Просмотр содержимого документа
«Информационная компетентность как средство развития потенциала учителя географии»
Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала (на примере преподавания географии)
Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является информационная компетентность.
состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ
Компоненты ИКТ- компетентности учителя
Компоненты ИКТ- компетентности учителя
1 уровень информационной компетентности:
• знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
«Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии»
уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников в соответствии с поставленными учебными задачами;
www.polarmuseum.sp.ru
Музей Арктики и Антарктики в г. Санкт-Петербурге рассказывает об открытии и освоении Северного морского пути
http://www.fmm.ru/index.htm Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана представляет раздел «Фотогалерея минералов» с великолепными фото образцов минералов и краткими пояснительными текстами по следующим темам:
• Цветные минералы (малахит, родонит и лазурит);
• Агаты;
• Самородное золото и другие.
1 уровень информационной компетентности:
уметь оценивать, отбирать информацию из электронных источников;
www.lin.irk.ru Лимнологический институт Сибирского отделения РАН, где можно узнать о животном мире озера Байкал
http://www.emsd.iks.ru Камчатский филиал Геофизической службы РАН где можно узнать:
• Чем измеряют силу землетрясений, что такое баллы и магнитуда;
• Текущая сейсмическая обстановка на полуострове Камчатка;
• О результатах видеонаблюдений за вулканами Ключевская Сопка, Шивелуч и Безымянный (видеонаблюдения представлены в режиме реального времени);
1 уровень информационнойкомпетентности
осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.
Думающая таблица, Волшебный компас, Волшебные часы
способствуют овладению способами ориентирования во времени и пространстве на основе моделирования наблюдений за временем и местом восхода и захода солнца и его видимым движением над горизонтом, продолжительностью дня и ночи.
способствуют пониманию климатических и иных зональных закономерностей, их связи с высотой солнца над горизонтом и продолжительностью освещенности на различных широтах Земли в разные месяцы года.
(разработаны коллективом сотрудников Института космических исследований РАН)
2 уровень информационной компетентности
• извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами;
http://www.paleo.ru/museum Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова является неотъемлемой частью Палеонтологического института РАН. Экспозиция Музея посвящена эволюции органического мира Земли.
http://www.gao.spb.ru/russian/index.html Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория;
2 уровень информационной компетентности
уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов.
2 уровень информационной компетентности
знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, геоинформационные системы (ГИС), инструменты для создания учебных материалов на картографической основе
Картографические сервисы:
http://wikimapia.org - интерактивная карта мира с детализацией до стран, городов, ландшафта, городских и других объектов. Возможность добавить новый объект, оставить комментарий к существующему, измерить расстояние и площадь.
https://www.tripline.net - создание интерактивных карт-презентаций иллюстрирующих путешествие.
http://www.mapskip.com - создание «цифровых рассказов» о местах (путешествия, исторические и культурные события и др.) с привязкой к картам
learningapps.org - создание интерактивных заданий
http://quikmaps.com - быстрое редактирование карт
Лаборатория учебных карт
позволяет формировать контурные карты и тематические картографические пособия и иллюстрации различного содержания.
3 уровень информационной компетентности
• эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.);
http://mytest.klyaksa.net
Программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов для проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов.
http://www.uchportal.ru/load/284-4
Мультимедийные тесты по географии
3 уровень информационной компетентности
уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя;
3 уровень информационной компетентности
организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся.
http://www.geoclass.ru
Международные дистанционные обучающие олимпиады по географии
http://grandclass.net/school/ Региональная система дистанционного обучения
http://letopisi.org/index.php/
Проект « Время вернуться домой» Создания коллективной образовательной энциклопедии
Обучающие игры
http://www.travelpod.com/traveler-iq - очень интересная игра, по поиску на карте мира столиц и знаменитых мест
http://www.sheppardsoftware.com/Geography.htm - набор обучающих географических игр по всем регионам Земли
http://www.craziness.com/trivia-games/ - игры по регионам мира