kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационно - исследовательская работа «Географическое краеведение как средство формирования гражданской идентичности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика развития личности человека определенной культуры обусловлена содержанием процесса этнической социализации. Под термином «этническая социализация» понимают освоение индивидом духовных ценностей и опыта только того этноса, к которому он принадлежит. Образование всегда служило главным условием накопления потенциала знаний, традиций, моделей поведения и было действенным средством развития культурного уровня, сознания и самосознания человека. Поэтому  в школьных стенах происходит, отчасти, воспитание человека и гражданина, именно там формируется мировоззрение личности, установки, жизненные принципы, национальный характер. В качестве результата успешной этнической социализации необходимо рассматривать этническую толерантность личности, потому что лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности, когда учитель и ученик понимают необходимость активной позиции.

С этой точки зрения, предмет "География" представляет собой определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. Носителями культуры являются коллективы людей (этносы), каждый из которых имеет свои неповторимые стереотипы и нормы поведения. И  предмет «География» даёт прекрасную возможность органично и ненавязчиво ввести в мировоззрение учащихся толерантность, приобщить учащихся к специфике национальной культуры, обычаев, традиций, как своего этноса, так и других народов и этносов. Например, воспитание терпимости к людям иной национальности, культуры, религии реализуется через  изучение темы «Национальный состав населения России» в 9 классе, где учащиеся знакомятся с разнообразием народов России. Они  приобщаются к культуре, как своего народа, так и других этносов через знакомство с особенностями религии, жилища, питания, одежды, праздников, этических норм.Таким образом, в школе, где процесс образования идет на фоне воспитания, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов, и нужна терпимость в отношении друг к другу, не взирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения,  процесс этнической социализации продолжает оставаться объективной реальностью нашего времени. Он заставляет считаться с собой. Человеку в течение своей жизни важно переживать ощущение принадлежности к какой-либо группе, общности, чувствовать свою причастность к определенным событиям, явлениям, ценностям. Только в таком случае индивид чувствует себя комфортно и устойчиво. Благодаря множеству нитей, связывающих его с социумом, он перестает быть «анонимным», приобретает социальную легитимность. Среди большого разнообразия социальных общностей, к которым может относить себя индивид в течение всей своей жизни, одной из наиболее значимой продолжает оставаться связь с этнической общностью. Чувство единения со своим народом, имеющим отличную от других историю, культуру, язык и менталитет, дает человеку положительное мироощущение, чувство стабильности и полноценности бытия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационно - исследовательская работа «Географическое краеведение как средство формирования гражданской идентичности» »

Инновационно - исследовательская работа

«Географическое краеведение как средство формирования гражданской идентичности»

Специфика развития личности человека определенной культуры обусловлена содержанием процесса этнической социализации. Под термином «этническая социализация» понимают освоение индивидом духовных ценностей и опыта только того этноса, к которому он принадлежит. Образование всегда служило главным условием накопления потенциала знаний, традиций, моделей поведения и было действенным средством развития культурного уровня, сознания и самосознания человека. Поэтому в школьных стенах происходит, отчасти, воспитание человека и гражданина, именно там формируется мировоззрение личности, установки, жизненные принципы, национальный характер. В качестве результата успешной этнической социализации необходимо рассматривать этническую толерантность личности, потому что лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности, когда учитель и ученик понимают необходимость активной позиции.

С этой точки зрения, предмет "География" представляет собой определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. Носителями культуры являются коллективы людей (этносы), каждый из которых имеет свои неповторимые стереотипы и нормы поведения. И предмет «География» даёт прекрасную возможность органично и ненавязчиво ввести в мировоззрение учащихся толерантность, приобщить учащихся к специфике национальной культуры, обычаев, традиций, как своего этноса, так и других народов и этносов. Например, воспитание терпимости к людям иной национальности, культуры, религии реализуется через изучение темы «Национальный состав населения России» в 9 классе, где учащиеся знакомятся с разнообразием народов России. Они приобщаются к культуре, как своего народа, так и других этносов через знакомство с особенностями религии, жилища, питания, одежды, праздников, этических норм. И от того, какие акценты делаются при подаче материала, во многом формирует уважительное отношение учащихся к традициям любого народа России. Задача же воспитания этнической толерантности в рамках темы «Национальный состав населения России» (география, 9 класс) решается как содержанием  урока, так и формой проведения. В содержательном аспекте в рамках данной темы урока учителем может быть предложена исследовательская деятельность учащихся в плане диалога культур. Так, при подготовке к уроку за 2 недели до его проведения класс делится на группы, например, 1-я группа – русские, 2-я – народы севера России, 3-я – народы Северного Кавказа, 4-я – народы Поволжья; каждая группа получает задание: подготовится к выступлению о культуре народов. Затем уже по ходу урока учащиеся обмениваются собранной информацией и приходят к пониманию того, что Россия - многонациональное государство и многонациональность - специфический фактор формирования и развития ее территории. Таким образом, в процессе этнической социализации на уроках географии происходит воспроизводство этноса как социокультурного явления, приобщение к культуре, как своего народа, так и других этносов, осознание этнических особенностей своей этнической общности.

Кроме того, современная ситуация требует некоторой корректировки в подходах к процессу формирования этнической личности. Массовые миграции населения, быстрый рост городов, увеличение межнациональных контактов, размывают этнокультурную среду. Воспитать этническую личность становится все сложнее. В такой ситуации появляется острая необходимость более активного и целенаправленного вовлечения в процесс этнической социализации личности учреждений образования, на которых лежит достаточно большая ответственность за сохранение национальных культур, языков, традиций, а также этнической идентичности на модернизированной основе. Вместе с тем необходимо учесть, что большую часть своего времени школьники проводят в школе, а не дома. А предмет «География» как раз и затрагивает этнокультурные и национальные вопросы развития нашего общества.  Что же касается форм обучения, то на сегодняшний день наиболее эффективными являются интерактивные. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание, но видоизменяет формы с транслирующих  на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Это могут быть: 

  1. лекции – соразмышления. Например, тема «Поволжье. Население Поволжья» (география, 9 класс), в рамках которой можно вместе с учащимися поразмышлять над вопросом исторического прошлого Поволжья и его влияния на формирование этнического состава данного экономического района России;

  2. игровые ситуации, смоделированные педагогом, где уже сами учащиеся берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них хорошей подготовки к игре), вступают в «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам. Как, например, в теме «Национальный состав населения России» (география, 9 класс).

Большое значение в рамках этнической социализации может иметь и организация проблемных дискуссий на уроках географии. Здесь речь идёт о межличностном общении по той или иной проблеме полиэтнического общества. Это общение позволяет учащимся соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами сверстников, что часто способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников бывает очень весомым. Примерными темами для дискуссий, встроенных в учебный процесс по географии могут быть, к примеру, такими: «Является ли эпоха межэтнических конфликтов в Африке следствием колониального прошлого?», «Обречены ли страны Ближнего Востока на постоянные конфликты?» (экономическая и социальная география мира, 10 класс).

В целом, этническая социализация личности в рамках предмета «География» реализуется через:

  • формирование гуманного отношения к представителям разных этносов, их истории и культуры, того взноса, который сделал тот или другой этнос в развитие материальной и духовной культуры.

  • формирование системы ценностных ориентаций, этических установок на контакты с представителями других этносов.

  • овладение воспитанниками знаниями об этносах и межэтнических отношениях.

  • воспитание уважения к чувству чести и достоинства представителей других этносов; толерантного отношения к другим взглядов и убеждений, тактичности в оценке традиций, обычаев, ритуалов разных этносов.

  • развитие умений и привычек межэтнического взаимодействия, старание самосовершенствоваться в этой деятельности.

  • формирование умений и привычек преодоления психологических барьеров в общении, предупреждение ситуаций, которые вызывают эмоциональную напряженность в отношениях представителей разных этносов, предотвращение конфликтных ситуаций.

  • привлечение к общим для этносов моделям и нормам поведения.

Таким образом, предмет «География» в рамках этнической социализации личности помогает осознать культуру своего этноса, своей этнической принадлежности (курс «география России: население и хозяйство»). Предмет «География» способствует формированию целостного представления об этнической картине общества и мира в целом; воспитанию интереса к жизни и культуре других этносов и адекватного восприятия их разнообразия, положительного отношения к культурным расхождениям (курс «Экономическая и социальная география мира», 10 класс). В конце концов, предмет «География» предусматривает формирование способности к установлению контактов с представителями других этносов, содействует обретению опыта межэтнических отношений на основе соблюдения этических и правовых норм поведения в межэтническом взаимодействии; воспитанию способности прогнозировать и предотвращать конфликтные ситуации. Например, демонстрация карты "Горячие точки планеты" в рамках изучения темы «Национальный (этнический) состав населения мира» (география, 10 класс) и объяснение возникновения очагов напряженности приводят учащихся к пониманию серьезности проблемы.
Кроме того, для современного человека, связан он профессионально с туризмом или нет, важны не только знания географии как таковой - особенности природы, но и культуры стран мира (особенности верований, традиций). Что и происходит в рамках курса «Экономическая и социальная география мира. 10 класс». В результате у учащихся появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность.

Таким образом, в школе, где процесс образования идет на фоне воспитания, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов, и нужна терпимость в отношении друг к другу, не взирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, процесс этнической социализации продолжает оставаться объективной реальностью нашего времени. Он заставляет считаться с собой. Человеку в течение своей жизни важно переживать ощущение принадлежности к какой-либо группе, общности, чувствовать свою причастность к определенным событиям, явлениям, ценностям. Только в таком случае индивид чувствует себя комфортно и устойчиво. Благодаря множеству нитей, связывающих его с социумом, он перестает быть «анонимным», приобретает социальную легитимность. Среди большого разнообразия социальных общностей, к которым может относить себя индивид в течение всей своей жизни, одной из наиболее значимой продолжает оставаться связь с этнической общностью. Чувство единения со своим народом, имеющим отличную от других историю, культуру, язык и менталитет, дает человеку положительное мироощущение, чувство стабильности и полноценности бытия.

Литература:

  1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. этническая социализация подростка. – М.: Воронеж, 2000. – 208 с.

  2. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром – М.: Дрофа, 2011. – 320с.

  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.

  4. Поздеев И. Л. Роль этнодифференцирующих факторов в среде молодежи г. Глазова // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность. Материалы региональной научно-практической конференции. – Глазов: гос. пед. ин-т. Глазов, 2001. - с. 124–125.

  5. Поздеев И. Л. Некоторые аспекты этнической социализации в традиционном обществе // Г. Е. Верещагин и этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья: сборник статей. - Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы, 2004. - с.86–90

  6. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI /под ред. В. С. Собкина – М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - 268 с.

  7.  Этнос и личность: психология и педагогика: учебное пособие. В 2 ч. – ч.2. / Р.И.Зинурова. – Казань: АСО (КСЮИ), 2005.- 192 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Киселёва Мария Александровна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197960


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства