«Формирование системы географических умений в курсе географии 5 класса в контексте ФГОС ООО»
«Формирование системы географических умений в курсе географии 5 класса в контексте ФГОС ООО»
Учитель, уже работающий по ФГОСам или же только готовящихся к переходу на преподавание в новых условиях, должен иметь в виду по меньшей мере два основополагающих момента.
Во-первых, ФГОС имеют в своей основе системно - деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов.
Во-вторых, требования к результатам освоения основной образовательной программы на трёх уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Это подразумевает освоение и междисциплинарной программы развития УУД, а в её рамках и развитие читательской компетенции, и совершенствование навыков работы с информацией, и приобретение опыта проектно-исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование системы географических умений в курсе географии 5 класса в контексте ФГОС ООО» »
«Формирование системы географических умений
в курсе географии 5 класса в контексте ФГОС ООО»
Сальникова Нина Николаевна
учитель географии
МБОУ «Спешковская ООШ»
Очерского района
Учитель, уже работающий по ФГОСам или же только готовящихся к переходу на преподавание в новых условиях, должен иметь в виду по меньшей мере два основополагающих момента.
Во-первых, ФГОС имеют в своей основе системно - деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов.
Системно – деятельностный подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий (УУД) – общеучебных умений и навыков, овладение которыми даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности.
Выделяют четыре вида УУД: личностные (связанные с самоопределением, смыслообразованием, нравственно-этическим оцениванием), познавательные (включающие общеучебные, логические, знаковосимволические действия), коммуникативные (обеспечивающие социальную коммуникативность, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении), регулятивные (связанные с умением ставить цель, составлять план, действовать по плану, оценивать и прогнозировать результат, корректировать свою работу).
Во-вторых, требования к результатам освоения основной образовательной программы на трёх уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Это подразумевает освоение и междисциплинарной программы развития УУД, а в её рамках и развитие читательской компетенции, и совершенствование навыков работы с информацией, и приобретение опыта проектно-иследовательской деятельности.
На мой взгляд, География как учебный предмет даёт широкие возможности формирования не отдельно предметных УУД, но и междисциплинарных. Ведь курс географии в 5 классе является первым географическим курсом, оказывающем влияние на формирование географической культуры обучающихся как части общей культуры человека. Географические знания лежат в основе формирования умений опыта творческого и эмоционально-ценностного отношения обучающихся к природе, социально-культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве.
В курсе географии 5-го класса формируются следующие группы умений:
общеучебные (работа с текстом, внетекстовыми компонентами учебника, тренажёром, хрестоматией, тетрадью);
практические (работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами). С помощью практических умений проводятся измерения, вычисления, построение графиков, определение координат, высот и глубин и т.д.)
оценочные (давать оценки:
пространственно-временные (горы старые – молодые, высокие – низкие);
эстетические, с позиции прекрасного (красиво-безобразно; хуже-лучше);
географические, экологические, основанные на знании свойств объекта, закономерностях взаимодействия между этими свойствами;
нравственные. Главным критерием нравственной оценки является ценностное отношение к объекту.
коммуникативные. В процессе изучения курса важно научить детей работать в группе, слушать товарищей, высказывать свое мнение, осваивать морально-этнические и психологические принципы общения.
Опыт творческой деятельности формируется в курсе в ситуациях вовлечения учащихся в решение географических проблем. Он проявляется в самовыражении и зависит от развития творческих способностей личности. Компонентами опыта являются проблемная ситуация, проблема, умение создавать и выдвигать гипотезы, прогнозировать («что будет, если…), давать оценки и делать выбор, решать учебно-познавательные и учебно-практические творческие задачи.
Формирование у пятиклассников опыта проектно-исследовательской деятельности автор тезисов «выносит» на мастер-класс.
План проведения мастер – класса.
Актуализация темы мастер - класса.
Активизация деятельности участников мастер – класса.
Практикум (построение графиков изменения температуры воды в реке, роднике; изменения длины солнечной тени).
Анализ построенных графиков, формулирование природных закономерностей.
Рефлексия.
Для проведения практикума мастер - класса участникам раздаются данные наблюдений за сезонными изменениями в природе за 2014 год, на основе которых строятся графики. Предлагаются также листы – задания.
Мастер – класс завершается заполнением листов рефлексии.