Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование инновационных методов работы на уроках географии".»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Доклад
"Использование инновационных методов работы на уроках географии".
Подготовил: учитель географии
Магомедова Раисат Гусейновна
Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Цель: Повышение эффективности образовательного процесса методами использования инновационных технологий на уроках географии.
Задачи: Формирование положительной мотивации к изучению географии. Расширение знаний обучающихся по географии. Развитие творческих способностей личности. Применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Начать свое выступление я хочу словами известного педагога, автора энциклопедии образовательных технологий – Германа Константиновича Селевко: «Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных идей, технологий, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного».
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение».
Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально значимые ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности. Как показывает практика, достижению выше перечисленных результатов способствует использование современных педагогических технологий.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для овладения географическими знаниями, навыками и способами действия каждым обучающимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Моя методическая проблема «Внедрение инновационных технологий как средство формирования стойкой мотивации к изучению географии» позволяет наиболее полно применять новые технологии в обучении географии, добиваясь более качественных результатов.
Без знаний о Земле личность не состоится. География — единственная в базовом учебном плане школьного образования наука, которая дает общее представление о Земле как планете. Какое бы профессиональное образование ни получил потом выпускник школы, без географии нет достаточных пространственных представлений, нет комплексных образцов природных ландшафтов, нет знаний о странах и континентах, о народах их населяющих, о взаимодействии природы, общества и хозяйства. География формирует общую культуру. Она необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения – географической картой.
Все, вышесказанное, должно способствовать большему появлению интереса к предмету у обучающихся. Но, к сожалению, сегодня географическое образование не использует в полном объеме своего образовательного, развивающего и воспитательного потенциалов и опасность заключается в том, что географическая наука может затеряться среди других наук. Поэтому учитель обязан так активизировать учебный процесс, чтобы обучающемуся сегодня и сейчас было интересно, чтобы ему в настоящий момент захотелось работать, и у него не было другого выбора, кроме активной работы на уроке.
Нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учащихся своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого обучающегося?» Какой преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Использование инновационных технологий на уроках географии позволяет: активизировать познавательную деятельность обучающихся, организовать одновременно детей, обладающими различными возможностями и способностями; усилить образовательные эффекты, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, развивать умения обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, повысить качество усвоения материала.
Использование инновационных технологий обучения ведет к активизации познавательной деятельности, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
На своих уроках я использую следующие технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей: адаптационно-пропедевтическая технология, технология проблемного обучения, метод проектов, интерактивная технология, ИКТ, игровая технология.
В процессе обучения школьников должна быть использована система, которая позволила бы развивать творческий потенциал ребенка и тем самым повысить качество образования обучающихся. Такая система должна строиться на признании принципа последовательного перехода от одного курса к другому, преемственности преподавания географии. В общеобразовательной школе необходимо внедрять наиболее эффективные пути пропедевтической подготовки учащихся начальных классов к дальнейшему изучению географических наук. Я стала внедрять в практику пропедевтический курс географии с 2006 года.
Преподавание пропедевтического курса нацелено на формирование необходимых умений и навыков учебного труда обучающихся, развития у них логического мышления, памяти, речи, воображения, умения создавать образ территории, эстетического восприятия окружающей среды и в конечном итоге – творческого отношения к жизни и стремления к постоянному развитию и самообразованию.
Цель пропедевтических занятий: добиться усвоения основ географических знаний на более ранних этапах обучения. При изучении данного курса доминируют игровые методы, наиболее полно учитывающие психологические особенности детей младшего возраста. Большое внимание уделяется развитию у детей фантазии, воображения, для этого используются сочинения, рисунки, ролевые игры и другие формы работы, в том числе дидактические игры для контроля усвоения знаний. Такая форма контроля способствует снятию тревожности, созданию более комфортных условий на уроке для ребенка, раскрытию его способностей и применению полученных им знаний в предложенной ситуации.
Большое внимание уделяется практической деятельности ребенка, направленной на развитие мелкой моторики, что, в свою очередь, активно стимулирует деятельность мозга.
Например, изучая тему «Строение Земли», обучающиеся с помощью пластилина создают макет внутреннего строения Земли в разрезе (ядро, мантия, земная кора). Таким образом, получается продукт урока с использованием новых форм обучения.
При изучении темы «Литосфера» - рисуют схематическое строение вулкана; выполняют проектную работу – создают макет вулкана и объясняют причины его извержения.
Ребенок, окончивший пропедевтический курс, должен перейти к систематическому обучению, не испытывая затруднений в учении, не потеряв к нему интереса. Его общее развитие должно соответствовать новым задачам. У ребенка должно быть сформировано общее представление об окружающем его современном мире, он должен уметь учиться, иметь систему ценностей и ориентаций, соответствующую его возрасту.
Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями учителя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации. Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично – поисковом и в исследовательском методах обучения.
Примеры проблемных ситуаций на уроках географии в 10-11 классах:
Чем отличаются один от другого различные историко-географические регионы мира?
Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков - мы берем ее взаймы у наших потомков»?
Чем вы объясните высокое качество произведенной в Германии продукции?
Почему на берегу океанов возникли пустыни? (7 класс)
Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Данный метод способствует формированию познавательных и социальных мотивов, а следовательно, и повышению мотивации к учебной деятельности.
Проектную методику использую как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Учащимися созданы исследовательские проекты: «Край мой – гордость моя», «Заповедные места Святогорья», «Рекреационные ресурсы Донецкой области», «Лекарственные растения нашего края», «Топонимика Донецкой области», «Глобальные проблемы человечества».
Учащиеся выполняют творческие проекты: составляют рассказы «Путешествие капельки воды» (тема «Гидросфера», 6 класс), «Три дня в Африке» (тема «Природные зоны Африки», 7 класс), а также выполняют рисунки, плакаты, макеты с последующей защитой работы.
Интерактивная технология – это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна бать согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.
Использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения. Они являются мощным средством наглядности при обучении географии. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам. Использование компьютерных презентаций позволяет сделать урок наглядным и выразительным, достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. Очевидные достоинства мультимедийных уроков – презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке.
Игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности усвоения нового материала, повышения его уровня учебной мотивации. Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными: урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие. На уроке обобщения знаний в 7 классе по теме «Африка» ребята совершили увлекательное путешествие по различным географическим объектам этого материка. За это время они выполняли задания в игровой форме: описывали береговую линию материка, отвечали на вопросы викторины, проверяли знания географической номенклатуры по карте, отгадывали географические объекты по изображениям, находили географические ошибки в тексте. Игровые технологии активизируют процесс обучения, развивают творческие способности обучающихся: умения мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных форм и методов обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием именно внеклассной работы.
Мной были использованы различные методы внеклассной работы по географии – это и работа на природе (экскурсии, походы, наблюдения) и работа с географической литературой (подготовка рефератов, докладов, выпуск газет и оформление стендов) и конечно же, игровая деятельность (вечера, викторины, игры, конкурсы, турниры).
В школе был организован географический клуб путешественников – «38-й меридиан». Главная цель работы клуба – это изучение родного края, его культурных, исторических памятников, достопримечательностей региона. Мы осуществляем экскурсии по городу. Из материала, который собираем в походах и экскурсиях, оформляем фоторепортаж, стенды, альбомы, которые используем на уроках географии. А также проводим виртуальные путешествия. Материалом для таких экскурсий являются мультимедийные средства и презентации проектных работ обучающихся.
Опыт, который приобретают ребята во время экскурсий и походов, имеет практический и научный результат. По желанию обучающегося начинается исследовательская работа под руководством учителя-консультанта.
Усилить мотивацию и качество подготовки к предмету позволяют проводимые в школе факультативные занятия «Практическая география» (9 класс) и элективный курс «Страноведение» (11 класс).
Динамика качества знаний и успеваемости обучающихся позволяют сделать вывод о работе, которая проводится по проблеме повышения мотивации к учению.
Ежегодно обучающиеся принимают активное участие в районных олимпиадах и неоднократно становились победителями районных и республиканских олимпиад. С желанием занимаются исследовательскими работами и защищают их на конференциях МАН как в районе, так и в Республике.
Регулярное использование на уроках географии и во внеклассной работе системы разнообразных форм и методов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет обучающимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни. Для накопления географических знаний обучающимися необходимо использование инновационных образовательных технологий и правильный выбор учителем методов обучения.