Формирование познавательных способностей у слабоуспевающих учащихся на уроках географии
Формирование познавательных способностей у слабоуспевающих учащихся на уроках географии
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Но в то, же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность учеников.
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема слабоуспевающих учащихся, так как в каждом классе есть дети, которыетребуют особого внимания в процессе обучения.А как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций.Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.
Решению проблем со слабоуспевающими учащимися служит правильно организованная поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике, как обучение в сотрудничестве или групповая форма работы. Работа в группах позволяет слабоуспевающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Такую форму работы использую на уроках географии в 7 классе по темам: «Население и политическая карта», «Страны Евразии», «Природные зоны».Работая в группе, каждый участвует в работе, внося свой посильный вклад, используя при этом знания, полученные и обработанные всей группой. Ученикам прощеполучить консультацию и попросить объяснения уодноклассников, чем у учителя. Выслушав всех членов группы,учащиеся приходят к общему выводу и защищают перед классом свое решение.Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время тратят на достижение главной цели урока. Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику (слабый ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных способностей у слабоуспевающих учащихся на уроках географии »
«Формирование познавательных способностей у слабоуспевающих учащихся на уроках географии»
Б.С.Тулегенова
учитель географии и биологии,
КГУ «ОШ №40», г. Караганда
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Но в то, же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность учеников.
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема слабоуспевающих учащихся, так как в каждом классе есть дети, которыетребуют особого внимания в процессе обучения.А как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций.Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.
Решению проблем со слабоуспевающими учащимися служит правильно организованная поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике, как обучение в сотрудничестве или групповая форма работы. Работа в группах позволяет слабоуспевающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Такую форму работы использую на уроках географии в 7 классе по темам: «Население и политическая карта», «Страны Евразии», «Природные зоны».Работая в группе, каждый участвует в работе, внося свой посильный вклад, используя при этом знания, полученные и обработанные всей группой. Ученикам прощеполучить консультацию и попросить объяснения уодноклассников, чем у учителя. Выслушав всех членов группы,учащиеся приходят к общему выводу и защищают перед классом свое решение.Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время тратят на достижение главной цели урока. Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику (слабый ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Примером может служить проведение на уроках географии игры – путешествия, урока-КВНа, урока диспута, использование разного рода головоломки, шарады, ребусы, кроссворды.
Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” – предлагаю учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока.Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения решать географические задачи, развивают речь и мышление.
Использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением – хлопками, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у детей неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Например, приемы с мячом использую при проверке домашнего задания или при закреплении. При этом ученик задает вопрос и бросает мяч другому, а получивший мяч – отвечает и т.д.
Одной из развивающих технологий на уроках географии является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектому учащихся систематизируются и обобщаются не только полученные знания, но развивается память, мышление и внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам знания,полученные на уроках применить на практике.
Слабоуспевающие ученики нуждаются в помощи учителя и его положительной оценке. В связи с этим хотела бы напомнить о системе содержательных оценок, разработанной Ш.А. Амонашвили. Такая система оценивания включает в себя четыре компонента:
-доброжелательное отношение к ученику как к личности;
-положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
-конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;
-конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Применение разнообразных методов и приемов на уроках географии определенным образом повлияла на повышение учебной мотивации, снижению уровня тревожности и улучшению эмоционального состояния слабоуспевающих учащихся к обучению.
Диаграмма мониторинга учебной мотивации в 6,7,8 классах за 3 года
Диаграмма мониторинга эмоционального отношения к обучению в 6,7,8 классах за 3 года
По результатам данных диаграмм можно сделать выводы: при применении разнообразных активных методов уровень мотивации к обучению повысился, так как у слабоуспевающих учеников развиваются исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки, творческая активность и личная заинтересованность в приобретении знаний. Также повысилось эмоциональное отношение к обучению, так как в процессе увлеченности на уроке все получают удовлетворение от выполненной работы. У слабоуспевающих учеников закрепляется чувство уверенности в себе, создается ситуация успеха, что так необходимо для достижения положительных результатов.