Просмотр содержимого документа
«Доклад «Компетентностный подход в преподавании географии».»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Доклад
«Компетентностный подход в преподавании географии».
Подготовила: учитель географии
Магомедова Р.Г.
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле горящими ступнями,
Всё воспринять – и снова воплотить.
М.Волошин.
География — универсальный школьный предмет, который открывает перед школьником большие возможности для становления личности. В период обучения учитель помогает ученику сформировать прообраз "взрослых" компетенций. Сегодня школа дает ребенку хорошую теоретическую подготовку, но еще мало уделяет внимания практическому применению знаний, которые ученик может использовать для решения конкретных задач сегодня и в будущем.
Конкурентоспособность как качество, присущее выпускнику школы, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно-ориентированных заданий.
В методической литературе сформулированы ключевые компетенции образования. Это — руководство к действию для каждого учителя.
Ключевыми компетенции являются:
1.Изучать
2.Искать
3.Думать
4.Сотрудничать
5.Приниматься за дело
Цель компетентностного подхода:
- учиться знать;
- учиться делать;
- учиться жить;
- учиться быть.
Что же такое компетенция? В переводе с латинского это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые.
Актуальна в этой ситуации китайская пословица:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Понятно, что знания и опыт накапливаются и формируются постепенно, совершенствуясь от урока к уроку. Ученик 6 класса менее компетентен, чем ученик одиннадцатого класса. Но их объединяет обладание определенной компетенцией, которая включает личностное отношение ученика к предмету деятельности. И здесь мы уже говорим о компетентности ученика и его личных качествах, а также о минимальном опыте деятельности в определенной сфере.
Сегодня нашим ученикам для построения успешной карьеры необходимо обладать большим объемом знаний и умений. Не менее важно творчество в работе, креативное мышление, умение мыслить нестандартно.
Современная география предлагает пути решения многих проблем. В этой связи так важно ответить на вопрос: «С какой целью учить школьников географии?» С его решением связана разработка критериев отбора содержания географического образования, востребованности его результатов в жизни будущего поколения. Именно поэтому формируемые географические знания должны стать фундаментом практической деятельности, а умения (познавательные, практические) – основой для формирования ключевых компетенций.
Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика, его внутреннего мира, а также развивают его способности, в результате чего у него появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.
Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?
1.Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.
2.Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.
3.Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях.
Многие старшеклассники участвуют в научно-исследовательской и проектной работе, которая требует от ученика аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа позволяет каждому ребенку показать имеющиеся компетенции и приобрести новые.
4.Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Сегодня трудно представить ученика, который не умеет пользоваться компьютером, Интернетом, ведь это так современно, а молодежь всегда тянется к новому. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Картина мира изменяется слишком быстро, а "книжная" литература не успевает отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, подготовить, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса и многое другое. Вовлекая учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями, которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни. Учителя тоже повышают свою компетенцию.
5.Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
География — предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг.
Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования. Чем раньше ученик это осознает, тем больше компетенций освоит.
Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии:
1.работа с учебником, географической и научно-популярной литературой;
2.работа с картами и картосхемами;
3.работа со статистическими материалами;
4.работа на местности;
5.наблюдение за окружающей средой;
6.работа с ресурсами СМИ и Интернет;
7.учебные научные проекты.
Рассмотрим формы учебных занятий, которые используются на уроках географии:
1.Урок – путешествие
2.Урок – ролевая игра
3.Урок – деловая игра
4.Урок – пресс-конференции
5.Урок – конкурс, соревнование, турнир
6.Урок типа КВН
7.Урок – аукцион
8.Урок типа «Следствие ведут знатоки»
9.Урок - дебаты
10.Урок – «Эврика!»
11.Урок – общественный смотр знаний
12.Урок взаимообучения
13.Урок - мастерская
14.Урок - поиск
15.Урок - консультация
16.Урок – творческий отчет.
Необходимым условием для реализации компетентностного подхода к обучению является усиление внимания к особенностям, мотивам и интересам отдельного ученика. Процесс обучения должен быть подкреплён психолого-педагогической основой, поэтому я, как учитель, выступаю как организатор познавательной деятельности школьников, их помощник, и консультант. Именно я создаю благоприятные условия для эффективного обучения, для формирования личностных характеристик каждого учащегося.
Система работы учителя: возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии.
1.Помочь детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности.
2.Научить применять знания в конкретной ситуации.
3.Уметь достигать положительных результатов.
Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения.
Педагогическая мастерскую по формированию ключевых компетентностей обучающихся можно представить следующей схемой:
1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Учитель должен быть наставником, координатором, партнером. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:
- создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
- развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- организация групповой работы;
3. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности. При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными должны быть те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Нужно учить своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации предпочтение отдается таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка.
Используются 5 правил:
1. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
2. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
3. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
4. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
5. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе.
Существует следующая структура самого компетентностно-ориентированного задания:
- стимул,
- задачная формулировка,
- источник информации,
- бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
- инструмент проверки.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
- оценить уровень развития предметных знаний и умений;
- оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
- оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
- формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Вывод.
Рекомендаций при использовании компетентносного подхода:
1.Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7.Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
9.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12.Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
13.Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
14.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Заключение
Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
Конечно, нужно отметить, что в процессе формирования компетенций учащихся возникает ряд трудностей. Поэтому нельзя говорить о том, что все вопросы решены и все используемые современные методы способствуют развитию компетенций учащихся.
Ключевой замысел модернизации образования — идея развития, где человеческая личность — главное богатство, которым обладает мир. Учителя географии всячески способствуют развитию этой личности. Пусть наш мир будет богаче.