«Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии»
«Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии»
В данной работе описана информационно-коммуникативная технология на примере урока по географии по теме "Реки" в 8 классе в соответствии с ФГОС.
Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.
Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученик должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. В данном случае на примере урока по теме "Реки"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии» »
Министерство образования Саратовской области
ГАУ ДПО "СОИРО"
кафедра естественно-научного образования
Тема: «Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии».
Выполнила: Кабардина Ирина Алексеевна
учитель географии и экологии
МОУ "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области"
Саратов 2014г
Содержание
1.Вступление.
2.Основная часть.
а) Использование информационно-коммуникационной технологии на уроке географии в 6 классе по теме «Реки»
3. Заключение.
4.Список литературы.
Вступление.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT.
Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.
Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.
Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности учащихся;
- формирует активную жизненную позицию.
Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.
Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
2.Основная часть.
Информационно- коммуникационную технологию я хочу показать на примере урока географии по теме «Реки».
Предлагает выполнить задания, сформулированные в ЭОР http://fcior.edu.ru/card/90/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.html
Выполняют задания, предъявляемые с помощью ЭОР на компьютерах.
2
Предлагает оценить результаты теста
Комментирует результаты самооценки, корректирует и аргументирует свои оценки
Самооценка выполнения теста
1
10
Подведение итогов.
Рефлексия
Предлагает оценить свою работу на уроке
Комментирует самооценки, аргументирует свою оценку
Заполняют карточку самооценки работы на уроке
Воспринимают информацию
2
11
Выдача домашнего задания
Слайд № 8
Формулирует домашнее задание: написать сочинение о значении реки Изнаир для жизни и хозяйственной деятельности населения города Ртищево
Записывают домашнее задание в дневники.
1
3. Заключение
В заключение хочется сказать, что применение методики с использованием ИКТ при организации самостоятельных и практических работ учащихся является одним из современных методов обучения, а главное, это облегчает деятельность учителя при проведении таких работ и активизирует деятельность учащихся.Предложенные виды и варианты работ являются универсальными, что позволит учителю при планировании уроков вносить изменения в зависимости от особенностей класса и технических возможностей.Очевидно, что владение такой методикой на уроках географии позволяет достичь учителю следующих результатов:1. Повышение мотивации учащихся2. Повышение успеваемости (повышение среднего балла)3. Дифференциация (разноуровневые задания)4. Повышение качества и интенсивности работы учащихся. В настоящее время на первый план выступает необходимость создания теоретической базы, описывающей педагогическую целесообразность использования средств современных информационных технологий, методику, обеспечивающую реализацию этих возможностей с целью интенсификации образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Компьютерные технологии в школьной географии», А.С.Баранов, В.Г.Суслов, А.И.Шейнис, Издательский дом «Генжер», Москва, 2010г.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО А.В.Даринского. Российский государственный педагогический университет им. Герцена, 2009г.
http://geo.1september.ru/ – сайт «Все для учителя географии»