешние и внутренние экономические связи; место Муромского района в хозяйстве области и России; название промышленных и сельскохозяйственных предприятий в прошлом и сейчас; экологическую ситуацию в районе; меры по восстановлению неблагополучных территорий.
Учащиеся должны уметь:
Показывать на карте области границы района; анализировать физическую и геологическую карты; оценивать агроклиматические ресурсы; характеризовать и сравнивать поверхностные воды; выявлять особенности благоприятного и неблагоприятного влияния человека на природный комплекс района; сопоставлять развитие края в прошлом и настоящем; делать описание природных и экономических объектов; решать экономические задачи; работать с различными типами карт; работать со статистическими и информационными материалами; применять географические знания на уроках экологии, экономики, истории.
ЛИТЕРАТУРА.
1.И.А.Карлович; А.И.Левицкая; И.Е.Карлович. География Владимирской области. Владимир-2000г.
2.Н.А.Доманская; А. В.Зинкевич. Экономическая география Владимирской области. Ярославль-1998г.