Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 5-х классов, которые уже знакомы по урокам окружающего мира с предметами биологией, географией, химией, физикой и астрономией.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания по предметам физика, химия, которые будут изучаться по учебному плану в 7-8 классах, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.
II.Цель, задачи программы:
Цель: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, расширить знания по предметам физика, химия.
Задачи: 1.Способствовать популяризации у учащихся знаний по предмету физика и химия.
2. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
3. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
4. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.
III. Учебно-тематический план:
Курс рассчитан на 17 часов, включает теоретические и практические занятия, для учащихся 5-х классов:
№ п/п
Тема занятия кружка:
Количество часов:
теория/ практика
Основные виды внеурочной деятельности:
Введение (5 ч)
1
Природа. Неживая и живая природа. Мир живой и неживой природы. Экскурсия: «Осень - чудное время года».
практика
Знакомство с предметами живой и неживой природы.
2
Удивительное в мире живой и неживой природе.
теория
Знакомство с презентацией.
3
Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
теория
Знакомство с презентацией
4
Человек – часть природы. Его здоровье и безопасность. Вредные привычки.
практика
Проведение измерений физического развития школьников.
5
Физика и химия – науки о природе. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
практика
Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Измерительными приборами : линейкой, измерительной лентой, весами, термометром, мензуркой (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).
Строение и свойства тел и веществ (12ч)
6
Тела и вещества.
теория/практика
Демонстрация: веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии.
Демонстрация опыта «Три состояния воды».
7
Свойства твердых тел, жидкостей и газов.
теория/практика
Демонстрация упругости и пластичности тел
8
Вещества чистые и смеси.
теория/практика
Демонстрация свойств серы и железа в виде веществ и смеси
9
Молекулы. Атомы. Элементы
теория/практика
Демонстрация моделей молекул разных веществ. Работа с пластилином, создание молекул.
10
Движение частиц вещества.
теория/практика
Знакомство с понятием диффузия. Демонстрация опытов, доказывающих диффузию в газах и жидкостях
11
Взаимодействие частиц.
теория/практика
Знакомство с взаимодействием между молекулами в жидкостях и газах.
12
Явления природы: Физические явления
теория
Знакомство с видами физических явлений
13
Самые распространенные физические явления: образование радуги, снежинок.
теория/практика
Вырезание снежинок из бумаги.
14
Электрические явления: гроза, молния и выпадение градин при грозе. Как уберечь себя во время грозы.
теория/практика
Разработка памятки.
15
Химические явления. Горение и окисление.
теория/практика
Демонстрация опыта: с горением свечи. Демонстрация жидкого и твердого топлива.
16
Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Что такое энергосбережение.
теория
Знакомство с физическими и химическими явлениями природы в повседневной жизни, понятием энергосбережения.
17
Природа. Неживая и живая природа. Мир живой и неживой природы. Экскурсия: Зима – удивительное время года».
теория/практика
Сравнение в изменениях природы в разное время года: осенью и в зимний период.
ИТОГО:
17
IV.Содержание программы:
Введение (5 часа):
Природа. Неживая и живая природа. Экскурсия: «Осень - чудное время года». Удивительное в мире живой и неживой природе. Человек и природа. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Его здоровье и безопасность. Вредные привычки. Физика и химия – науки о природе. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Экскурсия: Зима – удивительное время года».
Строение и свойства вещества (12 часов):
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Что такое энергосбережение.
V. Годовой календарный учебный график:
Сроки начала и окончания четверти
Количество учебных недель
Количество занятий
1 четверть
03.09.2015- 30.10.2015
9
9
2 четверть
09.11.2015-28.12.2015
7
7
3 четверть
14.01.2016
1
1
Итого за учебный год:
17
17
VI. Организационно – педагогические условия реализации программы
Подготовительный этап (август):
разработка программы, составление плана работы кружка на 1 полугодие;
Организационный этап (сентябрь):
Создание группы любознательных детей.
Основной этап (сентябрь - январь):
реализация программы, приобретение первоначальных знаний и умений.
Заключительный этап (январь):
рефлексия: проведение анкетирования (опрос удовлетворенности работы кружка).
VII. Планируемые результаты:
Личностными результатамиизучения введение в естествознание являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости охраны окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни.
Метапредметными результатамиизучения естествознания в основной школе являются:
формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.
VIII. Оценочные и методические материалы:
Формы контроля
1.Участие в олимпиадах, викторина, интеллектуальных разминках, дискуссиях, проектно-исследовательской работе, конференциях и других внеклассных мероприятиях.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (1-5), так и с помощью оценочных суждений (рецензий).
Критерии отслеживания усвоения программы
Основной оценкой эффективности работы педагога по реализации программы являются открытые учебные занятия, участие в творческих конкурсах различных уровней.
Условия реализации программы
Для реализации программы учащиеся будут использоваться кабинет географии. Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, доска. Физическое и химическое оборудование (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, металлический штативы, держатель для пробирок). Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка.
Воспитательная работа
Целью работы с учащимися в процессе получения первоначальных знаний по предметам физика и химия является: способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения, а также развивать культуру взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать развитию культуры речи; воспитанию интереса к миру живых существ, воспитанию ответственного отношения к порученному делу.
Литература
Основная и дополнительная учебная литература:
1. Плешакова А. А., Сонина Н. И. «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 класс. М. Дрофа,2015
2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2011