Инновационно - исследовательская работа «Географическое краеведение как средство формирования гражданской идентичности»
Инновационно - исследовательская работа «Географическое краеведение как средство формирования гражданской идентичности»
Специфика развития личности человека определенной культуры обусловлена содержанием процесса этнической социализации. Под термином «этническая социализация» понимают освоение индивидом духовных ценностей и опыта только того этноса, к которому он принадлежит. Образование всегда служило главным условием накопления потенциала знаний, традиций, моделей поведения и было действенным средством развития культурного уровня, сознания и самосознания человека. Поэтому в школьных стенах происходит, отчасти, воспитание человека и гражданина, именно там формируется мировоззрение личности, установки, жизненные принципы, национальный характер. В качестве результата успешной этнической социализации необходимо рассматривать этническую толерантность личности, потому что лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности, когда учитель и ученик понимают необходимость активной позиции.
С этой точки зрения, предмет "География" представляет собой определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. Носителями культуры являются коллективы людей (этносы), каждый из которых имеет свои неповторимые стереотипы и нормы поведения. И предмет «География» даёт прекрасную возможность органично и ненавязчиво ввести в мировоззрение учащихся толерантность, приобщить учащихся к специфике национальной культуры, обычаев, традиций, как своего этноса, так и других народов и этносов. Например, воспитание терпимости к людям иной национальности, культуры, религии реализуется через изучение темы «Национальный состав населения России» в 9 классе, где учащиеся знакомятся с разнообразием народов России. Они приобщаются к культуре, как своего народа, так и других этносов через знакомство с особенностями религии, жилища, питания, одежды, праздников, этических норм.Таким образом, в школе, где процесс образования идет на фоне воспитания, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов, и нужна терпимость в отношении друг к другу, не взирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, процесс этнической социализации продолжает оставаться объективной реальностью нашего времени. Он заставляет считаться с собой. Человеку в течение своей жизни важно переживать ощущение принадлежности к какой-либо группе, общности, чувствовать свою причастность к определенным событиям, явлениям, ценностям. Только в таком случае индивид чувствует себя комфортно и устойчиво. Благодаря множеству нитей, связывающих его с социумом, он перестает быть «анонимным», приобретает социальную легитимность. Среди большого разнообразия социальных общностей, к которым может относить себя индивид в течение всей своей жизни, одной из наиболее значимой продолжает оставаться связь с этнической общностью. Чувство единения со своим народом, имеющим отличную от других историю, культуру, язык и менталитет, дает человеку положительное мироощущение, чувство стабильности и полноценности бытия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационно - исследовательская работа «Географическое краеведение как средство формирования гражданской идентичности» »
Инновационно - исследовательская работа
«Географическое краеведение как средство формирования гражданской идентичности»
Специфика развития личности человека определенной культуры обусловлена содержанием процесса этнической социализации. Под термином «этническая социализация» понимают освоение индивидом духовных ценностей и опыта только того этноса, к которому он принадлежит. Образование всегда служило главным условием накопления потенциала знаний, традиций, моделей поведения и было действенным средством развития культурного уровня, сознания и самосознания человека. Поэтому в школьных стенах происходит, отчасти, воспитание человека и гражданина, именно там формируется мировоззрение личности, установки, жизненные принципы, национальный характер. В качестве результата успешной этнической социализации необходимо рассматривать этническую толерантность личности, потому что лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности, когда учитель и ученик понимают необходимость активной позиции.
С этой точки зрения, предмет "География" представляет собой определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. Носителями культуры являются коллективы людей (этносы), каждый из которых имеет свои неповторимые стереотипы и нормы поведения. И предмет «География» даёт прекрасную возможность органично и ненавязчиво ввести в мировоззрение учащихся толерантность, приобщить учащихся к специфике национальной культуры, обычаев, традиций, как своего этноса, так и других народов и этносов. Например, воспитание терпимости к людям иной национальности, культуры, религии реализуется через изучение темы «Национальный состав населения России» в 9 классе, где учащиеся знакомятся с разнообразием народов России. Они приобщаются к культуре, как своего народа, так и других этносов через знакомство с особенностями религии, жилища, питания, одежды, праздников, этических норм. И от того, какие акценты делаются при подаче материала, во многом формирует уважительное отношение учащихся к традициям любого народа России. Задача же воспитания этнической толерантности в рамках темы «Национальный состав населения России» (география, 9 класс) решается как содержанием урока, так и формой проведения. В содержательном аспекте в рамках данной темы урока учителем может быть предложена исследовательская деятельность учащихся в плане диалога культур. Так, при подготовке к уроку за 2 недели до его проведения класс делится на группы, например, 1-я группа – русские, 2-я – народы севера России, 3-я – народы Северного Кавказа, 4-я – народы Поволжья; каждая группа получает задание: подготовится к выступлению о культуре народов. Затем уже по ходу урока учащиеся обмениваются собранной информацией и приходят к пониманию того, что Россия - многонациональное государство и многонациональность - специфический фактор формирования и развития ее территории. Таким образом, в процессе этнической социализации на уроках географии происходит воспроизводство этноса как социокультурного явления, приобщение к культуре, как своего народа, так и других этносов, осознание этнических особенностей своей этнической общности.
Кроме того, современная ситуация требует некоторой корректировки в подходах к процессу формирования этнической личности. Массовые миграции населения, быстрый рост городов, увеличение межнациональных контактов, размывают этнокультурную среду. Воспитать этническую личность становится все сложнее. В такой ситуации появляется острая необходимость более активного и целенаправленного вовлечения в процесс этнической социализации личности учреждений образования, на которых лежит достаточно большая ответственность за сохранение национальных культур, языков, традиций, а также этнической идентичности на модернизированной основе. Вместе с тем необходимо учесть, что большую часть своего времени школьники проводят в школе, а не дома. А предмет «География» как раз и затрагивает этнокультурные и национальные вопросы развития нашего общества. Что же касается форм обучения, то на сегодняшний день наиболее эффективными являются интерактивные. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание, но видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Это могут быть:
лекции – соразмышления. Например, тема «Поволжье. Население Поволжья» (география, 9 класс), в рамках которой можно вместе с учащимися поразмышлять над вопросом исторического прошлого Поволжья и его влияния на формирование этнического состава данного экономического района России;
игровые ситуации, смоделированные педагогом, где уже сами учащиеся берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них хорошей подготовки к игре), вступают в «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам. Как, например, в теме «Национальный состав населения России» (география, 9 класс).
Большое значение в рамках этнической социализации может иметь и организация проблемных дискуссий на уроках географии. Здесь речь идёт о межличностном общении по той или иной проблеме полиэтнического общества. Это общение позволяет учащимся соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами сверстников, что часто способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников бывает очень весомым. Примерными темами для дискуссий, встроенных в учебный процесс по географии могут быть, к примеру, такими: «Является ли эпоха межэтнических конфликтов в Африке следствием колониального прошлого?», «Обречены ли страны Ближнего Востока на постоянные конфликты?» (экономическая и социальная география мира, 10 класс).
В целом, этническая социализация личности в рамках предмета «География» реализуется через:
формирование гуманного отношения к представителям разных этносов, их истории и культуры, того взноса, который сделал тот или другой этнос в развитие материальной и духовной культуры.
формирование системы ценностных ориентаций, этических установок на контакты с представителями других этносов.
овладение воспитанниками знаниями об этносах и межэтнических отношениях.
воспитание уважения к чувству чести и достоинства представителей других этносов; толерантного отношения к другим взглядов и убеждений, тактичности в оценке традиций, обычаев, ритуалов разных этносов.
развитие умений и привычек межэтнического взаимодействия, старание самосовершенствоваться в этой деятельности.
формирование умений и привычек преодоления психологических барьеров в общении, предупреждение ситуаций, которые вызывают эмоциональную напряженность в отношениях представителей разных этносов, предотвращение конфликтных ситуаций.
привлечение к общим для этносов моделям и нормам поведения.
Таким образом, предмет «География» в рамках этнической социализации личности помогает осознать культуру своего этноса, своей этнической принадлежности (курс «география России: население и хозяйство»). Предмет «География» способствует формированию целостного представления об этнической картине общества и мира в целом; воспитанию интереса к жизни и культуре других этносов и адекватного восприятия их разнообразия, положительного отношения к культурным расхождениям (курс «Экономическая и социальная география мира», 10 класс). В конце концов, предмет «География» предусматривает формирование способности к установлению контактов с представителями других этносов, содействует обретению опыта межэтнических отношений на основе соблюдения этических и правовых норм поведения в межэтническом взаимодействии; воспитанию способности прогнозировать и предотвращать конфликтные ситуации. Например, демонстрация карты "Горячие точки планеты" в рамках изучения темы «Национальный (этнический) состав населения мира» (география, 10 класс) и объяснение возникновения очагов напряженности приводят учащихся к пониманию серьезности проблемы. Кроме того, для современного человека, связан он профессионально с туризмом или нет, важны не только знания географии как таковой - особенности природы, но и культуры стран мира (особенности верований, традиций). Что и происходит в рамках курса «Экономическая и социальная география мира. 10 класс». В результате у учащихся появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность.
Таким образом, в школе, где процесс образования идет на фоне воспитания, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов, и нужна терпимость в отношении друг к другу, не взирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, процесс этнической социализации продолжает оставаться объективной реальностью нашего времени. Он заставляет считаться с собой. Человеку в течение своей жизни важно переживать ощущение принадлежности к какой-либо группе, общности, чувствовать свою причастность к определенным событиям, явлениям, ценностям. Только в таком случае индивид чувствует себя комфортно и устойчиво. Благодаря множеству нитей, связывающих его с социумом, он перестает быть «анонимным», приобретает социальную легитимность. Среди большого разнообразия социальных общностей, к которым может относить себя индивид в течение всей своей жизни, одной из наиболее значимой продолжает оставаться связь с этнической общностью. Чувство единения со своим народом, имеющим отличную от других историю, культуру, язык и менталитет, дает человеку положительное мироощущение, чувство стабильности и полноценности бытия.
Литература:
Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. этническая социализация подростка. – М.: Воронеж, 2000. – 208 с.
Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром – М.: Дрофа, 2011. – 320с.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
Поздеев И. Л. Роль этнодифференцирующих факторов в среде молодежи г. Глазова // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность. Материалы региональной научно-практической конференции. – Глазов: гос. пед. ин-т. Глазов, 2001. - с. 124–125.
Поздеев И. Л. Некоторые аспекты этнической социализации в традиционном обществе // Г. Е. Верещагин и этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья: сборник статей. - Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы, 2004. - с.86–90
Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI /под ред. В. С. Собкина – М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - 268 с.
Этнос и личность: психология и педагогика: учебное пособие. В 2 ч. – ч.2. / Р.И.Зинурова. – Казань: АСО (КСЮИ), 2005.- 192 с.