Информационные технологии как фактор совершенствования результативности обучения географии
Информационные технологии как фактор совершенствования результативности обучения географии
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке. Сегодня для учителя компьютер - это уже не роскошь, а необходимость.
Я считаю, что применение ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Использование информационно - коммуникационных технологий обучения помогает существенно преобразить преподавание школьного предмета география, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на высокий уровень интерес детей к учебе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии как фактор совершенствования результативности обучения географии»
МБОУ «Туембашская основная школа»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Информационные технологии как фактор совершенствования результативности обучения географии
Выполнил: учитель географии Гайнуллин Р.Г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….
3
Обзор развивающих и образовательных программных продуктов
по географии …………………………………………………………..
4
Из опыта работы: использование ИКТ в процессе обучения предмету.……………………………………………………………….
6
Фрагмент урока географии с применением интерактивной карты…
10
Заключение…………………………………………………………………….
12
Литература……………………………………………………………………..
13
Введение
Роль школы в обществе меняется, требования к работе школы повышаются. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования. Современные требования к образованию заставляют отойти от односторонней активности учителя на уроке, сделать упор на самостоятельную, активную деятельность самих учащихся. Поэтому одним из важных направлений развития современного образования является внедрение новых технологий,в том числе информационно- коммуникационных,которые позволяют реализовать компетентностный подход, выполняя тем самым социальный заказ государства и общества.
Глобальная информатизация современного общества, формирование новой информационной среды, развитие новых телекоммуникационных технологий создают принципиально новые условия для школьного образования. Современный школьник находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм.
Во всем мире использование информационных технологий в различных сферах деятельности уже стало необходимой нормой и частью культуры.
Курс географии средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. Обучающиеся учатся работать с географическим картами, со статистическими материалами. В любом разделе географии требуется пространственное мышление. В этом случае на помощь учителю приходят современные технические средства обучения.
Кроме того, применение информационных технологий позволяет развивать дистанционное обучение. Современные способы общения, существующие в компьютерных сетях, снимают целый ряд ограничений в дистанционном обучении, имеется возможность наладить обратную связь.
Обзор развивающих и образовательных программных продуктов
по географии
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки географии Кирилла и Мефодия».
Продукт создан на базе обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) образования РФ. Цель «Уроков географии Кирилла и Мефодия» – помочь школьникам освоить курс географии на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
«Уроки географии Кирилла и Мефодия» содержат: уроки, рисунки, фотографии и трехмерные модели, карты, анимации, видеофрагменты,
Интерактивные тренажеры, тесты, проверочные задания, термины и понятия в справочнике, экзамены по курсу, презентации к уроку.ppt .
«Живая География». Программная оболочка с инструментарием для работы с географической информацией.
Учебно-методический комплект включает в себя программную геоинформационную оболочку с инструментарием для работы с пространственной информацией, цифровые географические карты мира и России, цифровые крупномасштабные учебные топографические карты, космические снимки РФ, а также комплект методических рекомендаций для учителя.
Живая География позволяет:
- получать общий вид цифровой карты России, производить изменение текущего масштаба этой карты от мелкого до очень крупного и производить масштабирование с изменением нагрузки;
- нанести новые объекты на карту с помощью редактора карт и привязать к нанесенным на карту объектам тематическую информацию;
- легко управлять слоями цифровой карты, убирая ненужные слои, получать нужную в данный момент цифровую карту;
- обрабатывать и анализировать статистические данные;
- создавать и заполнять цифровые контурные карты;
- увидеть всю территорию нашей страны из космоса.
3. Образовательная коллекция. География. Библиотека наглядных пособий, 6–10 кл.
Диск содержит набор иллюстраций в виде слайдов, видео, интерактивных карт, отображающих объекты, процессы, явления по предмету географии. Данный иллюстративный материал предназначен для подготовки к уроку и для демонстрации его во время проведения аудиторных занятий, а также для самостоятельного использования учителями и учащимися (дома, в библиотеке, медиацентре и т.д.).
Всего на диске содержится: 2112 слайдов; 74 интерактивные карты;
73 видео- и анимационных фрагмента.
Основные разделы диска:
-набор мультимедиа компонент, структурированный по классам, курсам, темам, разделам и видам информации;
- редактор для создания набора наглядных материалов к уроку со встроенной поисковой системой;
- программа-реализатор для демонстрации наглядных материалов – иллюстративного сопровождения урока;
- типовые наборы электронных наглядных материалов для урока;
- методические указания по использованию библиотеки;
- помощь.
4. Интерактивные карты по географии + Конструктор интерактивных карт.
Продукт содержит 70 интерактивных карт с автоматически проверяемыми заданиями. Наличие подсказок позволяет школьникам работать с заданиями дома, без помощи учителя. Данный ресурс предусматривает следующие формы обучения: классно-урочная, проектная, дистанционная, домашняя работа. 1С:Конструктор интерактивных карт - современный творческий инструмент, позволяющий учителю-методисту создавать насыщенные интерактивными объектами карты, схемы и задания самостоятельно, без помощи программистов и специалистов в области компьютерной графики.
Из опыта работы: использование ИКТ в процессе обучения предмету
Курс географии средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. Обучающиеся учатся работать с географическим картами, со статистическими материалами. В любом разделе географии требуется пространственное мышление. В этом случае на помощь учителю приходят современные технические средства обучения, и в первую очередь, - компьютер. Мною применяются:
Компьютерные демонстрации. Для демонстрации я использую несколько типов материалов. В основном это небольшие видеофильмы, фотографии (слайд-шоу), картографический материал (карто - схемы). Очень сложно иногда представить природное явление, например смерч, цунами только по его описанию. Наблюдая это явление или его модель на экране, ученики понимают закономерности события, выявляют причинно-следственные связи. Очень сложно иногда представить природное явление, например смерч, цунами только по его описанию. Наблюдая это явление или его модель на экране, ученики понимают закономерности события, выявляют причинно-следственные связи.
Мультимедийные пособия по географии. В своей работе я использую такие пособия, как «Интерактивные географические карты», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия» для 6-10 класса, «Учебное электронное издание» - Республиканский мультимедиацентр, 8-19класс, «Красная книга Республики Татарстан» - ТРОО «Центр экологической политики и информации» и др.
Компьютерные презентации Power Pointприменяю как в учебной, так и во внеурочной деятельности по предмету. Они сопровождают доклад, наглядно демонстрируют природное явление. Ученики в полной мере используют ресурсы Интернет для подготовки презентаций.
Интересные и содержательные презентации получились у одиннадцатиклассников, когда изучали карликовые государства Европы. Тема сложная, перегружена событиями, фактами, терминами, персоналиями. В тех классах, где тема была раскрыта с помощью ИКТ, ошибок в проверочной работе было намного меньше, чем в классах, где тема давалась в традиционной форме.
Обязательным условием участия в муниципальной конференции «В краю кедровом» в рамках проекта «Юные дарования – Татарстану» является компьютерная презентация. Каждый проект, который был представлен на эту и другие конференции, сопровождается презентацией.
Ролики, созданные учениками в Windows Media Player применяю для иллюстрации прошедших образовательных и воспитательных событий. Так, например, ролик созданный в MAGIX Movie Edit Pro 10 Plus по итогам проекта «Спорт – это мы, мы – это Россия!» был представлен на конкурс социальных проектов как результат деятельности проектной группы, куратором которой я являюсь. Ролик по итогам городской игры «Географическая кругосветка - 7» был представлен методическому объединению учителей географии Кукморского района.
Веду «Электронный дневник». Третий год в РТ были внедрены электронные дневники и электронные классные журналы. Система позволяет автоматически формировать необходимые отчеты, средний балл за периоды, заносить, редактировать, просматривать, передавать и анализировать информацию, касающуюся образовательного процесса такую как:
Результаты успеваемости с возможностью комментария каждой отметки;
Результаты посещаемости;
Поведение;
Домашнее задание с возможностью приложения любых файлов (текст, таблицы, электронные тесты, видео, аудио);
Темы уроков;
Обмен общими и персональными сообщениями между участниками образовательного процесса;
Индивидуальные домашние задания для обучающихся, не посещающих школу по болезни, что способствует формированию единого информационно-образовательного пространства школы и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Работает и ежедневно обновляется сайт школы оперативно работающей формой обратной связи. Для школьного сайта я готовлю заметки, репортажи и фотоинформацию о событиях по предмету и в рамках воспитательной деятельности. На сайте школы размещены «Личные странички педагогов», в т.ч. и моя.
В составе проблемно-творческой группы «Формирование электронного банка обучающих тестов для подготовки к ЕГЭ», которая была создана в методическом объединении учителей географии Республики Татарстан, я разработал тестовые задания уровня А, В, С для ОГЭ по темам «ВПК» и «Машиностроение». Итогом деятельности нашей проблемно-творческой группы можно считать электронное пособие «Электронный тренажер. Обучающие тесты уровня А, В, С для подготовки к ОГЭ». Этот тренажер успешно тиражируется при подготовке к ОГЭ по географии уже на протяжении пяти лет.
Имею личный опыт дистанционного обучения, позволяющего осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и обучающимся.
В своей работе использую образовательные интернет-ресурсы. Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам.
Активно использую видеоуроки образовательного портала InternetUrok.ru – это коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы, постоянно пополняемая, находящаяся в открытом доступе и свободная от рекламы:
Образовательные порталы и форумы для профессионального общения педагогов:
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование.
http://www.fio.ru – портал Федерации Интернет Образования.
http://vio.fio.ru/vio_site/ - Электронный журнал «Вопросы Интернет Образований».
http://center.fio.ru/som/ - сетевое объединение методистов.
http://www.bytic.ru/ Фонд новых технологий в образовании "Байтик" (Международная ежегодная конференция-выставка "Применение новых технологий в образовании").
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.
http://www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября".
http://www.infojournal.ru Журнал "Информатика и образование".
http://www.ou.tsu.ru/magazin.php Журнал "Открытое и дистанционное образование".
Фрагмент урока географии с применением интерактивной карты
Существует три основных вида работы с электронной картой:
- работа со слоями карты;
- работа с дополнительным материалом;
- использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и т.п.).
Фрагментурока географии в 8 классе по теме: «Типы климатов России»
с использованием «Климатической карты России»:
Электронная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Список слоев, из которых состоит карта, появляется, если нажать на верхнюю кнопку панели управления. Каждый из этих слоев можно отключить. Отключаем слой, показывающий направления движения воздушных масс в январе и июле.
Задание обучающимся: выйти к доске и нарисовать на интерактивной карте и пояснить направление движения воздушных масс в июле на Дальнем Востоке России.
После ответа ученика, учитель включает слой, показывающий направления движения воздушных масс в июле и осуществляет проверку.
Задание обучающимся: выйти к доске и обозначить на интерактивной карте, а также пояснить формирование «Полюса холода» на территории России.
После ответа ученика, учитель включает дополнительную информацию на карте по «Полюсу холода», щелкнув мышью по выделенному значку, появляется дополнительный иллюстративный и текстовый материал. Таким образом, осуществляется проверка и дополнение.
Заключение
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке. Сегодня для учителя компьютер - это уже не роскошь, а необходимость.
Я считаю, что применение ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Использование информационно - коммуникационныхтехнологий обучения помогает существенно преобразить преподавание школьного предмета география, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на высокий уровень интерес детей к учебе.
Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Еще А. Франс высказал мысль, что «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу и современный урок.
Литература
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла / под науч. ред. Т.И. Тюляевой. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012. – 136 с.