kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество предъявляет особые требования к подготовке школьников к жизни и первое из них – свободное оперирование способами овладения знаниями. Задача школы и учителей сегодня – научить учащихся учиться. Педагогические коллективы должны быть нацелены на формирование у детей универсальных общенаучных умений и навыков, общественно- значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных интересов и творческих способностей.

Формирование познавательных УУД на уроках географии осуществляется через некоторые приёмы обучения, которые развивают у учащихся метапредметные компетенции, в частности навыки рациональной работы с текстом.

Опыт работы показывает, что если ученик освоил приёмы работы с текстом, привык к необходимости логического осмысления текста, систематически закреплял на уроках эти навыки, то в дальнейшем он гораздо меньше времени будет тратить на усвоение нового материала, так как будет зорко видеть в тексте ответы на конкретные вопросы, а не «огромное количество страниц».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ »
















ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ, НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ







Сальникова Нина Николаевна,

учитель географии

МБОУ «Спешковская ООШ»



























СОДЕРЖАНИЕ


  1. Формирование у учащихся метапредметных компетенций, навыков рациональной работы с текстом.

  2. Методические приёмы формирования у учащихся навыков рациональной работы с текстом.

  3. Активизация обучения на уроке.














































  1. Формирование у учащихся метапредметных компетенций, навыков рациональной работы с текстом.


Современное общество предъявляет особые требования к подготовке школьников к жизни и первое из них – свободное оперирование способами овладения знаниями. Задача школы и учителей сегодня – научить учащихся учиться. Педагогические коллективы должны быть нацелены на формирование у детей универсальных общенаучных умений и навыков, общественно- значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных интересов и творческих способностей.

Формирование познавательных УУД на уроках географии осуществляется через некоторые приёмы обучения, которые развивают у учащихся метапредметные компетенции, в частности навыки рациональной работы с текстом.

Опыт работы показывает, что если ученик освоил приёмы работы с текстом, привык к необходимости логического осмысления текста, систематически закреплял на уроках эти навыки, то в дальнейшем он гораздо меньше времени будет тратить на усвоение нового материала, так как будет зорко видеть в тексте ответы на конкретные вопросы, а не «огромное количество страниц».

Самое главное для учителя в обучении учащихся работе с текстом – системность в применении этих навыков и умении. Эту работу необходимо начать как можно раньше, в младших классах.

При формировании любых умений и навыков выделяются три основных этапа:

  1. Ознакомление и освоение основных составляющих умения;

  2. Тренировка в применении умения;

  3. Проверка владения умением всеми учащимися и корректировка при необходимости выполнения у отдельных учеников.



  1. Методические приёмы формирования у учащихся навыков рациональной работы с текстом.


Приём 1. Составление таблиц к тексту по заданным учителем вопросам. Учитель должен формулировать чёткие, конкретные вопросы, являющиеся, по сути, планом для освоения самого главного в новом учебном материале. Наиболее типичными ошибками учащихся при этом являются:

а) переписывание из учебника целых абзацев;

б) чрезмерное увлечение цитированием, что затрудняет дать лаконичный ответ на конкретный вопрос.

Каждый шаг в работе по заполнению таблицы учитель с учащимися должны пройти вместе! Громоздкие «куски текста», выбранные детьми в качестве ответов, необходимо сокращать до выделения «самой сути», до «выжимки».

Например, составление таблицы «Сравнение плана и карты» в 6 классе. На вопрос, что называется планом местности, учащиеся часто находят в тексте следующий ответ: «Планом местности называют чертёж, который изображает часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде. На нём условными знаками показывают, чем занята местность, какие на ней расположены объекты».

Данное громоздкое определение учитель корректирует с учащимися с помощью карандаша, выделяя подчёркиванием опорные слова, показывая, как можно «отбросить» лишние слова, не потеряв при этом сути определения: «План местности – это чертёж земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков».


Приём 2. Самостоятельная работа учащихся по составлению вопросов к тексту, которые последовательно и логично послужат планом изложения нового материала. Главное, чтобы дети подобрали к вопросам чёткие, лаконичные ответы.

Например, вопрос к тексту «Движение Земли» в 5классе: «Как называется путь Земли вокруг Солнца?» Ответ – «Орбита».

Приём 3. Составление кроссвордов по изученной теме на уроках обобщения и систематизации знаний. При оценивании кроссвордов учитывается не столько количество слов, сколько качество вопросов.

Приём 4. Составление по тексту сравнительной характеристики способствует формированию у учащихся умений проводить сравнение объектов, явлений, событий по заданным критериям, классифицировать информацию по заданным признакам, самостоятельно определять критерии для сравнения.

Например, «Сравнительная характеристика планет Солнечной системы» в 5классе. Детям даётся задание с помощью текста учебника составить сравнительную характеристику планет Солнечной системы по следующим признакам:

-- Название планеты. В честь кого названа?

-- Удалённость от Солнца.

-- Размеры (диаметр).

-- Атмосфера.

-- Поверхность.

-- Спутники.

В результате выполнения данной работы ученики вместе с учителем составляют сравнительную характеристику планет и заполняют таблицу, после чего подразделяют планеты на две группы: планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).


Планеты Солнечной системы.


Название

планеты

Удалённость

от Солнца

Размеры

(диаметр)

Атмосфера

Поверхность

Спутники

1.





2.





3.






4.

Меркурий





Венера





Земля






Марс

58млн. км.





108млн. км.





150млн. км.






228млн. км.

4880км.





12100км.





12742км.






6790км.

Нет





Плотная, облачная, из углекислого газа

Содержит азот, кислород, углекислый газ


Тонкая разрежённая из углекислого газа

Похожа на Лунную (много кратеров, гор)

Холмистые равнины, горы, вулканы


Более 70% поверхности покрыто водой, есть равнины и горы на суше

Пустыни, кратеры, горы

Нет





Нет





Луна







Фобос, Деймос

5.



6.




7.



8.

Юпитер



Сатурн




Уран



Нептун

778 млн. км.



1427млн. км.




2870млн. км.



4497млн. км.

140тыс. км.


120тыс. км.



51000км.



49500км.

Из водорода


Из водорода



Из водорода


Из водорода

Жидкая или газообразная


Не имеет твёрдых поверхностей


Не имеет твёрдых поверхностей

Не имеет твёрдых поверхностей

63



60




27




13


Приём 5. Перевод информации из одного вида в другой: текста в таблицу, график, круговую диаграмму, в карту, несколько тематических карт - в текст.

По итогам таких задании учащиеся формулируют вывод. Например, при изучении в 8классе темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» учащимся даётся задание: с помощью карт атласа – физической, тектонической, геологической, карты минеральных ресурсов составить текстовую характеристику двух территорий России (Западно-Сибирская равнина и Уральские горы).

В итоге сравнения учащиеся формулируют вывод: «Западно-Сибирская равнина расположена на устойчивом участке земной коры – платформе палеозойского возраста. Сложена осадочными породами, залегающими горизонтальными слоями, с которыми связаны полезные ископаемые осадочного происхождения (нефть, газ, соли). Уральские горы лежат в области герцинской складчатости, сложены магматическими и метаморфическими породами, богаты рудными ископаемыми и камнями-самоцветами».

Приём 6.Проведение практических работ на контурной карте на основе использования материалов текста и плана-алгоритма.

Например, при изучении темы «Топливно-энергетический комплекс Пермского края» проводится работа, которую учащиеся 9класса выполняют с помощью текста учебника

«География Пермской области, карт атласа и контурной карты. Практическую работу учащиеся выполняют по следующему плану-алгоритму:

  1. По тексту учебника (с. 130-135) и картам атласа (с. 6,17) определить наличие первичных энергоресурсов в Пермском крае.

  2. Нанести местоположение топливных ресурсов на контурную карту. Размером условного знака отразить запасы месторождения.

  3. Назвать типы электростанций Пермского края и заполнить таблицу:

Тип и название

электростанций

Мощность

(тыс. кВт)

Потребляемый энергоресурс

Место расположения электростанции

Примечания







  1. Построить круговую диаграмму «Доля разных типов электростанций в производстве электроэнергии». Сравнить показатели производства на станциях разного типа в Пермском крае, в России и в мире.

  2. Дать оценку уровня развития электроэнергетики в Пермском крае. Для этого сравнить обеспеченность электроэнергией на душу населения в Пермском крае и в России.

  3. Предложить пути экономии электроэнергии в нашей школе и у себя дома.

  4. На контурной карте обозначить:

а) электростанции разного типа с указанием их мощности;

б) условными знаками подразделить тепловые электростанции на ТЭЦ и ГРЭС;

в) линии электропередачи (ЛЭП) между электростанциями, между электростанциями и потребителем;

г) попробуйте предложить свой вариант будущего развития энергетики Прикамья:

- где, на ваш взгляд, могут быть построены новые электростанции?

- на каком энергоресурсе они будут работать?

- возможно ли использование альтернативных (нетрадиционных) источников

энергии?

- возможно ли строительство атомной электростанции? Если возможно, то

предположите – где?

Приём 7. Работа не только с текстом учебника, но и с разнообразной информацией, которую учащиеся готовят самостоятельно (устное сообщение). В ходе прослушивания сообщений учащиеся не должны пассивно слушать! Надо научить их думать и анализировать излагаемый одноклассником материал. Слушая доклад, учащиеся в тетрадях составляют план или заполняют таблицу.

Обучаемым важно объяснить, что план или таблица – это не стенографический отчёт, что не надо стараться записывать всё из слова в слово, а надо выделить и зафиксировать главные факты и мысли. Для уточнения этих фактов учащиеся могут задавать отвечающему вопросы и дополнять его ответ.

Описанный приём развивает у учащихся аналитическое мышление. Навыки, полученные в результате этой несложной работы, универсальны. Учащиеся, умеющие в устной речи выделять основные мысли, быстро и цепко схватывают суть учебных и житейских задач, основные положения новой для них информации.

3. Активизация обучения на уроке.

Эффективность работы учащихся повышается, когда они знают с самого начала последовательность выполнения учебных задач и то, что необходимо освоить к концу занятия.

В завершении урока необходимо подвести итоги; кроме оценок дети должны узнать, что они успели сделать, а что не успели; что получилось хорошо, а над чем надо поработать дома.

На уроках не должно быть незанятого ученика! В практике работы используется приём обучения школьников слушать учителя и друг друга с максимальной концентрацией внимания. Чтобы сформировать и автоматизировать это полезное умение у учащихся нужно использовать следующие задания:

  1. Во время выступления другого ученика записывать ответы на заранее поставленные вопросы.

  2. Во время ответа одноклассника весь класс готовится к анализу его выступления по плану.

  3. Ученикам предлагается задать отвечающему не менее трёх вопросов.

  4. Ученикам предлагается написать резюме.

При изучении каждой темы для придания значимости и вселения чувства сопричастности к изучаемому материалу учитель должен раскрывать практическую направленность изучаемого. Так, при изучении темы «Минеральные ресурсы» (8класс) учащиеся дают оценку, на сколько лет каких минеральных ресурсов хватит при современных темпах их использования. Составляют примерный перечень материальных благ, которых каждый может лишиться в связи с исчерпаемостью и невозобновимостью минеральных ресурсов, изучив дополнительную информацию, дети предлагают альтернативные варианты для замены израсходованных ресурсов.

В процессе изучения школьного курса географии учащимся необходимо предлагать решать учебные задачи. В результате у них формируется хозяйское отношение к богатствам своей Родины, а географию дети понимают с позиции «Чем владеем?», «Как грамотно, по хозяйски этим можно распорядиться?».


ЛИТЕРАТУРА.


  1. Болотникова Н.В. Методическое пособие по курсу «География» Региональный компонент. М.: Русское слово, 2012.

  2. Горбатова О.Н.Технология решения творческих задач. Волгоград, 2011.

  3. Иванова В.Н. ,Антонова Е.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся. Волгоград, 2009.

  4. Курбатова Е.Е. Методические приёмы формирования метапредметных компетенций учащихся. // География в школе, 2013, №2. – с.40-43.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сальникова Нина Николаевна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 170150


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства