География транспортного комплекса Павлодарской области: проблемы и перспективы развития.
География транспортного комплекса Павлодарской области: проблемы и перспективы развития.
Транспортный комплекс – это «кровеносная система» экономики. Транспорт является особенной отраслью хозяйственного комплекса. Он осуществляет перемещение в пространстве грузов и пассажиров. Специфика отрасли заключается в том, что транспорт занимает как бы промежуточное положение между отраслями производственной и непроизводственной сфер. С одной стороны, занимаясь перемещением грузов, он является продолжением материального производства, с другой, осуществляя перевозку пассажиров, тяготеет к отраслям непроизводственной сферы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«География транспортного комплекса Павлодарской области: проблемы и перспективы развития.»
Тема: География транспортного комплекса Павлодарской области: проблемы и перспективы развития.
Содержание
Введение
3
1
Павлодарская область как область с темпами устойчивого развития
4
2
География транспортного комплекса Павлодарской области
6
2.1
Автомобильный транспорт
6
2.2
Железнодорожный транспорт
7
2.3
Авиационный (воздушный) транспорт
8
2.4
Речной транспорт
8
2.5
Трубопроводный транспорт
9
2.6
2.7
Трамвайный транспорт
Электронный транспорт
9
9
3
Влияние транспортного комплекса на экономику Павлодарской области
10
3.1
Структура перевозок за период 2009-2012 гг.
12
3.2
Перспективы развития транспортного комплекса Павлодарской области
14
Вывод
15
Введение
Транспортный комплекс – это «кровеносная система» экономики. Транспорт является особенной отраслью хозяйственного комплекса. Он осуществляет перемещение в пространстве грузов и пассажиров. Специфика отрасли заключается в том, что транспорт занимает как бы промежуточное положение между отраслями производственной и непроизводственной сфер. С одной стороны, занимаясь перемещением грузов, он является продолжением материального производства, с другой, осуществляя перевозку пассажиров, тяготеет к отраслям непроизводственной сферы.
Транспорт в Павлодарской области имеет важнейшее значение. Огромные территории страны, низкая плотность населения, разобщённость центров промышленности и сельского хозяйства, а также удалённость от мировых рынков, делает обладание развитой транспортной системы – жизненно необходимым для Павлодарской области.
Транспорт не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Павлодарская область – крупный индустриальный центр Казахстана, представляет собой многоотраслевой промышленный комплекс, ориентированный на производство электрической энергии, глинозема, продукции нефтепереработки, машиностроения, пищевой промышленности и строительных материалов.
Павлодарская область располагает транспортным комплексом, в составе которого железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной транспорты. Все виды транспорта дополняют друг друга и образуют единую транспортно-коммуникационную сеть.
Цель: дать характеристику и анализ транспортного комплекса Павлодарской области.
Задачи:
- дать характеристику транспортного комплекса Павлодарской области;
- изучить особенности развития и размещения транспортного комплекса;
- выявить значение транспортного комплекса в экономике области и республики;
- увидеть проблемы, определить пути их решения и перспективы развития транспорта в Павлодарской области.
Объект исследования: Информация о транспортном комплексе Павлодарской области.
Новизна исследования: впервые собран, систематизирован и подробно изучен транспортный комплекс Павлодарской области.
1 Павлодарская область как область с темпами устойчивого развития
Павлодарская область образована в январе 1938 года. Областной центр – город Павлодар, расположен на берегу Иртыша, самой крупной реки Казахстана.
Область расположена на северо-востоке Казахстана. Большая часть территории Павлодарской области находится в пределах юга Западносибирской равнины в среднем течении реки Иртыш, и в настоящее время занимает площадь 127,5 тыс. кв. км. С севера область граничит с Российской Федерацией (Омская область), с юга – с Карагандинской областью, с востока – с Восточно-Казахстанской, с запада – с Акмолинской и Северо-Казахстанской областями.
Климат Павлодарской области резко-континентальный, характеризующийся холодной продолжительной зимой, жарким и коротким летом.
В административно-территориальную структуру области входят 3 города, 7 поселков, 10 сельских районов, 165 сельских округов и 505 сел. Удельный вес городского населения — 64 %.
Большая часть области находится в пределах юга Западно-Сибирской равнины, являющейся величайшей равниной земного шара. В регионе велики водные ресурсы. По территории области протекают более 140 рек. Единственная крупная река — Иртыш. В Павлодарской области насчитывается 1200 больших и малых озёр. Около сотни из них пресные, а остальные солёные. На территории области разведано одиннадцать месторождений подземных вод. Все они пригодны для питья и орошения.
Павлодарская область занимает одно из ведущих мест в минерально-сырьевом комплексе Республики Казахстан.
Общая стоимость балансовых запасов твёрдых полезных ископаемых Павлодарского Прииртышья оценивается в 460 миллиардов долларов. Это — уголь и самые разные металлы, включая золото, строительные материалы и многое другое. Часть месторождений давно и успешно разрабатывается, на остальных ведутся дополнительные геолого-разведочные работы, уточняются реальные объёмы полезных ископаемых, условия добычи.
Первые экспедиции на территорию современного Павлодарского Прииртышья начались сразу же после укрепления российской государственной власти в Сибири и учреждения Тобольской губернии. Первоначально на месте Павлодара возник почтово-военный форпост Коряковский – он был построен на берегу Иртыша в 1720 году. В 1838 году форпост был преобразован в одноименную станицу, а в 1861 году – в город. Тогда же, в начале 19-го столетия наметился подъем сельского хозяйства, развитие отраслей по переработке сельскохозяйственного сырья, горное дело. Со второй половины 19-го века ведется разработка добычи угля в Экибастузе, добыча соли на озёрах Коряковское и Большой Калкаман.
В первой половине 20-го века со строительством железной дороги Кулунда-Павлодар (1923) и развитием судоходства на Иртыше, хозяйство развивается быстрыми темпами. Павлодар, ставший областным центром в 1938 году, оказался на перекрестке судоходной реки Иртыш и железной дороги, получил надежную связь с Экибастузом, Уралом, Сибирью. Это послужило дальнейшему развитию экономики города и области. На месте мелких мастерских выросли крупные промышленные предприятия. Павлодарское Прииртышье в годы Великой Отечественной Войны внесло непосильный вклад помощи фронту. С 1956 года Павлодар стал одним из центров освоения целинных и залежных земель. В результате подъема целины посевные площади области увеличились в десятки раз. Добыча угля и освоение целины дали мощный толчок развитию производительных сил Павлодарской области. C 1949 по 1962 год юг территории Павлодарской области, входил в состав Семипалатинского ядерного полигона. Выгодное экономико-географическое положение, богатейшие ресурсы, наличие транспортных путей, канала Иртыш-Караганда способствовало тому, что в 1957 году был создан Павлодар-Экибастузский территориально-промышленный комплекс, в состав которого вошли Павлодар, Экибастуз, Аксу. На основе дешевого Экибастузского угля создана энергетическая база и получили развитие новые отрасли промышленности: чёрная и цветная металлургия, машиностроение, алюминиевая, нефтеперерабатывающая и химическая.
Сегодня Павлодарская область выделяется среди всех областей Казахстана высоким промышленным потенциалом, имеет многоотраслевое сельское хозяйство, полностью обеспечивает себя продуктами сельского хозяйства.
Павлодарская область является регионом интенсивного развития международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей. Основными экспортными отраслями являются горнодобывающая (минеральные продукты), химическая, металлургическая. Экспортируются также мука пшеничная, электроэнергия, отходы и лом черных металлов.
Павлодарская область осуществляет экспортно-импортные операции с более чем 80 странами мира, в том числе экспортные операции с 25 странами, импортные операции – с 86. Большая часть (84,2 %) регионального экспорта приходится на страны СНГ. Лидером среди торговых партнеров области является Российская Федерация.
Здесь получили развитие все виды транспорта, кроме морского, и все отрасли непроизводственной сферы.
2 География транспортного комплекса Павлодарской области
Павлодарская область имеет достаточно развитую транспортно-коммуникационную инфраструктуру, входящую в состав общереспубликанского комплекса.
В области берут начало крупнейший внутриказахстанский нефтепровод на юг страны, линии дальних электропередач, канал «Иртыш-Караганда», а также проходят транзитные международные автомобильные маршруты.
Транспортная инфраструктура области состоит из 5 видов транспорта – железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и трубопроводного. В структуре перевозки грузов сохраняется «лидерство» автомобильного транспорта.
В целом сеть транспортных коммуникаций области стабильна.
2.1 Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт в Казахстане за последнее десятилетие по экономической значимости вышел на третье место после железнодорожного и трубопроводного транспорта. Преимуществом для автомобильного транспорта выступает почти в 6 раз более высокая плотность автодорог (более 30 км на 1000 кв. км территории) по сравнению с железными дорогами. Нехватка вагонов на железной дороге работает на автоперевозчиков, обеспечивая им заказы на транспортные услуги.
Через территорию области проходит 7 дорог республиканского значения общей протяженностью 1517 км (А-17 Кызылорда-Павлодар-Успенка-граница Р.Ф. 1509 км, А-18 Павлодар-Щербакты-граница Р.Ф. 112 км, А-19 Качиры-Михайловка-граница Р.Ф. 108 км, Р-27 Калкаман-Баянаул-Умуткер-Ульяновский 324 км, Р-4 Астана-Ерментау-Шидерты 243 км). Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 5666 км, из них 4917 км составляет протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием равна 39,4 км на 1000 кв. км. По состоянию на 1 июня 2012 года действует 59 внутриобластных маршрутов. Для обеспечения автобусных (микроавтобусных) сообщений между населенными пунктами сельских округов с районными центрами в настоящее время действуют 42 внутрирайонных маршрута.
По состоянию на 1 июля 2012 года областной парк автотранспортных средств насчитывает 4478 автобусов и микроавтобусов.
По состоянию на 1 июля 2012 года действует 59 внутриобластных маршрутов. Для обеспечения автобусных (микроавтобусных) сообщений между населенными пунктами в сельских округов с районными центрами в настоящее время действуют 42 внутрирайонных маршрута.
За 6 месяцев 2012 года перевозка пассажиров автомобильным транспортом составило 547,4 млн. чел., что на 128,8 % больше аналогичного периода 2011 года, пассажирооборот составил 10247,8 млн. пкм, что на 128,5% больше аналогичного периода 2011 года.
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом за 6 месяцев 2012 года составил 32,0 млн. тонн или 158,8 % к уровню 2011 года, грузооборот составил 6028,0 млн. ткм или 196,9 % к уровню 2011 года.
Вдоль автомагистралей расположены сотни кемпингов, мотелей, АЗС, пунктов обслуживания - это постоянно действующие круглогодичные рабочие места.
В целом практически все сельские округа области охвачены регулярным пассажирским сообщением.
Реформирование на автомобильном транспорте завершено, отрасль функционирует в конкурентной среде. Обеспечена сохранность большей части автотранспортной инфраструктуры и высококвалифицированного кадрового потенциала.
Через Казахстан проходят пять международных автомобильных маршрутов, общей протяженностью 23 тыс. км. Один из транспортных путей проходит через территорию Павлодарской области: Алматы – Семей – Павлодар (трасса М-38) с выходом на Омск.
Автомагистраль Павлодар- Экибастуз- Караганда- Балхаш- Алмата соединяет областной центр со столицей и позволяет иметь прямое сообщение с государствами Средней Азии.
Павлодар считается северным транспортным углом Казахстана. Он может быть углом логистической системы Центральная Азия - Сибирь. Есть хороший потенциал транспортировки грузов и формирования мощной логистической системы хранения, переработки, доставки продукции.
Протяженность автомобильной трассы Павлодар-Астана составляет 410 км.
Кроме того, в рамках этого проекта в Павлодарской области появится арочный четырехрядный автомобильный мост через Иртыш, протяженность которого составит 12 км.
2.2 Железнодорожный транспорт
Железнодорожный комплекс является одной из важнейших составляющих казахстанской транспортной системы. Он развивался с учетом потребностей формирования основных секторов экономики Казахстана (агропромышленного, топливно-энергетического, горно-металлургического, строительного и др.). Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта Казахстана.
Основным оператором железнодорожных перевозок в Павлодарской области является филиал АО «НК «КТЖ» Павлодарское отделение дороги». Деятельность Павлодарского отделения дороги направлена на обеспечение эффективной организации процесса грузовых и пассажирских перевозок в его территориальных границах.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей Павлодарского отделения дороги составляет 1069,2 км, развернутая длина главных путей 1436,7 км. Общая протяженность 893,3 км, в том числе электрифицированных 381,8 км.
По южной территории области проходит Средне-Сибирская, по центральной – Южно-Сибирская железные дороги.
Кроме главных магистралей есть тупиковые железные дороги. Они проложены до Майкаина, Аксу, Таволжана, Маралды, Сольветки, Коряковки- всего около 200 км.
История ЖД началось с построкий первой Воскресенской дороги. Дорога прошла от Воскресенской пристани до Экибастуза для вывоза угля на Урал.
Железная дорога Павлодар- Балхаш проложена по малообжитым районам Казахстана, богатым месторождениями руд цветных металлов, что создает условия для экономического развития этих районов, дает возможность вывозить продукцию области в Центральный и Южный Казахстан.
Для обеспечения эксплуатационной деятельности на Павлодарском отделении дороги имеется 43 раздельных пункта, из них: 35 станций, 5 разъездов, 1 обгонный пункт, 2 путевых постов.
2.3 Авиационный (воздушный) транспорт
В сфере гражданской авиации в области осуществляет деятельность АО «Аэропорт Павлодар».
Пассажирооборот воздушного транспорта области в 2012 г. составил 9,8 млн. п-км.
За 1 полугодие 2012 года из аэропорта города Павлодара перевезено 52164 пассажиров, что к соответствующему периоду прошлого года составило 116,0%. Количество самолетовылетов за январь месяц 2012 года составило 561 единиц или 96,4% к уровню аналогичного периода 2011 года.
За 6 месяцев 2012 года аэропортом обработано груза, почты – 115,8 тонны, что составляет 123,3 % к уровню прошлого года.
Сегодня Павлодар имеет современный аэропорт, принимающий самолеты различных типов.
Кроме перевозки пассажиров и почты, авиация используется в различных сферах хозяйства области.
Авиация перевозит фрукты, цветы, медицинские препараты, музыкальные инструменты, текстильные и швейные изделия и др.
Аэропорт множеством авиалиний связан со многими городами республики, имеет прямое сообщение с Германией, Россией, Турцией, Узбекистаном, Чехией.
2.4 Речной транспорт
В сфере речного транспорта в Павлодарской области действует АО «Павлодарский речной порт», которое оказывает услуги по добыче и транспортировке речного песка на строительные объекты области, а также оказывает услуги на перевозках грузов в транзитном сообщении. Приписной флот состоит из буксирных теплоходов, сухогрузов и наливных барж. Приписной флот состоит из буксирных теплоходов и барж.
В транспортных связях северного района Казахстана значительное место занимает Иртыш, по которому осуществляются пассажиро- и грузоперевозки (строительные материалы, хлеб, соль, нефтепродукты, цемент. Вывозят: уголь машины, стройматериалы).
Павлодар - водные ворота, связан с Омском и Семипалатенском.
За 6 месяцев 2012 года из речного порта города Павлодара перевезено 126,0 тыс. тонн грузов, перевезено 9,8% тыс. чел. пассажиров.
2.5 Трубопроводный транспорт
Протяженность магистральных трубопроводов в 2010 г. составила 2577 км. Грузооборот магистральных трубопроводов 12,6 млрд. ткм.
По территории Павлодарского Прииртышья проходит нефтепровод Усть- Балык – Омск – Павлодар – Чимкент, по которому сибирская нефть из месторождений Тюменской области поступает на Павлодарский нефтеперерабатывающий завод.
2.6 Трамвайный транспорт
Протяженность эксплуатационных трамвайных путей в двухпутном исчислении равна 44,6 км.
В 2010 г. перевозка пассажиров трамваями составила 21,5 млн человек, пассажирооборот — 118,2 млн пкм.
2.7 Электронный транспорт
Получил развитие в Павлодарской области в 1970- х гг. на базе угольных месторождений Экибастуза.
Построены линии электропередачи:
Экибастуз- Центр, напряжением 1500 кВ. Энергия поступает в Центральную Россию;
ЛЭП Экибастуз – Кокчетав – Кустанай - Челябинск. Линия улучшила энергоснабжение крупного промышленного района России – Урала;
ЛЭП Экибастуз – Барнаул – Кузбасс – Итак.
3 Влияние транспортного комплекса на экономику Павлодарской области
Значительная и возрастающая роль транспорта в экономике региона связана с преобладанием отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья и металлов, выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений.
Таблица 1 – Грузовые перевозки
№
Наименование показателя
2010 год
2011 год
2012 год
2012 год к 2010 году, в %
1
Перевезено грузов, тыс. тонн, в том числе:
65017
66529
67827
108,4
2
Автомобильный
49577
50091
50577
94,2
3
Нефтепроводный
14992
15947
16929
196,8
4
Речной
448
491
321
118,9
Достигнутые в последние годы высокие темпы экономического развития в Казахстане и в транспортной отрасли в частности, базировались на опережающем росте экспорта сырья и повышении цен на топливно-энергетические ресурсы. Однако экспорт сырьевых ресурсов подвержен колебаниям цен на сырье на мировых рынках. По этой причине данный фактор не может рассматриваться основным, способным стабилизировать развитие транспортной отрасли.
Международное сотрудничество Павлодарской области в развитии транспорта играет важную роль, так как стимулирует повышение конкурентоспособности отрасли и рост качества транспортных услуг. По темпам роста грузоперевозок Павлодарская область первенствует среди других областей Казахстана.
Вывоз промышленной продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья
В 2009 году объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 67,8 млн. тонн, что на 2% больше, чем за 2008 год. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 1%, по магистральному трубопроводу увеличились – на 6,2%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 2,5 % и составил 11,5 млрд. пассажиро-километров.
Итоги за 2010 год.
В первом квартале 2010 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 13,7 млн. тонн, что на 3,6% больше, чем за первый квартал 2009 года. Перевозки грузов на авто-мобильном транспорте уменьшились на 10,1%, по магистральному трубопроводу увеличились – на 38,4%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 6,7% и составил 2,8 млрд. пассажиро-километров.
В январе - июне 2010 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 31 млн. тонн, что на 10% больше, чем за январь-июнь 2009 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 0,2%, по магистральному трубопроводу увеличились – на 35,2%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 9% и составил 5,9 млрд. пассажиро-километров.
В январе - сентябре 2010 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 53,7 млн. тонн, что на 15,1% больше, чем за январь-сентябрь 2009 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 11%, по магистральному трубопроводу увеличились – на 25,2%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 16,9% и составил 9,8 млрд. пассажиро-километров.
В январе - декабре 2010 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 78,5 млн. тонн, что на 15,8% больше, чем за январь-декабрь 2009 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 14,4%, по магистральному трубопроводу увеличились – на 19,1%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 21,2% и составил 14 млрд. пассажиро-километров.
Итоги за 2011 год.
В январе – марте 2011 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 16,1 млн. тонн, что на 17,7% больше, чем за январь – март 2010 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 11,2%, по магистральному трубопроводу – на 28,5%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 42% и составил 3,9 млрд. пассажиров – километров.
В январе – июне 2011 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 34,1 млн. тонн, что на 9,9% больше, чем за январь – июнь 2010 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте уменьшились на 1,8%, по магистральному трубопроводу увеличились на 33,6%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 36,5% и составил 8 млрд. пассажиров – километров.
Диаграмма – Грузооборот транспорта, млн. т/км
В январе – сентябре 2011 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 62,4 млн. тонн, что на 16,1% больше, чем за январь – сентябрь 2010 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 8,6%, по магистральному трубопроводу – на 34,9%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 32,3% и составил 13 млрд. пассажиро – километров.
Диаграмма – Грузооборот транспорта, млн. т/км
В январе-декабре 2011 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 97,1 млн. тонн, что на 23,6% больше, чем за январь-декабрь 2010 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 21,3%, по магистральному трубопроводу – на 30,9%. Пассажирооборот транспорта области увеличился на 33,3% и составил 18,6 млрд. п/км.
Итоги за 2012 год.
В январе-июне 2012 года объем грузоперевозок транспортом области (без учета железнодорожного и воздушного транспорта) составил 44,6 млн. тонн, что на 30,9% больше, чем за январь-июнь 2011 года. Перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличились на 58,8%, по магистральному трубопроводу снизились на 9,7%. Пассажирооборот транспорта увеличился на 28,2% и составил 10,3 млрд. п/км.
Огромный потенциал природных ресурсов, интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства создают перспективные условия для расширения внешнеэкономических связей.
3.2 Перспективы развития транспортного комплекса Павлодарской области
В 2010 г. в Казахстане была принята Отраслевая программа по развитию транспортной инфраструктуры на 2010 – 2014 гг. в соответствии с Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) и Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года.
Основной целью Программы развития инфраструктуры является опережающее развитие транспортного комплекса.
Стратегическое значение в экономике области и страны отводится сфере железнодорожного транспорта, являющегося наиболее востребованным видом транспортировки грузов и популярным средством передвижения пассажиров. Однако железнодорожная сеть для грузоперевозок между областями республики обеспечивает всего 2 % общего грузооборота по Казахстану, что является не маловажным сдерживающим фактором развития экономики регионов Казахстана и экономики республики в целом.
В Казахстане имеется острая потребность организовать производство отечественных вагонов. Производство уже начато в Петропавловске и Экибастузе.
Железнодорожный комплекс Павлодарской области, несмотря на имеющиеся проблемы и диспропорции, является надежной структурой, от состояния которой зависят развитие экономики области и Казахстана в целом. Перспективный рост транзитных перевозок по Казахстану различных товаров в рамках глобализации экономики и увеличения масштабов международной торговли требует количественных и качественных сдвигов в развитии отрасли с тем, чтобы организация его деятельности соответствовала международным требованиям стран-партнеров по транспортному бизнесу.
Перспективы развития железнодорожного транспорта в Павлодарской области предполагают формирование разветвленной транспортной инфраструктуры и строительство новых скоростных дорог, а также улучшение состояния действующих дорог, с тем, чтобы увеличивать их скоростной режим. Нуждается в решении и вопрос с размером ширины колеи новых дорог с тем, чтобы исключить перевалки транзитных грузов, замедляющие транспортировку и удорожающие ее.
В некоторых странах имеют место быть монорельсы, возвышающиеся над землей. По монорельсам передвигаются поезда, предназначенные для перевозки людей. Подвесные системы общественного транспорта позволяют сэкономить время передвижения из-за отсутствия пробок.
Развитие автодорожной инфраструктуры является важным сектором экономики, который формирует значительный дополнительный экономический потенциал с использованием региональных ресурсов (трудовых и природных) и далее открывает рынки сбыта для отечественных производимых товаров в других регионах Казахстана и за рубежом.
В результате развития сети автомобильных дорог может быть повышена конкурентоспособность продукции за счет уменьшения транспортной составляющей в конечной цене продукции до уровня развитых стран (до 7 – 10 %), сокращения энергоемкости ВВП страны.
Особое значение в перспективном развитии автотранспорта имеет обустройство транспортных коридоров для перевозок международных транзитных грузов.
Приоритетное значение в Казахстане на данном этапе отдается развитию сети международных транспортных коридоров, восстановлению дорог республиканского и областного значения.
В Казахстане необходимо провести инвентаризацию автодорог республиканского, регионального и местного значения для проведения их оптимизации, более планомерного ремонта и реконструкции в соответствии с потребностями социально-экономического развития.
Важнейшей составной частью перспективного развития автотранспорта является совершенствование подготовки и переподготовки профессиональных кадров, работающих в организации и управлении автотранспортом, автотранспортном сервисе, логистике, строительстве и ремонте автодорог.
Обобщая анализ развития автотранспорта в Казахстане, необходимо отметить, что на протяжении последнего десятилетия развитие автомобильного транспорта в Казахстане происходило высокими темпами, однако отличалось несбалансированностью.
Вывод: Значение транспорта в современном мире велико потому что: транспорт оказывает влияние на формирование экономики государства; на сегодняшний день немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта; транспортная деятельность направлена на повышение степени удовлетворения потребностей общества, посредством перемещения товаров и людей; транспорт соединяет время и пространство, разделяющее производителей, продавцов и покупателей; транспорт влияет на формирование ВВП; благодаря транспорту осуществляется товарооборот между странами, а также внутри самой страны. Что существенно влияет на экономику Павлодарской области и РК в целом.
В целом транспортно-коммуникационный комплекс региона – конкурентоспособный, безопасный для участников транспортного процесса, органично интегрированный в транспортную структуру, способный гармонично увязать интересы населения, бизнеса и государства.
Собранный научный материал является дополнительным пособием для специалистов по экономической географии.