kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на педсовет «Применение критериального оценивания на уроках географии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педсовет «Применение критериального оценивания на уроках географии»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовет «Применение критериального оценивания на уроках географии»»

«Применение критериального оценивания на уроках географии»


Учитель географии Белгибаева Е.А.


«Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.»  Традиционная система оценивания страдает определенной степенью расплывчатостью, произвольность норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Школьная система оценивания должна ориентировать ученика на успех, способствовать развитию самооценки, поощрять и стимулировать учение и даже незначительные продвижения учащихся, давать информацию об уровне выполнения программы. Методы критериального оценивания серьезно отличаются от традиционных, при которых учащиеся становятся заложниками таких факторов, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или его представлений о методе оценивания вообще, вроде: «На пятерку знаю только я, ученик же по определению не может получить выше четверки». Один учитель оценивает выученный урок, другой выставляет отметку за знание всей темы, третий примешивает сюда оценку поведения, прилежания и т.д. Это приводит к тому, что традиционная система оценивания не способствует становлению и развитию самооценки, мало способствует эффективному обучению. Необходимо создание психологической комфортной образовательной среды для мотивации ученика к успешной учебной деятельности. 

Критериальное оценивание – способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата. Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). Основанием такой практики является утверждение, что все должны учиться на «пять». В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений. 


Особенности критериального подхода: 

- Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной; 

- Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса; 

- Появляется возможность рефлексии деятельности ученика; 

- Ученик осмысливает результаты своей деятельности; 

- Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно. 

- Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся. 


На уроках с использованием новых подходов в обучении важно научить учащихся оценивать самих себя. Для того чтобы учащимся было понятно каким образом происходит оценивание, им предлагаются различного рода способы оценивания – с использованием стикеров, смайликов, сигнальных карточек и самое главное критериев. Важный момент на данном этапе, предоставить учащимся возможность оценить себя и других. Но у учащихся появляются трудности при оценивании своих одноклассников из-за того, что чаще встречается такой пример: если ты мой друг, то ты мне поставишь пять, и я тебе поставлю тоже, а если ты мне поставишь плохую отметку.

Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся по предмету географии.

В этих случаях выручают критерии разработанные учителем к уроку: это как раз тот стандарт, который необходимо усвоить учащимся на данном этапе обучения. Что такое критерии и где их взять? Критерии – это те факты, понятия и аргументы, которые ученики должны знать, понимать, уметь воспроизводить и преобразовывать. Более понятными словами это утверждения, начинающиеся со слов: я знаю…, я могу рассказать (объяснить, показать, составить и т.п.), т.е. это как раз тот стандарт обучения, к которому стремятся все учителя.


Пример критериев к уроку географии, на тему: «Географическое положение материка Евразия»:

  1. Я умею определять ГП материка и нулевой меридиан.

Я умею определять географические координаты .

Я знаю виды карт.

  1. Я умею сопоставлять материал учебника с картой.

Умею определять расстояние между крайними точками материка.

Могу выделить общие черты у материков Северного полушария!

  1. Могу назвать причины, по которым материк считают самым выгодным в своем расположении.

Могу объяснить, с чем связано плотное заселение материка.

Могу оценить ГП материка Евразия.

Умею составлять критерии оценивания для изученного материала.


Критерии оценивания работы с контурной картой

  1. Умение правильно определить место объекта

  2. Графические умения

  3. Грамотность, аккуратность

  4. Количество обозначенных объектов

  5. Оформление работы (наличие названия работы, условных знаков)


Пример задания. Тема «Африка», 7 класс

Надпишите объекты, которые имеют следующие характеристики:

  • Крайняя южная точка материка

  • Пересыхающее озеро в северной части Африки

  • Река, которая дважды пересекает экватор

  • Горная система в северо-западной части материка

  • Самое большое озеро на материке

  • Самое глубокое озеро материка

  • Море, которое омывает материк на северо-востоке

  • Перешеек, который соединяет Африку и Евразию

  • Самая высокая точка материка

  • Водопад открытый Д. Ливингстоном

Критерии оценивания работы

  1. Знание особенностей объектов

  2. Знание местоположения объектов

  3. Умение картографически грамотно надписывать объекты

  4. Грамотность и аккуратность

  5. Оформление работы



Критерии оценивания устного ответа: 

-Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике; 

-Использование научной терминологии в контексте ответа; 

-Объяснение причинно-следственных и функциональных связей; 

-Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 

-Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей. 

Критерии оценивания заполнения таблицы: 

- Полное заполнение граф таблицы; 

- Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф; 

- Эстетичность оформления работы. 

Заключение. 

Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на педсовет «Применение критериального оценивания на уроках географии»

Автор: Белгибаева Екатерина Алексеевна

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 436114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства