kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных способностей у слабоуспевающих учащихся на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Но в то, же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность учеников.

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема слабоуспевающих учащихся, так как в каждом классе есть дети, которыетребуют особого внимания в процессе обучения.А как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций.Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

Решению проблем со слабоуспевающими учащимися  служит правильно организованная поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике, как обучение в сотрудничестве  или групповая форма работы. Работа в группах позволяет слабоуспевающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Такую форму работы использую на уроках географии в 7 классе по темам: «Население и политическая карта», «Страны Евразии», «Природные зоны».Работая в группе, каждый участвует в работе, внося свой посильный вклад, используя при этом знания, полученные и обработанные всей группой. Ученикам прощеполучить консультацию и попросить объяснения уодноклассников, чем у учителя. Выслушав всех членов группы,учащиеся приходят к общему выводу и защищают перед классом свое решение.Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время тратят на достижение главной цели урока. Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику (слабый ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных способностей у слабоуспевающих учащихся на уроках географии »



«Формирование познавательных способностей у слабоуспевающих учащихся на уроках географии»


Б.С.Тулегенова

учитель географии и биологии,

КГУ «ОШ №40», г. Караганда


В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Но в то, же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность учеников.

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема слабоуспевающих учащихся, так как в каждом классе есть дети, которыетребуют особого внимания в процессе обучения.А как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций.Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

Решению проблем со слабоуспевающими учащимися служит правильно организованная поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике, как обучение в сотрудничестве или групповая форма работы. Работа в группах позволяет слабоуспевающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Такую форму работы использую на уроках географии в 7 классе по темам: «Население и политическая карта», «Страны Евразии», «Природные зоны».Работая в группе, каждый участвует в работе, внося свой посильный вклад, используя при этом знания, полученные и обработанные всей группой. Ученикам прощеполучить консультацию и попросить объяснения уодноклассников, чем у учителя. Выслушав всех членов группы,учащиеся приходят к общему выводу и защищают перед классом свое решение.Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время тратят на достижение главной цели урока. Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику (слабый ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Примером может служить проведение на уроках географии игры – путешествия, урока-КВНа, урока диспута, использование разного рода головоломки, шарады, ребусы, кроссворды.

Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” – предлагаю учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока.Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения решать географические задачи, развивают речь и мышление.

Использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением – хлопками, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у детей неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Например, приемы с мячом использую при проверке домашнего задания или при закреплении. При этом ученик задает вопрос и бросает мяч другому, а получивший мяч – отвечает и т.д.

Одной из развивающих технологий на уроках географии является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектому учащихся систематизируются и обобщаются не только полученные знания, но развивается память, мышление и внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам знания,полученные на уроках применить на практике.

Слабоуспевающие ученики нуждаются в помощи учителя и его положительной оценке. В связи с этим хотела бы напомнить о системе содержательных оценок, разработанной Ш.А. Амонашвили. Такая система оценивания включает в себя четыре компонента:

-доброжелательное отношение к ученику как к личности;

-положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

-конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;

-конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

Применение разнообразных методов и приемов на уроках географии определенным образом повлияла на повышение учебной мотивации, снижению уровня тревожности и улучшению эмоционального состояния слабоуспевающих учащихся к обучению.


Диаграмма мониторинга учебной мотивации в 6,7,8 классах за 3 года


Диаграмма мониторинга эмоционального отношения к обучению в 6,7,8 классах за 3 года


По результатам данных диаграмм можно сделать выводы: при применении разнообразных активных методов уровень мотивации к обучению повысился, так как у слабоуспевающих учеников развиваются исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки, творческая активность и личная заинтересованность в приобретении знаний. Также повысилось эмоциональное отношение к обучению, так как в процессе увлеченности на уроке все получают удовлетворение от выполненной работы. У слабоуспевающих учеников закрепляется чувство уверенности в себе, создается ситуация успеха, что так необходимо для достижения положительных результатов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Тулегенова Бахытгул Сандыбаевна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "План работы ШМО учителей естественно - математического цикла на 2015 - 2016 уч.год "
    ["seo_title"] => string(92) "plan-raboty-shmo-uchitieliei-iestiestvienno-matiematichieskogho-tsikla-na-2015-2016-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "244712"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445980188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства