kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование контрольно – оценочных способностей учащихся как условие качественного обучения на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных задач, которые стоят перед системой современного образования, является подготовка человека, способного самостоятельно принимать решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.

 Этого невозможно достичь без  изменения подходов к системе контроля и оценки в процессе обучения. В настоящее время в большинстве российских школ критерии оценивания находятся в руках педагога. Отметка выставляется чаще всего формально, без каких бы то ни было объяснений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование контрольно – оценочных способностей учащихся как условие качественного обучения на уроках географии »

Выступление на методическом объединении учителей географии

Формирование

контрольно – оценочных

способностей учащихся

как условие качественного обучения

на уроках географии












Учитель географии МОАУ «СОШ №10» Бурнос Г.П.




24.03.2014год, г. Оренбург





Глубочайшим свойством человеческой природы

является страстное стремление людей

быть оцененным по достоинству.


Американский психолог Уильям Джеймс


Одной из основных задач, которые стоят перед системой современного образования, является подготовка человека, способного самостоятельно принимать решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.

Этого невозможно достичь без изменения подходов к системе контроля и оценки в процессе обучения. В настоящее время в большинстве российских школ критерии оценивания находятся в руках педагога. Отметка выставляется чаще всего формально, без каких бы то ни было объяснений.

Один известный педагог писал: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения».

В то же время результат любой деятельности, в том числе и учебной, требует осмысления, сравнения оценки исходных и конечных состояний.

Оценка учащихся должна быть прогностической, т.е. направленной на выявление возможностей реализации предметных умений и ретроспективной -направленной на анализ предполагаемых причин неудач для внесения корректив в последующую деятельность.

Роль учителя в контрольно-оценочной деятельности школы при таком подходе принципиально меняется: от централизованного контроля деятельности школьников к передаче контрольно-оценочных «инструментов» в руки учащихся.
Таким образом, формирование контрольно - оценочных способностей учащихся становится важным условием качественного обучения.

Контрольно-оценочные умения - это особые учебные действия, позволяющие учащемуся критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своих знаний.

Критериями сформированности контрольно-оценочных умений являются Контрольные умения, определяющиеся:

• способностью ученика принять учебную задачу;

• умением составить и осуществить план выполнения задачи;

• способностью к самостоятельному контролю и оценке результатов своей деятельности;

• потребностью учащегося в коррекции полученных результатов;

• адекватным отношением к успеху и неудаче;

Оценочные умения определяются показателями:

• потребностью в оценке своих действий;

• адекватностью оценки в решении задачи;

• умением применить найденный метод к решению других задач;

• умением соотнести полученный результат с запланированным;

• рефлексия.

Обученность выражается степенью усвоения предметных знаний, умений и навыков.

Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль, который включает три этапа:

а) возбуждение потребности в выработке навыка самоконтроля;

б) обучение системой знаний, раскрывающих сущность самоконтроля, пути его формирования;

в) осуществление длительной тренировочной деятельности по выработке умений самоконтроля.

1-й этап  Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

 Для этого учитель должен:

- показать учащимся, что любое обучение - единство двух процессов: передача учебного материала и выявление степени его усвоения;

- сообщать учащимся, когда необходим контроль и цель его проведения;

- выставляя оценку, объяснять ее, исходя из критериев;

- просить учащегося самостоятельно оценить себя и объяснить полученную оценку;

-  просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на критерии;

-  научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап   Ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Для этого следует практиковать взаимопроверку. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. При взаимо­проверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не только в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и пра­вильно понята тема.

3-й этап    Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью.

Для этого необходимо:

-     при выполнении домашней работы приучать учащихся проверять степень усвоения материала путем составления плана и пересказа, отвечать на вопросы учебника, составлять дополнительные вопросы к текс­ту, сопоставлять но­вую информацию с ранее изученной;

-  вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные ре­зультаты, проверять правильность выполнения заданий;

-  не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, а по возможности, дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;

-  не обвинять учащегося в стремлении завы­сить оценку, а помочь разобраться в нор­мах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в даль­нейшем;

-при обнаружении трудностей запоминания рекомендовать уча­щимся делать карточки тренировки самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону кар­точки, на которые дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточ­ками. После 5-6 прокручиваний, карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и т.п.;

- приучать учащихся контроли­ровать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица письменных, зачетных ра­бот с указанием результатов.

Путей предупре­ждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

а) прийти на групповое заня­тие-консультацию по теме (указывает учитель);

б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;

в) взять у учителя дополнительное задание для отработки неус­тойчивого навыка;

г) использовать имеющиеся контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);

д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя кон­спекты,  учебник, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?»;

е) формировать у учащихся умение контролировать свою деятель­ность в ходе занятия. Для этого необходимо предлагать учащимся задания, в которых нужно найти допущенные ошибки; предла­гать задания разной сложности.

При формировании навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятель­ности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспек­тов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности.

Учащихся надо обучать предварительному (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания. Он необходим ученику для того, чтобы убедиться в верном понимании цели, задачи, требований учителя.

В процессе решения учебной задачи следует поощрять и "провоцировать" текущий (коррективный) самоконтроль учащихся. Специфическими действиями этого вида являются сравнение промежуточных результатов с заданным эталоном, фиксация расходуемого времени, выбор средств достижения цели и способов решения учебной задачи и др.

На заключительный (констатирующий) самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определенного вида деятельности.

Виды и приемы деятельности для формирования контрольно - оценочных способностей учащихся :

Методические приёмы

Содержание

Защитный лист

Перед каждым уроком на столе лежит ЛИСТ, куда ученик без объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят, но, подшивая эти ЛИСТЫ, учитель держит ситуацию под контролем. Этот прием позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников.

Кредит доверия

Оценки ставятся авансом, «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. А для учителя важно дать понять ученику, что в него верят, что есть возможность для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому.

Образовательная стратегия

Учитель говорит в начале урока:- Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «5»? - Расскажи, как ты готовился Подобные рассказы помогают делиться успешным ученикам своими стратегиями. Дети учат себя сами.

Доволен-недоволен

Учитель говорит:- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой. А тем, кто остался стоять:- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен? Учитель радуется и огорчается вместе с ребятами.

Игра в случайность

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Для этого можно использовать жребий,вынимать бочонки русского лото с номером учащегося в журнале. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача у доски, тема повторения, доклада, вызываемый ученик с домашним заданием в тетради.

Ассоциативное солнышко

На доске учитель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося.

Вопросы к теме

Учитель сообщает тему урока, ученики составляют вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать или найти сами.

Я утверждаю, что…

Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью сигнальных карточек, корректируя свой ответ.

Получи бонус

В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по Д/З и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик (цвет имеет свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою работу с работой товарищей – получить оценку. Этот прием развивает дух здорового соперничества и стремление активно работать на уроке, самосовершенствоваться.

Лови ошибку!

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Составь рассказ

Используя опорные слова, составьте связный рассказ. Пример:10 класс МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН – МГРТ – МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭК. ГРУППИРОВКИ.

Белая ворона

Найти лишний объект. Пример. 8 класс. Тема «Природные зоны». Перечислены растения, определить лишнее, объяснить причину.

Да - нетка

Учитель загадывает географический объект или событие, явление природы. Ученики задают вопросы, а учитель отвечает только «да» или «нет», или из дидактических соображений может отказаться от ответа. Эта игра учит систематизировать уже имеющуюся информацию, связывать разрозненные факты в единую картину, а так же слушать и слышать учеников

Географическая

почта

Ученик по­лучает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, который надо рассортиро­вать по конвертам. Например, по теме «Гидро­сфера» ученик получает три конверта. На одном написано «Море», на втором— «Озеро», на третьем — «Река». Рядом лежат 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам. На девяти карточках написано: Амазонка, Каспий­ское, Средиземное, половодье, холодное течение, котловина, вода всегда соленая, вода всегда прес­ная, вода может быть соленой или пресной. Еще на трех карточках изображены животные: синий кит, байкальская нерпа и щука. Ученик должен разложить все 12 карточек так, чтобы в каждом конверте оказались только карточки, связанные с надписью на кон­верте.

Согласен — не согласен

Ученики пишут в столбик цифры от 1 до 10. Затем учитель зачитывает список из де­сяти предложений, каждое из которых содержит в себе некоторую законченную мысль. Мысль мо­жет быть как истинной, так и ложной. Ученик должен оценить истинность сказанного учите­лем. Если он согласен с данной мыслью, то ставит напротив соответствующей цифры знак « + », а ес­ли не согласен, то знак «-».

Дерево мудрости

Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к «дереву мудрости». После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него.

Самое главное

Прочитать текст и придумать ключевое слово, характеризующее данный текст, затем ученики по очереди зачитывают свои ключевые слова и определяют, чей вариант лучше.

Гипертекст

Гипертекст – это метод наглядного графического описания понятий и их смысловые связи, которые можно проследить по направлению стрелок. Проходя по всем возможным направлениям, будут выстраиваться предложения, а в целом должен получиться связный рассказ. На первых этапах нужно учить и объяснять правилам составления гипертекста, предлагая их уже готовым и только после этого можно предложить работу по самостоятельному составлению. Пример.9 класс Тема. «Машиностроение» Задание: составить гипертекст «Машиностроение, его состав и взаимосвязи с другими межотраслевыми комплексами».

Кластер

Кластер представляет собой запись фраз по ключевому слову, которые на стадии осмысле­ния, после просмотра текста учебника анали­зируются и дополняются новыми ассоциация­ми. На стадии рефлексии учащиеся получают вопросы, ответы на которые они должны искать по кластеру или в тексте учебника. Приведем пример классического кластера при изучении «Состава и значения агропромышленного ком­плекса России» в IX классе.

Задание: Используя ключевое слово «Агро­промышленный комплекс», составьте кластер. Примеры ассоциаций: сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, сельско­хозяйственное машиностроение, пашня, сель­хозкультуры и т.д. Затем учащиеся, просмо­трев текст учебника по данной теме, дополня­ют кластер новыми словами.При изучении темы «Электроэнергетика» можно использовать метод бумажного кластера. Ученики получают задание: «Перед вами находят­ся карточки со словами, выберите из них только те, которые относятся к теме «Электроэнергетика» и расположите (наклейте) их в опре­деленном порядке вокруг ключевого слова «Электроэнергетика»».

Опрос-итог

В конце урока ребятам можно предложить закончить записанные на доске предложения: - А я и не знал… - На будущее мне надо иметь в виду… - Самым сложным для меня сегодня было… - Сегодня урок показал мне…

Самооценка

Дается лист или таблица самооценки знаний по определенной теме, где ребенок самостоятельно оценивает степень усвоения пройденного материала по балльной системе. Шкала оценивания. «+», участвовал в работе – 1 балл, «0», не участвовал в работе – 0 баллов, «-», мешал работе – минус 1 балл.

Трехуровневое задание

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень – задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. По усмотрению учителя эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень – творческое задание.

Идеальное задание

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание можно задавать после проведения контроля.

Творчество работает на будущее

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактического материала: составить тест из 5 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.

Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Эффективность и результативность формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников состоит в том, что у обучающихся происходит реальное развитие оценочных умений, снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения, обеспечиваются стабильные положительные результаты на промежуточной и государственной итоговой аттестации.



Уровни сформированности самоконтроля:

Первый уровень-отсутствие контроля

Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются. Часто допускаются ошибки даже при решении хорошо знакомых задач. Не замечает ошибок, допущенных другими учениками. Обращает внимание лишь на нарушение внешних требований («грязно», загнуты углы»). При просьбе учителя проверить свою работу и исправить ошибки действует хаотично, не придерживаясь никакого плана проверки и не соотнося свои действия ни с какой схемой.

Второй уровень- контроль на уровне непроизвольного внимания.

Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. Контроль в форме целенаправленного действия по соотнесению выполняемого процесса с усвоенной им схемой действия отсутствует. Хорошо знакомые действия может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить её самостоятельно или по просьбе учителя, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни сам ошибку, ни правильный вариант, даёт лишь формальные ответы типа: так неправильно, так надо. Что касается новых, хорошо усвоенных действий, то ошибки в них допускаются часто, и при этом не замечаются и не исправляются.

Третий уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку, но, как правило, находит её , исправляет и может при этом объяснить свои действия. Одновременно совершать новое действие и соотносить его со схемой ребёнок затрудняется. Что касается хорошо освоенных или неоднократно повторенных действий, то в них ребёнок почти не допускает ошибок, а если допустит, может самостоятельно найти их и исправить. Во всех случаях, исправляя ошибку, ребёнок может обосновать свои действия, ссылаясь на усвоенную и осознанную схему действия

Четвёртый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

В процессе выполнения действия ученик ориентируется на осознанную и усвоенную им схему действия и успешно соотносит с ней процесс выполнения. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причём случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Однако, столкнувшись с новой задачей или изменением условий действий, требующих корректив в саму схему действия, ученик оказывается беспомощным и не может отступить от заданной схемы.

Пятый уровень - потенциальный рефлексивный контроль.

Столкнувшись с новой задачей, внешне похожей на решавшиеся ранее, ученик выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая, что эта схема неадекватна новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью учителя и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник- несоответствие применённого действия новым условиям. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом применённых способов.

Шестой уровень - актуальный рефлексивный контроль.

Решая новую задачу, внешне похожую на решаемые ранее, ученик может самостоятельно обнаружить ошибки, возникающие из - за несоответствия применяемого им обобщённого способа действия (или схемы) новым условиям задачи. В связи с этим самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия, т.е. принципов его построения. Помощь учителя может встречать отрицательно, пытаясь сначала выработать новый способ самостоятельно.

В заключении Притча Джорджа Х. Риверса «Школа для животных».

Однажды животные организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.

Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но е нее были низкие оценки за полет и еще хуже – за бег. Поскольку она медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее лапки ослабли, так что и плавать стала неважно. Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали.  На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему. В конце года лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и объединившись с сусликами, создали частную школу.

Мораль притчи: учет индивидуальных способностей

Поиск новых подходов к оцениванию достижений учащихся, связан с переходом от принципа оценивания по соответствию норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бурнос Галина Петровна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241803


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства