kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описана информационно-коммуникативная технология на примере урока по географии по теме "Реки" в 8 классе в соответствии с ФГОС. 

Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
  При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический  материал.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. 

Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Ученик должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. В данном случае на примере урока по теме "Реки"

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии» »







Министерство образования Саратовской области

ГАУ ДПО  "СОИРО"

кафедра естественно-научного образования











Тема: «Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии».












Выполнила: Кабардина Ирина Алексеевна

учитель географии и экологии

МОУ "Краснозвездинская 
средняя общеобразовательная школа 
Ртищевского района
Саратовской области"














Саратов 
2014г



Содержание



1.Вступление.


2.Основная часть.


а) Использование информационно-коммуникационной технологии на уроке географии в 6 классе по теме «Реки»

3. Заключение.



4.Список литературы.













































  1. Вступление.


Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.

При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.

Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT.

Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.

Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.

Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности учащихся;

- формирует активную жизненную позицию.

Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.

Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.




2.Основная часть.



Информационно- коммуникационную технологию я хочу показать на примере урока географии по теме «Реки».

Тема урока     «  Реки »

Базовый учебник                           «География» Автор: Лобжанидзе А.А.Москва. Просвещение.2013г.

Цель и задачи урока

Цель:

сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины.

Задачи:

образовательные: выявить взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа; режима рек и питания от климата.

воспитательные: воспитывать любовь и красоту к рекам, бережное отношение к окружающей среде и водным объектам.

развивающие: развивать логическое мышление, экологические чувства; развивать умение работы с картой;

развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.

9. Тип урока: урок освоения нового материала

10. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

11. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран.

                     

Структура и ход урока

 

 

 

Этап урока

 

Название используемых ЭОР

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 

 

Время

1

Организационный момент

 

Приветствует учеников, проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя

 

1

2

Постановка целей урока

 

Формулирует цель урока Загадывает загадки.

 

Воспринимают информацию. Отгадывают загадки

1

 

3

Проверка домашней работы

ЭОР № 1 «Движение воды в океане»

www.spheres.ru

 

Слайд №2 SMART Notebook

 

 

Тренажёр к уроку №33

Демонстрирует ЭОР № 1(диск)

Предлагает провести взаимопроверку домашней работы в парах.

Слайд № 2 SMART NotebookОтметьте на контурной карте: 1 группа – теплые течения; 2 группа – холодные течения.

Предлагает проанализировать и скорректировать свои результаты.

Сравнивают результаты одноклассников с результатами на слайде.

Корректируют свою домашнюю работу

 

6

 

Оценивает домашнюю работу,

комментирует результаты.

Отмечает учеников, которые лучше всего справились с домашним заданием.

 

Воспринимают информацию.

1

4

 

 

Формулирует тему урока.

Создает проблемную ситуацию:

- Почему реки называют совместным «продуктом» рельефа и климата

 

Воспринимают информацию

Рассуждают, воспринимают информацию.

1

 

 

 

 

 

 

Предлагает сформулировать задачи урока

Формулируют задачи урока:

1.Объяснять понятия: «река», «долина», «пойма», «русло», «исток», «устье», «речная система», «бассейн», «водораздел».

2.Раскрыть взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа; режима рек и питания от климата.

1

5

Содержательная часть

ЭОР № 2 к уроку «Реки»

www.spheres.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭОР №3

www.spheres.ru

 

 

Практикум к уроку

ЭОР № 4 «Реки»

www.spheres.ru

 

 

Читает стихотворение

Задает вопросы:

-Что такое река?

-Что такое исток реки?

- Что называется устьем реки?

-Что такое приток реки?

Виды устьев рек. Слайд № 1, 2

Слайд №3, 4

Откройте в атласах физическую карту России и заполните таблицу, распределив реки в нужный столбик: Лена, Енисей, Волга, Обь

Дельта

Эстуарий

 

 

Демонстрирует ЭОР №2 рисунок «Части реки», ЭОР № 3 рисунок «Речная система Волги»

Демонстрирует ЭОР № 4, предлагает выполнить задание, сформулированное в ЭОР

 

 

 

Работа в тренажёрах – стр.12, № 9 по вариантам

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Заполняют таблицу, проводят взаимопроверку работ

 

 

 

Воспринимают информацию.

 

Один ученик работает у доски, остальные на местах. Корректируют ответы одноклассников, предлагают свои ответы.

 

Заполняют таблицу, проводят взаимопроверку, ставят  отметки

3

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

5

6

 

 

ЭОР № 4 к уроку «Реки»

www.spheres.ru

 

 

 

 

 «Физминутка»

Демонстрация рисунка «Русла равнинной и горной рек».

Выделите особенности равнинных и горных рек по вариантам: 1 вариант – особенности равнинных рек, 2 вариант – особенности горных рек

Слайд №  5  Предлагает выполнить физминутку.

 

Работают  по рисунку, выделяют особенности рек. Корректируют ответы одноклассников, предлагают свои ответы.

Выполняют физминутку.

 

 

4

 

 

 

 

2

7

 

 

 

 

Групповая работа

ЭОР № 5 к уроку «Реки»

«Строение порогов и  водопада».www.spheres.ru

 

Слайд №1 SMART Notebook

 

 

 

Демонстрация рисунка «Строение порогов и водопада», Слайд № 6,7, 8

 

Демонстрация слайда №1 SMARTNotebook. Отметьте на контурной карте: 1 группа – р. Волга, Обь; 2 группа – р. Енисей, Лена

 

Воспринимают информацию

 

Выполняют задания, корректируют ответы одноклассников.

2

 

 

 

 

3

8

Групповая работа

 

Организует работу в группах, распределяет роли по группам.

Выполняют указания учителя

2

Предлагает убедить своих оппонентов на влияние климата на питание реки и режим.

Работают в группах, формулируют выводы

 

1

Комментирует выводы учащихся, подводит итоги групповой работы.

Воспринимают информацию

1

9

Индивидуальная работа

ЭОР  контрольные задания по теме «Реки»http://fcior.edu.ru/card/90/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.html

http://fcior.edu.ru/card/91/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k1html

 

Предлагает выполнить задания, сформулированные в ЭОР http://fcior.edu.ru/card/90/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.html

Выполняют задания, предъявляемые с помощью ЭОР на компьютерах.

2

Предлагает оценить результаты теста

Комментирует результаты самооценки, корректирует и аргументирует свои оценки

Самооценка выполнения теста

1

10

Подведение итогов.

Рефлексия

 

Предлагает оценить свою работу на уроке

Комментирует самооценки, аргументирует свою оценку

Заполняют карточку самооценки работы на уроке

Воспринимают информацию

2

11

Выдача домашнего задания

Слайд № 8

Формулирует домашнее задание: написать сочинение о значении реки Изнаир для жизни и хозяйственной деятельности населения города Ртищево

Записывают домашнее задание в дневники.

1







3. Заключение

В заключение хочется сказать, что применение методики с использованием ИКТ при организации самостоятельных и практических работ учащихся является одним из современных методов обучения, а главное, это облегчает деятельность учителя при проведении таких работ и активизирует деятельность учащихся.Предложенные виды и варианты работ являются универсальными, что позволит учителю при планировании уроков вносить изменения в зависимости от особенностей класса и технических возможностей.Очевидно, что владение такой методикой на уроках географии позволяет достичь учителю следующих результатов:1. Повышение мотивации учащихся2. Повышение успеваемости (повышение среднего балла)3. Дифференциация (разноуровневые задания)4. Повышение качества и интенсивности работы учащихся. В настоящее время на  первый план выступает необходимость создания теоретической базы, описывающей педагогическую целесообразность использования средств современных информационных технологий, методику, обеспечивающую реализацию этих возможностей с целью интенсификации образовательного процесса.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. «Компьютерные технологии в школьной географии», А.С.Баранов, В.Г.Суслов, А.И.Шейнис, Издательский дом «Генжер», Москва, 2010г.

  2. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО А.В.Даринского. Российский государственный педагогический университет им. Герцена, 2009г.

  3. http://geo.1september.ru/ – сайт «Все для учителя географии»

  4. http://geo.mes.ru/ – сайт «Ассоциация учителей географии России»

  5. http://isot.boom.ru/stallii/001.htm - проект «Интерактивная методика»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии»

Автор: Кабардина Ирина Алексеевна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства