Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность учителя географии в рамках реализации ФГОС. (Из опыта работы)»
Инновационная деятельность учителя географии в рамках реализации ФГОС. (Из опыта работы)
Инновационная деятельность учителя в современной школе становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Инновация - это что-то новое, какие- то обновления, это создание нового продукта, определяющего инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск и реализацию новых идей в целях расширения педагогической деятельности, повышения качества обучения совершенствование методики и организации учебного процесса. Главная цель инновационной деятельности - улучшение качества работы. Инновационная деятельность имеет основные принципы:
Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.
Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.
Повышения интереса у детей к обучению.
Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.
Инновационная деятельность делится на три основных блока 1.Техническая 2.Учебная 3.внеучебная. Эти блоки все интегрируются, если берешь техническую область, хочешь, не хочешь, а она все равно интегрируется в учебную область. Рассмотрим все блоки по порядку.
Техническая инновация
В современном мире технический прогресс достиг невиданных результатов. Он затронул все сферы жизни человека, и школа не стала исключением. Например, становится все более популярно размещать в школах интерактивные доски. Они оказывают большую помощь учителю, так как позволяет использовать интерактивные карты по разным темам, просмотр видеоматериала в широком формате, создать презентацию к уроку, осуществить взаимопроверку и самооценку учащихся, самому с учащимися вместе проводить исследовательскую работу, использовать на уроке интернет – ресурсы. Обучающийся сам для себя решает, что ему интересно и может расширить познания в данной области, набрав заинтересовавшее его животное или событие и прочитав более полную информацию. Далее он может заняться исследовательской работой, но уже под руководством учителя. Имея образовательный продукт, у учащихся появляется инновационная идея, которую они могут дальше развить, и тем самим, они могут направить свои проекты на конференции.
Уже давно применяются видео лекции, с помощью камер и других технических приспособлений, здесь не только техническая, но и инновационная деятельность. В свете последних технических достижений, у учащихся появляется возможность непосредственно прочитать лекции, принимать в них активное участие. В младших классах наряду с учебной деятельностью применяется и игровая.
Учебные инновации
Не только технические инновации приобретают популярность. Учитель должен стремиться, чтобы урок запоминался и был интересен ребенку. Одна из учебных инноваций - это творческие работы, имеющие различную форму:
1. Составление схем, таблиц, кроссвордов. 2. Решение тестовых заданий. 3. Составление логических смысловых выражений. 4. Учет результативности работы. 5.Самооценка и взаимооценка
Пройдя тему, не важно, по какому предмету, проявляя творческую активность, ребенку интереснее и проще заполнить пройденный материал. Поэтому можно в конце урока оставить время, для того чтобы простимулировать детей на какую-нибудь инновацию. Эти инновации выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такие работы дают возможность учителю осуществлять контроль над детьми, изложить суть и ознакомить с необходимым материалом.
Широко используются, образовательные проекты, связанные с учебной деятельностью, но проходящие во внеучебное время. Они могут проходить в форме интересного урока в музеях или на выставках. Такие уроки, проходящие в музеях, на выставках и т.д., проходят более наглядно и интересно с использованием интерактивного оборудования. Дети должны принимать активное участие, тогда у них идет более активная мыслительная деятельность, и им интересно изучать выбранную тему дальше. Используя окружающую среду, можно организовать экскурсии на природу, которые дают возможность изучать природный комплекс местности. Детей заинтересуют флора и фауна своей местности. В старших классах также можно организовать экскурсии в научно-исследовательские институты, в которых есть свои лаборатории, детям будет очень интересно. Это еще и профориентационная работа.
К инновационной деятельности относится и панельная дискуссия. Это выступление нескольких экспертов, которые излагают разные точки зрения. Такую дискуссию можно организовать на любом уроке.
Следующий момент – интеллектуальные карты. Это карты, которые позволяют эффективно структурировать и обрабатывать информацию. Они позволяют мыслить и использовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Их можно использовать для проведения презентаций, а также для принятия решений, запоминания большого объема информации. Можно дать такое задание, составить интеллект карту и на уроках. Интеллект карта - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Еще одна инновация - это ментальные карты. Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Они удобны, эффективны для визуализации мышления и являются альтернативной записью. Ментальные карты служат для того, чтобы зафиксировать какие-то идеи. Опорные сигналы, учитель придумывает сам для себя, они дают уверенность, что данный материал не забудется, выстраивается логическая цепочка, в центре рисуется событие, а дальше действия (можно изображать в виде дерева, солнышка и т.д.). Эти ментальные карты можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Форма дистанционного образования, как вид инновационной деятельности, пока используется не очень активно, но за ним будущее. При дистанционной форме обучения процесс проходит очень интересно для детей. Создается информационное пространство, на сайте все автоматизировано, на страничке есть все учебники, тут же находятся тесты, на которые ученик отвечает, ответы оцениваются, и оценка заносится в электронный журнал.
Внеурочная деятельность
В этой области возможно раскрыть все свои фантазии в инновационной деятельности. Дети готовят проекты, которые получаются очень интересные. У каждого своя точка зрения, они используют для решения своего проекта какие-то зарисовки, компьютерные презентации и т.д. Дети получают опыт первых исследовательских шагов.
Дети должны ощущать дефицит знаний для решения практических проблем, если они не ощущают этой потребности, то им будет сложно входить в мир инноваций, поэтому их надо заинтересовать и развить необходимые качества. В инновационном процессе, самое главное, что у детей развиваются компетенции.
Проект «интеллектуальная школа». В школе дети создают свои команды от 7 человек, у них есть свой сайт. Детям дается тема, они проходят станции с различными названиями. Каждую неделю участники получают задания и своей командой они решают поставленные задачи, например, составить буклет и разместить на сайте, далее составить презентацию. Проект длиться месяц. В процессе этого проекта дети заполняют таблицы, далее применяют метод мозгового штурма, план обсуждения, затем идет защита в интерактивном режиме и результат размещают на сайте.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Для осуществления инновационной деятельности у учителя должен быть план работы, который основывается на основные стандарты образования, выражающие развитие проектных и исследовательских умений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, организацию проектной деятельности школьников в условиях современной информационно-образовательной среды, икт в осуществлении контрольно-оценочной деятельности учителя и обучающихся, роль электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников. Обязательным является включение в план работы итогов ЕГЭ и ОГЭ за учебный год, а также выступление с курсов повышения квалификации.